Автор публикации: Е. Калиенко, ученица 7А класса
карточки с заданиямиPDF / 391.18 Кб
«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическая разработка
«Настольная игра «Достижение финансовой цели»
Возрастная категория: для обучающихся 5 – 9, 10 – 11 классов
Автор-разработчик Калиенко Елизавета Эдуардовна
Руководитель Мазанова Ольга Юрьевна, учитель ГОУ РК «РЦО»
г. Сыктывкар
2022-2023 учебный год
Аннотация
Известно, что волонтеры финансового просвещения — люди с активной гражданской позицией, профессиональная деятельность или личный опыт, знания, умения которых позволяют участвовать в проектах, направленных на повышение уровня финансовой грамотности различных групп населения.
Усилия волонтеров направлены на то, чтобы помогать людям овладеть базовым набором знаний и навыков, характерных для финансово грамотного человека.
Мой учитель и руководитель проекта – преподаватель финансовой грамотности в ГОУ РК «РЦО». На занятиях по финансовой грамотности всегда используются активные методы обучения – мы собираем пазлы, решаем кейсы, проходим квесты, и, конечно, играем в игры. Все дети любят играть. Настольная игра позволяет рассказывать о вымышленных и реальных событиях, моделировать ситуации, благодаря чему игроки при помощи своего воображения и воображения авторов игры, могут получить уникальные знания и опыт. Все дети обожают игры-бродилки, где нужно бросать кубик и ходить по полю, полному приключений и всевозможных ловушек, тем более, если рабочее поле создано самими детьми.
И я подумала – а почему бы мне не создать игру, на которой могли бы учиться такие же дети, как я?
Я мечтаю стать фотографом. Но для того, чтобы стать фотографом, мне необходим хороший цифровой фотоаппарат. Для того, чтобы купить фотоаппарат, необходимо собрать определенную денежную сумму, а это значит, что необходимо осуществлять сбережения. Чем быстрее накопится нужная для покупки сумма, тем лучше, конечно… но… на пути к достижению цели нас подстерегают различные соблазны и опасность истратить деньги, которые мы планировали направить на сбережения. Хотя на этом пути нам могут встретиться и приятные происшествия, позволяющие увеличить наш доход, а соответственно, и сбережения.
На конкурс предлагается игра, моделирующая путь достижения финансовой цели. Данная игра в 2022-2023 учебном году апробирована в ГОУ РК «РЦО», проводилась в УКП «Верхний Чов» и в УКП «ДРБ», и будет проводиться в ГОУ РК «РЦО» в следующих учебных периодах.
Описание проекта
Цели:
Формирование рационального финансового поведения обучающихся через моделирование реальных жизненных ситуаций.
Задачи:
Познакомить / повторить с такими понятиями, как: финансовая цель, доход, расход, сбережения, инвестирование, банковский вклад, депозитный процент, обязательные и непредвиденные расходы.
Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками
Мотивировать к дальнейшему саморазвитию и самообучению.
Формировать функциональную грамотность.
Игру можно применять на уроках обществознания, экономики, финансовой грамотности; в рамках дополнительного образования, внеурочной деятельности; на классных часах и родительских собраниях.
Настольные игры переживают сегодня пик популярности. Прежде всего, это связано с тем, что все устали от обилия интерактивных электронных способов общения, проведения досуга. Настольные игры действительно выдерживают конкуренцию с компьютерами, телевидением, интернетом, потому что играть в них увлекательно и интересно. В настольной игре совмещается живое общение. Дети учатся регулировать поведение, прислушиваться к другим, формулировать свою точку зрения, продумывать стратегию, справляться с трудностями. По мнению психологов, настольные игры выполняют одновременно две функции: развитие мыслительной деятельности и развлечение. В самом деле, в процессе игры у детей наблюдается повышенная активность мозга: нужно найти верное решение, продумать следующий ход, выполнить задание. А самое главное – дети, играя, обучаются.
Планируемые результаты данной методической разработки:
Личностные:
Формирование способности делать осознанный выбор
Формирование ответственной деятельности в процессе принятия решения
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Предметные:
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
планирования и регуляции своей деятельности;
Материалы и оборудование: Игровое поле, карточки с заданиями, кубик, фишки, призы победителям.
План проведения:
Жеребьевка. Игроки / капитан команды по очереди выбрасывают кубик, начинает игру тот, у кого выпадет бОльшее число, далее – по часовой стрелке.
Игра. Игроки / представители команд по очереди бросают кубик и делают необходимое количество шагов, соответствующее выпавшему числу костяшек. Если фишка игрока / команды попадает на кружок, выделенный красным цветом, происходит движение по стрелке, если игрок / команда объяснил, почему это происходит. Если ответ не получен, то игрок / команда наказывается пропуском хода.
Подведение итогов. Побеждает игрок / команда игроков, который раньше других достигнет финансовой цели.
Содержание:
Использование настольной игры позволяет познакомиться (повторить) с такими понятиями, как: финансовая цель, доход, расход, сбережения, инвестирование, банковский вклад, депозитный процент, обязательные и непредвиденные расходы.
Современные настольные игры – это весьма необычный вид развлечений, которое в последнее время становится все популярнее. Современные настольные игры имеют яркую необычную подачу, различные сюжеты и разнообразный познавательный материал. Это именно те критерии, благодаря которым можно привлечь подростка к обучению. А главное, настольная игра может применяться как на занятиях, так и в непринужденной обстановке в кругу друзей и во время внеурочной деятельности.
Как писал известный педагог, писатель Василий Александрович Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». И с ним нельзя не согласиться. Игра может стать эффективным способом обучения ребенка, пробудить в нем желание познавать новое, порой сложное, но очень важное.
Сегодня подростки не часто играют в настольные игры. Более 20% не играют в них вообще, и лишь около 17,5% играют регулярно (по результатам опроса обучающихся). При этом 77% опрошенных согласились бы сыграть в настольные игры со своими друзьями, если бы представилась такая возможность. Поэтому дети, проходящие обучение в ГОУ РК «РЦО», с огромным удовольствием играют в настольные игры. Это позволяет детям из разных школ и муниципальных образований быстрее познакомиться, облегчает коммуникацию, повышает эмоциональный фон, что способствует формированию не только предметных и метапредметных действий, но и скорейшему выздоровлению.
Целевая аудитория: обучающиеся 5 – 9, 10 – 11 классов.
Качественные результаты проекта:
Занятия по финансовой грамотности с использованием разработанной настольной игры провели в мае 2023 года в ЦВСНП, кардиодиспансере, противотуберкулезном диспансере, онкогематологическом отделении ГОУ РК «РЦО». Всего в игре приняли участие 25 человек. В 2023 – 2024 году использование игры будет продолжено.
За год обучение в ГОУ РК «РЦО» проходит свыше 2000 детей, поэтому в следующем учебном году с игрой познакомится вся республика Коми!
По итогам апробации игры были сделаны следующие выводы:
- настольные игры помогают лучше усвоить теоретический материал, закрепить на практике полученные в теории знания.
- все участники игры отметили, что в процессе игры было проще разобраться с основными понятиями: финансовая цель, доход, расход, сбережения, проценты, депозит, вклад, инвестирование, обязательные и непредвиденные расходы. Ребята узнали, какие непредвиденные расходы могут возникнуть и как к ним подготовиться, чем может быть полезен банк. А самое главное, как строится бюджет семьи, с чем сталкиваются их родители, и как непросто накопить деньги на желаемую покупку.
- с помощью игры участники получили бОльшую мотивацию к дальнейшему саморазвитию и самообучению.
- в ходе игры дети соревновались, общались, эмоционально раскрывались, проявился азарт, что в рамках госпитальной школы является очень важным результатом.
- игра не требует большой специальной подготовки игротехников, поэтому легко может тиражироваться и использоваться в любой образовательной организации в урочной и внеурочной деятельности.
Правила игры
Задача игрока / команды игроков - заработать на инструмент для выбранной профессии (на фотоаппарат).
Игроки / представители команд по очереди бросают кубик и делают необходимое количество шагов, соответствующее выпавшему числу костяшек. Если фишка игрока / команды попадает на кружок, выделенный красным цветом, происходит движение по стрелке, если игрок / команда объяснил, почему это происходит. Если ответ не получен, то игрок / команда наказывается пропуском хода.
Некоторые покупки или действия становятся вложением в будущее. В этом случае, увеличивая доход, можно продвинуться вперёд. Некоторые действия могут уменьшить сбережения, и поэтому надо будет продвинуться назад.
Побеждает игрок / команда игроков, который раньше других достигнет финансовой цели.