Литературный челлендж для будущих юристов
Автор публикации: Р. Талипова, студентка 1 курса
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Дисциплина: ЛИТЕРАТУРА
Тема: Литературный челлендж для будущих юристов
Выполнила
Студентка
Гр. 102ПСО Р. Р. Талипова
Проверил
Преподаватель Е. В. Вдовина
Екатеринбург, 2024
ВВЕДЕНИЕ
Важность чтения для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Книги помогают узнать что-то новое, повышают эмоциональный интеллект, способствует улучшению памяти. Что особенно актуально для будущих юристов, которые только начали свой путь постижения профессии. Кроме того, анализ лучших литературных произведений, как историко-юридического источника, образно описывающих будни правоведов, проблемы, загадки, приемы, связанные с выбранной деятельностью, позволит студентам глубже погрузиться в тонкости выбранного пути.
Актуальность работы видится в совершенствовании профессиональной подготовки юристов в русле осознания смысла своей профессии, в том, что произведения классиков литературы, красочно описывая события и факты, воссоздавая колорит эпохи, обобщая характерные особенности исторического момента и определяя его «правовую идеологию», позволят закрепить профессиональные знания на основе эмоционального восприятия информации. Кроме того, воспроизводя сюжеты судебной практики, анализируя вопросы права через призму художественного обобщения, мастера слова не только активизируют профессиональное мышление, но и помогут сформировать высокие нравственно-этические ценности. Ведь правовые и этические нормы выражены не в «сухих» формулировках, а в персонажах и ярких образах, имеющих значение достоверных фактов и суждений.
Объект исследования: произведения русской и мировой художественной литературы.
Предмет исследования: формирование образа профессии юриста средствами художественной литературы.
Цель: формирование устойчивого интереса к профессии через чтение и анализ произведении мировой художественной литературы.
Исходя из цели, были определены и задачи проекта:
1. выявить основные компетенции, необходимые будущим юристам в профессиональной деятельности;
2. рассмотреть рекомендации специалистов по применению произведений художественной литературы при подготовке специалистов юридической сферы;
3. провести анализ художественной литературы на наличие теоретических знаний и практики применения права на основе эмоционального восприятия информации;
4. провести социологическое исследование среди студентов на выявление предпочтений в жанрах и тематиках художественных произведений;
5. составить список произведений художественной литературы, который можно рекомендовать для внеклассного чтения будущим юристам с целью формирования устойчивого интереса к профессии и дальнейшего развития профессиональных навыков.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, включающий: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос и метод экспертных оценок.
Идеи совершенствования образования средствами художественной литературы нашли отражение в работах ряда учёных, однако, использование художественной литературы для формирования образа профессии как одного из условий повышения эффективности процесса, на сегодняшний день не получили достаточного освещения и применения в курсе литературы СПО.
В качестве материала для исследования мы использовали собственный анализ источников художественной литературы, записи в процессе общения с людьми сферы правовых услуг, тексты печатных изданий, словарей, форумов и других интернет-ресурсов, касающихся данной темы.
I Научно-теоретические основы формирования образа профессии юриста
1.1 Основные компетенции, необходимые будущим юристам в профессиональной деятельности
«Юрист, - как гласит свободная некоммерческой энциклопедия Википедия, – специалист по правоведению, юридическим наукам, практический деятель в области права» [1]. Юридических профессий в мировом сообществе довольно-таки много. Все они по-своему специфичны, но непременно связаны с трудом в правовой сфере жизни общества.
В руках специалистов находятся порой судьбы людей, предприятий и государств. И тот факт, что количество абитуриентов, желающих приобщиться к этому «искусству» не уменьшается, тем не менее, квалифицированных и умелых сотрудников получается не много. А как следствие, в процессе обучения на первый план выходит такое понятие как «профессиональная компетентность» – область постоянно расширяющейся системы профессиональных знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с эффективной результативностью, и содействующая повышению уровня профессионального образования, а также решению необходимых проблем [3].
Существуют следующие группы компетенций, необходимых в профессиональной деятельности будущих юристов:
1. Правовая грамотность – свойство специалиста, которое обеспечивает продуктивное применение документов в области законодательства в процессе профессиональной деятельности, а также рациональное принятие решений.
2. Информационная грамотность – свойство специалиста, позволяющее качественно понять и оценить информацию в соответствии со структурой принципов и приоритетов; поиск информации; адаптация к требованиям профессиональной деятельности; применение компьютеризации в трудовой деятельности.
Информационная грамотность имеет своё проявление в таких компетенциях как:
1) способность последовательно, обоснованно и понятно организовывать как устную, так и письменную речь;
2) обладание культурным поведением, готовность объединения с сотрудниками, способность работать в коллективе;
3) обладать искусством ораторства и умением слушать;
4) обладать выдержкой и сдержанностью в условиях стрессовой ситуации;
5) способность выстраивать эмоционально-тесные контакты при взаимодействии в области официальных отношений;
6) способность анализировать стрессовую ситуацию и разработать стратегию выхода из неё.
3. Коммуникативная грамотность – свойство специалиста, позволяющее разрабатывать двухстороннюю связь с посторонним человеком; формирование контактов с лицами, которые обращаются за юридической поддержкой; организация взаимодействия с организациями и их представителями; проектирование техники взаимодействия между людьми; опыт вести переговоры, немало важно уметь грамотно представлять обществу что-либо или кого-либо .
4. Морально-этическая грамотность – свойство специалиста, которые обеспечивает соблюдение норм общественной морали и нравственности; восприятие социальной значимости правовой деятельности; проявление в профессиональной деятельности уважение к закону. Находит своё выражение:
1) в осознании значимости своей профессии, достижении необходимого уровня правосознания;
2) в добросовестном выполнении трудовых обязанностей, соблюдать этику юриста;
3) в недопустимости коррупции, уважительное отношение к закону;
4) в приличном уровне нормативного поведение;
5) в сочетании нравственных и правовых требований трудовой деятельности;
5. Организационная грамотность – свойство специалиста, гарантирующее достойный уровень самостоятельности, дисциплинированности; способность управлять коллективом, вступать в переговоры; владение современными технологиями.
6. Интеллектуальная грамотность – свойство специалиста, обеспечивающее познавательную активной профессионального уровня; тренированная память; умственная работоспособность; повышений квалификации; способность анализировать общественные проблемы.
Работа юристов это прежде всего работа с людьми и потом уже работа с документами. Ему нужно уметь контактировать с людьми, находить подход к разным категориям людей, их выслушивать, отстаивать свое мнение и решать важные вопросы. При ведении переговоров необходимо соблюдать нормы общения, обладать ораторскими способностями и даже владеть приемами манипулирования. Стрессоустойчивость очень важна юриста. Туда же отнесена эмоционально-психическая устойчивость, честность и порядочность, эрудированность, развитое логическое мышление.
Юрист работает с законодательными актами, с методическими и нормативными документами, поэтому важность в знании законов имеет огромное значение, но также умение применять их ценно. Работа с большими объемами данных: юрист имеет дело с огромным количеством сложной информации, а значит навыки отбора, проверки и анализа информации приобретают особую актуальность. При работе с бумагами юрист должен быть внимательным и разбираться в договорах, уметь их заполнять, читать, анализировать, интерпретировать.
Неподкупность, чтобы бороться с коррупцией; коммуникабельность для успешного общения; внимательность - обращение внимания на детали, которые могут ускользнуть в противном случае. Немаловажна справедливость, ответственность, ведь юрист берет на себя огромную ответственность, решает сложные задачи, от которых может зависеть судьба человека, и он должен уметь контролировать свою деятельность.
В изменившейся социально-экономической обстановке в России востребованными качествами для специалиста являются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость, способность быстро и оперативно приспособиться к изменяющейся конъюнктуре рынка.
Воссоздавая фрагменты профессиональной деятельности через художественное произведение, студент, порой даже неосознанно, приходит к профессиональной рефлексии, к анализу того, как это (или подобное) происходило с тем или иным персонажем: что он чувствовал, о чем он думал, переживал, какое решение принял в той или иной ситуации. Литература помогает создать условия, пусть и вербальные, но действительные, для активной работы над собой, для того, чтобы «учиться поступкам», формировать ценностные ориентиры будущую профессию, примерять на себя образ юриста.
1.2 Формирование профессиональных компетенций средствами художественной литературы
Междисциплинарное движение «право и литература» популярно за рубежом, но в России, к сожалению, исследований в области взаимосвязи государственно-правовых институтов и художественной литературы пока недостаточно, что делает необходимым анализ литературных произведений, как историко-юридического источника, закрепляющего профессиональные знания на основе эмоционального восприятия информации.
Выступая перед студентами юридических факультетов, А. Ф. Кони - русский юрист прошлого столетия, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, почетный академик высших учебных заведении Санкт-Петербурга - произнес слова, ставшие завещанием во все времена: юрист «не должен ограничиваться одним знанием права кассационных решений, не должен закрывать глаза перед жизнью…нет, он должен быть широко и глубоко образованным человеком, сведущим в истории, искусстве, литературе» [7].
«Художественное освоение юридической действительности значительно обогащает наши представления о праве, его применении, о содержании деятельности правоведов, и есть смысл подробнее остановиться на значении и возможностях использования рассматриваемых пластов мировой культуры в ходе обучения и воспитания студентов юристов», - обращается к студентам в своей статье Тимофеева Алла Александровна, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры Теории и истории российского и зарубежного права Владивостокского государственного университета[3].
На примерах произведений литературы закрепляются теоретические знания студентов, полученные на лекциях, повышается научность, доступность процесса обучения, осуществляется связь литературы и юриспруденции. Приобщение студентов к литературе позволит развивать взаимосвязанные умения и навыки, которые имеют и воспитательное значение. Использование художественной литературы как средства обучения по правовым дисциплинам делает студентов юридических духовно богаче, учит видеть мир во всей его совокупности. Анализ литературных источников и правильная юридическая оценка ситуации помогают обучающимся развивать духовный и нравственный потенциал личности, а также свои будущие профессиональные навыки.
Процитируем слова Ябулганова А. А. - профессора кафедры финансового, налогового и таможенного права НИУ Высшей школы экономики: «Студенты должны читать много, и не только на каникулах, регулярно научную и учебную литературу по теории права, специальную литературу по своей отрасли права. Может ли хорошим юристом стать человек, который читает только законы и другую нормативную информацию? Ответ однозначный – нет». А в другой из своих статей он дополнял: «Но как бы сегодняшний студент не был всецело настроен на работу по профессии, я бы рекомендовал ему не забывать и про чтение художественной литературы, особенно классики. Нужно осилить, кому не удалось сделать это в школьные годы, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя. Постоянно возвращаться к Пушкину!» [3].
«Художественное освоение юридической действительности значительно обогащает наши представления о праве, его применении, о содержании деятельности правоведов, и есть смысл подробнее остановиться на значении и возможностях использования рассматриваемых пластов мировой культуры в ходе обучения и воспитания студентов юристов». – был глубоко убежден «рыцарь права» А. Ф. Кони [7].
Метод междисциплинарного взаимодействия дает возможность «юридически» прочесть текст и обнаружить правовую проблематику в литературном произведении. Страницы известных работ классиков прозы и поэзии-нередко материал, как будто не имеющий правового аспекта, но содержащий описания и сведения, способствующие пониманию основных юридических и исторических проблем. Художественный анализ всех сторон человеческого бытия не только расширяет профессиональные знания будущего специалиста, но, что важно, создает возможность воспитания духовности.
Коллизия художественных произведений часто разворачивается вокруг нестандартных жизненных и профессиональных ситуаций, нарастание напряжения, связанного с поиском путей их разрешения, стимулирует к поиску самостоятельных ответов, высказыванию предположений, догадок. Все это стимулирует развитие механизмов опережающего отражения, лежащего в основе креативных процессов, где нет заранее предусмотренного верного решения, или несколько решений могут быть признаны верными.
Помимо захватывающей интриги и увлекательного сюжета юридические романы содержат профессионально-ориентированный лексический материал и модели разговорного языка, что в свою очередь позволяет ознакомить студентов с понятием «юридическая терминология».
Многие служители муз изучали право, получили юридическое образование, занимались юридической практикой, иногда совмещая ее с творчеством. В.О. Ключевский назвал самым серьезным политическим произведением русской жизни после Отечественной войны 1812 г. Произведения Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Л. Н. Андреева, А.А. Блока – отражение в свое время полученных ими правовых знаний и их общественной и просветительской деятельности. Тема власти и народа нашла отражение в творчестве А. С. Пушкина, А. Н. Островского, А. С. Грибоедова, комедию которого «Горе от ума».
Сюжеты таких известных произведений Л. Н. Толстого как «Воскресение», «Живой труп» взяты непосредственно из судебной практики. Великий писатель сам изучал юриспруденцию, присутствуя на судебных заседаниях, посещая тюрьмы и беседуя с арестантами.
Ханжество официальной морали и лживость юстиции реалистично изображены Л.Н. Андреевым в рассказах «Христиане» и «Рассказ о семи повешенных».
Художественная литература оказала влияние на формирование некоторых правовых институтов в России, прототипы которых находятся в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Судебный механизм в его национальной и временной конкретике представлен в романах А. С. Пушкина «Дубровский» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; Фемида «в неглиже и халате» показана на станицах сатирических произведений Н. В. Гоголя, своей сатирой на государственно-правовую систему России известен М. Е Салтыков-Щедрин.
«Обращение к литературным источникам вносит яркие моменты в процесс обучения, кроме того, расширяет кругозор студентов, а также учит анализировать как литературные произведения, так и законодательство Российской Федерации, делать самостоятельные выводы по заданным вопросам,» - делится опытом в своей статье «Юридические сюжеты в русской литературе: симбиоз содержания и формы» доктор юридических наук, профессор МГПУ Куксин И. Н.
Литература с ее художественным анализом человеческого бытия раскрывает возможности расширения профессиональных знаний будущего юриста, эмоционального восприятия «образов» власти, государства и права, способствует повышению мотивации студентов к изучению смежных областей: психологии, логики и т.д.
2 Разработка и продвижение ЛИТЕРАТУРНОГО ЧЕЛЛЕНДЖА «Юридические чтения»
2.1 Проведение социологического исследования на выявление потребностей и предпочтений в литературных жанрах и направлениях среди студентов по специальности «Юриспруденция»
Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследование, целью которого было выяснить предпочтения студентов в жанрах и тематиках художественных произведений.
Методика социологического исследования заключается в следующем: опрос проводился среди студентов 1-2 курса ГАПОУ СО «ЕТОТС» по специальности «Юриспруденция» с помощью анкеты дистанционно через GOOGLE формы, как в индивидуальной, так и групповой форме. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых вопросов.
В исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 16-19 лет. Пример опросного листа представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Опросный лист студентов 1-2 курса ГАПОУ СО «ЕТОТС» по специальности «Юриспруденция»
Вопрос | Варианты ответа |
Любите ли вы читать книги? | Люблю читать; Читаю очень редко; Читаю только учебную литературу; Не люблю. |
Что вам мешает читать? | Учеба; Параллельно работаю, нет времени; Хожу в секции, кружки, занятия; Не знаю, что прочесть. |
Что вы любите читать? | Учебная, научная литература; Поэзия; Детективы; Драма; Исторические произведения; Романы; Сказки; Фантастика; Другое. |
По вашему мнению, чтение – это…. | Часть учебного процесса; Развлечение; Обязанность; Развитие. |
Считаете ли вы, что художественные книги, рассказывающие о людях вашей профессии будут полезны? | Да; Нет; Просто интересно почитать…… |
Чтение детективных произведений будет ли полезно для будущей профессиональной деятельности? | Да, потому что________________________ Нет, потому что_______________________ Свой вариант_________________________ |
Какие книги о юристах, преступлениях, сыщиках вы читали и могли бы порекомендовать и почему? | |
Таким образом, анализ результатов опроса студентов юридической специальности показал, что только треть обучающихся любит читать (31,1%); половина же читают очень редко или же по необходимости. Опасным звоночком явилось и то, что 18,8% студентов юридической специальности вообще не любят читать! (рисунок 1) На рисунке 2 наглядно видно, что треть из опрошенных любит читать детективы, так же около трети выбирает романы, около 18% - выбирают поэзию. Больше половины респондентов (почти 70 %) выбирают художественную литературу, но все же есть и те, кто предпочитают научную и справочную литературу. |
Рисунок 1 - Любите ли вы читать книги? | Рисунок 2 - Что вы любите читать? |
Из данного опроса видно, что треть людей не читает потому, что они просто не знают, какую книгу им прочесть. Но все же есть те, кто хотел бы читать, но откладывает любимое занятия из-за большой нагрузки при совмещении учебы и работы (так ответило 25%). Остальные же оправдывают свое нежелание читать разными причинами (рисунок 3)
Рисунок 3 - Что вам мешает читать?
87,5% респондентов ожидаемо считают, что чтение - это развитие, и лишь 12,5% считает, что чтение - это развлечение (рисунок 4.). А значит не все потеряно, чтение книг не теряет свою актуальность, и большая часть людей считает чтение книг не только развлечением, а больше развитием. Кроме того, ответы на последние открытые вопросы показали, что студенты считают чтение детективных произведений полезном для будущей профессиональной деятельности и даже готовы делиться интересными «находками» с сокурсниками.
Рисунок 4 - По вашему мнению, чтение - это...
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Результаты анкетирования и наблюдения показали отсутствие у студентов чётких представлений о профессии и характере юридической деятельности и чтение художественной литературы помогло бы им примерить на себя этот образ;
- Чтение художественной литературы, а именно юридических романов, по мнению учащихся, в процессе подготовки современных юристов играет важную роль в расширении кругозора, формировании умения анализировать информацию, развивает коммуникативные навыки, расширяет словарь профессиональных терминов.
2.2 Создание и продвижение телеграм-канала литературного челленджа для студентов юридической специальности «ЮРИДИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ»
В ходе работы над проектом и как продукт для обобщения всех результатов исследования было решено создать Telegram-канал ( https://t.me/yuristy_literatura ), который позволит всем обучающимся по направлению «Юриспруденция» (и не только), а так же преподавателям делиться интересными релизами по прочтению художественных книг, который объединит «неформальную жизни» не только будущих юристов, но и тех, кто сталкивался или планирует связать себя с этой замечательной сферой деятельности.
Данный канал, надеемся, будет способствовать налаживанию коммуникации и поиску единомышленников, а главное популяризации чтения художественных произведений. Он будет работать по принципу ежедневника или записной книжки: всё свежее, крутое и интересное записываем в блокнот и делимся. В планах – разнообразить контент рецензиями, подборками фильмов, актуальными новостями, вести обратную связь с читателями, чтобы понимать, какой формат и темы интересны.
Кроме того, на основе рейтинговых списков, различных издательств, был составлен список с аннотациями художественных произведений, рекомендуемых к прочтению студентам юридических специальностей.
«Адвокат дьявола» Эндрю Найдерман. Соблазнительное предложение работы в лучшей адвокатской конторе Нью-Йорка сулит новые перспективы: все, о чем мечтает Кевин, станет реальностью. При одном условии – если он станет защитником зла. Роман Эндрю Найдермана стал основой для одноименного фильма.
«Адвокат наполеона» Алексей Котов. Ироническая история о гениальной девочке и ее адвокате, которая, в какой-то мере и кроме всего прочего, рассказывает о любви, недопонимании и даже взаимных ошибках. Плюс просто юморные рассказы с претензией на читательскую улыбку.
«Адвокат» Джон Гришэм. Успешный молодой юрист, которого ждет блестящая карьера и финансовый успех, вдруг круто меняет свою жизнь. Он бросает работу в крупной фирме и становится «защитником беззащитных» — бездомных бродяг, нищих иммигрантов, уличных проституток и беспризорников. Неужели принять такое решение его заставило трагическое событие, участником которого он невольно стал? Или это был лишь предлог, чтобы получить возможность распутывать по-настоящему интересные и загадочные дела? Дела, от исхода которых зависит не только судьба его клиентов, но и его собственная жизнь…
«Вердикт» Джон Гришэм. Обычный, казалось бы, процесс по иску вдовы американца, умершего от рака легких, против табачной корпорации. Ничто не предвещает неожиданностей. Но могущественные «теневые команды» стремятся навязать суду нужный им вердикт.
«Все радости жизни» П. Е. Кодочигов. Хорошая, светлая книга о силе и воле человека. Это повесть о реальном человеке – слепом адвокате Камаеве. Он ослеп в раннем детстве после перенесенной оспы. Несмотря на недуг и довольно жестокое сопротивление общества, где его считали “неполноценным”, он сумел получить образование, обрести семейное счастье и стать знаменитым адвокатом.
«Дело о бархатных колготках» Эрл Стенли Гарднер. Это первый роман из серии книг «Перри Мейсон» о приключениях знаменитого адвоката. Здесь Мейсону придется иметь дело с очень странной клиенткой. У адвоката нет выхода, ему придется разобраться в этом деле. И чем быстрее, тем лучше.
«Дело о пеликанах» Джон Гришэм. Убиты два члена Верховного суда. Лучшие профессионалы спецслужб в тупике, они не в силах понять, существует ли связь между преступлениями. Однако молодую студентку юридического факультета Дарби Шоу озаряет совершенно невероятная догадка и она начинает собственное расследование и очень скоро понимает, что ввязалась в смертельно опасную игру, где ставки невероятно высоки, в игру, когда доверять нельзя никому, кроме амбициозного репортера, решившего помочь ей в расследовании.
«Записки адвоката» Дина Каминская. Описываемые в мемуарах Каминской примеры судебной практики – фальсификация доказательств, самооговор подсудимых, лжесвидетельство, давление государственного аппарата, реализованные в ее поступках и словах представления о правосудии, человеческом достоинстве и гражданской ответственности. По мотивам книги в России был снят телесериал «Заступники»
«Записки бандитского адвоката» Валерий Карышев. Валерий Карышев, известный адвокат, рассказывает о сложностях и опасностях своей профессии. Пройти по тонкой грани – вот искусство адвоката. С одной стороны – преступники, готовые на все, чтобы избежать кары. С другой – сотрудники карательных органов. Обе стороны ненавидят друг друга. Адвокат – между ними.
«Защита против, или командовать буду я!» Михаил Барщевский. Выигранный процесс – это сложнейшая интеллектуальная схема поведения, скрупулезная проработка документов, умение разговорить свидетелей и вытащить из них информацию, необходимую для защиты клиента.
«Зло под солнцем» Агата Кристи. Однажды утром в бухте находят задушенную Арлену Маршалл, высокомерную гостью небольшого отеля, в котором остановился Эркюль. Виновными могут быть все постояльцы: местный жигало, с которым флиртовала убитая, его жена, ревнивый муж Арлены и его приятельница. У каждого есть и мотив, и железное алиби.
«Камера» Джон Гришэм. В камере смертников ждет исполнения приговора человек, осужденный за жестокое убийство. Казалось бы, его вина доказана полностью. Но молодой адвокат, мечтающий о сенсационном деле, уверен – все не так, как кажется, и готов начать борьбу, которая либо спасет жизнь его клиенту, либо будет стоить ему самому карьеры – а может, и будущего.
«Линкольн» для адвоката» Майкл Коннелли. Это первая книга из серии про Микки Холлера – самого циничного адвоката Лос-Анджелеса. Его офис – заднее сиденье «линкольна». Его методы защиты, мягко говоря, нестандартны. Его клиенты – драчуны-байкеры и карточные шулеры, наркодилеры и пьяные водители. Для него закон не имеет никакого отношения к вине или невиновности. По мотивам данной книги был снят сериал.
«Ловушка для адвоката» Майкл Коннелли. Джейсон Джессап, отсидевший в тюрьме много лет за похищение и убийство маленькой девочки, вот-вот должен выйти на свободу. И чтобы жестокий убийца вновь не совершил преступления, Холлер даже готов выступить на процессе не адвокатом, а обвинителем. Его единственное условие - расследованием должен заняться знаменитый детектив Гарри Босх - ведь только он сможет дать этому делу обратный ход...
«Наследники» Павел Астахов. Умер известный деятель культуры, писатель и коллекционер Андрей Протасов. Из родственников у него остались вдова и дочь-инвалид. Все его квартиры и дачи, банковские счета, а также бесценные раритеты по наследству должны перейти им двоим. Но в день открытия завещания случилось нечто необъяснимое. Выяснилось, что незадолго до смерти Протасов составил еще одно закрытое завещание, согласно которому всё переходит в собственность совершенно незнакомым людям.
«Невиновный» Джон Гришэм. Трагическая история Рона Уильямсона – молодого человека, осужденного за убийство, которого он не совершал. Как невиновный оказался в камере смертников? Почему процесс по делу велся с грубейшими нарушениями? Пресловутая презумпция невиновности – неужели это лишь миф и красивые слова? Можно ли переиграть равнодушную машину правосудия, если в цепи доказательств защиты не все звенья надежны, а обвинение готово на все, даже на подлог, лишь бы отправить обвиняемого в камеру смертников?.. На эти вопросы в своей поразительной книге и отвечает Джон Гришэм.
«Обреченный защищать» Станислав Миллер. Адвокат Марк Островский получает таинственное письмо, из которого узнает, что его подзащитный был ошибочно осужден за убийство. Правда это или нет, но адвокат вынужден поверить, так как с его телом начинают происходить необъяснимые изменения. Невиновно осужденный выбрал самый жуткий способ отмщения.
«Осужден и забыт» Фридрих Незнанский. Это дело должно было стать самым простым, хотя и самым скучным за всю карьеру господина адвоката. Но не стало. И чем дальше продвигался господин адвокат к истине, тем яснее становилось его ощущение, что истина эта может оказаться невероятнее самой дикой лжи…
«Похищение. Теодор Бун - маленький юрист» Джон Гришэм. Загадочное исчезновение школьницы Эйприл Финннмор потрясло город. Органы охраны правопорядка полагают, что девочку похитил сбежавший из тюрьмы преступник Джек Липер. Полиция явно идет по ложному следу. Времени же остается все меньше. Тео начинает собственное расследование.
«Презумпция невиновности» Скотт Туроу. Презумпция невиновности – реалистичный портрет политической коррупции в большом городе. Прокурор Расти Сэбич завел служебный роман с хорошенькой помощницей Кэролайн. Теперь Расти – подозреваемый номер один в деле об убийстве своей любовницы. Против него все: обстоятельства, улики, отсутствие алиби. Ему предстоит доказать свою невиновность и найти истинного убийцу Кэролайн.
«Преступление без наказания. Теодор Бун - маленький юрист» Джон Гришэм. Идеальное убийство. Нет ни свидетелей, ни улик. Преступника вот-вот оправдают. Кто восстановит справедливость? Тринадцатилетний мальчишка Тео Бун! От школьного приятеля ему становится известна очень важная информация, способная изменить ход процесса. Но неужели кто-то примет обычного подростка всерьез? Тео понимает: если он не вмешается, убийство станет преступление без наказания.
«Прибавление семейства» Мария Воронова. Судье Ирине Поляковой доверили простое дело: признать умершей пропавшую пять лет назад жену партийного функционера Ильи Чернова. За все эти годы никто не доказал, что Чернов убил жену, хоть никто и не видел ее живой. А не пойман – не убийца. Обещавшее быть легким дело завело в тупик.
«Признание» Джон Гришэм. Бумаги задерживаются. Двери кабинетов запираются. Чиновники, от которых зависит – жить или умереть осужденному, беззаботно уезжают на пикники. Стрелки же неумолимо отмеряют не часы, а минуты до казни! Кто остановит безжалостную и равнодушную судебную машину, готовую раздавить “маленького” человека?
«Пуля адвоката» Майкл Коннелли. Дела Микки Холлера пошли в гору. Ему крупно повезло – после загадочной гибели коллеги, Джерри Винсента, к нему перешло громкое дело киномагната Уолтера Элиота, которого обвиняют в убийстве жены и ее любовника.
«Пятый свидетель» Майкл Коннелли. Когда наступают трудные времена, единственное, что оплачивается хорошо, – услуги адвоката! Но может ли заплатить ему Лайза Тремелл, у которой за долги вот-вот отберут дом? А вскоре ее обвиняют в убийстве, и у следствия достаточно доказательств ее вины.
«Сила ангелов» Сидни Шелдон. Она – модный преуспевающий адвокат на пике карьеры. Он – “крестный отец” нью-йоркской мафии, расширяющий свою могущественную империю. Они стоят друг у друга на пути – и не потерпят поражения. Будут победы и поражения, громкие преступления и шокирующие скандалы, большая политика и большие деньги… и, конечно же, любовь!
«Судья. Тайная сторона правосудии» Павел Астахов. Кто-то очень влиятельный решил подмять под себя судебную систему. Возможно, противостоять столь могущественному противнику – невыполнимая задача для адвоката Артема Павлова. Но когда дело касается системы правосудия, частью которой он является, он не может оставаться в стороне.
«Убийство в Восточном экспрессе» Агата Кристи. Это детективный роман рассказывает историю тринадцати пассажиров поезда, каждый из которых находится под подозрением. И только сыщик должен как можно быстрее разгадать головоломку, прежде чем преступник нанесет новый удар.
«Убийство Роджера Экройда» Агата Кристи. Эркюль Пуаро отходит от дел и переезжает в деревню Кингз-Эббот, где становится свидетелем загадочных смертей. В таком широком круге подозреваемых разобраться будет непросто.
«Убить пересмешника» Харпер Ли. Роман рассказывает о юристе из Алабамы, Аттикусе Финче, воспитывающем без матери своих двух детей. Мудрый и мягкий Аттикус назначен защищать в суде афроамериканца, ложно обвинённого в изнасиловании белой женщины. Вторая, не менее интересная, сюжетная линия рассказывает о взрослеющих детях Аттикуса, у которых формируются такие понятия, как справедливость, ответственность, сострадание и социальное неравенство.
«Фирма» Джон Гришэм. Эта фирма погасила его кредит. Предоставила новый "БМВ". Организовала покупку дома. И даже пригласила декоратора! Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Об этом следовало вспомнить начинающему юристу Митчу Макдиру, когда он принимал невероятно выгодное предложение работать на фирму "Бендини, Ламберт энд Лок". И теперь ему предстоит сделать невозможное, чтобы спасти свою жизнь…
«Холодный дом» Чарльз Диккенс. Один из самых увлекательных романов Диккенса. Это история жизни сироты Эстер Саммерсон, вечно разрывающейся между чувством и долгом, переплетается с криминальной линией расследования запутанного дела, которое ведет проницательный инспектор Скотленд-Ярда Баккет.
«Чтец» Бернхард Шлинк. Это международный бестселлер, который собрал целый букет престижных литературных премий в Европе и Америке. Роман описывает разрыв между поколениями в Германии, осмысление молодыми немцами преступлений периода Холокоста. Повествование охватывает почти 40-летний период с 1958 по 1990 в Западной Германии.
«Юрист» Джон Гришэм. В беззаботные студенческие годы Кайл Макэвой совершил ошибку. И теперь блестящему молодому юристу придется дорого за нее заплатить… Кайлу предъявляют сделанную на мобильный телефон запись, которая может погубить его ближайших друзей и сломать карьеру ему самому. Условия шантажистов просты: он должен устроиться в престижную фирму, пробиться "наверх", а потом "слить" важную информацию. Если задуманное удастся, шантажисты попадут в руки защитников закона. А если нет, то его собственная жизнь окажется в опасности…
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования и обобщая его результаты, представляется возможным сформулировать следующие выводы и предложения:
Мониторинг востребованности на современном рынке юристов показывает, что наиболее востребованными и высокооплачиваемыми среди представителей данной профессии являются юристы, обладающие высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций. В ходе исследования было выяснено, что одним из продуктивных методов может стать модель образно-эмоционального восприятия информации формирования профессиональной компетентности юриста через включение в профессию на основе чтения произведений художественной литературы.
Результаты анкетирования и наблюдения показали отсутствие у студентов чётких представлений о профессии и характере юридической деятельности и чтение художественной литературы, а именно юридических романов, по мнению учащихся, в процессе подготовки современных юристов играет важную роль в расширении кругозора, формировании умения анализировать информацию, развивает коммуникативные навыки, расширяет словарь профессиональных терминов.
В ходе работы были выявлены основные компетенции, необходимые будущим юристам в профессиональной деятельности и рассмотрены рекомендации специалистов по применению произведений художественной литературы при подготовке специалистов юридической сферы, что позволило выбрать продуктом исследования создание Telegram-канала (https://t.me/yuristy_literatura), который позволит всем обучающимся по направлению «Юриспруденция» ГАПОУ СО «ЕТОТС» (и не только), а так же преподавателям делиться интересными релизами по прочтению художественных книг, который объединит «неформальную жизни» не только будущих юристов, но и тех, кто сталкивался или планирует связать себя с этой замечательной сферой деятельности.
Данный канал, надеемся, будет способствовать налаживанию коммуникации и поиску единомышленников, а главное популяризации чтения художественных произведений. В планах – разнообразить контент рецензиями, подборками фильмов, актуальными новостями, вести обратную связь с читателями, чтобы понимать, какой формат и темы интересны для включения в профессию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННной литературы
Wikipedia [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Юрист
Графский, В.Г. Литература и право в культуре морального, эстетического и иного общения и переживания /ред. В.Г. Графский// Право и литература: материалы восьмых философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца: сб. науч. тр. -М., 2018.
Какие личные качества и профессиональные навыки нужны юристу [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pk.i-spo.ru/news/kakie-lichnye-kachestva-i-professionalnye-navyki-nuzhny-yuristu
Кокарева, М.Е., Гордеев К.С., Пасечник А.С., Жидков А.А. Профессиональная компетентность современного юриста // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://human.snauka.ru/2017/11/24583 (дата обращения: 07.11.2023)
Куксин, И. Н. , Иванова, Ж . Б. Юридические сюжеты в русской литературе: симбиоз содержания и формы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskie-syuzhety-v-russkoy-literature-simbioz-soderzhaniya-i-formy
На службе закона. Образ юриста в художественной литературе: рекомендательный список / методико-библиографический отдел ; составитель Л. А. Лагутина. – Орск: ЦГБ им. Горького МАУК «ЦБС г. Орска», 2019. – 32 с. : цв. ил.
Онлайн-интервью с профессором, д.ю.н, профессором кафедры финансового, налогового и таможенного права НИУ "Высшая школа экономики" Александром Алибиевичем Ялбулгановым [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/edu/news/interview/v_pomosh_studentu/studencheskiye_voprosy/yalbulganov/
Преступник и преступление на страницах художественной литературы / Л.Р. Клебанов; Ин-т государства и права Рос. акад. наук [Электронный ресурс] Режим доступа: http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=urispr&author =klebanov-lr&book=2006
Русская художественная литература как компонент повышения профессиональной правовой культуры юристов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-hudozhestvennaya-literatura-kak-komponent-povysheniya-professionalnoy-pravovoy-kultury-yuristov/viewer
Федоров, А.Ф. Самостоятельность, всестороннее развитие и ответственность как необходимые качества профессиональной деятельности юристов/ А.Ф. Федоров, // Вестник Владимирского юридического института. – 2019. – № 1. – С. 128 – 134.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Страница телеграм-канала литературного челленджа «Юридические чтения»