Областной конкурс декоративно-прикладного творчества «От истоков до наших дней». Поделка «Коврик для молитвы»

7
0
Материал опубликован 9 August 2018

Автор публикации: Анастасия Торопова, ученица 9 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бердниковская ОШ»

Нижегородская область, Тонкинский район, с. Бердники ул. Школьная, д. 18.

Тел. 8(831) 53-41-2-90

E-mail: berdniki_school@mail.ru

Областной конкурс декоративно-прикладного творчества
«От истоков до наших дней»

«Коврик для молитвы»

Номинация: «Стилизация»

II возрастная категория

Выполнила:

ученица 9 класса

Торопова Анастасия

Руководитель:

Юфрякова Наталья Владимировна

учитель биологии

с. Бердники

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3

ПОТРЕБНОСТЬ………………...……………………………...……4

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ…………………………………..…………....…5

ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОИСК РЕШЕНИЙ.........................................6

ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ……………………………….…..…7

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТ..……..….….…9

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА…………………………………..11

ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ………………………………………..……..14

УПРАЖНЕНИЯ……………………………………………...……..15

ИСПЫТАНИЕ………………………………………………………16

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ…………………………………..18

ВВЕДЕНИЕ

Каких только вер и религий нет сегодня в нашем районе, но основных как таковых две: православие и старообрядчество. Старообрядчество – традиционная русская конфессия. Поэтому исторический опыт старообрядчества и выдающееся культурное наследие, хранителем которого оно являлось на протяжении веков, все более привлекает ученых различных гуманитарных дисциплин.

Спасаясь от преследований после церковного раскола, старообрядцы бежали в удалённые местности России и за границу, где они могли сохранить традиции исконного русского православия. Так в принципе и образовался наш районный центр.

Большинство нашего села Бердники придерживается и окрещены в старообрядческую веру.

ПОТРЕБНОСТЬ

Однажды я наблюдала, как моя бабушка молится вечером. И меня заинтересовал тот факт, что поклоны она клала на квадратный коврик, постеленный на стул. Мне захотелось узнать, что это за коврик, для чего он нужен и вообще его происхождение, и своеобразие необычного лоскутного рисунка.

Расспросив бабушку, я узнала, что этот коврик называется подрушник. Он является неотъемлемой частью моления, важный атрибут. Я попросила у бабушки подрушник, чтобы поближе рассмотреть его. Он представлял собой тонкую подушечку из ткани выполненную в технике «пэчворк». Это одна из лоскутных техник.

Подрушник оказался весьма стареньким, и у меня появилась идея сшить для бабушки подарок.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Почитав в интернете, я узнала что подрушники бываю разные, все зависит от символики. У этого необычного коврика особое предназначение, требующее внимательного изучения.

Так, что основываясь на всем, мною узнанном, я задалась целью: изучение и понимание традиций и культурных ценностей предков.

И поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить элементы религиозного культа.

2.Понять символику подручника и его назначение.

3.Применить на практике опыт изготовления старообрядческого подручника.

Актуальность данного труда позволит сохранить историческое наследие предков, приведёт к осмыслению традиций и культуры, дошедшим до нас из глубины веков.

Работа имеет так же и большое практическое значение – она пригодится на уроках истории, основ православной культуры. Так же можно использовать материал при изучении местного вероисповедания. На уроках технологии поможет учащимися осваивать основы лоскутной техники и можно подарить бабушке новый аксессуар для моления.

Фото образца.

ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОИСК РЕШЕНИЙ.

Итак, что же такое подручник? Научная литература утверждает, что чистота помыслов и чистота телесная являются внешним выражением благоговения. А старообрядцы во время службы кланяются земным поклоном. Изображать на себе крестное знамение, надо чистыми руками. Но как это совместить с земными поклонами? Здесь трудно обойтись без подручника - плоской подушечки, которая при земном поклоне защитит руки от грязи и пыли.

Подручник — небольшой квадратный коврик для рук и головы при совершении земных поклонов у старообрядцев. Название свое получил от прямого своего назначения – класть «под» «руки».

Размер стороны этого квадрата колеблется от 30 до 40 см. Подручник делится на три составных части. Лицевую часть с религиозная символика в виде квадратов, полосок или треугольников цветов, в число и расположение которых заложен скрытый смысл. Изображение креста на подручниках обыкновенно отсутствует. Внутрь кладется войлок, вата или куски материала.

ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ

Цель: сшить правильный подрушник с соблюдением всех правил.

Выбор идеи

Рисунок имеет сотни вариаций. В своей работе я представила несколько более понравившихся. Рисунок обязательно имеет значение.

Варианты рисунка на подрушниках:

Самая простая символика подрушника состоит из 4-х частей: четыре равносторонних прямоугольных треугольника, соединённых друг с другом короткими сторонами (катетами), образующих квадрат. Четыре треугольника символизируют четырёх апостолов-евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна.

Эта символика подрушника состоит из 5-ти частей: четыре полоски, обшивающие квадрат по сторонам (по периметру). Четыре полоски символизируют Евангельское учение 4-х Евангелистов, а квадрат, как было сказано выше, символизирует Землю (Вселенную).

Другая символика из 18-ти частей: семь разноцветных восьмиугольников (или кругов) – шесть из них «обычных», а седьмой состоит из восьми треугольников, плюс четыре треугольника по углам – 12 апостолов. Если обшить это окантовкой , то получится символика, состоящая из 22-х частей.

Из 15-ти частей также складывается следующая символика: семь квадратов цветов радуги, сложенных «один-в один», плюс один квадрат из 4-х треугольников (плюс внешняя обшивка из полос. Кроме указанных фигур на таком подручнике можно увидеть девять вложенных друг в друга квадратов (1 – обшивка, + 7 – семь цветных, + 1 – четыре треугольника).

 

Далее рассмотрим символику, состоящую из 11-ти частей: семь кругов либо восьмигранников , плюс четыре треугольника по углам. Если обшить данную символику полосами, то получится символика подрушника, состоящая из 15-ти частей.

Теперь рассмотрим символику из 12-ти частей: 12 треугольников (восемь в центре и четыре по углам) символизируют 12 апостолов, четыре из которых – евангелисты. Если обшить эту символику окантовкой, то получится 16 частей. Также в центре из восьми треугольников можно узреть «выложенный» четырьмя треугольниками крест, символизирующий Распятие.

И еще довольно таки много вариантов.

Выбор идеи


 

Мне больше всего понравился лицевой дизайн такой подрушника. Про него мне рассказала бабушка.

Далее –вторая часть внутренняя – чаще всего войлок или синтепон.

И внизу тыляная часть (нижняя) обычно неброского однородного цвета(у староверов чаще черного цвета)


 

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ

Для выполнения изделия я использовала технику Пэчворк.

Пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов»

Используемые мной материалы:

Для основы использовала плотную хлопчатобумажную ткань черного цвета. Она мне понадобилась для тыльной части.

Для средней части использовала синтепон.

Для лицевой стороны использовала цветную хлопчатобумажную ткань.

Инструменты: ножницы, иглы, нитки, карандаш, линейка-угольник, швейная машинка, гладильная доска, утюг, распарыватель, наперсток, английские булавки, игольница.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Действие

Рисунок

Инструменты

1.

Я занялась созданием шаблонов. Шаблон — это образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые изделия (слово немецкое).

Узор в лоскутной технике состоит из нескольких видов многократно повторяющихся элементов.

Элементы одного вида имеют одинаковую форму и размер. Чтобы выкроить элементы, пользуются шаблоном. Общий размер изделия запланирован 30х30 см.

Квадрат со сторонами 7 см нужно 4 шт

Прямоугольник со старонами 16 см и 7 см 4 шт

Квадрат со сторонами 16 см 1 шт

Ручку пришила для удобства

Прямоугольник со сторонами 16 и 4 см 1 шт

Прямоугольник со сторонами 16 и 2 см 1 шт

 

2.

Далее я выстирала и отутюжила ткань для изделия. Новую ткань необходимо декатировать(влажно – тепловая обработка).

Мыло, гладильная доска, утюг.

3.

Приложила шаблон на ткань и сделала выкройку

 

Линейка, карандаш, шаблоны.

4.

Сбор изделия вручную

 

Нитки, иголка, распарыватель, наперсток, английские булавки

5.

Прострочка изделия на швейной машинке

Швейная машинка, нитки, распарыватель, ножницы

ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ

Экономическая оценка изделия

Материал

Затрачено

Сумма

Хлопчатобумажная ткань черного цвета

40 см

42р

Синтепон

40 см

30 руб.

Разноцветная хлопчатобумажная ткань

Лоскутки взяла от разных тканей, которые были дома

Примерно на сумму 30 руб

Нитки

1 моток черных

1 моток белых

20р

Время

12 часов

 

Итого:

 

122руб

Эргономическая оценка

Наличие недорогого исходного рабочего материала позволит создать малобюджетное изделие.

Эстетическая оценка изделия

Гигиеническое назначение подручника кроме всего прочего, тесно переплетается с эстетическим аспектом. Гораздо приятнее видеть перед молящимся человеком специальное приспособление для поклонов, чем газетку либо пакетик.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение №1

Я попробовала связать подрушник крючком, сохраненяя размер изделия, но другого дизайна, чтобы удостовериться, что мое изделие выглядит не хуже.

Упражнение №2

Я склеила аппликацию, которая поспособствует закреплению последовательности сшивания деталей на подрушнике.

Упражнение №3

Отработала технику лоскутного шитья на уроке технологии и сшила прихватку в технике пэчворк.

ИСПЫТАНИЕ

Подрушник я преподнесла в подарок бабушке. Она была очень удивлена и порадована, поэтому очень внимательно оглядела подарок. Посмотрела аккуратность швов и похвалила за правильность выполнения. После ее слов я поняла, что с задачами справилась на все сто. Так же в время выполнения работы изделие было оценено одноклассниками и учителями.

Я надеюсь, бабуля будет с удовольствием класть поклоны на мой подрушник. Так как он сшит качественно и с душей. Сшив атрибут для моления я провела незримую нить связи двух разных поколений.

Фото для сравнения: образец и мое изделие.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Беседа с бабушкой

2. Технология. 5–11 кл.: проектная деятельность учащихся/ авт. сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В.Павлова. Волгоград: Учитель, 2007.

3. Интернет ресурс «Старообрядчество»

4.  Журнал «Diana креатив»

5. Интернет-ресурс, сайт «Википедия»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей