Исследовательская работа «Наша семейная буддийская реликвия»

0
0
Материал опубликован 26 March 2019

Автор публикации: А. Яшкулова, ученица 9 класса

Исследовательская работа

«Наша семейная буддийская реликвия».

 

Автор работы: Яшкулова Ангелина

Ученица 9 класса

МКОУ «Молодежненская СОШ»

Руководитель: Азаматова Б.Б

Учитель калмыцкого языка и

литературы.

 

п.Молодежный.

2018-2019 учебный год.

Содержание 

I.               Введение…………………………………….3

II.           Основная часть………………………………5-17

1.Мое исследование. Что я узнала о буддизме………..5

2.Буддийский алтарь и его устройство …..................... 6-9

3-6.Четки.Молитвенный барабан. Колокольчик………10-11

7.Тибетская живопись танка……………………………12-15

8.Моя семейная реликвия………………………………16-17

III.        Заключение……………………………………18

IV.        Список литературы…………………………...19

V.            Приложение…………………………………20-21

 

 

 

 

 

 

Новизна работы, прежде всего, состоит в том, что поставленные автором задачи формулируются и рассматриваются им впервые. Оригинальным также является и выбранный подход: исследуя семейные реликвии, учащаяся приобретает новые знания по истории буддизма, семьи и родного края.

Азаматова Б.Б - учитель калмыцкого языка илитературы.

I.Введение

Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье, в каждом доме есть свой семейный архив - реликвия. Реликвия - это вещь, свято хранимая как память о прошлом.

 Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Объектом исследования является семейная буддийская реликвия.

Предметом исследования – страницы из жизни моей семьи, связанной с семейной реликвией.

Материалом исследования стал бабушкин домашний алтарь.

Актуальность: в последнее время наблюдается повышение интереса к старине, буддийской культуре и древним традициям нашего народа, к своим корням, поэтому считаю, что моя работа является актуальной и современной.

 Методы исследования: беседы с родственниками; поиск литературы, информации в сети Интернет и энциклопедиях; описание, анализ найденного материала.

Гипотеза: если я раскрою «тайну» семейных реликвий, имеющихся в нашем доме, то смогу узнать больше о своей семье и своих родственниках, а также познакомлюсь с некоторыми событиями из истории буддизма.

  Методы исследования:

- встречи и беседы с родственниками;

- изучение архивных данных, статей, справочной литературы;

- работа с энциклопедиями;

- обобщение и систематизация собранных материалов.

Прежде чем приступить к исследованию, я составила для себя план работы. Сначала изучу, что относится к буддийским реликвиям и их предназначение, узнаю устройство буддийского алтаря. В этом мне помогут дополнительные источники информации - книги и Интернет. А самое главное, мне хочется узнать, откуда появились буддийские символы в нашей семье. В этом мне помогут рассказы бабушки.

II.          Основная часть

Моё исследование.

Что я узнала о буддизме?

Я, Яшкулова Ангелина, ученица 9-го класса МКОУ «Молодежненская СОШ». Моя мама Бисембаева Евгения Алимгереевна – казашка, а папа Яшкулов Михаил Бембеевич – калмык. С папой я часто приезжаю в поселок Яшкуль.  Там жила моя бабушка - Яшкулова Дуукр Хараевна.   На уроках ИКРК, калмыцкого языка, ОРКСЭ я знакомилась с бытом калмыцкого народа, знаю, что раньше люди жили в кибитках. И в каждой кибитке обязательно был жертвенный стол, на котором, стояли бурханы и лампадки. У своей бабушки в современном доме я тоже видела такой уголок. На уроках ОРКСЭ я познакомилась с тремя мировыми религиями мира и четырьмя традиционными религиями России.

Первый вопрос, который меня заинтересовал - "Что относится к буддийским реликвиям? И какие значения имеют новые для меня слова". Чтобы ответить на него, я заглянула в справочники и вот что там обнаружила.

 Согласно словарю С.И.Ожегова,

 «Реликвия» - Вещь, свято хранимая как память о прошлом

«Алтарь» -1.Восточная возвышенная часть христианского храма.

2.В старину: то же, что жертвенник.

«Четки» - шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв.)

«Буддизм» - распространенная во многих странах Востока одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в 5-6 вв до н.э на основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития.

По учебнику ОРКСЭ «Буддизм - древнейшая религия, целью которой является избавление от страданий, испытываемых нами в этой и последующих жизнях».

Следующим моим шагом было из многочисленных источников узнать, устройство буддийского алтаря. Вот что я узнала.

2.Буддийский алтарь и его устройство.

 

 Алтарь позволяет создать в своем собственном доме священное место, которое будет способствовать духовному развитию, духовной стабилизации.

Наличие домашнего алтаря является напоминанием о духовных и моральных обязательствах. Содержание алтаря и уход за ним является очень приятной очищающей практикой.

Завести алтарь - значит пригласить просветленных существ, поэтому дом или хотя бы алтарное помещение должны всегда находиться в чистоте. Поддерживая чистоту на алтаре и в алтарном помещении, человек обретает полезные заслуги.

Во-первых, в чистом алтарном помещении мысли человека спокойны, находятся в уравновешенном состоянии. Такое чувство обретают все те, кто посещает это место.

Во-вторых, чистоте очень рады духи жилища. Но если, в помещении будут присутствовать неприятные запахи, неприглядные картины, грязь, пыль, то они будут избегать его.

Если есть возможность, то лучше всего завести отдельную алтарную комнату, которая будет служить исключительно местом духовного самосовершенствования. Алтарь лучше всего расположить напротив входа в помещение.

В буддизме уважаемое ставят высоко, поэтому не следует устанавливать алтарь ниже пояса. Оскорбительным считается протягивать ноги в сторону священных текстов и образов. Поэтому нельзя ставить алтарь в ногах постели.

Навесная полка, шкафчик, стол или какая-либо другая подставка вполне подойдут. Полку можно покрыть красивой цветной тканью, а сверху положить стекло соответствующего размера для того, чтобы не было затруднений при уборке.

На алтаре должны присутствовать три символа: Основа тела, Основа ума и Основа речи Будды.

Основа тела Будды: подразумевается какое-либо изображение Будды, например, фотография, танка или статуэтка. Очень важно, чтобы изображение было освящено молитвой. Для этого в хуруле монахи проводят специальный обряд «Рабнэ».

Учителем нынешней кальпы является Будда Шакьямуни, поэтому его изображение должно занимать центральное место на алтаре. Справа от Будды поместите изображение Учителя. В настоящее время Его Святейшество Далай-лама Тензин Гьятцо, Его Преосвященство Богдо-геген и Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прикладывают все усилия ради блага калмыцкого народа и всех живых существ. Поэтому очень хорошо, если фотографии этих учителей будут присутствовать на алтаре.

Основа речи Будды. Ее символизируют священные сутры, поэтому на алтарь можно поставить какой-либо текст, содержащий Учение Будды. Лучше всего если это будет труд Ламы Цонкапы «Ламрим Ченмо» (Большое руководство к этапам Пути Пробуждения). Лама Цонкапа написал много священных текстов, но самым драгоценным из них считается именно Ламрим. Его можно читать, изучать, учить наизусть. Вы можете поклоняться ему и совершать перед ним подношения. Если в момент смерти человеку к голове приложить этот текст, то он переродится в чистых землях, подобных раю Тушита.

Священные тексты - это речь Будды, учение, посредством которого живые существа достигают Просветления. Поэтому они считаются самым священным предметом на алтаре. К текстам нужно относиться очень почтительно и на них категорически запрещено ставить вещи, даже изображения Будд и Бодхисаттв!

В Тибете был очень знаменитый учитель Геше Ченгава. Рассказывают, что он вставал и почтительно складывал ладони, когда в помещение вносили тексты. А когда от старости и болезней не мог вставать, он просто складывал ладони.

Основа ума Будды. Основу ума Будды символизирует ступа. Очень хорошо, если вы приобретете маленькую ступу, отлитую из металла. Ее полость, как и в случае со статуэткой, наполняют молитвами, драгоценностями и благовониями. Если нет возможности приобрести такую ступу, то можно поставить на алтарь фотографию ступы. Также чистый и просветленный ум Будды символизируют колокольчик и ваджра - их можно использовать вместо ступы. Итак, если вы имеете все три символа, то в центре следует поставить основу тела - изоб­ражение Будды, справа от изображения положите основу речи - тексты, а слева - основу ума - ступу или ваджру и колокольчик.

Как совершать подношения.

Подношения - весьма важный момент в содержании алтаря и является очень хорошей и полезной практикой. По своей природе Будды и Бодхисаттвы ни в коей мере не нуждаются в наших подношениях. Более всего в этом нуждаемся мы. При совершении подношения вы мысленно пребываете с Буддами и Бодхисаттвами, уже тем самым очищаясь от негативной кармы и получая благословения просветленных существ. Вы также обретаете множество заслуг, что является причиной изобилия и достатка в будущей жизни. При совершении подношения на алтарь у вас должно быть совершенно чистое и искреннее намерение.

В хурулах на алтарь обычно возлагают «семь подношений», состоящих из восьми компонентов (первые два считают как одно). Для этого используют семь однотипных чашечек и лампаду.

Чашечки расставляют в строгую, ровную линию, в порядке их содержимого: 1) вода для питья, 2) вода для омовения, 3) цветы, 4) благовония, 5) светильник, 6) душистая вода, 7) пища, 8) музыка.

Происхождение подношений.

Происхождение числа и порядка подношений корнями уходит в древнюю Индию. Когда Раджа принимал во дворце почетных гостей, в первую очередь им подносили: воду, чтобы путники утолили жажду с дороги; воду для омовения, чтобы смыть усталость и дорожную пыль; гирлянды цветов для услады глаз. В помещениях, специально для гостей, воскуривали благовония, а вечером зажигали лампы и светильники. Для тела подносили духи и ароматные масла. Наконец в честь гостя устраивали пир, а музыканты развлекали их песнями.

Подношения совершают рано утром, вскоре после пробуждения. Совершая ритуал, нельзя дышать ртом на подношения. Нежелательно поворачиваться спиной к алтарю. Итак, учитывая эти правила, совершаем семь подношений.

Вода для питья

В буддизме хорошая вода имеет восемь достоинств: прохладная, приятная на вкус, легкая, мягкая, чистая, свежая, не отягощающая желудок, освежающая горло. Идеально подходит родниковая вода, но если нет возможности подносить такую воду, нужно представить, что вода, которую вы подносите, имеет все эти достоинства. Следствием подношения такой воды является утоление жажды, вызванной огнем мирских страстей.

Вода для омовения

Поднося эту воду, представьте, что вы подносите все реки, моря и океаны планеты Буддам и Бодхисаттвам. Следствием этого подношения является избавление от различных умственных загрязнений.

Вода в чашечках не должна быть наполнена, как это говорят, «бугорком». Считается, что это вызывает беспокойство ума. Нельзя также, чтобы вода переливалась через край или наливать слишком мало - и то, и другое вызывает недостаток в доме. Обычно чашечки наполняют на две трети - это самый лучший вариант.

Цветы

Поднося цветы, представьте, что вы подносите все цветы мира просветленным существам. Следствием этого подношения является обретение приятной вне­шности. Чашечку наполовину наполняют рисом, а сверху кладут бутон цветка. Подносить каждый раз свежие цветы, конечно, хорошо, но это в наших условиях связанно с определенными трудностями. Поэтому можно положить искусственный цветок.

Благовония

Поднося благовония, представьте, что подносите благоухание всех цветов мира Буддам и Бодхисаттвам. Следствием этого подношения является пре­бывание в хороших местах и в хорошем обществе. Чашечку следует наполнить на две трети рисом. В рис поставьте две палочки благовоний. Внимание! Палочки, стоящие в рисе, не для возжигания! Они являются символом приятных запахов. Воскуривайте благовония в специально отведенной для этого курильнице.

Светильник

Возжигая лампаду, представьте, что подносите свет солнца и луны, мерцание звезд и блики драгоценных камней. Совершая это подношение, вы закладываете причины для избавления от невежества. В буддизме горение масляной лампады символизирует достижение Просветления. Фитиль символизирует человеческое эго, масло - океан самсарических страданий, а огонь - мудрость, которая постигла пустоту. Соответственно, возжигая лампаду, представьте, что мудрость, постигшая пустоту, сжигая человеческое эго, поглощает океан страданий. Помните огонь в лампаде ни в коем случае нельзя задувать! Следствием этого могут стать тяжелые болезни! Если хотите потушить пламя, используйте щипцы.

Душистая вода

Поднося душистую воду, визуализируйте, что подносите мириады различных запахов, духов и ароматических масел. Следствием этого подношения вы закладываете причины для обретения в будущем чистой дисциплины. Наполнить чашу духами, конечно же, трудно, поэтому, наполнив ее водой, добавьте сверху щепотку санга - благовония.

Пища

Поднося еду, представьте, что подносите самые вкусные явства, какие только могут быть на земле. Совершая это подно­шение, вы закладываете причины изобилия и достатка в будущем. Чашечку наполовину наполните рисом, а сверху положите печенье, конфеты или фрукты.

Музыка

Поднося музыку, представьте, что подносите самые гармоничные звуки вселенной, услаждающие слух. Совершая это подно­шение, вы обретаете дар ораторской речи и признание публики. Чашечку наполняют рисом на две трети, а сверху кладут раковину как символ подношения музыки.

Расстояние между чашечками с подношениями должно быть в одно рисовое зернышко.Если расстояние будет больше, то следствием этого возможно отдаление от учителя и от Дхармы. Если подношения будут стоять вплотную, то возможно помрачение рассудка.

Расположив все подношения в нужном порядке, их нужно очистить и освятить. Для того, чтобы очистить подношения, три раза произнесите мантру «РАМ ЯМ КАМ».

На алтаре можно хранить и другие ритуальные принадлежности, например, четки, капалу, молитвенный барабан и т.д.

3.Четки.

Ритуальные четки - непременный атрибут буддистов. Состоят из бусин нанизанных на нить, концы нитей объединяются, образуя кольцо. Чётки могут завершаться дополнительной большей бусиной, которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая привеска, к ней часто прикрепляют «хвост» из нитей.

Материал

Так, например, последователями тибетской ветви буддизма считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Чётки из сандалового деревагорного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи — увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Количество бусин.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются чётки и с другим количеством бусин. В любом случае — число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);

по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);

к объектам внутренним и объектам внешним (2);

три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

«Хвост»

Из цилиндрической бусины выходит «хвост» из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы.

После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же — сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Чётки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

4.Молитвенный барабан

Не лишним будет на алтаре молитвенный барабан, вращающийся на рукоятке. Вращение барабана по часовой стрелке активизирует энергию текстов, вложенных в барабан. Вращение молитвенного барабана не только позволяет практикующему накопить заслуги, но и очистить внешнее пространство от негативной энергии. Считается, что в местах, где вращаются молитвенные барабаны, живые существа живут в гармонии друг с другом, а растения цветут и благоухают.

5.Колокольчик — ритуальный предмет, который используется часто вместе с дордже и символизирует мудрость, или пространство. Вместе с дордже они означают неразделимость пространства и блаженства, мудрости и сочувствия.

6.Цаца.

Как и колокольчик с ваджрой, цаца является символом основы ума Будды, и ее можно хранить на алтаре за неимением ступы.

7.Тибетская живопись танка.

Не менее выразительно тибетский буддизм показал себя в живописи, называемой "танка" (tangka, tang-sku, "плоский образ", "письмо", икона,) или "живопись на ткани". По преданию, традиция рисовать на ткани восходит к индийской живописи - "пата" (pata), или непальской живописи на холсте - "прабха" периода династии Пала (VII-X вв.), а та в свою очередь восходит к монашеской практике изображений на своей одежде или холсте.

Тибетские танка различаются по источнику происхождения и школе. Ранее, до XVI в. различалось очень много стилей. Танки изображались в стиле сакьяпы (Sa-lugs), стиле Атиши (jo-bo lugs), стиле сутр (mdo-lugs), стиле тантр (rgyud-lugs), кашмирском стиле (khs-che pan chen lugs), стиле йога Майтрипы (mitra‘i lugs) и многих других.

Позже стали различаться лишь "непальский (овальные вытянутые нимбы, фигуры в полный рост, характерный изгиб талии у персонажей)", "центрально-тибетский" (или лабранский, характеризуемый богатством красок и тщательной выпиской деталей), "индийский" (сложная композиция и пестрота материала), стиль Менри (самый тибетский стиль, изображения почти лишены индо-непальских черт) и "китайский", характеризуемый смешением стилей.

Иногда говорят о таких стилях, как "золотые", "красные" и "черные" танка: когда в самом изображении соответствующий цвет преобладает. К примеру, "нагтан", или "черная танка", ведет свое происхождение от действительного видения реальности тантрийскими йогинами в процессе их созерцательных практик.

 Техника танки.

Основа. Обычно для основы танки использовали хлопковую ткань (холст) продольно-поперечного плетения шириной от 49 до 51 см. Если основа нужна была шире, ткань сшивали. Реже встречается танка на шелке. В литературе упоминается об использовании для основы льняного полотна, однако речь, скорее всего, идет о джуте, чье полотно трудно отличить от волокон льна. Сведения о танка на коже или пергаменте, видимо, восходят к утраченным средне - азиатским и афганским аналогам.

Холст вырезался несколько больше требуемого размера и подрубался вокруг ячменными волокнами или ниткой. Затем он закреплялся в пяльцах прямоугольной формы, большего, чем холст, размера, с помощью шерстяного шнура, идущего зигзагами по периметру холста. Если холст в ходе работы провисал, шнурок натягивали сильнее, распределяя натяжение по всему холсту. Иногда ткань натягивали на доску.

Грунтовка. Натянутый холст грунтовали с одной или с двух сторон, полировали раковиной или зубом из оникса. Иногда использовали клык животного. Для более дорогих танок холст грунтовался с двух сторон и полировался тщательнее. В качестве наполнителя для грунта использовали мел и гашеную известь. Также для грунта использовались смесь песка и каолина, а также другие материалы.

В качестве связующего грунта применялся клей, приготовленный из шкур яка, овцы и быка. Тщательно вымытую и освобожденную от волос шкуру кипятят продолжительное время. В результате длительного кипячения кожа приобретает желатиновую консистенцию. Устраняются твердые остатки, а воду выпаривают на маленьком огне, пока не останется плотный гель, который режут на куски и сушат на веревке.

Для работы кусочек клея разогревают с водой. Следствием является эластичность танки, которую можно неоднократно сворачивать в свиток и разворачивать.

Эскиз. После подготовки поверхности холста под живопись рисунок наносился от руки угольным карандашом или методом припороха: угольной пылью в смеси с охристой землей. Затем контуры намечались или прорисовывались красной или черной тушью. Другой известный метод нанесения рисунка - это метод печати. Зеркальное изображение вырезалось на деревянной доске, клише покрывали тушью и с него делали оттиск. Затем холст грунтовали обычными приемами и на просвет обводили рисунок тушью.

Раскраска. Закончив рисунок, художник приступал к раскраске. Первым слоем на поверхность наносились ровные цвета, затем - детали картины, оконтуривание и позолота с последующей полировкой отдельных участков. В последнюю очередь писали глаза, что соответствовало определенной церемонии "открывания глаз". Для основных ровных цветов обычно использовали краски с минеральными пигментами, а для оттенивания - органические красители.

Краски. Все вышеперечисленные связующие применялись и для приготовления красок. Растительные красители, за исключением индиго, требовали некоторых добавок для их фиксации, что напоминало, вероятно, фиксацию краплаковых красителей. При изготовлении краплака добавляли лист жукхана (шелковица или грушанка круглолистная), который облегчает экстракцию красителя, фиксирует краску и делает ее более стойкой.

Известно использование следующих минеральных пигментов: белый цвет дают мел, известняк, свинцовые белила, мрамор, гипс, жженая кость; желтый цвет - аурипигмент, реальгар, желтая охра; оранжевый цвет - свинцовый сурик, желтая охра (жженая умбра), охра, смесь с киноварью; красный цвет - киноварь (природный минерал), красная охра, свинцовый сурик - "красный свинец"; синий цвет - лазурит, ляпис-лазурь; зеленый цвет - малахит, изумрудная зелень; золотой цвет - золото, латунная пудра; серебряный цвет - серебро; черный - сажа (ламповая копоть), жженая кость. Органические красители получали: для желтого цвета из лепестков цветка желтой утпалы, из белых цветов дикой гималайской розы, из корневища растения чола, из внутреннего слоя дерева грецкий орех; для синего цвета использовали индиго; для красного и розового - гуммилак, марену красную, красное сандаловое дерево.

Обшивка. Только после того как танка была написана, ее снимали с пялец, обрезали лишние участки и обшивали обрамлением. Печатные танка зачастую вообще не раскрашивали, но обшивали обрамлением и использовали, как и другие изображения.

Символизм буддийской танки. Ни одна из существующих ныне религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как тибетский буддизм. Изобилие и разнообразие подлежащих почитанию изображений божеств и сакральных сюжетов кажется беспредельным, но при пристальном изучении обнаруживается, что пантеон строится по строгой, логически обоснованной иерархической схеме, а трактовка сюжета подчинена не менее продуманным художественным нормам и духовным законам. Икона или танка предназначалась для созерцания и воспринималась как опора для конкретной практики.

Цвет, форма, пространство, фактор времени в танке нерасторжимо связаны и обязательны. Низ символизирует прошлое, средняя часть, с центральным образом, символизирующим главный объект созерцания, соответствует настоящему времени, а верхняя часть отражает будущее. Зрительное восприятие в буддизме считается основным источником чувственного познания. Неочищенное сознание, с клешами неведения, страсти, ненависти, гордости, зависти и другими, обладает "глазами" и его воспринимающая способность зависит от проявленности указанных свойств личности. Сущность божества всегда постоянна, меняется лишь уровень его восприятия, отражаемый в искусстве тремя основными видами изображения: спокойная форма (zhi-ba), гневная (hhro-bo) и свирепая (drag-po)".

Мирные божества предстают перед нами словно сотканными из света пяти цветов, даже одного взгляда на такую танку достаточно, чтобы на какое-то время отрешиться от суеты бытия. Многоликие и многорукие - они внушают священное чувство благоговения перед бесконечным милосердием, обладающим силой и властью.

Изображения тантрийских гневных идамов и Охранителей полны неукротимой мощи, свирепости и чудовищной силы. Но все эти рогатые, искаженные морщинами гнева и гримасами ужаса лики, с вставшими дыбом волосами, с оскаленными пастями и высунутыми языками меж торчащих клыков, с кровью, сочащейся из связок срезанных голов и т.д. не производят тягостного впечатления. За налитыми кровью глазами и за мощью сжимающих оружие кистей рук просвечивает истинный смысл: здесь обнаруживается, что вся эта гневная сила направлена на зло, на наши несовершенства, на злобных мар. Здесь присутствует ощущение торжества света и истины над преходящими ужасами смерти и страдания.

8.   Моя семейная реликвия

Следующий вопрос на который я попыталась ответить это, какие буддийские реликвии есть в нашей семье.    Я часто ездила в п.Яшкуль к своим родственникам. Мне очень нравилось быть в комнате у бабушки. Там находился алтарь, было всегда чисто, я видела  много буддийских предметов. Из беседы с моей бабушкой Яшкуловой Дуукр Хараевны, мне удалось узнать много интересного.

Моя бабушка родилась в 1922 году в колхозе «Сарул Мер», этот колхоз располагался на территории нынешнего села Хар Толга. Мама умерла, когда бабушке едва исполнилось год, а в 10 лет потеряла она и отца. Воспитывалась она у дяди Хараева Озг. Работала дояркой, окончила четырехмесячные курсы по овладению профессии механизатора. На новеньком тракторе «Универсал 2» выполняла разнообразную сельскохозяйственную работу. Когда началась война, мужчины ушли на фронт и в бригаде остались только женщины. В декабре 1943 года бабушка и трое её подруг были направлены в Башанту на курсы повышения квалификации. Оттуда они были высланы в Сибирь. Бабушка в Сибири вновь устроилась механизатором, а также выполняла и другие тяжелые работы. В 1948 году вышла замуж за моего дедушку Яшкулова Бембю Кикеевича. В Сибири родилось пятеро детей . В 1958 году прибыли в Яшкуль, устроились на работу в совхоз «Кировский» , здесь родились еще трое детей. Из этого совхоза оба ушли на пенсию.

Бабушка рассказывала , что её отец Сарангов Хара Хашаевич был первым председателем колхоза «Сарул мер». В то время положение религии было тяжелым. Хурулы закрывались и разрушались. Предметы буддийского культа каждая семья сохраняла, как могла. По рассказам бабушки свой семейный алтарь собирали уже по приезду из Сибири.

Так как я была подготовлена на тот момент , я обратила внимание, на то, что бабушкин домашний алтарь полностью соответствует описанию в книге. В углу на подставке и на верхней части стола иконы и изображения (Авалокитешвары, Тары ,Цаган Аавы и других святых) , статуэтки Будд (Бурхн Багш). Иконы Будд «одеты» (покрыты тканью). (Приложение 1)

На столе семь чашечек для подношения и лампадки- 3 штуки. (Приложение 2) .Имеются благовонные палочки «куж», баночка топленого масла, тарелочка, наполненная сладостями (конфеты, печенье).

Четки у ээжи - состоят из 108 зерен, сделаны из дерева, на конце хвост из красной кисти, приобретены при открытии Яшкульского хурула в 1995 году.

Лотосы - являются буддийским символом чистоты. По легенде, новорожденный Будда сразу сделал семь первых шагов и на месте каждого его шага вырастал цветущий лотос. Будда часто изображается сидящим на цветке лотоса, что символизирует его духовную чистоту. Разрешается живой цветок или искусственный, у бабушки искусственные розовые лотосы.

Зажженные лампады символизируют свет учения буддизма. Поддерживая свет лампады, человек стремится прояснить свое сознание. Одну из лампад сделал своими руками мой дядя, Зурган Бембеевич в далеком 1982 году, когда работал токарем. (Приложение 3)

У бабушки очень много книг по Буддизму, статуэток, разные предметы ,которые подарены сыновьями, внуками. Одну из статуэток привез с Франции мой дядя Виктор Бембеевич, а другую подарил дядя Зула Бембеевич.

III. Заключение

При проведении данного исследования мною были выполнены следующие задачи:

1)       выяснить историю буддийских символов имеющихся в нашей семье;

2)       собрать материал о буддийских символах.

 В самом начале работы я предположила, что через изучение семейных реликвий можно узнать о некоторых страницах истории семьи. Гипотеза нашла своё подтверждение. На основе результатов исследования я могу сделать следующие выводы:

Первой владелицей всех имеющихся буддийской реликвии является моя бабушка Яшкулова Дуукр Хараевна.

Выяснены интересные факты её жизни: кем работала, как содержала быт.

Мне было очень интересно писать эту работу, находить информацию в разных источниках, обрабатывать её, делать выводы. Я расширила свои знания: узнала, какие буддийские реликвии есть в нашей семье. Изучая жизнь своей бабушки, я показываю своё уважение и благодарность старшему поколению. Из истории отдельных семей и складывается история страны. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Мудрые люди говорят: «Не зная прошлого, не построишь жизнь в будущем». 

Само исследование показало, что большинство семейных реликвий связано с историей нашего народа. 
В заключение своей работы мне бы хотелось обратиться ко всем людям, а особенно к девочкам и мальчикам, которые являются будущим нашей страны. От того, как мы относимся к родной стране, ее истории, зависит быть или не быть отечественной культуре. 
Только мы, сохранив свои ценности и традиции, поможем излечить нашу страну и предотвратить вымирание нации. А начать нужно с семьи. 
Если у вас ещё нет семейной реликвии, найдите в вашей семье вещь, которая особенно дорога вам и начните историю своей семьи с неё. Эти вещи впитают в себя ваше тепло и энергию, а позднее и энергию ваших потомков. Возможно, в этом и заключается наше бессмертие. 

IV. Литература

Борисенко И.В. Храмы Калмыкии. Элиста ,1994г

Буддизм: шаг первый. Еше Пагчог (Санал Энеев), Элиста,2002г

Буддизм в Калмыкии. Э.П.Бакаева. Элиста. 1994г

Журнал «Мандала» №1. П.Ц.Биткеев.Элиста ,1992г

Калмыцкие народные традиции. Софья Ользеева.Элиста 2007г

Калмыки. Эрдниев У.Э, Элиста ,1980 г

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. 2004г.

Очерки быта Астраханских калмыков. И.А.Житецкий, Москва 1893г.

Основы буддийской культуры.Чимитдоржиев В.Л, М.2010г

Старокалмыцкое искусство.С.Г.Батырева, Элиста,1991г

Толковый словарь традиционного быта калмыков.Г.Ц.Пюрбеев.Элиста,1996г

Энциклопедия. Религии мира. Джон Баукер.М.1997г

 

Приложение 1.

 

Приложение 2.

 

Приложение 3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.