12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лазутина Светлана Александровна761
Россия, Липецкая обл., с.Троекурово, Лебедянский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта :

«Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: ученица 6А класса МБОУ СОШ с.Троекурово

Карастелина Дарья

Научный руководитель: учитель МБОУ СОШ с.Троекурово

Лазутина С.А.

 

 

 

 

 

 

2020

 

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1.Детство и юность.

2.2.Годы ВОВ и служба в Германии.

2.3.Трудовая деятельность и любимые занятия.

3.Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ведение

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли…

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Ф. Алиева.

 

История знает немало знаменательных дат, но не многие из них могут сравниться с Днем 9 мая 1945 года!

Великая Отечественная война 1941-1945 годов - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Страдание, боль и горе постучались тогда в каждый дом, коснулись каждой семьи. Война оставила огромный отпечаток в сознании людей и имела тяжелые последствия для жизни целого поколения.

Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Нужно помнить всегда павших на боевом посту и живых, тех, кому удалось вернуться, пройдя нелегкие дороги войны. Сегодня все меньше и меньше остается людей, которые пережили Великую Отечественную войну. Пока живут раненные войной люди, их память – мост между войной и миром. Обязанность молодых – хранить эту память, перенимать их опыт, ответственность за само существование человечества на Земле.

Наша школа провела поисковую акцию под девизом "Горжусь своим героическим предком!" по сбору информации и созданию банка данных о членах семей (дедушках, бабушках, прадедушках, прабабушках и др.) и жителях с.Троекурово, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. и тружениках тыла. Каждый человек должен знать свои корни. Мы не должны забывать солдат-участников Великой Отечественной войны. Люди добровольцами шли на войну. Они понимали, что могут не вернуться обратно к родным, но храбростью и любовью к Родине они рисковали собственной жизнью, чтобы защитить Отечество. Одним из участников Великой Отечественной войны является мой прадедушка , Корастелин Владимир Андреевич.

t1605626937aa.gif

Корастелин В.А. 2000г.

С t1605626937ab.png  войны вернулся дедушка живой.
Дошел до яблони, у старой хаты.
Домой вернулся дедушка, домой.
Не все с войны до хат 
Дошли солдаты.
Висят на стенке деда ордена,
Медали и значки военных лет -
То, чем отметила его страна,
То, что оставил мне на память дед.
Я перед дедушкой в долгу.
И чтоб в веках не затерялся след,
Своим я детям передать смогу 
То, что оставил мне на память дед.

 

Цель проекта:

сохранить память об участнике Великой Отечественной войны, об моем прадедушки Корастелине Владимире Андреевиче

Задачи:

участие в поисковой акции под девизом "Горжусь своим героическим предком!" по сбору информации об участнике Великой Отечественной войны, об моем прадедушки Корастелине Владимире Андреевиче, познакомиться с историческими событиями того времени.

Методы исследования: чтение книг по истории, художественной литературы, изучение семейного архива. При осуществлении исследований применялись аналитический, сравнительный, монографический, абстрактно-логические методы.

Практическое значение работы.

Без знаний исторического прошлого у нашего поколения не может быть будущего. Пополнение знаний по истории нашей страны, своего родного края. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

 

2.Основная часть.

2.1 Детство и юность

Мой прадед, Владимир Андреевич родился в 1926 году 26 января в деревне Васильевка Кузнецкой волости, Лебедянского уезда, Тамбовской губернии. Оно находится в шести километрах от города Лебедяни.

В первый класс Васильевской начальной школы он пошел в девять лет и окончил её в 1939 году. Для дальнейшего обучения поступил в пятый класс школы № 1 города Лебедяни. В 1940 году, как лучшего ученика пятого класса и ребенка росшего без отца, был направлен в ремесленное училище №15 города Москвы для получения профессии сталевара. Училище находилось при металлургическом заводе «Серп и молот». Имея пять классов образования, он сразу стал обучаться в седьмом классе. В июне 1941 года начались экзамены за седьмой класс, но все их не удалось сдать - началась война. В девять часов утра, 22 июня, комендант общежития ремесленного училища сообщил, что началась война. Был воскресный день, а ремесленникам ещё в субботу выдали пригласительные билеты в парк имени Горького. Настроения на прогулку пропало, но ребята решили использовать свою увольнительную, и пошли в парк. Там было очень мало посетителей, а на улицах Москвы стояли очереди за керосином и продуктами.

На следующий день все учителя были призваны на фронт и учащиеся так и не сдали экзамены. У прадедушки было пять классов образования. Июль, август, сентябрь ремесленники работали на заводе «Серп и молот». Катали стальной лист, вместо взрослых мужчин, ушедших на оборону Москвы. Работа была тяжелой. В ночное время ребятам приходилось дежурить на крышах домов во время налетов вражеской авиации. Они уничтожали зажигательные бомбы, которые немцы сбрасывали на город. Когда фронт подошел к окрестностям Москвы, ремесленное училище стали готовить к эвакуации. В начале октября 1941 года училище покинуло Москву и пешим ходом учащиеся шли по шоссе Энтузиастов в сторону города Горького примерно десять дней. После прибытия в Горький, ремесленников разместили на барже, где они прожили девять дней. Затем по Волге доплыли до города Казани. Дальше их должны были доставить на Урал. Их воспитатель хорошо понимал, что ждет ребят на далеком Урале. Он посоветовал, тем, у кого есть родители, вернуться домой. Сообщать об их побеге он не будет. Две недели добирался он с товарищами до Лебедяни. В пути голодали, обменивали одежду на хлеб. В начале декабря 1941 года пришел в родную деревню.

По прибытии домой, он заболел. После болезни пошел работать в колхоз, помогать фронту, который стоял от нас в 40 километрах. Ночью на западе было хорошо видно зарево от непрерывно идущих боёв под Ельцом. Рабочих рук не хватало. Мужчины все ушли на фронт. Всех девушек до 1926 года рождения призвали на строительство оборонительных сооружений. Работа на оборонительных сооружениях была тяжелой, кормили плохо. В колхозе зимой на санях возили снопы с поля, дрова из лесхоза для Лебедянского райтопа. В декабре 1941 года из колхоза угнали на восток всех коров, свиней, лошадей. После разгрома немцев под Москвой, фронт отошел на запад, угроза оккупации отпала. Жизнь в колхозе стала налаживаться, всё что выращивали, отдавали фронту. Прадед косил траву и зерновые на конной косилке, возил на лошадях снопы к молотилке, перевозили зерно в город Лебедянь, работал на кузне, на бойне города Лебедяни. Думали только об одном - когда же кончится война, и чтобы все родственники вернулись живыми.

 

2.2 Годы Великой Отечественной войны и служба в Германии.

Вt1605626937ac.png 1943 году стали призывать на фронт мужчин 1926 года рождения. Седьмого ноября 1943 года пришла повестка и ему. С Лебедяни пешком призывники дошли до станции Лев-Толстой и оттуда на поезде добрались до Москвы. С ноября 1943 по август 1944 года, девять месяцев, обучался в школе «Отличных стрелков снайперской подготовки» в поселке Берёзовка Щелковского района Московской области. В конце августа 1944 года был направлен в воинскую часть второй танковой армии под командованием маршала Багданова, в девятый танковый корпус, в 57 мотострелковую бригаду, где стал служить танковым десантником. При этом он был снайпером, у него имелась именная снайперская винтовка. Из первого боя, вспоминает он, мы семнадцатилетние мальчишки, вышли не все. Оставшиеся в живых все поседели.

Участвовал в освобождении западной Белоруссии, Польши, в освобождении Варшавы, Германии и взятии Берлина. В феврале 1945 года был ранен, два месяца пролежал в госпитале. Шестнадцатого апреля возвратился в свою часть и принял участие в штурме Берлина. Самым трудным и запомнившимся - был бой за Берлин. Бой был уличным, десантники шли по улицам впереди, а танки сзади, так как их обстреливали с фаустпатронов. В этих уличных сражениях погибло много однополчан. Мы продвигались по улице Александр-штрассе и дошли до площади Александрплатц, вспоминает прадедушка. Немцы ожесточенно сопротивлялись. Приходилось отвоевывать каждый метр улицы с большими потерями. Бои продолжались до второго мая. А второго мая рано утром немцы стали сдаваться. Вторая танковая армия не штурмовала Рейхстаг. Нt1605626937ad.jpg аправление атаки были улица Алксандрштрассе и площадь Александрплатц. После завершения берлинской операции танковая мотострелковая бригада была переброшена на освобождение города Шпандау. На пути к городу была небольшая река. Десантники, быстро переправились на противоположный берег. А для танков строилась переправа. Немцам удалось наших солдат окружить на улице города. Тогда они заняли оборону в одном из домов и стали отстреливаться. Но у немцев было преимущество в обзоре улицы, что позволяло им гасить наши огневые точки. Чтобы иметь более выгодные позиции, решено было занять дом через улицу. Прадедушка побежал первым и за ним еще три человека. Немцы, не ожидали с нашей стороны такой наглости, и это спасло нашим солдатам жизнь. Остальных солдат, которые пытались перебежать улицу, останавливали пулеметными очередями. Четвертого мая город Шпандау был освобожден. Больше боевых операций не было. Мотострелковая бригада разместилась в сорока километрах от Берлина. Солдаты выкопали окопы и держали оборону. В ночь на 9 мая поднялась беспорядочная стрельба со стороны Берлина. Командиры по телефону связались со штабом и узнали, что война окончилась. Все обрадовались, сон пропал, солдаты стали стрелять в воздух. За участие в боевых операциях прадедушка награжден двумя медалями «За отвагу», медалями «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», медалью «Отечественной войны» второй степени, а так же имеет благодарственные письма от Сталина.

Пt1605626937ae.jpg осле окончания войны все собирались быстрее вернуться домой. Но он возвратился в Россию только в 1950 году. Заменить солдат было неким, молодежи в тылу не хватало. Пять лет он служил в Германии. Охранял склады с боеприпасами, а потом штаб второй танковой армии, который стоял в городе Фюрстенберг. За пять лет один раз был в отпуске - в 1947 году.

Война круто изменила жизнь прадедушки. Образования получить не удалось, профессию сталелитейщика тоже. Два года фронта подорвали здоровье. После контузии нарушился слух.

Воспоминания о службе у него только хорошие. Никакой дедовщины у них не было. После войны он переписывался со многими однополчанами. Один раз ездил в Москву на встречу с однополчанами, где встретил врача - женщину, которая его оперировала. Она помогла ему восстановить документы о ранении, что повлияло на размер его пенсии. За годы службы в Германии, он хорошо освоил профессию столяра, так как много приходилось строить, ремонтировать. Помогали в этом деле нашим солдатам пожилые немцы, которые не принимали участие в боях. У них в то время было много разных столярных инструментов, электрических станков для обработки древесины, которых в России многие даже и не видели. У него с детства была любовь к этому ремеслу. Его отец, Корастелин Андрей Федорович, владел этим мастерством. Но он погиб, когда ему было семь лет. Поэтому научить прадедушку столярному делу он не успел. Он постигал эту науку самостоятельно. Интересовался у немцев всем тем, что могло пригодиться ему на Родине. Особенно интересовали его станки, на которых немцы обрабатывали древесину. Научился мастерить некоторые инструменты, железные части к ним приобрел в Германии.

 

2.3. Трудовая деятельность и любимые занятия

После демобилизации, 27 июня 1950 года, он возвращается на Родину. Из Германии привез набор столярного инструмента. Третьего августа 1950 года поступает на работу в совхоз 15лет Октября в качестве столяра-плотника. В ноябре 1950 года он женится на Лошаковой Александре Васильевне, с которой он учился в одном классе. Им выделяют квартиру в келии бывшего Троекуровского монастыря.

Столярная мастерская совхоза располагалась на месте домов по улице Садовой. Здесь были старые дворянские постройки, где размещались кузня, мехмастерская и столярная мастерская, в которой не было ни одного станка. Все делали вручную. Вот тут и пригодились ему те знания, которые он получил в Германии. По памяти он делает циркульную электропилу, на которой можно было пилить доски на бруски, отбирать четверть, зарезать шипы. Когда директором стал Теляков, построили новое здание столярной мастерской, приобрели различные деревообрабатывающие станки. Работать стало легче, а производительность труда - выше.

Вt1605626937af.jpg хозяйстве 15 лет Октября прадедушка работал несколько лет мастером-строителем. Под его руководством были построены финские дома по улице Садовой, двухэтажный дом по улице Комсомольской, столовая хозяйства. Но так как образования у него не было, заработная плата была низкой, а семью нужно было кормить. К этому времени у него уже было трое детей. Он снова стал работать столяром. В 1966 году его назначают заведующим лесотарного склада, на этой должности он проработал до 1989 года и ушел на заслуженный отдых. Но пока позволяло здоровье помогал родному хозяйству.

Работа столяром оказалась для него любимым делом на всю жизнь. Он делал для дома шкафы для белья, этажерки для книг, столы, скамейки, лыжи своим детям. Женщины часто приносили ему для ремонта старые прялки. Приходилось менять им детали. У него появилось желание самому изготовить прялку, но чтобы сделать ее нужно было иметь токарный станок. Его пришлось делать тоже самому. Когда станок смог работать, приступил к изготовлению прялки. Она получилась красивой, но с самое главное на ней легко и быстро можно было прясть нити. Он сделал прялки своей жене, дочерям, родственницам, знакомым, соседям. Несколько заказов было на изготовление прялок для подарка, даже иностранцам.

Еще в армии он наблюдал, как саперы делали деревянный чан под воду. Пожилой мужчина подробно рассказал ему последовательность изготовления этого деревянного изделия. В столярной мастерской своей части он попробовал сам изготовить бочку под засолку гt1605626937ag.jpg рибов, которых в Германии было много. Бочка получилась крепкой и удобной. Когда приехал домой, стал изготавливать бочки для домашнего потребления: засолки капусты, томатов, огурцов, для мочения яблок, для посадки комнатных растений.

Бочку можно изготовить из доски еловой, осиновой, липовой. Но самое лучшее дерево для бочек - это дуб. Она будет дольше служить. Из доски делают дощечки-лотки. Край каждого лотка делается под углом, чтобы в круге не появились щели. Затем лотки собирают в круг под железный обруч или двух обручей. С помощью рубанка шлифуют внутреннюю часть бочки. После шлифовки, в нижней части лотков, вырезают утор - выемку, куда вставляют дно. Дно можно сделать из нескольких дощечек. Это зависит от размеров изделия. Вырезают круг по размеру, края у него заостряют, чтобы при вставки дна в утор не было щелей. После этого, ослабив обруча, вставляют дно и закрепляют бочку несколькими обручами. Обруча стягивают лотки и держат дно. Бочка готова к эксплуатации.

Любовь к столярному делу он привил и своему сыну, моему дедушки - Корастелину

Андрею Владимировичу, который проживает в селе Троекурово и работает в столярной мастерской ЗАО «Агрофирма 15 лет Октября». По его стопам пошлии два внука: Загузов Дмитрий Владимирович и Корастелин Владимир Андреевич.

Прадедушка и прабабушка прожили в браке более шестидесяти лет и воспитали троих детей: двух дочерей и сына. У них шестеро внуков и 12 правнуков. В 2018 году прадедушка ушёл из жизни ,вечная память. Я горжусь, что одним из людей защитивших мир, счастье, моё детство, был мой прадед. Мы не праве забывать их, ветеранов, отстоявших свободу и независимость нашего народа

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте люди, никогда

Об этом не забудем!

Давно войны той нет, Но в памяти она,

Бойцов, таких как дед, Не забывай, страна!

 

3t1605626937ah.png .Заключение

Я считаю, что каждый человек должен знать историю своей страны, своей малый Родины, историю своей семьи. Только тогда человек может оценить настоящее и созидать будущее. Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди. Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

 

Список литературы.

Воспоминания участника Великой Отечественной война Корастелина В.А.

Фотоматериалы семьи Корастелиных.

Фотоальбом по истории Второй танковой армии.

4. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/156335-literaturnomuzykalnaja-kompozicija-semidesja


 


 

Автор материала: Д. Карастелина (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.