История памятника вице-адмиралу С. О. Макарову

8
0
Материал опубликован 1 November 2023

Автор публикации: И. Кузнецов, ученик 7Б класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга








II Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников

«История одного памятника»


Тема работы:

«История памятника вице-адмиралу С.О.Макарову»







Выполнил: Кузнецов Игорь,

ученик 7 «Б» класса


Научный руководитель: Чернобай Светлана Николаевна,

учитель географии, биологии




Санкт-Петербург

2023

СОДЕРЖАНИЕ



Введение

3

История памятника вице-адмиралу Макарову в г. Кронштадт

4

1.1.

Барельеф «Взрыв турецкого сторожевого судна «Интибах»

катерами парохода «Константин»»

8

1.2.

Барельеф «Ермак в полярных льдах»

10

1.3.

Барельеф «Гибель Петропавловска»

13

Заключение

18

Список литературы

20

Приложение 1. Стихотворение японского поэта Исикавы Такубоку

21



















Введение


Эта исследовательская работа на тему «История одного памятника» будет рассмотрена мной на примере памятника великому человеку, флотоводцу, учёному – Степану Осиповичу Макарову.

Актуальность темы заключается в том, что она связана с изучением истории России, в том числе через знакомство с памятниками выдающимся деятелям страны. На мой взгляд, это особо важно в наше время, так как в мире появилась тенденция переписывать историю, искажать её. Но наша обязанность, как потомков, помнить о своих героях, помнить историю своей страны и всеми возможными способами передавать её из поколения в поколение.


Объект исследования – памятник вице-адмиралу Макарову, установленному на Якорной площади в г. Кронштадт.


Цель исследования – исследовать историю создания памятника вице-адмиралу Макарову и личность этого великого человека.


Основные задачи исследования:

Изучение имеющейся информации о памятнике Макарову в г. Кронштадт.

Изучение личности Макарова, его заслуг перед Россией.

Выяснить причины установки памятника и как через него мы знакомимся с историей жизни Макарова и историей России.

Посетить г. Кронштадт и подготовить фотоматериалы.

Обобщить собранные данные и оформить их в настоящей исследовательской работе.


В ходе написания работы были использованы следующие методы: описание, изучение и анализ, обобщение.

История памятника вице-адмиралу Макарову в г. Кронштадт


Напротив величественного Морского собора на Якорной площади в г. Кронштадт установлен памятник вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, трагически погибшему в 1904 году в возрасте 55 лет. Вся его относительно недолгая жизнь была посвящена русскому флоту. Хотя здесь стоит отметить, что для конца 19 века Степана Осиповича можно считать долгожителем, так как средняя продолжительность жизни в то время была около 30-35 лет.


t1698869139aa.jpg

Памятник вице-адмиралу Макарову в городе Кронштадт


Изучая биографию Макарова, я был удивлён и восхищён этим человеком. В 11 лет Макаров начал свою службу на флоте в звании кадета, а к 48 годам дослужил до вице-адмирала и был известным человеком не только в России, но и во всем мире.

В первую очередь, я бы назвал Макарова изобретателем и исследователем русского Севера, и только потом уже флотоводцем, потому что, на мой взгляд, исследованиями и изобретениями в своей жизни он занимался больше. Трудно себе представить, но если бы не случилось той трагедии в 1904 году, сколько бы Макаров смог ещё придумать и открыть нового в науке. Такой человек, безусловно, заслужил, чтобы его помнили.


Мысль о том, чтобы увековечить память выдающегося флотоводца, возникла вскоре после его трагической гибели. Однако дальше мысли дело не шло. Через год после смерти Макарова в местной кронштадтской газете «Котлин» была опубликована статья, в которой высказывалось глубочайшее негодование, что моряки уже забыли своего недавнего командира, и что только дата смерти заставляет их вспоминать об покойном Макарове. В статье также был написан призыв к реальным действиям, чтобы увековечить память великого флотоводца, а именно открыть школы его имени, установить памятник в его честь и т.д.

Несмотря на публикацию столь эмоциональной статьи, установка памятника произошла нескоро. Через пять лет, 27 февраля 1909 года городская Дума единогласно приняла решение увековечить память Степана Осиповича Макарова – славного адмирала российского флота, всемирно известного ученого и главного командира Кронштадтского порта, переименовав Поморскую улицу (улица в Кронштадте, которая носила своё название с 1732 по 1909 год) в Макаровскую.

Лишь только в марте 1910 года «Кронштадтский вестник» сообщил:

« … Государь император в 22 день сего марта соизволил изъявить высочайшее своё согласие на открытие в империи повсеместной подписки на добровольные пожертвования для создания в городе Кронштадте памятника адмиралу Макарову»1.


В 1910 г. был создан комитет по сбору пожертвований на постройку памятника. Жертвовали в главной степени люди, относящиеся к морскому делу, в пропорции 1/4 от жалования. Также жертвовали и частные лица, 1000 рублей была выделена из городских средств.

Начались активные обсуждения о выборе места для постановки памятника, а также был объявлен конкурс на проект самого памятника. Победителем стал молодой скульптор Леонид Владимирович Шервуд, который смог наиболее выразительно изобразить вице-адмирала Макарова, что привело его к победе с большим перевесом. И здесь хотелось бы отметить, что в дальнейшем Шервуд станет профессором Академии художеств и заслуженным деятелем искусств СССР.


Вернёмся же к созданию памятника. Вначале предполагалось изобразить вице-адмирала, стоящим на крыле мостика броненосца «Петропавловск», на котором он погиб. Но в конечном варианте, на Якорной площади Кронштадта мы можем наблюдать памятник, который стоит на гранитной скале, высотой 8,5 метров. И невероятно, что у этой скалы есть своя история, которая изложена в воспоминаниях самого создателя памятника, Леонида Владимировича Шервуда:

«В 1913 году после конкурса мне заказали памятник адмиралу Макарову в Кронштадте. За неимением денег на пьедестал была пожертвована глыба гранита в шесть метров высотою, затонувшая по дороге из Финляндии в шхерах приблизительно в начале прошлого столетия. Эта глыба первоначально предназначалась для какой-то фигуры около Казанского собора и была уже частично вырублена. Когда водолазы вытаскивали ее, верхняя часть обломилась, образуя наклонную плоскость. Этот камень дали мне с приказом не обрубать его, не изменять его формы. Я скомпоновал аллегорическую фигуру японского дракона в виде волны, которая охватывает ноги Макарова, увлекая его вниз. Макаров стоит в позе командира с протянутой, указывающей вперед рукой…»2

Таким образом, скала, предназначавшаяся в своё время для другого памятника, и затонувшая во время транспортировки, пролежала на дне более 100 лет, прежде чем Николай II издал указ о поднятии утонувшего камня и использовании его в качестве постамента для памятника адмиралу Макарову в Кронштадте.

После поднятия камня со дна, дальнейшая его транспортировка заняла несколько недель и стала важным событием в жизни Кронштадта: в январе 1912 года кронштадтцы наблюдали удивительную операцию по перемещению 130-тонной глыбы на катках с помощью ручных лебедок. Кто не смог насладиться этим зрелищем, мог прочитать о «путешествии» гранитной глыбы во всех подробностях в местной газете. 13 февраля 1912 года операция успешно завершилась.


На памятной доске с лицевой стороны памятника мы видим подтверждение описанного выше:

«В 1911 году камень этот по Высочайшему повелению поднят из воды в настоящем виде на рейд Штандарт и передан для сего памятника. Памятник освящён 24 июля 1913 года в присутствии Его Императорского Величества Государя Императора Николая II».


Продолжая говорить об истории памятника вице-адмиралу Макарова, нельзя не обратить внимание на три бронзовых барельефа, расположенных на постаменте. Каждый в каком-то смысле повторяет жизнь Макарова и располагается в хронологическом порядке:

Молодость - Барельеф «Взрыв турецкого сторожевого судна «Интибах»,

Зрелость - Барельеф «Ермак в полярных льдах»,

Конец жизни - Барельеф «Гибель Петропавловска».

Надо сказать, что два эпизода навечно вписаны в книгу славных побед русского флота, поэтому считаю необходимым рассказать о каждом из них подробнее.


Барельеф «Взрыв турецкого сторожевого судна «Интибах»

катерами парохода «Константин»»


Этот барельеф рассказывает об успешной операции в русско-турецкой войне, которой очень гордился Макаров.

В ночь на 14 января 1878 года под Батуми русскими катерами “Чесма” и “Синоп” под командованием лейтенантов И. М. Зацаренного и О. И Щешинского, была атакована и подорвана турецкая канонерская лодка «Интибах», водоизмещением 163 тонны. Сблизившись с турецким военным пароходом на расстояние 30-40 метров, катера выпустили две торпеды. Через несколько секунд произошли мощные взрывы неприятельского корабля, который оказался первой в мире жертвой торпедного оружия.

Дело в том, что в первые годы существования минных катеров их радиус действия был невелик, поэтому действовали они в непосредственной близости от портов. Для увеличения эффективности их действия в 1877-1878г.г. тогда ещё молодой лейтенант Макаров опробовал прообраз самодвижущейся мины-торпеды, известной как шестовая мина. Для испытания нового оружия он предложил командованию переоборудовать торговое судно «Великий князь Константин» под базу паровых катеров. Получив согласие, Макаров принялся за работу. Вскоре несколько катеров были готовы и установлены на борту парохода. Это было необходимо для того, чтобы доставить катера непосредственно в район боевых действий.


Интересно, что мины производились из подручных материалов: бочек из-под солонины, бутылок, деревянных шестов, заготовленных в ближайшем леске. Способ изготовления и принцип работы шестовой мины были довольно просты. К палке, длинной 8-10 метров, прикреплялась бочка с порохом и устройством для взрыва, в виде бутылки с ртутью. Работало это тоже просто. Ночью катер незаметно подходил на максимально близкое расстояние к неприятельскому судну. Мину опускали в воду и с силой толкали шест в сторону борта вражеского корабля. Катер в этот момент быстро удалялся от атакуемого корабля.

Особый механизм взрывного устройства состоял из сахара и пружины с бойком. Сахар в воде растворялся, пружина выпрямлялась и бойком разбивала бутылку с гремучей ртутью, которая взрывалась, подрывая бочку с порохом. После выполнения катерами боевого задания, они возвращались на свою базу.

Тогда предложение, разработанное Макаровым, было совершенно новым, а сейчас плавучие базы для малых судов есть на каждом флоте.

Успешно применённые на Батумском рейде торпеды, впоследствии стали грозным оружием надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации, а минные катера “Чесма” и “Синоп” явились прототипом торпедных катеров.

Инициатор торпедной атаки капитан-лейтенант Макаров получил тогда звание капитана 1-го ранга, золотое оружие и два ордена – святого Владимира и святого Георгия, а также, из шуточного, неофициальный титул «дедушки русского минного флота».

t1698869139ab.jpg


Барельеф «Взрыв турецкого сторожевого судна «Интибах» катерами парохода «Константин»»

Барельеф «Ермак в полярных льдах»


Героем другого барельефа выступает ледокол «Ермак», строившийся при непосредственном участии Макарова. И здесь невозможно не сказать о заслуге Степана Осиповича, который проделал колоссальную работу для создания этого корабля, при котором Россия стала первой в строительстве ледоколов.

Почему же Макарова так занимала идея создания ледокола и покорения арктических морей? Чтобы это понять, нам надо посмотреть на карту России. Границы нашей страны омывают моря и океаны. Со времён императора Петра I Россия стала великой морской державой, однако зимой воспользоваться этими преимуществами она не могла. Так, например, Северный морской путь становился непроходимым из-за крепких морозов, и в Кронштадте корабли не могли даже выйти из порта.

России был просто необходим корабль-ледокол, который сможет не только сам проходить через лёд, но и проводить за собой другие корабли. Макаров писал: «Я знаю, как достигнуть Северного полюса … надо построить ледокол такой силы, чтобы он мог ломать полярные льды…»3


В январе 1897 года Макаров пишет докладную записку в Морское министерство о необходимости строительства ледокола, однако поддержки там не получает. Следующей попыткой было выступление Макарова с докладом в Географическом обществе, но тоже безрезультатно. Не желая сдаваться, 12 марта 1897 года в Академии наук Степан Осипович излагает свой план о содействии ледокола в открытии постоянного сообщения по реке Енисею, а также о стратегическом значении для страны Северного морского пути. На этот раз Макарова ждал успех. Его поддержали известные учёные, путешественники, военные. Среди них был и Дмитрий Менделеев, который писал Макарову, что считает его мысль блистательной, и которая, по его мнению, обязательно должна реализоваться на практике.

Всемирная известность Макарова, его авторитет в стране, упорство в достижении поставленной цели, поддержка его идеи в Академии наук явились основанием для выделения 3 миллионов рублей на строительство самого крупного в мире ледокола, о чём в ноябре 1897 года министр финансов Сергей Витте доложил Николаю II.

В декабре 1897 года Макаров выехал в Англию, где стал руководить комиссией по технической разработке ледокола, и где на верфи в Ньюкасле началось строительство «Ермака». Много сил и выдумки были приложены вице-адмиралом прежде, чем все его идеи были притворены в жизнь. Ходили даже шутки, что Макаров «обмел бородой» все планы и чертежи будущего корабля, настолько внимательно он вникал в детали постройки ледокола.

17 октября 1898 года первый в мире мощный ледокол был спущен на воду. Его назвали «Ермак» в честь легендарного атамана Ермака Тимофеевича. Все мы знаем «как корабль назовёшь, так он и поплывёт», поэтому мысль здесь была такова, что стальной ледокол должен так же успешно пройти через арктические льды, как удалось сделать это легендарному землепроходцу на суше.

В феврале 1899 года вице-адмирал Макаров поднялся на мостик ледокола и «Ермак» взял курс из Англии на Кронштадт. Зима в этот год была суровой, толщина льда в Финском заливе превышала один метр. Это стало первым испытанием для «Ермака». Мало кто верил, что ледокол справится с таким плотным льдом. Однако сомнения оказались напрасны.

4 марта, преодолев ледяные торосы в Финском заливе, с поднятым российским флагом на борту, ледокол «Ермак» прибыл в порт Кронштадт. Все население города вышло к причалу встречать корабль. Все были охвачены чувством гордости на нашу страну, за наших моряков, за наш ледокол.

Ледокол стал настоящим спасением для балтийского флота. Только за первую зиму он вывел из ледового плена около шестидесяти пароходов, принял участие в операциях по спасению рыбаков, унесенных на льдине в открытое море, а также помог броненосцу «Генерал-адмирал Апраксин» у острова Гогланд, который на полном ходу наскочил на камни.

И, конечно, нельзя не сказать о первом полярном плавании «Ермака», в которое он вышел 8 мая 1899 года. В результате двух экспедиций ледокол достиг 81 градуса северной широты, побывав на Новой Земле и Шпицбергене. Это доказало, что с полярными льдами можно бороться.


Ледокол входил в состав нашего флота до 1965 года, то есть почти семьдесят лет! Он стал своего рода «дедушкой русских ледоколов». Сейчас просторы Арктики бороздят два российских ледокольных судна, названные в память о первопроходцах ледовых полей. Один из них именуется «Ермак», а другой - «Адмирал Макаров». Ведь согласитесь, лучший памятник моряку – это корабль, носящий его имя!

Вышеперечисленные события не оставляют никаких сомнений, что деятельность Макарова, связанная со строительством ледокола, была настоящим прорывом в развитии Арктики. Этому подвигу и посвящен барельеф на южной стороне памятника.

Барельеф стал очень популярным среди гостей города Кронштадт. Каждый турист стремится потереть нос крупному представителю севера, белому медведю, в результате чего тот блестит на фоне тёмного памятника.


t1698869139ac.jpg

Барельеф «Ермак в полярных льдах»

Барельеф «Гибель Петропавловска»


Тема последнего барельефа, расположенного на восточной стороне памятника, - взрыв броненосца «Петропавловск» и трагическая гибель великого человека, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.

С началом русско-японской войны Макаров видел слабость и неподготовленность к этой войне русской армии и флота. На тот момент, Степан Осипович занимал административную должность, был назначен командиром порта и губернатором Кронштадта, но как настоящий адмирал, патриот своей страны, он безусловно не мог не следить за событиями на Дальнем Востоке, и желал оказаться в Порт-Артуре, а также командовать Дальневосточной эскадрой. Однако это было возможно лишь в том случае, если дела русского флота станут совсем плохи.

После череды неудачных боёв и подрывов российский кораблей, 1 февраля 1904 года Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и незамедлительно выехал в сторону военных действий. К командованию флотом он приступил 24 февраля, после чего активность нашего флота резко возросла. Руководство японскими ВМС приказало минировать вход в гавань Порт-Артура.

За те 35 дней, которые выпало воевать Макарову, русская эскадра удачно отбивала атаки противника, шесть раз выходила в море, нанося ему ощутимые потери (за остальные 10 месяцев обороны Порт-Артура только три).


Трагедия, сильно ударившая по боевому духу русских моряков, произошла 31 марта 1904 года. В 9 часов 39 минут недалеко от входа в гавань флагманский корабль Первой Тихоокеанской эскадры броненосец «Петропавловск» попал на минное поле, поставленное японцами за несколько часов до выхода корабля. Мощный взрыв уничтожил «Петропавловск» практически со всем экипажем. Только 80 человек из состава команды, а их было по разным данным около 700 человек, сумели спастись. Степан Осипович Макаров погиб на командирском мостике вместе с 10 штабными офицерами. В огне взрыва также погиб знаменитый художник-баталист В.В. Верещагин.

Спасательные шлюпки, вышедшие в море, обнаружили только плащ-пальто легендарного вице-адмирала. Именно в этом плаще скульптору Шервуду позировал адмирал А.Г. Бутаков, чья собственная судьба была не менее трагична – его расстреляли взбунтовавшиеся матросы Балтийского флота в 1917 году рядом с памятником адмиралу Макарову.


t1698869139ad.jpg

Барельеф «Гибель Петропавловска»


В нижней части барельефа размещено стихотворение, автор которого, к сожалению, остался неизвестным, но который посвятил следующие строки погибшему адмиралу:

Спи, северный витязь, спи, честный боец,

Безвременно взятый кончиной,

Не лавры побед – терновый венец

Ты принял с бесстрашной дружиной.

Твой гроб – броненосец, могила твоя –

Холодная глубь океана,

И верных матросов родная семья

Твоя вековая охрана …

Скульптура Макарова была отлита из бронзы в Санкт-Петербурге на заводе Карла Робекки. Здесь же были изготовлены и барельефы для памятника.

Вокруг монумента установлена символическая ограда из корабельной цепи, соединённой в четырёх углах настоящими якорями, которые были переданы для памятника из Кронштадтского военного порта.


Несомненно, памятник вице-адмиралу Макарову – один из ярчайших монументов воинской славы из установленных не только в Кронштадте, но и во всей стране. Всё в этом монументе закономерно и правильно. Мощь камня подчеркивает силу адмирала. Макаров, в адмиральском плаще, на командном мостике, омываемом морскими волнами, как будто командует сражением. И, конечно же, девиз, высеченный огромными позолоченными буквами на лицевой части пьедестала: «ПОМНИ ВОЙНУ!» Этому короткому, но емкому лозунгу Макаров следовал всю свою жизнь. В «Морском сборнике» за 1897 год, он писал: «Каждый военный или причастный к военному делу человек, чтобы не забывать для чего он существует, поступил бы правильно, если бы держал на видном месте надпись «Помни войну»»4.

Думаю, каждый согласится, что эти важные слова, обращенные к наследникам воинской славы, как никогда актуальны в наши дни.


24 июля 1913 года состоялось торжественное открытие памятника вице-адмиралу Макарову в присутствии государя-императора Николая II. С тех пор, это место стало важной частью в жизни города Кронштадт, одним из его символов. Здесь посвящают в курсанты студентов университета морского и речного флота, а также присягают на верность Родине молодые моряки.




В рамках предложенной темы «История одного памятника» невозможно рассказать о всех достижениях Степана Осиповича Макарова и в полной мере раскрыть, безусловно, выдающуюся личность этого человека, но вкратце, я хотел бы остановиться на некоторых важных моментах.


Мало кто знает, что именно Макаров в 1895 году разработал семафорную азбуку. Она заключалась в наборе жестов, которые показывал сигнальщик с помощью флажков. Флажки были двух цветов, которые использовались в зависимости от времени суток: белые флажки использовались в тёмное время суток, красные – в светлое время суток. В зависимости от погодных условий дальность связи могла достигать до 1,5 километров.

Раньше именно семафорная азбука была главным средством связи для флота. Сегодня же на кораблях используют мощные радиопередатчики, но знание и умение владеть семафорной азбукой может позволить избежать перехвата радиосигналов неприятелем, другими словами – избежать прослушивания.


Также Макаров совместно с Дмитрием Менделеевым занимались созданием бездымного пороха и колпачка для бронебойного снаряда. Макаров сконструировал колпачок для того, чтобы пробивать самую закалённую броню. При попадании в броню колпачок сминался, а заряд пробивал вражеский борт. Успешные испытания усовершенствованного оружия стали поводом для негласного звания Макарова - «покоритель брони».

Ещё одна необходимая для флота задача, которой занимался Макаров, была борьба за «живучесть» корабля. В бою корабли часто получают повреждения. От быстроты реагирования и ликвидации этих повреждений, зависит судьба экипажа и корабля. Макаров и тут стал новатором. Он придумал специальный пластырь, состоящий из двух кусков парусины с прослойкой толстого войлока, закреплённых на деревянных планках. Главное было то, что «пластырь» устанавливался на корабле заранее, чтобы в случае аварии экипаж уже был готов к спасательной операции. Это изобретение так и вошло в историю как «пластырь Макарова».


Степан Осипович много размышлял над тем, как оставить полузатопленный корабль на плаву. Помимо использования мощных насосов для откачивания воды, Макаров предлагал заполнять водой отсеки корабля с противоположного борта, где получена пробоина. При этом все внутренние отсеки корабля должны были быть разделены водонепроницаемыми стенками-переборками. Здесь стоит отметить, что первые таблицы непотопляемости были разработаны именно Макаровым, позже доработаны А.Н. Крыловым, но актуальны до сих пор.


В момент разработки идеи о непотопляемости кораблей, Макаров пришёл к выводу, что водонепроницаемые стенки-переборки броненосца расположены неправильно, и что в случае получение пробоины корабль спасти будет невозможно. К сожалению, данный вывод оказался верным.

31 марта 1904 года подбитый миной броненосец «Петропавловск» перевернулся и затонул. Погиб великий флотоводец, кораблестроитель, учёный, который оставил после себя научные труды по географии, кораблестроению, морской тактике, артиллерии и многим другим наукам. Его имя носят географические объекты на Тихом океане, в Арктике и Антарктиде, корабли и суда, а также три учебных заведения, одно из которых располагается в городе, в котором живу я – «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в Санкт-Петербурге.


Пока существует морской флот, моряки и корабли, память о Степане Осиповиче Макарове будет жива.





Заключение


Объектом исследования моей работы является памятник вице-адмиралу Макарову в г. Кронштадт, личность и деятельность которого была связана с Санкт-Петербургом, Кронштадтом, с русским флотом и наукой.


В процессе изучения материала для исследовательской работы, были решены поставленные задачи:

Рассмотрены история и этапы создания памятника вице-адмиралу Макарову. Даже такому выдающемуся человеку, каким был Макаров, памятник установили далеко не сразу. Однако благодаря сослуживцам и неравнодушным согражданам, через 100 лет после смерти Макарова, мы, школьники, можем узнавать о таких разносторонних, любящих своё дело, стремящихся к новым достижениям людях. Макаров служит примером для будущего поколения, особенно для тех, кто выбрал своей профессией морское дело. Память о нём навсегда останется в истории России, в том числе благодаря памятнику, установленному на Якорной улице в г. Кронштадт.

Проведен анализ личности и деятельности вице-адмирала Макарова. Анализ показал, что Макаров прожил насыщенную и яркую жизнь. Не будет преувеличением, если сказать, что трагическая гибель вице-адмирала потрясла каждого русского моряка. Этот человек, безусловно, был талантливым, находчивым и отважным. Макаров внёс огромный вклад в развитие науки в России, сделал много открытий, которые актуальны и в наше время. Например, сейчас большое значение уделяется Северному морскому пути и ледокольному флоту для его освоения, у истоков которого стоял Макаров. В современных условиях важность изобретения Макаровым минного транспорта играет большую роль в обороноспособности страны.


Памятник в Кронштадте является подтверждением выдающейся личности адмирала Макарова, который закончил жизнь в бою, на мостике своего корабля, в родной стихии. Он любил говорить: «В море – значит дома!»



























Список использованных источников:



Гусаров А.Ю. Кронштадт. Военно-морская столица России. Путеводитель. – СПб.: «Паритет», 2018. – 352 с.

Соколов А.К. Кронштадт. История длинною в 300 лет. – СПб.: «Знание», 2018. – 672 с.

Крестьянинов В.Я. Кронштадт. Крепость, город, порт. – СПб.: ООО «Издательско-Торговый Дом «ОСТРОВ», 2014. – 208 с.

Сотников О.Л. Адмирал Макаров «В море - значит дома!». – М.: издательство «Настя и Никита», 2017. – 24 с.




















Приложение 1


Макаров был известным и уважаемым человеком не только в России, но и за её пределами. Известие о его гибели потрясло многих, в том числе среди его противников. Ярким доказательством того служит стихотворение «Памяти адмирала Макарова», написанное известным японским поэтом и литературным критиком Такубоку Исикава:


Утихни, ураган! Прибой, не грохочи,

Кидаясь в бешенстве на берег дикий!

Вы, демоны, ревущие в ночи,

Хотя на миг прервите ваши клики!


Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,

Не наносите яростных ударов,

Замрите со склонённой головой

При звуках имени его: Макаров!


Его я славлю в час вражды слепой

Сквозь грозный рёв потопа и пожаров.

В морской пучине, там, где вал кипит,

Защитник Порт-Артура ныне спит.


О, солнце Севера! Как величаво

Сошло оно в крутой водоворот.

Пусть, как в пустыне, всё кругом замрёт,

Ему в молчаньи воздавая славу!


Вы слышите ль, как громкий клич без слов

Вселенную наполнил до краёв?

Но что в нём прозвучало? Жажда ль мести?

В час гибели? Иль безрассудный гнев,

Готовый мир взорвать с собою вместе,

Когда валы смыкались закипев,

Над кораблём, защитником отчизны?

О нет, великий дух и песня жизни!


Враг доблестный! Ты встретил свой конец,

Бесстрашно на посту командном стоя,

С Макаровым сравнив, почтут героя

Спустя века. Бессмертен твой венец!


И я, поэт, в Японии рождённый,

В стране твоих врагов, на дальнем берегу,

Я, горестною вестью потрясённый,

Сдержать порыва скорби не могу.


Вы, духи распри, до земли склонитесь!

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи!

При имени Макарова молчи, О битва!

Сопричислен русский витязь

Великим полководцам всех времён,

Но смертью беспощадной он сражён.


Когда вдруг запылал от вспышек молний

Над Азией Восточной небосклон

И закипели в жёлтом море волны,

Когда у Порт-Артура корабли

В кольце врагов неравный бой вели,

Ты, болью за свою отчизну полный,

Пришёл на помощь. О, как ты могуч

Последний Солнца блеск меж чёрных туч!


Ты плыл вперёд с решимостью железной

В бой за Россию, доблестный моряк!

Высоко реял над ревущей бездной

На мачте гордый адмиральский стяг.


Но миг один - всё скрылось под волнами:

Победами прославленное знамя

И мощь, которой в мире равной нет:

Где их могила, кто нам даст ответ?


В тот страшный день с утра спустились тени

И Солнце спрятало свои лучи,

Заклокотало море в белой пене:

(Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,

Все, как один, падите на колени,

Пускай сольёт сердца один порыв.)

Скрывалась в море неприметно мина.

И потопил внезапно страшный взрыв

Корабль, что нёс морского властелина.


Спокойно руки на груди скрестив,

Вперив свой взор в бездонную пучину,

Где в злобном торжестве кружился вал,

Исчез на веки славный адмирал.


Ах, океан судьбы и грозной бурей

Его волнующая злая смерть!

Лишь день вы бушевали в Порт-Артуре,

Но вечно будут помнить чёрный смерч.


Когда ж вас спросят с гневной укоризной,

Как смели вы такую жизнь отнять,

То перед светлым царством вечной жизни

Какой ответ вы будете держать?

Мгновенно все надежды и величье

Под вашим натиском погребены!

Ужель у вас нет никому отличья

И ничему живущему цены?

Всему конец! Бессчётными слезами

Истории омыты письмена,

Но снова льётся жгучая, как пламя,

На это имя слёз моих волна.


Неизгладимая зияет рана

В груди его, где жил могучий дух:

Скорбит весь мир, что свет его потух

В неведомых глубинах океана.


Но вечно ль смерть владыка - вот вопрос!

Что, если вместо бесконечной тризны

Из нашей скорби, наших жарких слёз

Взойдёт заря неистребимой жизни?

О, если б это, наконец, сбылось!


Мой друг Макаров! Ты сошёл в могилу,

Но в имени твоём, в моих стихах,

В бессмертной правде отыщу я силу,

Чтоб быть, как ты, в передовых бойцах.


Луна неясно светит и спокоен

Полночный час, во мрак вперил я взор.

Мне кажется, вон там, бесстрашный воин,

Ты отражаешь бешеный напор

Валов, кипящих яростью кровавой.


Твой гордый дух - бессмертия залог.

Да, умер ты, но умереть не мог.

Да, ты погиб, но победил со славой!

Утихни, ураган! Прибой молчи!

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,

Не наносите яростных ударов!

Замрите со склонённой головой!

Пусть в тишине мой голос огневой

Вас к скорби призовёт: погиб Макаров!

В морской пучине, там, где вал кипит,

Защитник Порт-Артура ныне спит.

1 «Кронштадтский вестник», 1910, 31 марта, с. 3

2 Л.Шервуд. Путь скульптора. М.-Л., 1937, с. 36. Цитируется по: Б.А.Розадеев, Р.А.Сомина, Л.С.Клещева. Кронштадт. Л., Стройиздат ЛО, 1977, с. 110, 111

3 Семанов С. Помни войну! Белые ночи: очерки, зарисовки, документы, воспоминания. 1971, с. 393

4 Семанов С. Помни войну! Белые ночи: очерки, зарисовки, документы, воспоминания. 1971, с. 389

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации