Как заканчиваются сказки…

1
0
Материал опубликован 20 October 2020

Автор публикации: А. Куныш, студент 2 курса

Автор: Куныш Андрей Владимирович

Руководитель: преподаватель русского языка и литературы

Василец Галина Николаевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 44»,

Г.Николаевск, Волгоградская область.


Эссе: «Как заканчиваются сказки…»


Повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» впервые была напечатана в 1970 году в журнале «Новый мир». Эта повесть имеет второе название – «После сказки». Но вот в чём дело: когда начинаешь читать эту повесть, думаешь, что повесть состоит вся из сказочных сюжетов, да и начинается она со слов – «У него были две сказки». Читая, со временем понимаешь, что это не сказка, а суровая реальность жизни.

Главный герой повести семилетний мальчик, которого родители оставили дедушке на воспитание, вернее сказать, ребенок оказался не нужен ни матери, ни отцу, у каждого из них уже новая семья, и мальчику там нет места. Мальчик живёт на лесном кордоне, где весь посёлок составляют три двора. О нём заботится только его дедушка Момун, это ребенок понимает. Он видит, какое к нему отношение взрослых людей, живущих рядом с ним. Но что меня сразу удивило, когда начал читать повесть, это то, что у мальчика нет имени. У всех, даже незначительных персонажей повести есть имена, есть имена даже у камней. «Верблюд», «Волк», «Танк», «Седло» - такие имена придумал для них ушастый, большеголовый и добродушный мальчишка. Почему автор решил оставить его без имени? Показать, что, не важно, какое имя у ребенка, важно то, что он говорит и делает, как живёт. А мальчик, получается, живёт своей жизнью. Нет рядом сверстников, чтобы общаться с ними. На кордоне, кроме маленькой девочки, которая постоянно на руках у своей мамы, и детей-то нет. Но мальчик научился находить себе занятия. Он привык разговаривать с неодушевлёнными предметами. У него два друга – портфель и бинокль.

Самое любимое его занятие - взобраться на гору и в бинокль рассматривать плывущий по озеру Иссык-Куль белый пароход. И мечтать, что на этом пароходе плывёт его отец, и когда-нибудь мальчик превратиться в рыбу, подплывёт к пароходу и встретится с отцом. Это одна из его сказок. Другая сказка – та, которую часто ему рассказывал дедушка Момун. Дедушка старается, как может, уделять внимание внуку: покупает ему портфель, осенью возит на коне в школу, после занятий встречает. Мальчик с желанием учится, переживает за опоздание в школу. Но что бы его ждало в дальнейшем: окончив четырёхлетнюю школу, надо продолжать обучение, надо уезжать в город. Может это и к лучшему. Может он там бы научился общаться с ребятами своего возраста, да и вообще, с хорошими и добрыми людьми, не все же такие люди, как на кордоне. Научился бы общаться и забыл постепенно свои сказки. Особенно ту, вторую, дедушкину сказку о Рогатой матери-оленихе. Сказка похожа на легенду, в которой в своеобразной форме описывается появление киргизского народа в долине озера Иссык-Куль. Может быть, этой сказкой автор повести хотел донести до читателя мысли о том, как человек безжалостен к природе, как люди могут ради своих идей уничтожать животных.

И вот для мальчика эта сказка обратилась в реальность, когда он собственными глазами увидел на другом берегу реки семью маралов, каких никогда не видел, а только представлял себе, слушая дедушку.

Но взрослые в сказку не верят. Для них Рогатая мать-олениха – всего лишь гора вкусного мяса. Какое же потрясение испытал мальчик, увидев отрубленную голову оленихи. Также он не понимал, что произошло с его дедушкой. Тот, который всю жизнь учил мальчика добру и справедливости, оказался безвольным человеком и принимал участие в убийстве животного. Детская душа такое не выдерживает. Самый близкий человек поступил подло. Кому теперь верить? Как же дальше быть? Как же дальше жить с этим? И мальчик возвращается к своей первой сказке, идёт к реке и уплывает рыбой. Об этой его сказке никто не знал, поэтому так трагически закончилась жизнь мальчишки. А взрослые даже не заметили его исчезновения.

Да, не все сказки заканчиваются хорошо и счастливо. Финал повести заставляет о многом задуматься, сделать переоценку многих ценностей. И в современном мире встречаются такие моменты, когда на ребенка не обращают внимания, и тогда он ищет того, кто его сможет понять, ищет общения в социальных сетях. И не всегда ему встречаются на пути добрые люди. Проблема одиночества детей среди людей и через 50 лет остаётся проблемой. И пока эта проблема не решится, повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» будет будоражить сознание многих людей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.