12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косякова Марина Николаевна6162
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.
Россия, Пензенская обл., Сердобск

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 города Сердобска


 




 

Выполнила:
Доронина Анастасия,
обучающаяся 1-Б класса
МОУ СОШ № 4 г. Сердобска
Руководитель:
Косякова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 г. Сердобска


 

г. Сердобск, 2019 г.


 

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Актуальность темы……………………………………………………….с.3

1.2. Цель и задачи исследования…………………………………………….с.4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Теоретическая часть исследования

2.1.1. Строение зуба…………………………………………………………..с.5

2.1.2.Что такое кариес и причины его возникновения…... ………...….…...с.6

2.1.3. Пути предотвращения кариеса у детей…....…………………………с.8

2.2. Практическая часть исследования

2.2.1.Определение уровня гигиенических навыков одноклассников ……с.11

2.2.2.Исследование защитных свойств зубной пасты……..………………с.12

2.2.3. Разработка рекомендаций по профилактике кариеса……………..с.14

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….с.15

Список используемой литературы и Интернет - источников……………..с.16

Приложения……………………………………………………………………с.17

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1. Актуальность темы

Злой разбойник кариес

            У детей он зубы ест.

            Зубы ровные, кривые,

            И клыки, и коренные.

            Днем и ночью — ест-ест-ест

             Злой разбойник кариес.

Наш школьный стоматолог Ерсакова Галина Юрьевна стала часто приглашать ребят нашего класса к себе в кабинет для лечения зубов. Я решила у неё поинтересоваться, какие заболевания зубов чаще всего встречаются у учеников нашей школы. Галина Юрьевна сказала, что наиболее распространённое заболевание зубов – это кариес. В старину кариес называли костоедой. Болезнь древняя, хотя и очень распространенная до сих пор. В некоторых странах от кариеса зубов страдает до 90% населения.Эта проблема на сегодняшний день очень актуальна не только среди взрослых, но и у детей.В нашей стране и, особенно, в нашем городе, распространенность кариеса у детей 8-12 лет колеблется от 60% до 98%.

Что же надо делать, чтобы сохранить зубы здоровыми?

Я решила выяснить, что это за заболевание, какие профилактические мероприятия нужно проводить, чтобы зубы были здоровыми. Конечно же больные зубы не угрожают жизни. Однако их лечение – хлопотное дело, да и здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Кроме того, зубы играют важную роль в общем состоянии организма. Именно поэтому считаю эту тему актуальной.

1.2. Цель и задачи исследования

Объект исследования: зубы.

Предмет исследования: условия сохранения здоровья зубов.

Цель исследования:выяснение причин образования кариеса у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

познакомиться со строением зуба;

изучить причины возникновения кариеса;

узнать, как предотвратить возникновение кариеса у детей;

определить уровень гигиенических навыков одноклассников;

разработать рекомендации по профилактике кариеса у младших школьников.

Гипотеза:  я предполагаю, чтоглавная причина образования кариеса у детей: плохая гигиена полости рта и большое употребление сладостей.

Методы исследования:

Изучение литературы и Internet – источников по данной теме

Анкетирование

Эксперимент

Анализ

Обобщение

Практическая значимость работы заключается в том, что буклет, рассказывающий о профилактике кариеса, будет изучен учащимися, а полученные знания будут применяться на практике. Учителя могут использовать этот буклет для дополнительных занятий по здоровье-сбережению.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Теоретическая часть исследования

2.1.1.Строение зуба

Зубы имеют огромное значение для человека. Без них невозможно нормальное пищеварение. Ими человек откусывает, размельчает, разжевывает пищу.

Мы точно знаем, сколько у нас зубов – тридцать два. Шестнадцать в верхней челюсти и столько же в нижней. А все ли зубы одинаковы? Нет. Во рту три вида зубов. Для одних надобностей одни, для других – другие.

Из книги «Детям про зубки» я узнала, что спереди кусаются восемь острых резцов. Ими мы легко перегрызаем морковку. За ними четыре крепких клыка. Они помогают нам откусить кусок чего-нибудь твердого или вязкого. А позади – восемь малых и двенадцать больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу(Приложение 1).

Зубы – самые твердые части нашего организма. Слой белой эмали, которым они покрыты, не уступает в твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов.Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой дентина. Вот его и высверливает острым бором стоматолог, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особо прочного цемента.Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как все остальные части тела(Приложение 2).

Раз в жизни человек меняет свои зубы на новые. Мы, конечно же, не помним, как у нас появились первые «молочные» зубки. Всем нам известно,как ни с того ни с сего они начали выпадать, один за другим, а на их месте стали прорезываться из дёсен новые, уже постоянные зубы. Только четырепоследних коренных зуба сменятся новыми лишь тогда, когда мы станем взрослыми. Эти зубы так и называются – «зубы мудрости».

2.1.2. Что такое кариес и причины его возникновения

Зубы подвержены различным заболеваниям: пародонтоз, пульпит и многие другие. Но одно из наиболее часто встречающихся заболеваний – зубной кариес. Кариес — явление, с которым сталкивался каждый. Постепенное разрушение зубов преследует всех людей, всех возрастов, от мала до велика. Однако, мало кто знает, из-за чего кариес появляется в первую очередь, и какие факторы приводят к его скорейшему развитию.Итак, кариес – это процесс разрушения зубов, протекающий при активном участиимикроорганизмов полости рта. Самые главные враги зубов – вредные бактерии. Они появляются на зубах после еды и очень быстро размножаются. Если не ухаживать за зубами, огромное количество микробов и бактерий начнут разрушать их, и возникает кариес. Кариес – это размягчение, разрушение твердой ткани зуба. Если его не лечить, наступает повреждение пульпы (рыхлой ткани зуба) – воспаление, загноение, омертвление зуба (пульпит) (Приложение 3) . Кариес, пройдя все стадии развития, становится опасен тем, что через больной зуб в организм может легко попасть инфекция.

На развитие кариеса влияет не только активность этих бактерий, которая у всех людей проявляется в разной степени, но и уровень гигиены рта. Так, на активность бактерий влияет естественная сопротивляемость организма и степень минерализации эмали. Однако, помимо этого, влияние оказывает и наличие зубного камня, в котором застревают остатки пищи. (Приложение 4).

Существуют природные и наследственные факторы, которые влияют на развитие кариеса:

- Неровно расположенные зубы. Неправильный прикус приводит не только к проблемам с ЖКТ (Желудочно-Кишечным Трактом), но и повышает шанс того, что между зубами застрянет пища, которая вызовет кариес.

- Плохое слюноотделение. Слюна призвана не только увлажнять ротовую полость, но и частично смывать остатки пищи. Если её вырабатывается мало, или она вырабатывается слишком медленно, то риск кариеса повышается.

- Низкая щёлочность слюны. Обычно, слюна способна нейтрализовать образующиеся кислоты. Однако, если щёлочность слюны нейтральная, то она не может защитить зубы от разрушения.

- Неправильное питание. Чем больше углеводов вы употребляете, тем больше у пищи у бактерий, которые вызывают кариес. К таким продуктам относятся всевозможные сладости, вроде сладких напитков и пирожных. Так же, негативное влияние может оказать и кислая пища, к которой относятся лимоны и разнообразные соки из цитрусов.

- Нервозность. Сильное сжимание челюстей, во сне или во время бодрствования, а так же скрип зубами, могут испортить эмаль. А это, в свою очередь, откроет доступ бактериям.

- Недостаток полезных веществ. В частности, если организму не хватает фтора, то эмаль будет недостаточно прочной, чтобы эффективно сопротивляться бактериям.

2.1.3. Пути предотвращения кариеса у детей

Мама запрещает мне есть много сладкого и говорит, что это вредно для зубов. В энциклопедии для детей «Всё обо всём» я прочитала, что для того чтобы зубы были здоровыми и не воспалялись дёсна, необходимо полноценное питание. Я узнала, что действительно если много и часто будешь употреблять сладкую пищу, то в союзе с микробами она образует кислоту, которая разрушает зубы. Всем необходимо знать, что сдоба, шоколад, все газированные напитки, жевательные резинки с сахаром отрицательно влияют на зубы.

Возраст до 12 лет - критический для зубов. Если хотите на всю жизнь сохранить крепкие зубы надо позаботиться о рациональном питании. Самое важное - наличие в продуктах питания кальция и витамина Д, который образуется в организме самого ребёнка.

Какие же это продукты полезны для зубов? Это жёсткие овощи и фрукты, зелень, ягоды, орехи, молочные продукты, морепродукты, яйца, каши, особенно овсяная. Восполнить недостаток витаминов и минералов в пище позволяет употребление витаминов – минеральных комплексов: «Комплевит », «Пиковит», «Алфавит», «Мультитабс», «Ревит».

Не менее важным является соблюдение гигиены полости рта. После каждой еды в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. А в пище, которую мы едим, в воде, которую мы пьём, и даже в воздухе, которым мы дышим, всегда полно опасных микробов.Оказавшись вместе с крошками в «уютных» щёлочках между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно.

Избавиться от них можно только при помощи зубной щётки. Вот почему обязательно чистить зубы пастой и щёткой утром и вечером. Жёсткие волоски зубной щётки «выметут» микробы, а паста снимет следы пищи. Зубы снова станут белыми.

Правила чистки зубов.

Итак, нам потребуется: детская зубная щетка, детская зубная паста, дополнительно может потребоваться стаканчик с водой для полоскания рта.

- Смачиваем зубную щетку теплой водой. 

- Наносим на щетку детскую зубную пасту с небольшую горошину.

- Начинаем чистить зубы с жевательных поверхностей. Начнем с жевательных зубов верхней челюсти. Размещаем зубную щетку горизонтально на жевательной поверхности зубов так, чтобы все щетинки плотно лежали по поверхности. Движения щеткой при чистке жевательной поверхности зубов могут быть круговыми или горизонтальными вперед-назад. С легким нажимом перемещаем щетку по направлению от крайнего жевательного зуба слева до крайнего жевательного зуба справа (для левшей наоборот – справа налево), повторяя движения на каждом зубе несколько раз. Затем с обоих сторон огибаем самый дальний жевательный зуб и очистим его заднюю поверхность. Аналогично прочистим все жевательные поверхности нижней челюсти, также уделяя внимание жевательным зубам за щекой.

- Далее переходим к внешней стороне зубов.  Начинаем с внешней стороны верхних зубов. Размещаем щетку к верхнему краю задних зубов под углом в 45 градусов так, чтобы часть щетинок легли на десну, а часть на эмаль. Передвигаясь щеткой от одного зуба к другому по направления от задних жевательных зубов слева к жевательным зубам справа, производим вертикальные «выметающие» движения сверху-вниз (от десны к краю зуба). Около каждого зуба делаем по 3-4 движения. Продолжаем выполнять эти движения, пока все передние поверхности зубов не будут очищены. Затем переходим к внешней стороне нижних зубов. Точно так же располагаем щетку под углом в 45 градусов к поверхности зубов и легкими вертикальными движениями, только уже снизу-вверх (от десны к режущему краю зуба), движемся от задних зубов справа к задним зубам слева.

- Чистим внутренние поверхности зубов.  Начинаем с внутренней стороны нижней челюсти. Прикладываем щетку на внутреннюю поверхность нижних зубов под углом в 45 градусов и с минимальным нажимом выметающими движениями от десны к краю зуба прочищаем зубки по направлению от задних зубов к передним. Дойдя до передних зубов меняем положения щетки и производим те же движения, теперь продолжая движения от передних зубов к задним. Сильно не нажимая на щетку, делаем по 3-4 движения около каждого зуба. Аналогично почистим внутреннюю поверхность зубов верхней челюсти. Перемещаем щетку на внутреннюю поверхность верхних зубов и под углом 45 градусов к десне выметающими вертикальными движениями (от десны к краю зуба) прочищаем зубки, как было описано выше.

- Далее чистим поверхность язык. Чистим резиновой щеткой (подушечкой) с обратной стороны зубной щетки или специальным приспособлением для очистки слизистой рта и языка. Движения должны быть аккуратными по направлению от корня языка к его кончику.

- В конце делаем нежный массаж десен. Смыкаем челюсти и легким нажатием на щетку выполняем круговые движения.

- Тщательно полощем рот водой.

- Улыбаемся своему отражению в зеркале. 

Чистка зубов препятствует оборудованию зубного камня. Необходимо одновременно массировать дёсна, так как от их состояния зависит здоровье зубов. Язык тоже нужно чистить. Щели между зубами нужно очищать зубной нитью.

И ещё очень важный совет, который мне дал стоматолог. После того, как вы почистили зубы – не полощите их целым стаканом воды. Достаточно сплюнуть зубную пасту, потому что полоскание снижает количество фтора, способного защищать зубы от кариеса.

2.2. Практическая часть исследования

2.2.1. Определение уровня гигиенических навыков одноклассников

Я решила выяснить, а всегда ли соблюдают правила гигиены мои одноклассники. С этой целью я решила провести анкетирование.

Анкета

1.Сколько раз в день ты чистишь зубы?

2. Когда важнее чистить зубы?

3. Сколько минут ты чистишь зубы?

4. Много ли ты ешь конфет, шоколада?

5. Как часто ты ходишь к стоматологу?

В опросе участвовало 33 человека. Результаты анкетирования я отразила в диаграмме. (Приложение 5)

Из диаграмм видно, что не все мои одноклассники чистят зубы два раза в день. Есть ребята, которые считают, что зубы важнее чистить утром, чем вечером. Большинство учеников моего класса чистят зубы менее трёх минут и едят много конфет и шоколада. И только половина класса регулярно посещает стоматолога.

2.2.2. Исследование защитных свойств зубной пасты.

Наш стоматолог Галина Юрьевна сказала, что для достижения наибольшего эффекта в профилактике стоматологических заболеваний очень важно правильно подбирать зубные пасты.Я решила исследовать разнообразие зубной пасты на прилавках наших магазинов и аптек.

В аптеке мне рассказали, что наиболее чаще покупают зубные пасты таких марок, как «Colgate», «Blend-a-med». Но и такие виды зубной пасты, как «Новый жемчуг», «Семейная», «Фтородент», «Пародонтол», «Лесная» и другие тоже востребованы. Фармацевт в аптеке сообщила мне о том, что зубные пасты содержат в своём составе абразивы, придающие пасте очищающие свойства, пенящиеся вещества, повышающие быстроту и эффективность очистки зубов и различные отдушки. Кроме того, в состав паст могут входить лечебно-профилактические добавки. Поэтому в зависимости от состава все пасты делятся на гигиенические и лечебно-профилактические.Гигиенические пасты применяются только для механической очистки поверхности зубов. Школьникам рекомендуются пасты «Ну, погоди!», «Буратино», «Карлсон», «Детская» и другие.Лечебно-профилактические пасты употребляются для профилактики и лечения зубов и дёсен.

Изучив литературу и поговорив со специалистами в этом вопросе, я решила убедиться в защитных свойствах зубной пасты. С этой целью я провела опыт, взяв за основу скорлупу куриного яйца, потому что ее состав очень похож на состав зубной эмали(Приложение 6).

Мне потребовались: 2 куриных яйца, 9 % уксус, две стеклянные чашки и зубная паста.

Порядок выполнения:В каждую из чашек я налила 9 % уксус. Затем положила туда по одному сырому куриному яйцу. На одно из яиц я предварительно нанесла зубную пасту.

Результат: в одной чашке скорлупа яйца стала мягкой (не обработанной зубной пастой), а в другой чашке, скорлупа яйца, на которое была нанесена зубная паста, стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.

Итак, зубная паста сохраняет зубы!

2.2.3. Разработка рекомендаций по профилактике кариеса.

Одной из задач моего исследование была разработка рекомендаций по профилактике кариеса у детей младшего школьного возраста (Приложение7). 

Итак, я считаю, для того, чтобы зубы были здоровы, необходимо:

удалять остатки пищи, которые задерживаются между зубами. И в этом нам помогает зубная щетка. Щетина ее «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими. У каждого человека должна быть своя личная зубная щетка. Щетку следует менять раз в 2-3 месяца и смазывать мылом после каждой чистки. Чистить зубы следует утром и вечером не менее 3 минут, вычищая зубы со всех сторон, а после каждого приема пищи нужно обязательно полоскать рот.

Как минимум 2 раза в год следует посещать стоматолога для профилактического осмотра.

Употреблять в пищу полезные продукты для зубов: молочные, содержащие кальций, рыбу и морепродукты. Еще в рационе должно присутствовать достаточное количество овощей и фруктов некислых сортов.

Нежелательно чередовать горячую и холодную пищу – от этого зубная эмаль может потрескаться.

Необходимо снизить потребление продуктов, способствующих развитию кариеса. Это –сладости: шоколад с добавками, варенье, торты, печенье; мягкая, липкая пища – частички такой еды остаются на поверхности зубов, что способствует процессу гниения и брожения во рту; сладкие напитки – газировки не только содержат большое количество вредного сахара, но и буквально «разъедает» эмаль. Рекомендуется пить газированные напитки через соломинку.

Твердая пища, такая как лед, попкорн, леденцы и орехи может легко повредить ваши зубы.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя данное исследование, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Действительно,главной причинойобразования кариеса у детей является плохая гигиена полости рта и большое употребление сладостей.При правильном уходе за зубами, употребляя в пищу полезные продукты, ваша улыбка будет оставаться красивой, а зубы будут крепкими и здоровыми.

На основании всего вышесказанного мне бы хотелось рекомендовать проводить классные часы по этой теме в начальной школе, чтобы

напоминать школьникам о необходимости ухода за зубами.
Я думаю организовать выпуск информационной газеты о здоровье зубов и разместить её в школе. А еще я хочу выступить и перед остальными ребятами нашей школы. Ведь предотвратить болезнь зубов гораздо легче, чем вылечить их.

Зубы, как цветы на грядке.

Помни и, без лишних слов,

Содержи их все в порядке,

Садовод своих зубов!

Список используемой литературы и Интернет – источников

1. «Детям про зубки».Поляк А. Эксмо, 2015.

2. Детская энциклопедия «Всё обо всём»» А. Ликум – АСТ, 1997.

3. Свечникова В.В., Чибисова О.И. «Большая энциклопедия знаний» - Москва. РОСМЭН, 2008.

4. Энциклопедия для детей. Человек. Аванта, 2001. – Том 18.

http://www.medicus.ru/stomatology/

http://avidreaders.ru/book/detyam-pro-zubki

https://expertdent.net/lechenie-zubov/karies/

https://24stoma.ru/karies-prichiny.html

http://bazliter.ru/safety/773-brushingteeth-children-rules.html

https://mydentist.ru/blog/pitanie-i-karies/


 


 


 


 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Начало кариеса Развитие кариеса Последствия кариеса

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Исследование защитных свойств зубной пасты

Мне потребовались:



 

2 куриных яйца, 9 % уксус, две стеклянные чашки и зубная паста.


 

Порядок выполнения:


 

В каждую из чашек я налила 9 % уксус.

Затем положила туда по одному сырому куриному яйцу. На одно из яиц я предварительно нанесла зубную пасту


Результат: в одной чашке скорлупа яйца стала мягкой (не обработанном зубной пастой), а в другой чашке, скорлупа яйца, на которое была нанесена зубная паста, стала тоньше, но осталась твердой на ощупь.


 

Приложение 7

https://expertdent.net/lechenie-zubov/karies/iz-za-chego-poyavlyaetsya-karies.

https://24stoma.ru/karies-prichiny.html

http://bazliter.ru/safety/773-brushingteeth-children-rules.html

https://mydentist.ru/blog/pitanie-i-karies/

Опубликовано в группе «Банк исследовательских работ (начальная школа)»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 04.03.19 в 16:38 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное! Марина Николаевна, ВЫ большая молодец! Просто находка! В копилку!

Отредактировано 04-03-2019 16:38

Косякова Марина Николаевна, 04.03.19 в 16:40 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Фёдоровна! Как и обещала!
Косякова Марина Николаевна, 04.03.19 в 16:41 1Ответить Пожаловаться
Настя с этим проектом на районной конференции 1 место заняла.
Перминова Елена Федоровна, 04.03.19 в 16:44 0Ответить Пожаловаться
Вы просто умнички, я рада за ВАС обеих!

Порфирьева Марина Ивановна, 07.04.19 в 17:20 0Ответить Пожаловаться
Зубы, как цветы на грядке,
Содержи их все в порядке. Очень содержательный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.