Михаил Алексеевич Лаврентьев

0
0
Материал опубликован 3 November 2022 в группе

Автор публикации: А. Беляков, студент 1 курса

Всероссийский конкурс докладов для учащихся 3–11 классов

«Великие люди России»



ГБПОУ «Суровикинский агропромышленный техникум»








Михаил Алек­се­е­вич Лав­рен­тьев














Подготовил: студент группы Эп 1-22

Беляков Андрей Александрович

Преподаватель:

Давыдова Анастасия Сергеевна


Михаил Алек­се­е­вич Лав­рен­тьев


Рt1667456785aa.jpg одился 6 (19) ноября 1900 года в городе Казань (ныне – Республики Татарстан) в семье преподавателя математики технического учебного заведения (позже профессора механике сначала Казанского, затем Московского университета). Русский.

В 1910—1911 гг. вме­сте с отцом нахо­дился в Гёттин­гене (Гер­ма­ния), где начал посе­щать сред­нюю школу. Сред­нее обра­зо­ва­ние закон­чил в Казан­ском ком­мер­че­ском учи­лище. В 1918 году М.А. Лав­рен­тьев посту­пил на физико-мате­ма­ти­че­ский факуль­тет Казан­ского уни­вер­си­тета, в 1920—1921 гг. одновре­менно с уче­бой рабо­тал в уни­вер­си­тете лабо­ран­том Меха­ни­че­ского каби­нета и пре­по­да­ва­те­лем. В 1921 году он пере­ехал в Москву и пере­велся на физико-мате­ма­ти­че­ский факуль­тет Мос­ков­ского уни­вер­си­тета, кото­рый окон­чил в 1922 году. Его оста­вили в аспи­ран­туре: в 1923—1926 гг. он был аспи­ран­том Н.Н. Лузина. В 1927 году защи­тил дис­сер­та­цию на соис­ка­ние учё­ной сте­пени кан­ди­дата физико-мате­ма­ти­че­ских наук и был коман­ди­ро­ван на пол­года во Фран­цию для научного совер­шен­ство­ва­ния. По воз­вра­ще­нии в Москву в конце 1927 года избран при­ват-доцен­том МГУ и чле­ном Мос­ков­ского мате­ма­ти­че­ского обще­ства. Начал читать в МГУ курс по тео­рии кон­форм­ных отоб­ра­же­ний (пре­об­ра­зо­ва­ний пространства, сохра­ня­ю­щих вели­чину углов). С 1927 года занялся важ­ной для прило­же­ний про­бле­мой при­бли­же­ния функ­ций ком­плекс­ного пере­мен­ного. К этому же вре­мени отно­сится и начало его иссле­до­ва­ний по тео­рии ква­зи­кон­форм­ных изобра­же­ний, что объ­яс­ня­лось насущ­ными потреб­но­стями аэро­ди­на­мики воз­рос­ших ско­ро­стей полета.

1928 году женился на Данчаковой Вере Евгеньевне, которая была биологом, и вместе они прожили долгие годы, пока в 1980 году не скончался математик-ученый. В их семье родилось двое детей: сын Михаил, который стал ученым-математиком, и дочь Вера, о которой практически ничего не известно.

В 1928 году в составе совет­ской деле­га­ции уче­ных М.А. Лав­рен­тьев участвовал в Меж­ду­на­род­ном мате­ма­ти­че­ском кон­грессе в Боло­нье. В 1921—1929 гг. пре­по­да­вал в Мос­ков­ском выс­шем тех­ни­че­ском учи­лище.

С 1929 года М.А. Лав­рен­тьев, полу­чив зва­ние про­фес­сора, стал заве­до­вать кафед­рой Мос­ков­ского химико-тех­но­ло­ги­че­ского инсти­тута. Одновре­менно в 1929—1935 гг. по при­гла­ше­нию С.А. Чаплы­гина рабо­тал стар­шим инже­не­ром Централь­ного аэро­гид­ро­ди­на­ми­че­ского инсти­тута имени Н.Е. Жуков­ского (ЦАГИ). В круг инте­ре­сов М.А. Лав­рен­тьева и его группы вхо­дили такие раз­делы гидр аэродинамики, как тео­рия колеб­лю­ще­гося крыла, дви­же­ние крыла под поверхностью тяжё­лой жид­ко­сти, удар твёр­дого тела о воду, постро­е­ние потока, обте­ка­ю­щего дугу задан­ной формы и ряд дру­гих. Полу­чен­ные резуль­таты в дальней­шем исполь­зо­ва­лись, в част­но­сти, при реше­нии про­блемы флат­тера.

С 1931 года М.А. Лав­рен­тьев — про­фес­сор МГУ. Учё­ная сте­пень док­тора техни­че­ских наук была при­суж­дена ему в 1934 году без защиты дис­сер­та­ции (по сово­куп­но­сти науч­ных работ), а в 1935 году он ста­но­вится док­то­ром физико-матема­ти­че­ских наук.

С 1935 года М.А. Лав­рен­тьев — стар­ший науч­ный сотруд­ник Математического инсти­тута имени В.А. Стек­лова; воз­гла­вив отдел тео­рии функ­ций. Здесь он вос­пи­тал боль­шое коли­че­ство уче­ни­ков, став­ших впо­след­ствии выда­ю­щи­мися уче­ными. К этому вре­мени он стал обще­при­знан­ным лиде­ром совет­ской школы тео­рии функ­ций ком­плекс­ного пере­мен­ного. В 1936 году смог избе­жать участия в поли­ти­че­ском «деле Лузина».

С 1939 года М.А. Лав­рен­тьев пере­шел на работу в Ака­де­мию наук УССР, куда был при­гла­шён её пре­зи­ден­том А.А. Бого­моль­цем, при­да­вав­шим осо­бое зна­че­ние мате­ма­тике как основе точ­ных наук. В 1939—1941 гг. и 1945—1948 гг. зани­мал долж­ность дирек­тора Инсти­тута мате­ма­тики Ака­де­мии наук УССР в Киеве, а также про­фес­сора физико-мате­ма­ти­че­ского факуль­тета Киев­ского государ­ствен­ного универ­си­тета (до 1941 года, затем — в период 1945—1948 гг.). В Киеве М.А. Лаврен­тьев про­дол­жал свои иссле­до­ва­ния в обла­сти тео­рии функ­ций, кото­рые привели к созда­нию новой главы тео­рии функ­ций — тео­рии ква­зи­кон­форм­ных отоб­ра­же­ний с её при­ло­же­ни­ями к газо­вой дина­мике и к дру­гим раз­де­лам меха­ники сплош­ных сред. В дан­ной обла­сти он создал на Укра­ине школу своих уче­ни­ков — мате­ма­ти­ков и меха­ни­ков.

Во время Великой Отечественной войны, не смотря на то что Лаврентьев Михаил Алексеевич находился в тылу, а не воевал на фронте, он смог помочь своей научной деятельностью победить в войне, пытаясь создать новое оружие. Его задача как математика и механика была связана с военно-инженерным делом, главным образом с проблемами оборонного характера. Теория взрывов Большой заслугой Лаврентьева во время войны в 1940-х годах была разработка бомб весом в 1,5 кг с большой взрывной волной. Так штурмовик мог брать на борт до 600 кг бомб и несколькими бомбами прожигать танки насквозь, что помогало быстрее уничтожать врага и определило переломный момент на Орловско-Курской дуге. В 1946 году он пред­ло­жил ори­ги­наль­ную гид­ро­ди­на­ми­че­скую трак­товку явле­ния куму­ля­ции, в соот­вет­ствии с кото­рой при огром­ных дав­ле­ниях, воз­ни­ка­ю­щих в момент взрыва, металл можно рас­смат­ри­вать как иде­аль­ную несжи­ма­е­мую жид­кость; после этого, исполь­зуя урав­не­ния гид­ро­ди­на­мики, можно было рас­счи­тать дина­мику струи металла и вычис­лить про­бив­ной эффект. За работы в обла­сти куму­ля­ции Лав­рен­тьев был в 1949 году удо­стоен Ста­лин­ской пре­мии.

В фев­рале 1945 года вер­нулся из эва­ку­а­ции в Киев. В 1945—1948 гг. на посту вице-пре­зи­дента АН УССР внёс зна­чи­тель­ный вклад в вос­ста­нов­ле­ние науч­ной работы инсти­ту­тов АН УССР после Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны. Будучи депутатом Вер­хов­ного Совета УССР, он бес­по­ко­ился о вос­ста­нов­ле­нии Дон­басса, об улучше­нии работы науч­ных учре­жде­ний Укра­ины.

В 1947 году М.А. Лав­рен­тьев сде­лал на сес­сии Ака­де­мии наук СССР доклад о путях раз­ви­тия совет­ской мате­ма­тики, уде­лив осо­бое вни­ма­ние в нем раз­ви­тию вычис­ли­тель­ной мате­ма­тики и тех­нике, при­звав к ско­рей­шему созда­нию инсти­тута вычис­ли­тель­ной тех­ники.

В 1949 года М.А. Лав­рен­тьев воз­вра­ща­ется в Москву и снова рабо­тает в МГУ. В этот период участ­во­вал в созда­нии на базе МГУ Мос­ков­ского физико-технического инсти­тута (МФТИ). В этом инсти­туте Лав­рен­тьев осно­вал специализацию по тео­рии взры­вов, заве­до­вал кафед­рой физики быст­ро­про­те­ка­ю­щих про­цес­сов (1955—1958 гг.).

В 1950 году его изби­рают дирек­то­ром Инсти­тута точ­ной меха­ники и вычислитель­ной тех­ники (создан в 1948 году; здесь в крат­чай­шие сроки были разрабо­таны пер­вые образцы оте­че­ствен­ных элек­трон­ных счёт­ных машин).

В 1951—1953 гг. одновре­менно состоял ака­де­ми­ком-сек­ре­та­рем Отде­ле­ния физико-мате­ма­ти­че­ских наук АН СССР.

В начале 50-х годов М.А. Лав­рен­тьев был при­вле­чен к рабо­там по созда­нию в СССР атом­ного ору­жия. В 1953 году он поки­дает пост дирек­тора Инсти­тута точ­ной меха­ники и вычис­ли­тель­ной тех­ники и пере­хо­дит на работу в КБ-11 (Арза­мас-16), заняв долж­ность заме­сти­теля науч­ного руко­во­ди­теля КБ-11.

Здесь, в КБ-11, М.А. Лав­рен­тьев собрал твор­че­ский кол­лек­тив моло­дых специа­ли­стов и успешно руко­во­дил им в тече­ние двух с поло­ви­ной лет.

Вот как про­изо­шло его назна­че­ние. «Успех работы реши­тель­ным обра­зом зави­сит от тео­ре­ти­че­ского ана­лиза и выбора опти­маль­ных вари­ан­тов... т. е. от решения весьма слож­ных тео­ре­ти­че­ских и экс­пе­ри­мен­таль­ных задач гид­ро­ди­на­мики и газо­вой дина­мики. Даже под­го­товка их реше­ния на быст­рых счет­ных маши­нах пред­став­ляет слож­ную мате­ма­ти­че­скую про­блему.

Для руко­вод­ства этими иссле­до­ва­ни­ями в КБ-11 необ­хо­дим круп­ный гидромеха­ник. Под­хо­дя­щей кан­ди­да­ту­рой для руко­вод­ства ука­зан­ной рабо­той является ака­де­мик Лав­рен­тьев М. А., круп­ный спе­ци­а­лист по гидро- и газодинамике, выда­ю­щийся мате­ма­тик, хорошо вла­де­ю­щий совре­мен­ной машин­ной вычис­ли­тель­ной тех­ни­кой, осно­ва­тель тео­рии куму­ля­тив­ных сна­ря­дов и извест­ный спе­ци­а­лист по при­ме­не­нию взрыв­ча­тых веществ.

Про­сим пере­ве­сти това­рища Лав­рен­тьева М. А. в КБ-11 с тем, чтобы он возгла­вил работу по иссле­до­ва­нию обжа­тия с помо­щью осе­сим­мет­рич­ных систем в первую оче­редь при­ме­ни­тельно к артил­ле­рий­ским вари­ан­там. При­вле­че­ние т. Лаврен­тьева М. А. в каче­стве руко­во­дя­щего работ­ника КБ-11 будет весьма важно, как для успеш­ного раз­ви­тия новых работ, так и вообще для укреп­ле­ния науч­ного руко­вод­ства в КБ-11».

При­ве­ден­ный выше текст — цитата из письма от 12 января 1953 г., направленного Н.И. Пав­лову, пер­вому заме­сти­телю началь­ника ПГУ. В нем гово­ри­лось об иссле­до­ва­ниях, необ­хо­ди­мых для созда­ния артил­ле­рий­ского сна­ряда с атом­ным заря­дом. Письмо под­пи­сано дирек­то­ром КБ-11 А.С. Алек­сан­дро­вым, науч­ным руко­во­ди­те­лем Ю.Б. Хари­то­ном, его пер­вым заме­сти­те­лем К.И. Щел­ки­ным и одним из веду­щих спе­ци­а­ли­стов А.А. Илью­ши­ным. Михаил Алек­се­е­вич Лав­рен­тьев не слу­чайно был назван самой под­хо­дя­щей кан­ди­да­ту­рой для назна­че­ния его руко­во­ди­те­лем ответ­ствен­ных работ по созда­нию арт­сна­ряда. К этому вре­мени он как иссле­до­ва­тель был очень хорошо зна­ком всем веду­щим уче­ным страны, а его резуль­таты полу­чили миро­вое при­зна­ние.

Слож­но­сти в созда­нии атом­ного сна­ряда, пред­став­шие перед раз­ра­бот­чи­ками, каза­лись непре­одо­ли­мыми: заряд дол­жен был иметь раз­меры, гораздо мень­шие нежели изде­лия, созда­ва­е­мые до этого в КБ-11. Пере­грузки, кото­рые при­шлось бы испы­ты­вать этому заряду (при сохра­не­нии бое­спо­соб­но­сти), в тысячи раз превышали пока­за­тели, харак­тер­ные для авиа­бомб. Суще­ство­вало и мно­же­ство других про­блем, воз­ник­ших впер­вые. Все они были успешно пре­одо­лены.

Артил­ле­рий­ский сна­ряд с атом­ным заря­дом, раз­ра­бо­тан­ный и создан­ный в КБ-11 в 1953—1955 гг., был успешно испы­тан на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне 16 марта 1956 года. Вскоре артил­ле­рий­ская тема­тика пере­шла в ком­пе­тен­цию нового ядер­ного цен­тра — НИИ-1011. Однако мето­до­ло­гия раз­ра­ботки РДС-41 (так назывался артил­ле­рий­ский сна­ряд в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах) имела очень большое зна­че­ние для даль­ней­ших успеш­ных иссле­до­ва­ний и созда­ния новых изделий.

«В тече­ние пяти лет (1952—1957 гг.) группа работ­ни­ков КБ-11 МСМ под руко­вод­ством ака­де­мика М. А. Лав­рен­тьева раз­ра­ба­ты­вала обра­зец атом­ного заряда для артил­ле­рий­ского сна­ряда. Резуль­таты всех про­ве­ден­ных испы­та­ний пока­зали, что раз­ра­ботку атом­ного заряда для артил­ле­рий­ского сна­ряда сле­дует счи­тать закончен­ной. Созда­ние пер­вого атом­ного заряда явля­ется круп­ным дости­же­нием оте­че­ствен­ной науки и тех­ники и дает осно­ва­ние про­сить о при­суж­де­нии Ленин­ской пре­мии тов. Лав­рен­тьеву Миха­илу Алек­се­е­вичу, Шир­кову Дмит­рию Васи­лье­вичу, Овсян­ни­кову Льву Васи­лье­вичу, Некрут­кину Вик­тору Михай­ло­вичу, Абра­мову Алек­сан­дру Ива­но­вичу» — это цитата из пред­став­ле­ния о награж­де­нии Ленин­ской пре­мией, тогда только появив­шейся в СССР, группы раз­ра­бот­чи­ков во главе с академи­ком М.А. Лав­рен­тье­вым. Пред­став­ле­ние от 30 ноября 1957 года под­пи­сали началь­ник КБ-11 Б.Г. Муз­ру­ков, науч­ный руко­во­ди­тель Ю.Б. Хари­тон, пер­вый секре­тарь ГК КПСС А.С. Сил­кин. Все назван­ные в доку­менте сотруд­ники полу­чили эту высо­кую награду.

В 1955 году под­пи­сал «Письмо трёх­сот», направ­лен­ное про­тив «лысенковщины». Вошёл в Пер­во­на­чаль­ный состав Нацио­наль­ного коми­тета СССР по тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной меха­нике (1956).

В 1957 году М.А. Лав­рен­тьев выдви­нул идею созда­ния науч­ных ком­плек­сов в Сибири, в местах интен­сив­ного раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти. Эта идея была под­дер­жана рядом круп­ных уче­ных. 18 мая 1957 года было при­нято пра­ви­тель­ствен­ное реше­ние о созда­нии Сибир­ского отде­ле­ния АН СССР — его пред­се­да­те­лем стал М.А. Лав­рен­тьев. Сибир­ское отде­ле­ние должно было стать (и стало) пер­вым в стране круп­ным ком­плекс­ным цен­тром, объ­еди­ня­ю­щим и орга­ни­за­ци­онно, и террито­ри­ально инсти­туты, рабо­та­ю­щие по раз­лич­ным направ­ле­ниям фундаменталь­ной науки. Огром­ная заслуга Миха­ила Алек­се­е­вича как руко­во­ди­теля Сибир­ского отделе­ния заклю­ча­ется в после­до­ва­тель­ном про­ве­де­нии в жизнь принци­пов комплекс­но­сти и систем­но­сти в созда­нии науч­ных цен­тров. Пер­вым в СО АН СССР в том же 1957 году начал рабо­тать Инсти­тут гид­ро­ди­на­мики, организа­то­ром и дирек­то­ром кото­рого стал М.А. Лав­рен­тьев. С 1960 года читал лек­ции в Ново­си­бирском государ­ствен­ном уни­вер­си­тете.

С 1975 года снова рабо­тал в Москве, воз­гла­вил Рос­сий­ский нацио­наль­ный коми­тет по тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной меха­нике.

Основные труды, которые были отмечены наградами, необходимо перечислить отдельно: В 1962 году вышел в тираж "Вариационный метод в краевых задачах". В 1965 году вышло издание о методах теории функций комплексного переменного. В 1980 году вышел сборник статей о науке и техническом прогрессе. Совместная работа с Келдышем "О движении под поверхностью тяжелой жидкости".

Награды и звания Лаврентьев Михаил Алексеевич за свою жизнь получил немало наград, в том числе за свою научную деятельность и достижения в области математики и физики. В 1944 году ученый получил Орден Отечественной войны 2-степени, так как многое сделал для того, чтобы облегчить процесс завоевания вражеской территории. В 1946 году ему была вручена Сталинская премия за разработку метода решения нелинейных задач, в 1949 году ему вновь вручили данную премию, но уже за изучение и исследования в гидродинамике. Он стал почетным гражданином Новосибирска, так как основал Академгородок. Пять раз Михаилу Алексеевичу присуждали орден Ленина и четыре ордена Трудового Красного Знамени, один раз вручили премию Ленина, а также медаль им. Ломоносова за достижения в математике и механике, что является высшей наградой Российской Академии Наук и присуждается ежегодно с 1959 года.

Общественная деятельность и влияние на среднее образование Михаил Алексеевич Лаврентьев всегда старался сотрудничать с другими иностранными специалистами, расширяя и укрепляя международные отношения. Не раз организовывал симпозиумы, был представителем делегации СССР на различных собраниях и форумах. А его авторитет в международном научном мире подтверждается тем, что он восемь лет руководил Международным математическим союзом. Благодаря своим трудам, ученым степеням и заслугам Лаврентьев Михаил Алексеевич смог поспособствовать развитию среднего образования, и во многих школах, в том числе и в Новосибирске, стали проводить олимпиады и создавались летние школы для будущих математиков и программистов. При НГУ была организована первая специализированная школа физико-математического направления.

Скон­чался М.А. Лав­рен­тьев 15 октября 1980 года в Москве. Похо­ро­нен на Южном (Чер­бу­зин­ском) клад­бище в Ново­си­бир­ске.

Математик Михаил Алексеевич Лаврентьев был удостоен нескольких наград высшего значения, кроме этого, в его честь были названы улицы в Долгопрудном и в Казани, проспект и Институт гидродинамики, школа при Государственном университете в Новосибирске. А также научно-исследовательское судно и горные пики на Памире и Алтае. В память об академике была установлена мемориальная доска на здании института, а также открыт памятник в Академгородке в Новосибирске. Учре­ждена золо­тая медаль и пре­мия Рос­сий­ской Ака­де­мии наук имени М.А. Лав­рен­тьева, кото­рая при­суж­да­ется за луч­шие работы в обла­сти матема­тики и меха­ники. Регу­лярно про­во­дятся Меж­ду­на­род­ные кон­фе­рен­ции «Лаврен­тьев­ские чте­ния». Он был создан скульптором Парамоновым, изготовлен из бронзы и установлен в 1988 году.

В заключение Михаил Лаврентьев был выдающимся ученым-математиком, который с юных лет проявил любовь к точным наукам, в том числе к механике, физике и математике. Уже в 25 лет он получил премию за работы в области математики, а в 27 лет его статья была опубликована во французских журналах Академии наук, где он стажировался полгода. В 28 лет выступал в составе советской делегации на Международном математическом конгрессе, а в 29 стал заведовать кафедрой математики. Всю жизнь посвятил изучению наук, и его ученики стали известными учеными во всем мире. Написал более 500 трудов, и во многом они определили на несколько десятков лет ход развития мировой науки в таких областях, как математика и механика. Но он не останавливался только на этих науках, пытался понять природные явления, исследуя большие морские волны (цунами), причины возникновения пожаров, искал способы предотвращения загрязнения рек. Без государственной поддержки и огромного желания развивать восточный регион не было бы такого размаха и темпа строительства научных городков, которые и сегодня остаются одними из главных центров науки.


Используемая литература:

https://fb.ru/article/294664/lavrentev-mihail-alekseevich-biografiya-nauchnyie-trudyi-dostijeniya-i-interesnyie-faktyi

http://www.biblioatom.ru/founders/lavrentev_mikhail_alekseevich/

https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11678


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.