МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Автор публикации: М. Петров, студент 3 курса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Специальность: 49.02.01. Физическая культура |
(код, наименование специальности) |
Квалификация: Педагог по физической культуре и спорту |
Обучающийся: _______________ Петров Максим Алексеевич.
( подпись) (ФИО)
Дата _____________
Научный руководитель | ___________Ликунов С.В. (ученая степень, ученое звание, подпись, ФИО) |
ВКР допущена к защите | Заместитель директора по УВР ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта |
«___» _________________ 2023 г. | _____________________Кутьин И.В. (подпись, ФИО) |
| |
Дата защиты ВКР | «___» _________________ 2023 г. |
Протокол ГЭК №_ | «___» от ______________ 2023 г. |
Оценка: | «__________________________» |
Председатель ГЭК | ____________д.соц.н. Страдзе А.Э. (ученая степень, ученое звание, подпись,ФИО) |
Секретарь ГЭК | _________________Андрюхина И.А. (подпись, ФИО) |
Москва
2023
АННОТАЦИЯ
Выпускной квалификационной работы студента 3 курса Петрова М., выполненной на тему: «Методика воспитания физических качеств у юных спортсменов 9-10 лет, занимающихся футболом».
Текст работы изложен на 53 страницах машинописного текста, содержит 5 таблиц. Список литературы включает 37 источников.
Перед работой были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать литературные источники по данной теме.
2.Разработать комплекс упражнений для развития физических способностей детей 9-10 лет занимающихся футболом.
3.Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие физических способностей детей 9-10 лет занимающихся в секции футбола.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе ГБУ «МосСпортОбъект» СК «Луч» г. Москва.
Результаты исследования могут быть использованы тренерами, учителями физической культуры в практике своей педагогической деятельности.
Петров М.А.
Содержание
Введение
Актуальность. Младший школьный возраст самый благоприятный для вовлечения детей к активной двигательной деятельности в различных формах. Дети хотят двигаться, делают это с удовольствием, они пробуют свои силы в различных двигательных режимах, что позволяем им знакомиться с различными видами спорта.
Повышенный интерес в современной спортивной науке наблюдается к проблеме физической подготовки юных футболистов, особенно на начальном этапе подготовки. Среди важных вопросов, посвященных этой теме, остаются те, которые связаны с содержанием, структурой и методикой общей и специальной физической подготовки юных футболистов.
Значительные требования к работоспособности юных спортcменов, омоложение соревновательного возраста требуют повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, что не всегда позволяет решать весь объем педагогических задач установленных требованиями футбола. При этом, применение упражнений высокой интенсивности требует особой осторожности в процессе физической подготовки юных спортсменов.
К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, координационные способности и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организма.
Занятия футболом способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. У занимающихся футболом, отмечается правильное телосложение и высокие показатели физического развития: выше среднего рост, соответствующее его величине вес, жизненная емкость легких и окружность груди, высокая амплитуда грудной клетки, становая сила, хорошо развитая мускулатура, особенно нижних конечностей.
Наравне с разносторонним воздействием на физическое развитие, занятия футболом способствуют воспитанию волевых качеств, инициативы, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма и др. Таким образом футбол является ценным средством развития физических качеств младших школьников.
Сегодняшний уровень развития футбола предъявляет такие требования к физической подготовленности занимающихся, при которых из-за интенсивности игры очень важны такие качества физической подготовленности, как скоростно-силовые качества, специальная выносливость, ловкость.
Гипотеза: предполагается, что использование специальных комплексов упражнений направленных на развитие физических способностей юных спортсменов 9-10 лет, позволит повысить их уровень.
Цель исследования: разработать и применить методику направленную на развитие физических качеств у детей, занимающихся футболом в группах начальной подготовки.
Объект исследования: процесс развития физических качеств юных футболистов 9-10 лет.
Предмет исследования: средства, методы, комплексы упражнений при занятиях футболом направленные на развитие физических качеств младших школьников.
Работа была написана при помощи следующих методов:
1.Анализ научно-методической литературы.
2.Педагогическое наблюдение.
3.Педагогическое тестирование.
4.Педагогический эксперимент.
5.Методы математической статистики и обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке и применении комплекса упражнений направленного на повышение физических качеств юных футболистов 9-10 лет, которые могут использовать учителя физической культуры в профессиональной деятельности, тренеры по виду спорта, а также студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура» в период прохождения производственной практики.
Глава 1. Теоретический обзор литературных источников.
1.1. Роль и значение занятий футболом для физического развития младших школьников
Под физическим развитием, понимают комплекс функционально- морфологических свойств организма, который определяет физическую дееспособность организма. Таким образом, в понятие «физическое развитие» входят не только морфологические особенности строения и размеров тела, но и функциональные возможности организма.
Физическое развитие определяется эндогенными (внутренними), экзогенными (внешними) и социально-экономическими факторами. Оценка его имеет большое практическое значение как для социальной гигиены вообще, так и для спортивной медицины. Изучение индивидуального физического развития ведется путем расчета различных морфологических показателей, таких, например, как рост, вес тела, окружность груди, удельный вес тела, его жировая, мышечная и костная массы и т.д.
При исследовании взрослых людей эти морфологические признаки служат критериями физических кондиций организма, а для детей, помимо того, критериями правильности их роста и развития. Критериями физического развития являются и особенности телосложения.
Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции (соотношение одних размеров тела с другими) и особенности взаимного расположения частей тела. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере определяются его конституцией. До настоящего времени нет общепринятой формулировки понятия «конституция», которая используется для характеристики телосложения человека.
Именно эти процессы метаболизма накладывают свой отпечаток на особенности телосложения, обуславливая различную степень развития жировых отложений, скелета и мускулатуры, а через них - форму грудной клетки, брюшной области, спины и др. Поэтому многие исследователи считают жировые отложения и мускулатуру наиболее важными признаками конституции.
В большой степени уровень физического развития определяется двигательной активностью человека. Доказано, что, как правило, показатели физического развития лиц, занимающихся физически упражнениями и спортом, намного выше, чем у не занимающихся. Существует двоякая зависимость между занятиями тем или иным видом спорта, с одной стороны, и физическим развитием и особенностями телосложения - с другой.
Особенности телосложения могут способствовать достижению успеха в определенных видах спорта (например, высокий рост - достижению хороших результатов в прыжках в высоту), вследствие чего происходит отбор лиц с благоприятными для данного вида спорта особенностями физического развития и телосложения. В то же время длительные занятия определенным видом спорта вызывают специфические для этого вида спорта изменения в физическом, развитии и телосложении спортсмена. Исходя из этого, исследование физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, имеет следующие задачи:
1.Оценка воздействий систематических занятий физическими упражнениями на уровень физического развития занимающихся, выявление положительных или отрицательных влияний на телосложение с целью определения средств и методов физического воспитания, направленных на коррекцию его недостатков.
2.Отбор детей, подростков, юношей, девушек для занятий различными видами спорта на базе так называемых модельных морфологических характеристик.
3.Контроль за формированием определенных особенностей физического развития у обучающегося на пути от новичка до высококвалифицированного мастера.
4.Изучение функциональных особенностей с целью определения необходимой индивидуализации подготовки занимающихся.
Не вызывает сомнения тот факт, что в последние десятилетия футбол прогрессирует гораздо быстрее, появляются новые принципы подготовки занимающихся, которые заключаются в постоянном совершенствовании физической подготовки, универсальности их действий. При этом постоянно возрастает значение инициативности в действиях и, следовательно, требования к индивидуальной технико-тактической оснащенности.
В современной игре значительно возросли требования к уровню физической подготовленности, к развитию быстроты, ловкости, выносливости, силы и прыгучести. Занимающиеся футболом, в процессе игровой деятельности, выполняют чрезвычайно высокую, экстремальную нагрузку, что требует достаточного развития уровня функциональных возможностей и воспитания волевых качеств.
Физическая подготовка на занятиях по футболу является первостепенной. Совершенствование техники, тактики и физической подготовки все более уравновешивается. Сильно продвинулся в этом отношении и отечественный футбол. Не потеряв высокой техники и универсальной тактики, отечественные футболисты стали более боеспособными, после того как специалисты признали, что лишь при условии достижения футболистами высокой физической готовности развитая техника и современная тактика могут быть максимально результативными.
В связи с тем, что во время игры одни технические приемы и действия сменяются другими в постоянно изменяющихся ситуациях, двигательная деятельность занимающихся очень разнообразна.
В футболе, как и в других спортивных играх, двигательная активность имеет свою специфику. Главными характеристиками ее являются следующие:
1 - многосторонняя механическая деятельность на фоне эмоционального возбуждения;
2 - высокая вариативность нервно-мышечных усилий;
3 - непрерывная смена рабочих двигательных режимов;
4 - высокая интенсивность усилия в решающие игровые моменты;
5 - высокие требования, как к двигательным и вегетативным функциям организма;
6 - комплексное проявление двигательных качеств в короткие интервалы времени.
По данным современных исследований, юные футболисты уступают в уровне скоростно-силовой подготовленности представителям других видов спорта того же возраста. Особенно важно становится повысить уровень скоростно-силовой подготовленности подростков тогда, когда согласно возрастной гетерохронии развития, закладывается фундамент спортивного мастерства, поэтому как раз и нужно обратить внимание на средний и старший школьный возраст, как на возраст формирования основных систем жизнеобеспечения, совершенствования их.
Многие действия, выполняемые в процессе занятия, - выполнение единоборств, обводных движений, ведение мяча, предъявляют высокие требования и владению мячом в ситуациях, связанных с необходимостью сохранения равновесия. Чем выше устойчивость занимающегося, тем больше у него возможностей к продолжению действий в контактных ситуациях неустойчивого равновесия и тем самым к продолжению владения инициативой, что всегда имело в футболе первостепенное значение. Особенно велико в экстремальных и сложных по координационной структуре ситуациях игры значение специальной ловкости.
Итак, игровая деятельность занимающихся футболом проходит в условиях кратковременных отрезков и характеризуется большой вариативностью действий, выполняемых с различной интенсивностью и способностью сохранять высокоинтенсивный двигательный режим на протяжении всего матча, что связано с необходимостью поддерживать высокую работоспособность, на протяжении длительного времени, и выполнять работу максимальной интенсивности на фоне, значительного общего утомления.
1.2. Анатомо-физиологические особенности юных спортсменов 9-10 лет.
В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.
Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом, можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей еще очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.
В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребенка. Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.
Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это необходимо специально учитывать, имея в виду и уже упоминавшуюся повышенную эмоциональную возбудимость. Следует учесть, что внутри возрастного периода (6–10 лет) существуют отдельные этапы, характеризующие различные особенности развития.
Так, в возрасте 7–9 лет происходит вторичное ускорение темпов роста (первая – в возрасте до 1 года). К 7–8 годам заканчивается полное сращение тазовых костей, усиливаются процессы коллагенизации суставов. Иными словами, в этом возрасте существуют объективные предпосылки для того, чтобы выполнять сложные моторные акты.
Хотя в 8–9 лет ребенок владеет навыками ходьбы, у него нет тесной связи между темпом ходьбы и длиной шага, как у взрослого человека; только к 10 годам у ребенка длина шага тесно связана с его частотой. Это говорит о том, что даже в таких элементарных моторных функциях, как ходьба, возраст 10 лет является особо значимым в завершении формирования этой функции.
Морфологическая дифференцировка мышечных тканей особенно интенсивно происходит в 8–9-летнем возрасте. Ребенок достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений. Объективными показателями функциональной зрелости нервно-мышечных синапсов являются повышение их возбудимости, ускорение передачи возбуждения с нерва на мышцу, увеличение скорости сократительного акта. В то же время, не только в этом возрасте, но и позднее нередко наблюдаются признаки несформированности межполушарного взаимодействия, поэтому доминантность определенной ведущей руки еще до конца не фиксируется. А это отражается не только на двигательной координации, но и на особенностях развития высших психических функций ребенка.
До 8–9 лет продолжает совершенствоваться рецепторный аппарат суставов. По координационным характеристикам ходьба приобретает черты «взрослости» к 5–6 годам, хотя в ней еще много лишних движений. Ходьба 9–10-летнего ребенка практически не отличается по координации от ходьбы взрослого человека.
Свои особенности имеют также процессы развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы. В возрасте 7–9 лет частота дыхания стабилизируется по сравнению со взрослыми. Аналогичные особенности характерны и для деятельности кровообращения: усиленная потребность детей в кислороде обеспечивается большей частотой сердечных сокращений. В основе роста и развития организма лежит обмен веществ и энергии. Если принять интенсивность белкового обмена у 20–30-летних людей за 100%, то у детей в возрасте 10 лет она составит около 190%, а у 6-летних – 230%.
Особенно сильные изменения с возрастом претерпевает нервная система. Рост мозговой части черепа заканчивается в основном к 10 годам, после чего совершенствование нервной системы идет уже за счет ее функционального развития. Как отмечал И.П. Павлов, «реактивность мозга изменяется с возрастом», что стоит в связи с развитием коркового отдела больших полушарий головного мозга, особенно интенсивного в возрасте 7–9 лет. В возрасте 6–7 лет снижается характерная для возраста 3–5 лет легкая возбудимость нервных центров в связи с усилением тормозных процессов. Значительно улучшается работа двигательного участка коры головного мозга: именно поэтому движения детей 6–7 лет становятся более координированными и разнообразными.
Следует учитывать, что помимо общих возрастных закономерностей, характерных для учащихся начальной школы, существуют факторы, обусловленные социальными причинами. Так, установлено, что в современной популяции школьников резко возросла доля детей с дефицитом массы тела (до 20%). Это особенно остро стало ощущаться у детей, только начинающих школьную жизнь. При этом возрастной период 7–8 лет является критическим как период адаптации к систематическому обучению. Еще более обострило проблемы здоровья школьников начало их обучения с 6 лет. Около 16% детей в этом возрасте не готовы к школьному обучению, а у 30–50% выявляется функциональная незрелость.
В указанном возрасте, то есть при обучении в начальной школе, многие дети вынуждены посещать группы продленного дня. Исследованиями было установлено отрицательное влияние длительного пребывания в них на здоровье детей младшего школьного возраста, и особенно девочек. Наблюдался в первую очередь рост патологии органов пищеварения и мочеполовой системы. Основными причинами нарастания данной патологии, а также нервно-психических отклонений являлись нарушения режимных моментов в этих школах: плохая организация питания и отдыха детей, в том числе и фактор переохлаждения во время прогулок. Особенно выраженное негативное воздействие школа продленного дня оказывала на нервно-психическое здоровье девочек с соматической патологией.
Негативные изменения, происходящие в организме школьников, могут быть обусловлены необходимостью проводить большую часть времени в сидячем, малоподвижном положении, нарушающем обмен веществ, имеющий у детей более энергичный характер и требующий интенсивных движений. Об этом писали педагоги еще в 1920-х годах, а современные педагоги и психологи обращали внимание на другие факторы, влияющие на здоровье школьников. Это состояние школьной среды, личность учителя, педагогические технологии. Практически во всех случаях правильно организованные занятия физической культурой способны значительно повлиять на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Многолетний процесс физического воспитания может быть успешным только при тщательном учете возрастных особенностей развития занимающихся, уровня их подготовленности, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков, а также специфики избранного вида спорта.
В настоящее время не подвергается сомнению положение о том, что для достижения высоких спортивных результатов основы двигательной деятельности и функциональной подготовки необходимо заложить своевременно в детском возрасте. Поэтому не случаен интерес специалистов разных отраслей знаний к всестороннему исследованию процессов, происходящих в человеческом организме.
Проведено значительное количество разнообразных исследований, позволяющих рассмотреть анатомо-физиологические, биохимические, психологические и другие процессы, на основе которых проанализированы возрастные особенности физического развития детей и юношей и, особенности формирования двигательных навыков в разных видах спорта. В ряде исследований со школьниками разного возраста рассматривались естественные темпы физического развития при изучении таких движений как бег, прыжки, метания и другие.
Установлено, что темпы естественного прироста физических качеств на разных возрастных этапах неодинаковы. При решении вопроса о выборе методики тренировочных воздействий необходимо учитывать особенности изменений организма обучающегося под влиянием одноразового и многократного выполнения физических упражнений. В частности известно, что в зависимости от того, на фоне какого состояния будет повторяться последующее упражнение в занятии или само занятие, зависит не только изменение работоспособности в процессе деятельности в целом, её качественных показателей, но и отдалённый результат в изменении функциональных возможностей. Причём, некоторые условия повторного выполнения упражнений могут приводить не к повышению, а к снижению уровня функционирования отдельных систем организма.
Следует также учитывать, что разнообразие выполняемых упражнений не может быть беспредельным, так как в процессе занятия необходимо обеспечить наличие положительно и отрицательно взаимодействующих связей в организме, определяющих совершенствование основных двигательных навыков.
Не следует также забывать, что если организм занимающихся будет регулярно подвергаться влиянию нескольких, равных по силе, воздействий кратковременных и слабых программ (например, на выносливость, силовые координационные качества и т. д.), то произойдёт равномерное и на низком уровне приспособление ко всем программам, которое может не обеспечить наивысший из возможных уровней адаптации ни к одному из тренирующих показателей. Если же сила воздействия одной из программ увеличивается и становится по величине интенсивности или продолжительности больше остальных, то организм будет приспосабливаться к более сильной за счёт исключения или подавления остальных программ.
Таким образом, возраст 9–10 лет является важным периодом развития тех физиологических функций организма ребенка, которые способствуют реализации сложных психомоторных актов как в повседневной деятельности, так и в той деятельности, которая может быть специально организованной.
1.3. Особенности физического развития младших школьников
Особо важными особенностями возрастного развития детей младшего школьного возраста является:
- относительно равномерное развитие опорно-двигательного аппарата;
- большая подвижность суставов;
- высокая эластичность связочного аппарата;
- наличие большого количества хрящевой ткани в скелете;
-эластичность мышц впоследствии значительного содержания белковых неорганических солей и воды;
- достаточная естественная гибкость позвоночного столба;
- незавершенный процесс окостенения.
Этот возрастной период самый благоприятный для вовлечения детей к активной двигательной деятельности в различных формах. Дети хотят двигаться, делают это с удовольствием, что очень важно, они пробуют свои силы в различных двигательных режимах, что позволяем им знакомиться с различными видами спорта, что позволяет им выбрать для дальнейшего спортивного совершенствования.
Вместе с тем постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения и совершенствования биологической природы детей, функциональных возможностей их организма.
В этом возрасте дети очень чувствительны к направленному воздействию на развитие двигательной функции, совершенствование морфологических структур двигательного аппарата. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвоночника, что важно для правильной осанки.
Известно, что любая мышечная деятельность человека связана с расходом энергии. Однако в зависимости от характера нагрузки восстановление энергетического потенциала в работающих мышцах осуществляется за счет разных источников энергии.
Уровень развития быстроты во многом определяется анаэробными возможностями организма, т.е. способностью человека выполнять интенсивную краткосрочную работу с первых секунд деятельности на фоне недостаточного снабжения мышц кислородом. В этих условиях выполнение максимальных физических нагрузок у детей 7-8 и 9-10 лет может обеспечиваться за счет анаэробных источников энергии на 90-95%. В результате подобной работы образуется кислородный долг, погашение которого осуществляется в процессе восстановления после выполнения нагрузки.
По нашим данным, потребление кислорода после интенсивной работы к 30 секунде увеличивается у детей младшего школьного возраста до 750-900 мл, а за тем быстро снижается и ко второй-третьей минуте достигает исходного уровня. Продолжительность максимальной скоростной нагрузки при однократном выполнении не должна превышать 5-10 сек., что соответствует пробеганию 50-60 м. Более длительный бег в максимальном темпе и тем более повторение его за короткий отрезок времени нежелательно, так как в организме происходит большое накопление продуктов анаэробного обмена, образуется значительная кислородная задолженность, которая плохо переносится детьми.
Уровень развития выносливости, как известно, зависит от аэробных возможностей человека, т.е. способности длительно поддерживать требуемое потребление кислорода во время выполнения физической нагрузи. Обеспечение мышц энергией при малоинтенсивной работе полностью осуществляется за счет аэробных процессов. Однако при вырабатывании организма, а также при наступлении утомления происходит активация анаэробных процессов и обеспечение энергией работающих мышц за их счет может увеличиться до 24-36%.
Тренеру важно знать, что достижение оптимального уровня потребления кислорода достигается организмом не сразу, а спустя некоторое время. Так, при нагрузках умеренной интенсивности у детей младшего школьного возраста должное потребление кислорода устанавливается на второй-третьей минуте работы и участие анаэробных процессов в этот период значительно выше, чем в последующие минуты. Такое положение биологически оправдано, так как продукты анаэробного обмена являются сильными стимуляторами повышения активности анаэробных процессов.
Продолжительное поддержание необходимого уровня потребления кислорода при выполнении относительно длительных для данного возраста физических упражнений во много обусловливается слаженностью в деятельности систем дыхания и кровообращения, адекватной реакцией этих систем на предъявляемую нагрузку. Согласованность систем дыхания и кровообращения у детей младшего школьного возраста хуже, чем у взрослых. Это проявляется либо в значительном увеличении легочной вентиляции, приводящей к снижению эффективности дыхания, либо в повышенной чистоте сердечных сокращений, т.е. менее эффективной форме сердечной деятельности.
Кроме этого в этом периоде совершенствуется и анализаторы. Все это создает благоприятные условия для развития основных физических качеств. К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту, которые могут проявляться только при решении двигательных задач посредством выполнения соответствующих двигательных действий.
Развитие физических качеств происходит под действием основных факторов: наследственной программы, индивидуального развития организма и от условий внешних воздействий. Это можно считать, как процесс единства наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных свойств и возможностей органов и структур организма за счет развития физических способностей (качеств), перечисленных выше.
Возраст учащихся начальных классов позволяет использовать методику спортивного занятия с юными занимающимися, соблюдая основной принцип разносторонней подготовки. На каждой тренировке необходимо включать упражнения для развития всех физических качеств, не разделяя на отдельные формы проявлений. Развитие выносливости необходимо осуществлять на каждом занятии по специальной таблице дозированного бега в анаэробном режиме. Эта таблица разработана с учетом «Таблицы бега» для дошкольников с теми же принципами. Единственная разница после освоения очередной дистанции идут несколько занятий без добавки для адаптации.
Следует отметить, что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.
Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.
Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки у занимающихся футболом, заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей .
Это позволяет правильно решать вопросы спортивного отбора и ориентации, выбора средств и методов занятий, прогнозирования возможных достижений. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных систем, которые изменяются в процессе спортивной деятельности. Рост и развитие организма происходят неравномерно. Каждый возрастной этап - это своеобразный период со своими характеристиками особенностями, морфологическими и функциональными преобразованиями. В теории физического воспитания принято выделять младший школьный возраст (7-10 лет), средний или подростковый школьный (11-15 лет), а также старший или юношеский возраст (16-18 лет).
1.4. Средства и методы развития физических качеств на занятиях по футболу.
Установлено, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.
Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.
Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС.
Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у различных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности, использованием различных подходов и формул для определения прироста показателей физических способностей, неоднородностью обследуемой выборки испытуемых и т.п.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.
Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.
Собственно силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет, а у мальчиков только с 13-14 лет.
В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека используют термины “физические способности” и “физические качества”.
Физические способности - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
Физические качества - сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые. Скоростные, скоростно-силовые и временные характеристики движения учащихся.
Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях: силовые (сила), скоростные (быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.
В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки.
Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).
Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.
Структура проявления силовых способностей человека многогранна, но в возрасте роста, когда предельные напряжения могут затормозить физическое развитие, нужно обратить внимание на формирование:
1.скоростной динамической силы - способности ребенка к перемещению в ограниченное время;
2.силовой выносливости - способности длительное время поддерживать необходимые силовые усилия во время движения (во время бега);
3. «взрывной силы» - способности преодолевать сопротивление с мышечным напряжением в кратчайшее время.
Средства развития силовых способностей
Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью. Они делятся на две группы:
-Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей.
-Упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату).
Методы развития силовых способностей:
-Метод серийных упражнений;
-Метод интервальных упражнений.
Все упражнения подразделяются на три основные группы воздействия: общего, регионального и локального.
К упражнениям общего воздействия относятся те, при которых в работе участвуют не менее 2/3 общего объёма мышц; регионального 1/3 до 2/3; локального – менее 1/3 мышц.
Самым эффективным и более доступным методом повторных усилий, применяя приемы: является равномерный, суперсерий и комбинаций упражнений, круговой.
Основные правила для проведения силовых занятий:
-Соблюдение общих методических принципов;
-Общефизическая подготовка - основа успеха в развитие силы;
-Особое внимание уделяется укреплению мышц брюшного пресса спины;
-Прекращается выполнение упражнения при возникновении усталости и боли.
В спортивной литературе можно найти множество упражнений из различных видов спорта, которыми можно развивать и совершенствовать силовые способности мальчиков и девочек.
Развитие гибкости
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.
Средства развития:
Выполнение упражнений с большой амплитудой, так называемые упражнения в растягивании;
Общеразвивающие упражнения с предметами и без;
Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;
Упражнения у гимнастической стенки;
Глубокие приседания на всей ступне;
Наклоны вперед, назад, в стороны;
Махи ногами вперед-назад;
“Стретчинг” – методика развития гибкости с помощью статических упражнений.
Методы развития:
Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.
В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их “разболтанности”, нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении других физических способностей. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечит беспрепятственное выполнение необходимых движений.
При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности позвоночника (прежде всего, грудного отдела), тазобедренных и плечевых суставов.
К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться до появления пота, чтобы избежать мышечных травм; упражнения следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, причем вначале медленно, потом быстрее.
Признаком прекращения упражнений на растягивание является появление сильных мышечных болей и снижение амплитуды движений.
Работу по развитию гибкости нужно совместить с развитием силовых качеств, что обеспечит соответствующую соразмерность в их проявлении.
Упражнения на гибкость удобно давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.
В занятиях с детьми доля статических упражнений должна быть меньше, а динамических – больше.
Растягивающие упражнения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде и при этом резких движений надо избегать.
Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем. Амплитуда движений уменьшается с возрастом, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее.
Развитие этого качества зависит от строения суставов, эластичности мышц и связок, а также от нервной регуляции тонуса мышц. Различают общую и специальную гибкость.
Общая гибкость - характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позвоночника выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.
Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально – прикладной деятельности.
Развитию активной гибкости способствуют упражнения с собственным весом тела и с внешними отягощениями (маховые движения, повторные пружинистые упражнения).
Выполнения упражнений на растягивание с относительно большим напряжением увеличивает пассивную гибкость.
Метод многократного растягивания
Целесообразно и более эффективно использовать для растягивания комплексы из нескольких динамических упражнений в сочетании с пассивными по 8-15 повторений каждого из них.
Одной из особенностей в развитии этого качества является то, что наиболее успешно оно развивается при ежедневном, а наиболее эффективно при двух тренировках в день.
Развитие ловкости
В специальной литературе это понятие определяется как координационные способности (кс).
Ловкость (координация движений) - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Развитие равновесия – еще один путь развития координированности человека.
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.
Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.
В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.
В младшем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.
Средства развития ловкости:
Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.
Гимнастические упражнения.
-Прыжки в длину и высоту.
-ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.
-Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.
-Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).
Основными средствами развития этого физического качества являются: в первую очередь, развитие остальных физических качеств: быстроты, силы, выносливости и гибкости. Которые объединены в комбинированные упражнения. А также различные эстафеты, подвижные игры с определенными препятствиями.
Большой и разнообразной группой упражнений являются общеподготовительные координационные упражнения, разделенные на:
-жизненно важные умения и навыки;
-увеличение двигательного опыта по сложности движения;
-общеразвивающие, с уклоном на двигательные способности (выносливости, силы, быстроты, гибкости)
-на развитие психо-физиологических функций по выработке чувства пространства, времени, степени мышечных усилий и т.д.
Методы развития ловкости:
соревновательный;
метод повторных упражнений;
игровой.
Методы регламентированных упражнений по разным воздействиям, преимущественно на сходных КС; по принципам стандартизации; стандартно – повторного и вариативного (переменного) упражнения;
Вариативные упражнения можно разделить на строго регламентированные и не строго регламентированные. К первым относятся три группы методических приемов:
I группа
1.изменения параметров (усилий);
2.изменение ритма;
3.изменение способа выполнения.
II группа
1.привычные двигательные действия в непривычных состояниях;
2.усложнение добавочными действиями;
3.комбинированные двигательные действия.
III группа
1.привычные двигательные действия, требующих изменения направления и пределы варьирования;
2.выполнение знакомых двигательных действий, после более сложного движения;
3.выполнение упражнений с ограниченной видимостью (закрыв глаза).
Методы не строго регламентированные:
- необычные условия исполнения (ведение мяча по скамейке, бег по узкой скамейке, прыжки на одной и двух ногах на скамейке и др.);
- игровые и соревновательные ситуации;
- игровой и соревновательный
Развитие КС с участием анализаторов и их сочетанием: слухового, зрительного, мышечно- двигательных ощущений (чувства).
Умению точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять нужные движения в нужном направлении за счет:
- бега с препятствиями;
- ходьба и бег с ведением мяча (рукой, ногой);
- прыжки на точность и метание в цель;
-групповые и командные спортивно-игровые упражнения.
Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям.
Высокий уровень требований, предъявляемых игрой к развитию качества ловкости у занимающихся, объясняется постоянной сменой двигательных режимов и большой вариативностью в характере и системе нервно-мышечных усилий в ряде игровых моментов.
Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения.
Физиологический механизм проявление быстроты, связанный прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство ЦНС и периферического нервно- мышечного аппарата. Развитие быстроты происходит за счет элементарных форм быстроты:
-быстроты простой и сложной реакции
-быстроты одиночного движения
-быстроты сложного (многоступенчатого) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве.
Быстрота относится к сложным двигательным качествам, зависящим не только от скоростных характеристик, но и от других способностей: скоростной силы, гибкости, координации движения уровня владения техникой упражнения.
Средства развития:
-упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств;
-упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт;
-скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;
-упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
Методы развития:
-повторный;
-переменный (с варьирующими ускорениями);
-игровой;
-соревновательный.
Ведущим методом является повторный и соревновательный. Поэтому рекомендуется повторное выполнение скоростных упражнений выполнять сериями в форме постоянного соревнования между занимающимися.
Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.
Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.
При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.
В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.
Упражнения для развития быстроты.
- бег со старта из разных положений
- бег с максимальной скоростью на 10, 30, 60 метров;
- бег с предельной скоростью, «с ходу»;
-ритмические подскоки со скакалкой, стараясь «прокрутить» руками несколько раз за один подскок;
- многократные прыжки толчком одной и двумя ногами.
Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности.
Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.
Средства развития:
-физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время:
-циклические упражнения: бег, ходьба, чередование ходьбы и бега в различном темпе, ходьба на лыжах в переменном темпе;
-подвижные игры с повышенной моторной плотностью.
У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма.
Методы развития:
-метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности;
-повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими интервалами.
Различают выносливость общую и специальную.
Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).
Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности.
Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).
Силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.
Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.
Применительно к занятиям можно отметить, что физическая подготовленность обучающихся находит свое специфическое выражение, главным образом, таких характеристиках, как в высокой стартовой скорости, прыгучести, скоростной выносливости, ловкости, а также в определенных формах и характера взаимоотношения этих свойств.
Действенность в решении задач физической подготовки занимающихся зависит также от правильного выбора и умелого применения методов. Следует помнить, что действия на занятиях носят повторно-переменный характер, с преобладанием работы скоростно-силового режима, следовательно ведущее место в структуре физической подготовленности получают скоростные и скоростно-силовые качества.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Цели, задачи и методы исследования
Цель нашей работы состояла в разработке и применении методики направленной на развитие физических качеств у детей, занимающихся футболом в группах начальной подготовки.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1.Проанализировать литературные источники. Изучить теоретико-методические положения о развитии физических способностей.
2.Разработать комплекс упражнений для развития физических способностей у детей 9-10 лет занимающихся футболом.
3.Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие физических способностей у детей 9-10 лет занимающихся в секции футбола.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:
1.Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2.Педагогические наблюдения.
3.Педагогическое тестирование.
4.Педагогический эксперимент.
5.Методы математической статистики и обработки результатов исследования.
Анализ специальной научно-методической литературы по теме нашего исследования позволил дать характеристику физическим качествам, определить средства и методы их развития, определить особенности этого периода и сенситивные периоды развития физических качеств, подобрать комплекс контрольных испытаний для определения их уровня развития.
Педагогические наблюдения проводились в реальных условиях учебно-тренировочного процесса, занимающихся футболом в группах начальной подготовки третьего года обучения ГБУ «МосСпортОбъект» СК «Луч» г. Москва.
На основании экспертных оценок регистрировались и анализировались показатели, отражающие развитие физических качеств юных спортсменов.
Педагогическое тестирование.
Тестирование производилось до и после проведения педагогического эксперимента.
В ходе тестирования были использованы следующие 6 тестов:
1.Прыжок в длину с места.
2.Ввод мяча из-за боковой линии (аут).
3.Наклон вперед из положения сидя на полу.
4.Челночный бег (3х10).
5.Бег 6 минут.
6.Ведение мяча на скорость (30 метров, касание мяча на каждый шаг).
Для организации педагогического эксперимента, мы с тренером расслабсформировали две способств группы испытуемых одинаковые по физическим данным способств(исходя из сведений контрольно-переводных нормативов): учебконтрольная – 10 мальчиков, акробатические экспериментальная – 10 мальчиков, 9 – 10 летнего педагогические возраста, занимающихся футболом в группе начальной подготовки третьего года обучения на этап базе ГБУ «МосСпортОбъект» СК «Луч» г. Москва. Тренер – Логинов Константин Михайлович.
об
Продолжительность педагогического эксперимента составила четыре месяца (09 января – 15 мая 2023 г.). Для повышения уровня физических качеств юных футболистов в тренировочные занятия (в начало основной части) с экспериментальной группой дополнительно включался комплекс специальных упражнений, он занимал примерно 20 минут.
Каждую тренировку комплексы менялись.
Методы математической статистики. Полученные результаты исследования подвергались математико-статистической обработке.
2.2. Организация исследования.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
На первом этапе сбор, анализ литературных источников, ознакомление с опытом работы тренера по футболу (декабрь 2022г.).
На втором этапе разрабатывался и проводился комплекс упражнений на развитие физических качеств (январь-май 2023г.).
- Проводились начальные (09.01.23г.) и контрольные (15.05.23г.) тесты по уровню физической подготовки юных футболистов. (До начала эксперимента и после).
На третьем этапе анализировались и обрабатывались полученные данные, подводились итоги (май 2023г.).
-Разрабатывались методические рекомендации юным занимающимся и тренерам направленные на развитие физических качеств.
Для того чтобы добиваться высоких результатов необходима определенная подготовка, которая включает в себя - развитие физических качеств. У каждого ребенка свой Олимп в развитии и совершенствовании своего тела. Тренер должен знать уровень физической подготовки каждого отдельного юного футболиста, а также команды.
Отличительной особенностью проведения учебно-тренировочного процесса в экспериментальной группе, являлось применение экспериментального комплекса упражнений разработанного нами, направленного на развитие физических качеств, у футболистов, занимающихся в группе начальной подготовки третьего года обучения.
Контрольная группа занималась с тренером по своей программе.
Уровень физической подготовленности занимающихся футболом определяется по тестам, которые характеризуют, в какой мере у них развиты двигательные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Для контроля за развитием двигательных качеств мы использовали 6 тестов (Приложение А):
1.Прыжок в длину с места. Тест позволяет оценить уровень развития скоростно-силовых качеств ног. В процессе тестирования каждому спортсмену дается 3 попытки. Между попытками пауза 30 сек.
2.Ввод мяча из-за боковой линии (аут). Тест используется для оценки уровня скоростно-силовых качеств рук и плечевого пояса. Дается 3 попытки. Между попытками пауза 30 сек.
3.Наклон вперед из положения сидя на полу. Тест позволяет оценить уровень развития гибкости. Дается 3 попытки. Между попытками пауза 30 сек.
4.Челночный бег (3х10). Тест позволяет оценить уровень развития координационных способностей. Дается 2 попытки. Между попытками пауза на восстановление 2 мин.
5.Бег 6 минут. Тест позволяет оценить уровень развития выносливости. Дается 1 попытка.
6.Ведение мяча на скорость (30 метров, касание мяча на каждый шаг). Тест позволяет оценить уровень развития быстроты. Дается 2 попытки. Между попытками пауза на восстановление 2 мин.
Лучшие результаты заносились в протокол.
Выполнение контрольных упражнений (тестирование) проводилось в учебно-тренировочном процессе, на базе ГБУ «МосСпортОбъект» СК «Луч» г. Москва.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Результаты исследования.
Оценка спортивных способностей была произведена 9 января 2023 г. на базе ГБУ «МосСпортОбъект» СК «Луч» г. Москва. У юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп проводилось педагогическое тестирование (начальное) для определения показателей физических способностей на основе тестов:
1.Прыжок в длину с места. Тест позволяет оценить уровень развития скоростно-силовых качеств ног. В процессе тестирования каждому спортсмену дается 3 попытки. Между попытками пауза 30 сек.
2.Ввод мяча из-за боковой линии (аут). Тест используется для оценки уровня скоростно-силовых качеств рук и плечевого пояса. Дается 3 попытки. Между попытками пауза 30 сек.
3.Наклон вперед из положения сидя на полу. Тест позволяет оценить уровень развития гибкости. Дается 3 попытки. Между попытками пауза 30 сек.
4.Челночный бег (3х10). Тест позволяет оценить уровень развития координационных способностей. Дается 2 попытки. Между попытками пауза на восстановление 2 мин.
5.Бег 6 минут. Тест позволяет оценить уровень развития выносливости. Дается 1 попытка.
6.Ведение мяча на скорость (30 м. касание мяча на каждый шаг). Тест позволяет оценить уровень развития быстроты. Дается 2 попытки. Между попытками пауза на восстановление 2 мин.
Результаты тестов мы отобразили в Приложении А.
Повторное, контрольное (итоговое) тестирование мы провели 15 мая 2023 года, так же на базе ГБУ «МосСпортОбъект» СК «Луч» г. Москва. Результаты тестов мы отобразили в Приложении Б.
В контрольной группе по сравнению с начальным тестированием результаты немного улучшились, это благодаря тренировочному процессу.
В экспериментальной группе по сравнению с начальным тестированием, результаты выглядят намного выше:
1.В тесте прыжок в длину с места по сравнению с начальным тестированием, результат улучшился на 9,5 см.
2.В тесте ввод мяча из-за боковой линии (аут) - на 2 метра.
3.В тесте наклон вперед из положения сидя на полу на 2,2 см.
4.В тесте челночный бег (3х10) на 1 сек.
5.В тесте бег 6 минут по сравнению с начальным тестированием, результат улучшился на 150 метров
6.В тесте ведение мяча на скорость (30 метров, касание мяча на каждый шаг), по сравнению с начальным тестированием результат улучшился на 0,3 секунды.
3.2. Комплекс упражнений направленный на развитие физических качеств юных спортсменов 9-10 лет.
Учитывая, что двигательный навык более успешно формируется на базе достаточной физической подготовленности, в занятиях с учащимися 1-го года обучения примерно 50 % времени отводится физической подготовке.
На втором году обучения время на физическую подготовку несколько уменьшается за счет увеличения времени на техническую подготовку. Используются доступные средства из программного материала с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств. В зависимости от возраста и синзетивного периода развития физических качеств, строится процесс обучения.
Необходимо так же учитывать психофизические особенности детей. Следует отметить, что только при достаточном развитии физических качеств, из начинающегося футболиста может получиться высококлассный техничный игрок.
В экспериментальной работе нами были разработаны комплексы упражнений для развития физических качеств юных спортсменов на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
На каждом занятии проводился комплекс упражнений в начале основной части. Выполнив упражнения на повышение физических качеств, на каждой тренировке, это занимало примерно 20-25 минут, экспериментальная группа шла заниматься по общей методике с контрольной (удары по воротам, игра на удержание мяча, игра на двое ворот, упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные группы мышц (спортивные и подвижные игры, эстафеты).
В неделю было 4 тренировочных занятия по 80 минут каждое. Каждую тренировку комплексы упражнений чередовались. Подобранные упражнения, по нашему мнению, являются наиболее эффективными для развития всех физических качеств.
Упражнения выполнялись методом круговой тренировки, по станциям (в парах).
Комплекс упражнений № 1
1.бег с максимальной скоростью (30 м.), 4 повтора, обратно идем шагом встряхивая мышцы ног;
2.отжимание от пола, 4 серии (15,10,8,6 раз); отдых 30 сек. 2 повтора.
3.улучшение частоты движений (бег на дистанции 20 метров с максимальной частотой движений), 4 серии;
4.прыжки в длину с места (25м.), обратно выполняют наклоны вперед из положения стоя; 2 серии
5.челночный бег с футбольным мячом. Юный футболист выполняет быстрое ведение мяча до конуса (5 м.) и обратно, до 2 конуса (8 м.) и обратно, до 3 конуса (10 м.) и обратно, 3 серии;
По окончании работы выполнялся бег в равномерном темпе, 5 минут (бежит вся группа);
Комплекс упражнений № 2
1.бег (рывок) с высокого и низкого старта (15 м.), 5 повторов;
2.упражнение на пресс (складной нож, 4 подхода: 15,10,8,6 раз); отдых 30 сек. 2 повтора.
3.быстрая обводка фишек - змейкой 30 м.; 2 повтора
4.прыжки в высоту с разбега (имитация удара головой), отталкивание с одной и двух ног, 40 м., обратно идем шагом), 4 серии;
5.бег 20м.,30м.,50м. с мячом (быстрое ведение осуществляется любым способом, при этом на дистанции делается как можно чаще касаний мяча), 1 серия;
По окончании работы выполнялся шестиминутный бег в равномерном темпе (бежит вся группа);
Экспериментальная группа еще получала домашнее задание: подтягивание на перекладине, выполнение наклонов - вперед из положений стоя, и сидя на полу.
Итак, в ходе проведения учебных занятий с детьми младшего школьного возраста для развития физических качеств, необходимо применять специфические методы и разнообразить средства для их развития.
3.3. Методические рекомендации направленные на развитие физических качеств.
Занимающимся:
Средства для развития физических качеств могут быть самыми разнообразными.
Упражнения из видов спорта: легкой атлетики, баскетбола, подвижных и других спортивных игр, которые должны подчиняться правилам:
-Выполняться с максимальной скоростью;
-Упражнение должно быть такое, чтобы можно было концентрировать внимание как на скорости, так и на правильности его выполнения;
Ведущие методы – игровой, повторный и соревновательный. Поэтому рекомендуется повторное выполнение скоростных упражнений выполнять сериями в форме постоянного соревнования между занимающимися.
Тренерам: Для развития двигательных способностей необходимо создать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения.
Для того чтобы получить должный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки.
Чтобы достичь высокого уровня физической подготовленности и состояния здоровья детей, необходима целенаправленная, планомерная, многолетняя работа с использованием разнообразных форм, методов физического воспитания, с применением широкого спектра физических упражнений.
Эффективность предлагаемых комплексов определяется методикой их использования. В тренировочном процессе рекомендуется:
-включать в комплексы упражнения, хорошо освоенные занимающимися;
-добиваться свободы движений;
-использовать звуковые и зрительные сигналы, способствующие выполнению определенного (ускоренного) темпа движений;
-учитывать при повторении движений не количество упражнений, а настрой -воспитанников на их выполнение с предельной скоростью и частотой;
-темп выполнения упражнений варьировать от быстрого до очень быстрого;
-использовать наглядный метод (его применение требует от тренера образцового показа деталей изучаемого движения).
Начиная с младшего школьного возраста, необходимо постепенно приучать детей к небольшим статическим напряжениям. С этой целью следует кратковременно фиксировать основные положения частей тела, использовать упражнения для формирования осанки — простые и смешанные висы. Простые висы оказывают наибольшее влияние на мышцы рук и плечевого пояса, а смешанные — на мышцы спины, живота и груди. При выполнении этих упражнений важно следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание.
Следует помнить, что чрезмерное увлечение силовыми упражнениями может отрицательно повлиять на развитие детского организма, поэтому при подборе упражнений и дозировании нагрузки особенно важно учитывать возрастные особенности учащихся. Такие упражнения, как поднимание и переноска гимнастических скамеек вдвоем или втроем, упражнения с набивными мячом весом более 1 кг, сохранение стойки «смирно» дольше 8 секунд, лазание по вертикальному канату без помощи ног, смешанные висы на одной руке помогут привести к нарушению осанки и другим нежелательным последствиям.
Тренер должен хорошо знать основные средства и методику развития двигательных способностей, а также способы организации занятий, только в этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
Выводы
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
В процессе занятий футболом, организм занимающихся постепенно приспосабливается к высоким напряжениям, что сопровождается перестройкой всей его деятельности, расширением функциональных возможностей его органов, наибольшей сложностью их функций, особенно в состоянии спортивной формы.
Развитие физических качеств происходит под действием основных факторов: наследственной программы, индивидуального развития организма и от условий внешних воздействий. Это можно считать, как процесс единства наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных свойств и возможностей органов и структур организма за счет развития физических способностей (качеств), перечисленных выше.
Возраст учащихся начальных классов позволяет использовать методику спортивного занятия с юными занимающимися, соблюдая основной принцип разносторонней подготовки. На каждой тренировке необходимо включать упражнения для развития всех физических качеств, не разделяя на отдельные формы проявлений.
Установлено, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития.
В настоящее время не подвергается сомнению положение о том, что для достижения высоких спортивных результатов основы двигательной деятельности и функциональной подготовки необходимо заложить своевременно в детском возрасте. Поэтому не случаен интерес специалистов разных отраслей знаний к всестороннему исследованию процессов, происходящих в человеческом организме. Проведено значительное количество разнообразных исследований, позволяющих рассмотреть анатомо-физиологические, биохимические, психологические и другие процессы, на основе которых проанализированы возрастные особенности физического развития детей и юношей и, особенности формирования двигательных навыков в разных видах спорта.
1.Анализ научно-методической литературы и результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующий вывод, что возраст 9 – 10 лет является благоприятным для развития физических качеств юных футболистов. Чтобы достичь высокого уровня физической подготовленности и состояния здоровья детей, необходима целенаправленная, планомерная, многолетняя работа с использованием разнообразных форм, методов физического воспитания, с применением широкого спектра физических упражнений.
2.Мы разработали и применили специальный комплекс упражнений, направленный на развитие физических качеств юных футболистов 9-10 лет.
3.Применение специального комплекса упражнений направленного на повышение уровня физических качеств юных футболистов 9-10 лет оказался эффективным, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
Разработанная методика может быть использована в учебно-тренировочном процессе подготовки юных футболистов.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе мы раскрыли цель и задачи поставленные перед нами.
Литература
1.Адамбеков К.М. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2015. — 16 с.
2.Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Омск, 2016. — 22 с.
3.Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 7−10-летних футболистов : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2012. — 22 с.
4.Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. — № 4, 2018. — с.21−23
5.Бриль М.С. Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 2008. — 47 с.
6.Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов. -Волгоград: ВГАФК, 2018. — 156с.
7.Годик М. А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок. -М., 2016. — 42с.
8.Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.: Физкультура и спорт, 2016. — 176с.
9.Годик М.А. Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх: Уч.-метод.пособие д/прочих видов обучения. — М.: ОАО «Издательство «Советский спорт», 2014. — 333 с.
10.Голомазов С.В. Футбол. Быстрота и точность действия с мячом. -М.: ФиС, 2014
11.Голомазов С. В. Биомеханическая характеристика точности движений // Точность двигательных действии: Учеб. пособ. для студентов ин-тов физ. культуры. — М., 2014. — с. 98
12.Добровольский, С.С. Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и совершенствования в них // Теор. и прак. физ. культ., 2009. — № 12. — с. 16 — 18
13.Евсеев С.П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом. — М.: 2019. — 79 с.
14.Ежов, П.Ф. Комплексная оценка тренировочных нагрузок высококвалифицированных футболистов: дис. … канд. пед. наук / Ежов П.Ф.; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. — М., 1998. — 168 с.
15.Желязков Ц.О. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке. // Теор. и практ. физ. культ. — 2015. — № 11−12. — с. 41−44
16.Зеленцов А.С., Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико-тактические действия футболистов. Футбол. Ежегодник: ФиС., М., 1989
17.Золотарев А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9−17 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2019. — 22 с
18.Зуйков Д.С. Повышение надежности целевых двигательных действий юных футболистов на основе их обучения биоуправлению функциональным состоянием центральной нервной системы. — Методические рекомендации. — Волгоград: ВГАФК, 2015. 14 с.
19.Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2018. — 256 с.
20.Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов: Пер. со словацк. — И.: ФиС, 2009. — 245 с.
21.Козловский В.И. Организация и планирование учебно-тренировочного процесса в футбольных командах высокой квалификации. - Малаховка, 2019. — 45 с.
22.Кудрявцев В.Д. Исследование физических качеств мальчиков 6−10 лет и их прогностическое значение для отбора в группы подготовки юных футболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2018. — 24 с.
23.Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. — М.: 2014. — 150 с.
24.Лалаков Г. С. Определение допустимых тренировочных нагрузок, направленных на развитие различных видов выносливости у квалифицированных футболистов // Научны труды СибГАФК. — Омск, 2016. — с. 66−76
25.Макаренко В.Т. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2012. — 23 с.
26.Никитин, Д.В. Моделирование специализированных стандартных упражнений в учебно-тренировочном процессе юных футболистов / Д.В. Никитин, П.Г. Дегтяренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2015. — № 4 (50).— С. 69−73.
27.Пагиев, В.Б. Исследование взаимосвязи уровня физической подготовленности и технико-тактического мастерства футболистов высших разрядов / В.Б. Пагиев // Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2016. - 26с.
28.Папян, Г.Г. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовки юных футболистов в связи с особенностями соревновательной деятельности / Г.Г. Папян // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2018. - 24 с.
29.Петухов, А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов / А.В. Петухов // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2017. - 22 с.
30.Платонов, В.Н. Управление тренировочным процессом квалифицированных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта / В.Н. Платонов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. - М., 2018.-С. 53-77.
31.Селуянов В., Шестаков М., Диас С., Ферейра М. Футбол. Проблемы физической подготовки.– М. 2018.– 104с.
32.Сухобский А. В., Огородников С. С. Начальная техническая подготовка юных футболистов // Молодой ученый. 2018. — №6. — С. 851-855.
33.Холодов Ж.К. Теория и методика спорта.– М.: Советский спорт, 2008. – 351с.
34.Хрипкова А.Г., Антронова М.В., Форбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 2013. – 319с.
35.Чирва Б. Футбол. Обучение базовым элементам тактики зонного прессинга.– М., 2014.– 216с.
36.Шамардин А.И., Солопов И.Н., Шамардин А.А., Дубровский С.В. Комплексная оптимизация функциональной подготовленности футболистов // Инновационно-педагогические подходы в подготовке специалистов (менеджеров) для сферы физической культуры и спорта. Материалы международной научно-практической конференции.- Волгоград: ВГАФК, 2015.- Ч.2.- С. 206−210.
37.Шамардин А.И., Солопов И.Н., Шамардин А.А., Дубровский С.В. Технология комплексной оптимизации функциональной подготовленности футболистов // Спортивные игры в физическом воспитании и спорте. Материалы международной научно-практической конференции, 24−26 декабря 2016 г. — Смоленск, 2016. — С. 198.
Приложение А
Начальное тестирование К Г
№ | Тесты | ||||||
| Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Алексей | 155,9 см | 7,9 м | 5,0 см | 8,1сек | 1,320 м | 6,7 сек |
2 | Алексей | 155,1 см | 8,0 м | 5,2 см | 7,8 сек | 1,270 м | 6,8 сек |
3 | Виталий | 152,0 см | 7,9 м | 5,3 см | 8,0 сек | 1,350 м | 6,6 сек |
4 | Денис | 155,1 см | 8,0 м | 5,3 см | 7,8 сек | 1,340 м | 6,5 сек |
5 | Дмитрий | 154,0 см | 8,7 м | 5,1 см | 8,1 сек | 1,260 м | 6,4 сек |
6 | Дмитрий | 152,8 см | 8,0 м | 5,2 см | 7,9 сек | 1,250 м | 6,5 сек |
7 | Михаил | 153,0 см | 7,9 м | 5,1 см | 8,1 сек | 1,300 м | 6,6 сек |
8 | Никита | 154,8 см | 7,2 м | 5,3 см | 7,8 сек | 1,330 м | 6,7 сек |
9 | Рома | 156,0 см | 9,0 м | 5,0 см | 8,0 сек | 1,360 м | 6,6 сек |
10 | Руслан | 157,7 см | 7,1 м | 5,2 см | 7,9 сек | 1,230 м | 6,7 сек |
11 | Средний р-тат | 155,0 см | 8,0 м | 5,2 см | 8,0 сек. | 1,300 м | 6,6 сек |
Приложение Б
Начальное тестирование Э Г
№ | Тесты | ||||||
| Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Алексей | 4,9 см | 7,9 м | 5,1 см | 8,0 сек | 1,300 м | 6,5 сек |
2 | Алексей | 5,1 см | 8,0 м | 5,2 см | 7,9сек | 1,300 м | 6,6 сек |
3 | Виталий | 5,0 см | 7,9 м | 5,2 см | 8,1сек | 1,300 м | 6,6 сек |
4 | Денис | 5,1 см | 8,0 м | 5,3 см | 7,8сек | 1,300 м | 6,7сек |
5 | Дмитрий | 5,0 см | 8,1 м | 5,1 см | 8,2сек | 1,300 м | 6,5сек |
6 | Дмитрий | 4,8 см | 8,0 м | 5,2 см | 8,0сек | 1,300 м | 6,6 сек |
7 | Михаил | 5,0 см | 7,9 м | 5,1 см | 7,9сек | 1,300 м | 6,6 сек |
8 | Никита | 4,8 см | 8,2 м | 5,3 см | 8,1сек | 1,300 м | 6,7 сек |
9 | Рома | 5,0 см | 8,0 м | 5,0 см | 8,0сек | 1,300 м | 6,7 сек |
10 | Руслан | 4,7 см | 8,1 м | 5,3 см | 7,9сек | 1,300 м | 6,5 сек |
11 | Средний р-тат | 155,5 см | 8,0 м | 5,2 см | 8,0 сек | 1,300 м | 6,6 сек |
Приложение В
Контрольное тестирование К Г
№ | Тесты | ||||||
| Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Алексей | 158,9 см | 7,9 м | 5,6 см | 8,0сек | 1,350 м | 6,5 сек |
2 | Алексей | 155,1 см | 9,0 м | 5,5 см | 7,8 сек | 1,350 м | 6,5 сек |
3 | Виталий | 160,0 см | 8,9 м | 5,6 см | 8,1сек | 1,350 м | 6,5 сек |
4 | Денис | 159,1 см | 8,0 м | 5,7 см | 7,8 сек | 1,350 м | 6,5 сек |
5 | Дмитрий | 156,0 см | 8,1 м | 5,6 см | 7,9сек | 1,350 м | 6,4 сек |
6 | Дмитрий | 157,8 см | 9,0 м | 5,5 см | 7,8 сек | 1,350 м | 6,5 сек |
7 | Михаил | 158,0 см | 8,9 м | 5,3 см | 8,0сек | 1,350 м | 6,5 сек |
8 | Никита | 156,8 см | 7,2 м | 5,7 см | 7,8сек | 1,350 м | 6,5 сек |
9 | Рома | 159,0 см | 8,0 м | 5,4 см | 8,0сек | 1,350 м | 6,5 сек |
10 | Руслан | 156,7 см | 8,1 м | 5,8 см | 7,8 сек | 1,350 м | 6,5 сек |
11 | Средний р-тат | 157,0 см | 8,5 м | 5,6 см | 7,9 сек | 1,350 м | 6,5 сек |
Приложение Г
Контрольное тестирование Э Г
№ | Тесты | ||||||
| Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Алексей | 4,9 см | 5,9 м | 7,4 см | 7,2 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
2 | Алексей | 5,1 см | 6,0 м | 7,2 см | 6,9 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
3 | Виталий | 5,0 см | 5,9 м | 7,3 см | 7,1 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
4 | Денис | 5,1 см | 6,0 м | 7,6 см | 6,9 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
5 | Дмитрий | 5,0 см | 6,1 м | 7,5 см | 7,1 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
6 | Дмитрий | 4,8 см | 6,0 м | 7,5 см | 7,0 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
7 | Михаил | 5,0 см | 5,9 м | 7,4 см | 6,9сек | 1,450 м | 6,5 сек |
8 | Никита | 4,8 см | 6,2 м | 7,5 см | 7,0 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
9 | Рома | 5,0 см | 6,0 м | 7,1см | 7,1 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
10 | Руслан | 4,7 см | 6,1 м | 7,3 см | 6,9 сек | 1,450 м | 6,5 сек |
11 | Средний р-тат | 165,0 см | 10,0 м | 7,4 см | 7,0 сек | 1,450 м | 6,3 сек |
Приложение Д
Прирост показателей участников эксперимента в %.
№ | Контрольные тесты | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
1 | Прыжок в длину с места | 6 % | 1 % |
2 | Ввод мяча из-за боковой линии (аут) | 25 % | 6 % |
3 | Наклон вперед из положения сидя на полу | 32 % | 8 % |
4 | Челночный бег 3х10 м. | 14 % | 1 %
|
5 | Бег 6 мин. | 11 % | 4 % |
6 | Скоростное ведение мяча 30 м. (Касание мяча на каждый шаг) | 5 % | 1 % |
Надежда Алексеевна Паршукова
Сергей Владимирович Ликунов