Исследовательский проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

6
0
Материал опубликован 1 November

Автор публикации: А. Павлик, ученица 3А класса

Исследовательский проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Павлик Агата Вадимовна, учащаяся 2 «А» класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Уватская средняя общеобразовательная школа» Уватского муниципального района Россия Тюменская область



Оглавление:

Аннотация………………………………………………………………………… с. 2

I. Введение…………………………………………………………………..……. с. 3

II. Основная часть.

1. Великая Отечественная война. Немного истории……………….…………. с. 5

2. Уватский район в годы Великой Отечественной войны.

III. Практическая часть…………..………………………....................................... с. 6

1. Мой прапрадед – Захаров Петр Иванович………..………………………с. 9

2. Анкета/опрос .………………………..…………................................................ с. 27

IV. Вывод…………………………….….……………………………….…………. с. 12

Заключение…………………………………………………………………….. с. 31

Источники информации…………..………..………………….………….......... с. 32

Приложения……………………………………………………………............... с.33



















Аннотация.

В данной работе рассматриваются воспоминания и документы о Великой Отечественной войне через призму личной истории автора и его семьи. Основной акцент сделан на фигуре прадеда – Захарова Петра Ивановича, который внес свой вклад в историю войны. Автор подчеркивает неразрывную связь между историей страны и судьбой своей семьи, утверждая, что важность памяти о войне заключается в передаче воспоминаний следующим поколениям, что в свою очередь способствует сохранению этой важной части нашей истории.


























Введение

«Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

пожалуйста, помните!»

Р. Рождественский

Великая Отечественная война затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сёстры.

Прошло почти 80 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Но память о тех великих годах не меркнет и благодарность всем, кто отстоял нашу свободу и независимость, не становится меньше. И во всех живут воспоминания ветеранов, их боль, потери, гордость за страну, которая победила в войне.

По стране сейчас идут подготовительные мероприятия к празднику Победы. В нашей школе тоже идет работа по подготовке к этому значимому событию. Я с ранних лет каждый год посещаю с родителями парад победы и решила узнать, как связана моя семья с этим событием, кто из моих родственников был участником Великой Отечественной войны, и как сложилась их судьба. Поэтому свою исследовательскую работу я посвятила этой очень важной для меня теме.

Актуальность проекта: нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки.

Цельизучить, как моя семья связана с Великой отечественной войной, и какой вклад внесли мои родственники в Победу над фашистской Германией.

Предмет: судьба моего прапрадеда - участника Великой Отечественной войны и его семьи.

Гипотезая предполагаю, что среди моих предков были настоящие герои, которые внесли свой личный вклад в Великую Победу. 

Задачи:

собрать материал об участии в Великой Отечественной войне близких родственников; 

исследовать материал, касающийся истории семей и Великой Отечественной войны; 

исследовать и изучить данные о прадедушках — ветеранах Великой Отечественной войны; 

собрать фото и документальный материал по изучаемой теме.

Методы: изучение семейного архива, информационных источников; беседа с родственниками; анкетирование одноклассников; описательный анализ полученных результатов.

Ожидаемые результаты: приобретение навыков поисково-исследовательской работы, расширение знаний о Великой Отечественной войне, сохранение светлой памяти о суровых годах жизни своих предков. 

Главный результат: создание страниц памяти в свой семейный архив

Данная исследовательская работа будет иметь практическую значимость на уроках, классных часах о Великой Отечественной войне, а также будет служить дополнительной информацией для районного краеведческого музея и библиотеки.
























I. Основная часть

1. Великая Отечественная война. Немного из истории…

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, без объявления войны, напала на нашу Родину. Весь советский народ (более 30 наций и народностей) поднялся на защиту Родины. Воевать уходили все мужчины разных возрастов от мало до велика, женщины и дети трудились в тылу. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей и принесла гибель 30 миллионам солдат и мирных жителей.

Брестская крепость находилась у самой границы и поэтому сразу оказалась на захваченной фашистами территории. В обороне крепости участвовали около 3,5 тысяч человек. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли ее осыпали снаряды вражеских армий. Целый месяц сражались советские пограничники до последнего солдата, но так и не покорились фашистам. Долго еще фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

30 сентября 1941 года войска Германии начали быстро наступать на Москву. Около двух месяцев шли бои за столицу. Немцы подобрались так близко, что до Москвы оставалось около 100 км, но нашим солдатам удалось выстоять и пойти в контрнаступление, немцы отступили.

900 дней длилась борьба за Ленинград жители, которого оказались в блокаде. 8 сентября 1941 года враг заблокировал все подступы к городу, что сделало невозможным подвоз продуктов питания, медикаментов. Люди голодали, замерзали в холодных домах, но не сдавались и продолжали защищать свой город, а также работать, выпуская продукцию необходимую фронту. Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса - легендарная «Дорога жизни». Блокада унесла жизни сотен тысяч ленинградцев, но город выстоял. 18 января 1944 года Советская армия окончательно сняла блокаду.

Одним из крупнейших и самых значимых сражений Великой Отечественной войны была Сталинградская битва, которая продолжалась с 17 июля 1942г. по 2 февраля 1943г. Первые четыре месяца герои армии мужественно оборонялись, но затем, измотав войска фашистов, смогли перейти в наступление и разгромили противника. С этого момента началось изгнание немецко - фашистских войск с территории Советского Союза.

После Сталинграда последовала Курская битва. Она продолжалась 50 дней и ночей с 5 июля по 23 августа 1943 года. В битве на Курской дуге произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В бою сошлись по 800 танков с каждой стороны. На поле боя были лучшие танковые модели второй мировой войны- советский Т- 34 и немецкий «тигр». Танковое сражение закончилось победой советских танкистов.

В 1944 году наши войска смогли освободить Украину, Прибалтику, Молдавию и прогнать вражеские войска с родных земель.

В начале 1945 года Советская Армия прорвалась на территорию Германии и заставила фашистов признать поражение. С 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции сил фашистской Германии. Официально 9 мая считается Днем Победы и празднуется по сей день.


2. Уватский район в годы Великой Отечественной войны.

Уже в первые месяцы войны на фронт ушло 658 уватцев, в районный военкомат поступило 62 заявления от добровольцев. Всего же в годы войны на фронт ушли 2987 жителей Уватского района, из них 1854 не вернулись: 1576 человек погибли в боях, 181 умер от ран, 5 погибли в плену, 92 пропали без вести. Домой возвратились лишь 1146 человек.

Мужчины уходили на фронт, а женщины, старики и дети оставались в тылу, чтобы здесь совершать свои подвиги во имя Победы. Люди старались, ставили перед собой непосильные задачи и решали их. Причем планы не просто выполнялись, но даже перевыполнялись более чем на сто процентов.















III. Практическая часть

1. Домашний архив

Чтобы узнать больше информации о своем прапрадеде - участнике Великой Отечественной войны, я обратилась к своим родным. Моя прабабушка Кузьмина Валентина Петровна родилась 1 октября 1939года, является дочерью моего прапрадеда. Ребенок войны, живой свидетель того тяжёлого времени. Сейчас ей 85 лет, я часто бываю у нее в гостях.

Когда я начала расспрашивать бабушку о ее детстве она встала и подошла к своему шкафу, высоко на шкафу лежал большой кожаный чемодан вишневого цвета. В нем лежали фотографии, вырезки из газет, пожелтевшие от времени грамоты - настоящий семейный архив. Этот чемодан, как машина времени, как ниточка, которая тянулась из прошлого к нам в настоящее. Бабушка доставала фотографию за фотографией из чемодана рассказывая мне о том, кто на них изображён. Очень долго и трепетно вглядывалась в лица, будь то проваливалась в то далёкое время. Прошлое явно навевало ей грустные воспоминания — это выдавали ее глаза, они становились мокрыми. Бабушка рассказала мне как на фронт уходил ее папа мой прадед Захаров Петр Иванович, как тяжело пришлось ее маме оставшись одной с детьми, как ей с братом рано пришлось повзрослеть и стать для мамы настоящими помощниками. С ранних лет она помогала маме в телятнике и на дойке. Как на лошади она возила молоко в бидонах, которые во много раз были больше и тяжелее ее. Тяжёлое военное и послевоенное время отложилось в памяти и на всю жизнь осело там.

Среди фотографии я увидела потрёпанные, пожелтевшие листы (приложение 1) — это были письма с фронта, весточка с надеждой. В них Петр Иванович обращался к своей супруге Ефимье Андреевне, ласково называя ее Шимой. Он всегда писал, что у него все хорошо, жив и здоров и того же желал своей семье. Передавал привет родным. И писал, чтобы не скучали.

Среди писем была найдена похоронка за номером 403 а. На похоронке был указан адрес: Московская дубровка 2 гроза ленинградской области. 102 осбр.


2. Интернет-ресурсы по восстановлению сведений об участниках Великой Отечественной войны (приложение 2)

После того как домашний архив был изучен, записаны и проанализированы воспоминания моей прабабушки Кузьминой Валентины Петровны, я решила обратится к интернет-ресурсам. В наше время существует множество сайтов для поиска информации такие как:

Добровольческий проект «Архивный батальон»1

Добровольческий проект «Архивный батальон» по восстановлению сведений об участниках войн XX века принимает и обрабатывает заявки на исследование боевого пути участников Великой Отечественной войны.

Народный проект «Установление судеб пропавших без вести защитников Отечества»2

В настоящее время не установлены судьбы более 4,7 миллионов защитников Отечества, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. До сих пор останки большого числа российских солдат и офицеров остаются непогребёнными.

Проект Память Народа3 реализован в соответствии с решением Российского оргкомитета Победа от июля 2013 года, поддержан поручением Президента и Постановлением Правительства России в 2014 году. Проект предусматривает публикацию в Интернет архивных документов и документов о потерях и награждениях солдат и офицеров Первой Мировой войны, развитие ранее реализованных Минобороны России проектов о Второй Мировой войне ОБД Мемориал и Подвиг Народа в один проект — Память Народа.

Искать информацию на этих сайтах очень легко, даже ребенку.

1. Для поиска информации мне понадобилось только знать Фамилию Имя и Отчество своего прапрадеда, а также год рождения и место призыва.

2. После заполнения формы необходимо нажать кнопку НАИТИ

3. После нажатия выходит список по фамилии имени и отчеству, с информацией о месте призыва и месте службы. Анализируем информацию и выбираем нужную.

4. Встаем на нужный результат выданый нам поисковой системой и щелкаем правой клавишей мыши. Нам открывается вся доступная информация о нашем ветеране Великой Отечественной воины. Изучаем полученую информацию: о месте службы, боевой путь, копия Листа боевых потерь.

В результате поиска информации о боевом пути Петра Ивановича. Я узнала, что мой прапрадет служил в 102 стрелковой бригаде. Имел звание красноармейца. Был убит 17 января 1943 года. Место захоронения Ленинградская область, Мгинский район, село Московская Дубровка, 2 городок.


3. Место гибели моего прадеда

Я решила узнать, где и при каких обстоятельствах он погиб. Для этого в поисковой строке

я вбила название подразделения, в котором он служил, чтобы по датам отследить его

боевой путь. (приложение 3)

На сайте википедиЯ4 я нашла очень интересную для себя информацию.

102-я отдельная стрелковая бригада (2-го формирования) — воинское соединение РККА в Великой Отечественной войне вела боевые действия в составе 67-й Армии (с января по конец апреля 1943 года) Ленинградского фронта. Во время операции «Искра». Выполняла задачу по блокированию и окружению Городокского узла сопротивления и, совместно с другими соединениями и частями, уничтожению в нём противника, восстановлению сухопутной связи с «Невским пятачком».

К моменту выступления бригада имела всего личного состава 6021 человек. Среди них были солдаты в возрасте от 19 лет и старше 50. На 45 % бригада была укомплектована выздоравливающими раненными, прибывшими из госпиталей.

За время выполнения боевой задачи бригада понесла потери в личном составе — 5179 человек и получила пополнение — 1064 человека

На вооружении бригада имела винтовки, ручные и станковые пулемёты, противотанковые ружья,  пушкиминомёты, рации, ампуломёты, противогазы, зенитные пулемёты и лошадей.

В книге Участника Великой Отечественной войны и Операции «Искра» Шигина Г. А. 5приведены следующие строки — воспоминания командира бригады подполковника Батлук А. В. о прибывающих на Ленинградский фронт из Резерва Ставки морских стрелковых бригадах: «… по количеству вооружения и личного состава эти бригады не многим уступали стрелковым дивизиям того времени


4. Операция «Искра» (Приложение 4)

На 11 января 1943 года бригада находится в районе села Большое Манушкино, а её артдивизион в районе Ленинградской области, в 2-х километрах от правого берега Невы напротив Марьино. Здесь, на левом берегу р. Нева, в 1-1.5 км северо-восточнее «Невского пятачка», располагался один из особо мощных узлов сопротивления немцев. В бой бригада введена утром 14 января. Начало боёв сложилось не удачно — бригада сразу же была контратакована врагом, связь со штабом армии потеряна. За первые четыре дня, согласно Журналу боевых действийпотери составили более 2000 человек, среди этих потерь числился Захаров Петр Иванович. Что подтверждает лист боевых потерь за 17-е января, после непрерывных боёв, 102-й и 123-й стрелковым, 152-й танковой бригадам и 123-й стрелковой дивизии удаётся сломить сопротивление врага. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. 

На месте боевых событий установлен памятник воинам 124-й стрелковой дивизии на Синявинских высотах, с упоминанием 56-й, 102-й и 138-й отдельных стреловых бригад, из которых она сформирована.

После поиска информации в интернете для меня открылось много нового. С помощью полученной информации из интернет-источников, я могу составить более подробную картину боевого пути моего прапрадеда Захарова Петра Ивановича.


5. Мой прапрадед – Захаров Петр Иванович (приложение 5)

Памяти моего прадеда посвящается…

Родился 22 января 1908 года по старому календарю в деревне Трошино Омской области Уватского района в семье крестьян Захарова Ивана Михайловича и Марии Абрамовны. Был единственным ребенком в семье. Когда вырос поступил в Тобольское Тракторное училище, на тракториста. После училища работал в деревне комбайнером.

В 1932 году женился на Кожевниковой Ефимье Андреевне. В 1938 году в семье родился первенец, сын Анатолий, а 1 октября 1939 года родилась дочь Валентина-моя прабабушка. Когда началась Великая Отечественная война на его призыв была наложена бронь, так как он находился на уборке урожая. Поздней осенью 1941 года, когда урожай был убран, ему пришла повестка на фронт. Ефимья Андреевна истопила баню, а на утро Петр Иванович ушел в совет. Оттуда и началась его дорога на фронт. Начало фронтового пути малоизвестно. Из писем родные узнали, что в одной из бомбежек он получил ранение, ему перебило ноги и его отправили в госпиталь в городе Казань. Там он провел девять месяцев на лечение. Оттуда и пришло первое письмо. Во время нахождения в госпитале Петр Иванович не сидел без дела, помогал мастерить кому тросточку, кому костыли. В последнем письме Он писал, что всех, кто лежал в госпитале срочно собирают и куда-то отправляют, а куда никто не знал. А отправляли их на Ленинградский фронт, где уже формировалась 102 отдельная стрелковая бригада для участия в операции ИСКРА.

В марте 1943 года супруга, Ефимья Андреевна получила похоронку. На похоронке был указан адрес: Московская дубровка 2 гроза Ленинградской области. За номером 403 а.

Замуж Ефимья Андреевна больше так и не вышла. В годы воины трудилась в колхозе не покладая сил, как и весь советский народ. Воспитывала детей сына Анатолия и дочь Валентину. На Валентину и Анатолия лег не детский труд, работа по дому и уход за скотом.


6. Анкетирование и обработка результатов (приложение 6)

В начале своего исследования я провела анкетирование одноклассников. Мне было интересно выяснить, интересна ли тема Великой Отечественной воины моим одноклассникам, так как она интересна мне. И знают ли мои одноклассники о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны, хранят ли они светлую память о них.

Я подготовила два вида анкет, для родителей и ребят. Ведь не зря говорят, что все закладывается в семье, значит память, гордость и любовь к Родине тоже должна передаваться из поколения в поколение, от родителей к детям.

Проведя данный опрос и проанализировав ответы занеся их в таблицу можно сделать следующий вывод: 19 родителей из 24 согласны с тем, что заниматься патриотическим воспитанием должна семья. И это воспитание должно начинаться с дошкольного возраста.

24 человека из 24 считают, что необходимо знать детям о Великой Отечественной войне, говорить с ними об этом, знакомить с подвигами героев, чтить память своих дедов и прадедов. Радует, что мои сверстники смотрят фильмы и читают книги о воине. Посещают мероприятия посвящённые памяти погибших в великой Отечественной воине. Но, к сожалению, мало интересуются вопросом как их прадеды связаны с этим великим историческим событием. А ведь в настоящее время нам доступна любая информация, стоит только захотеть ее найти.

Надеюсь, что моя работа послужит отличным примером для моих одноклассников.

Заключение.

Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен знать не только родственников, но и историю своего рода. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать. 

Мне кажется, что история складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых. В ходе исследования я узнала много нового о своем прапрадеде. Память о нем я всегда буду хранить в своём сердце. Для меня очень ценным оказалось то, что в моей семье сохранились важные архивные документы военных лет. Надеюсь, что они будут передаваться по наследству.

Работа по данной теме помогла мне лучше понять события Великой Отечественной войны. Исследование сблизило меня с моими родными, позволило по-новому взглянуть на близких мне людей. Я однозначно пришла к следующему выводу: 

память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет помнить о войне и передавать знания из поколения в поколение. Что и подтверждает мою гипотезу. Для меня мой прадед являются образцом воинства, примером стойкости, мужества и отваги. Я очень горжусь и благодарна ему за Великую Победу!

Прошла война, пришла весна,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!..»













Источники информации:

https://myveteran.ru/

https://proektnaroda.ru/

https://pamyat-naroda.ru/

https://ru.wikipedia.org/

https://web.archive.org/web/20120105024016/http://ru.



























Приложение 1.

Прабабушка Кузьмина Валентина Петровна

t1761971854aa.jpgt1761971854ab.jpg














t1761971854ac.gif















Приложение 2

Иt1761971854ad.png нтернет-ресурсы по восстановлению сведений об участниках Великой Отечественной войны

1t1761971854ae.png . Для поиска информации надо знать Фамилию Имя и Отчество участника, а также год рождения и место призыва.

t1761971854af.png

2. Нажать кнопку НАИТИ











3. Из списка выбираем нужную.

4. Щелкаем правой клавишей мыши. Изучаем полученную информацию


t1761971854ag.png



















Среди найденных данных есть информация о месте службы, боевой путь, копия Листа боевых потерь.


t1761971854ah.png





















t1761971854ai.png







t1761971854aj.jpg









Пt1761971854ak.pngt1761971854al.jpgt1761971854am.pngt1761971854an.png риложение 3.

t1761971854ao.png


Пt1761971854ap.png риложение 4.












t1761971854aq.png











t1761971854ar.png







памятник воинам 124-й стрелковой дивизии на Синявинских высотах


Приложение 5

Мой прапрадед – Захаров Петр Иванович

t1761971854as.pngt1761971854at.png










семья крестьян Захарова Ивана Михайловича и Марии Абрамовны






t1761971854au.png














Приложение 6

Анкетирование и обработка результатов

Анкета для родителей

1. Как вы считаете, кто должен заниматься патриотическим воспитанием?

а) семья б) школьное/дошкольное образовательное учреждение

в) ребенок сам станет патриотом, в этом ему не надо помогать.

2. Как вы считаете, с какого возраста нужно развивать у детей гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к Родине?

а) С 3 лет б) С 5 лет в) в этом нет необходимости

3. Что по вашему является главным в формировании знаний о Великой Отечественной воине

а) Просмотр фильмов б)Чтение художественной литературы

в) Изучение архивов семьи г) Знакомство с участниками воины и тыла

4. Как вы думаете, необходимо ли знать детям о Великой Отечественной войне, знакомить с подвигами героев, чтить память своих дедов и прадедов?

а) Это нужно знать, чтобы помнить свою историю

б) Это нужно знать детям, но присутствует незнание, как рассказать детям о Вов

5. Будете ли вы закреплять знания детей о воине? Если да, то как?

а) Беседовать б) Рассматривать книги, альбомы

в) Закреплять в рисунках, поделках г) Создавать семейный фильм, фотовыставку

t1761971854av.gift1761971854aw.gift1761971854ax.gif





t1761971854ay.gif

t1761971854az.gif





Анкета для детей

1. Как в Вашей семье сохраняется память о героях Великой Отечественной войны?

а) посещаем мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне

б) участвуем в акциях (уборка территорий памятников, изготовление подарков и т.п.)

в) поздравляем ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

2. Смотрите ли Вы фильмы о Великой Отечественной войне?

а) смотрю всегда, интересуюсь б)смотрю, изредка в) не смотрю

3. Посещаете ли исторические места и мемориальные комплексы, связанные с историей ВОВ?

а) Да б) Мне, все равно в) Нет

4. Интересуетесь ли Вы темой истории Великой Отечественной войны?

а) изучаю (изучали) только в школе б) изучаю, самостоятельно читаю информацию

в) не интересуюсь этой темой не интересуюсь этой темой г) редко

5. Знакомы ли Вы с историей участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?

а) да б) нет в) что-то слышал(а)

6. Что для Вас значит Великая Отечественная война?

а) великий подвиги гордость за свой народ б) просто далекое прошлое

вt1761971854ba.gif ) уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны г) все равно

t1761971854bb.gift1761971854bc.gif

t1761971854bd.gif

t1761971854be.gift1761971854bf.png


















11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.