Областной конкурс декоративно-прикладного творчества «От истоков до наших дней». Поделка «Коврик для молитвы»
Автор публикации: А. Торопова, ученица 9 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бердниковская ОШ»
Нижегородская область, Тонкинский район, с. Бердники ул. Школьная, д. 18.
Тел. 8(831) 53-41-2-90
E-mail: berdniki_school@mail.ru
Областной конкурс декоративно-прикладного творчества
«От истоков до наших дней»
«Коврик для молитвы»
Номинация: «Стилизация»
II возрастная категория
Выполнила:
ученица 9 класса
Торопова Анастасия
Руководитель:
Юфрякова Наталья Владимировна
учитель биологии
с. Бердники
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
ПОТРЕБНОСТЬ………………...……………………………...……4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ…………………………………..…………....…5
ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОИСК РЕШЕНИЙ.........................................6
ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ……………………………….…..…7
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТ..……..….….…9
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА…………………………………..11
ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ………………………………………..……..14
УПРАЖНЕНИЯ……………………………………………...……..15
ИСПЫТАНИЕ………………………………………………………16
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ…………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Каких только вер и религий нет сегодня в нашем районе, но основных как таковых две: православие и старообрядчество. Старообрядчество – традиционная русская конфессия. Поэтому исторический опыт старообрядчества и выдающееся культурное наследие, хранителем которого оно являлось на протяжении веков, все более привлекает ученых различных гуманитарных дисциплин.
Спасаясь от преследований после церковного раскола, старообрядцы бежали в удалённые местности России и за границу, где они могли сохранить традиции исконного русского православия. Так в принципе и образовался наш районный центр.
Большинство нашего села Бердники придерживается и окрещены в старообрядческую веру.
ПОТРЕБНОСТЬ
Однажды я наблюдала, как моя бабушка молится вечером. И меня заинтересовал тот факт, что поклоны она клала на квадратный коврик, постеленный на стул. Мне захотелось узнать, что это за коврик, для чего он нужен и вообще его происхождение, и своеобразие необычного лоскутного рисунка.
Расспросив бабушку, я узнала, что этот коврик называется подрушник. Он является неотъемлемой частью моления, важный атрибут. Я попросила у бабушки подрушник, чтобы поближе рассмотреть его. Он представлял собой тонкую подушечку из ткани выполненную в технике «пэчворк». Это одна из лоскутных техник.
Подрушник оказался весьма стареньким, и у меня появилась идея сшить для бабушки подарок.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Почитав в интернете, я узнала что подрушники бываю разные, все зависит от символики. У этого необычного коврика особое предназначение, требующее внимательного изучения.
Так, что основываясь на всем, мною узнанном, я задалась целью: изучение и понимание традиций и культурных ценностей предков.
И поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить элементы религиозного культа.
2.Понять символику подручника и его назначение.
3.Применить на практике опыт изготовления старообрядческого подручника.
Актуальность данного труда позволит сохранить историческое наследие предков, приведёт к осмыслению традиций и культуры, дошедшим до нас из глубины веков.
Работа имеет так же и большое практическое значение – она пригодится на уроках истории, основ православной культуры. Так же можно использовать материал при изучении местного вероисповедания. На уроках технологии поможет учащимися осваивать основы лоскутной техники и можно подарить бабушке новый аксессуар для моления.
Фото образца.
ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОИСК РЕШЕНИЙ.
Итак, что же такое подручник? Научная литература утверждает, что чистота помыслов и чистота телесная являются внешним выражением благоговения. А старообрядцы во время службы кланяются земным поклоном. Изображать на себе крестное знамение, надо чистыми руками. Но как это совместить с земными поклонами? Здесь трудно обойтись без подручника - плоской подушечки, которая при земном поклоне защитит руки от грязи и пыли.
Подручник — небольшой квадратный коврик для рук и головы при совершении земных поклонов у старообрядцев. Название свое получил от прямого своего назначения – класть «под» «руки».
Размер стороны этого квадрата колеблется от 30 до 40 см. Подручник делится на три составных части. Лицевую часть с религиозная символика в виде квадратов, полосок или треугольников цветов, в число и расположение которых заложен скрытый смысл. Изображение креста на подручниках обыкновенно отсутствует. Внутрь кладется войлок, вата или куски материала.
ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ
Цель: сшить правильный подрушник с соблюдением всех правил.
Выбор идеи
Рисунок имеет сотни вариаций. В своей работе я представила несколько более понравившихся. Рисунок обязательно имеет значение.
Варианты рисунка на подрушниках:
Самая простая символика подрушника состоит из 4-х частей: четыре равносторонних прямоугольных треугольника, соединённых друг с другом короткими сторонами (катетами), образующих квадрат. Четыре треугольника символизируют четырёх апостолов-евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна.
Эта символика подрушника состоит из 5-ти частей: четыре полоски, обшивающие квадрат по сторонам (по периметру). Четыре полоски символизируют Евангельское учение 4-х Евангелистов, а квадрат, как было сказано выше, символизирует Землю (Вселенную).
Другая символика из 18-ти частей: семь разноцветных восьмиугольников (или кругов) – шесть из них «обычных», а седьмой состоит из восьми треугольников, плюс четыре треугольника по углам – 12 апостолов. Если обшить это окантовкой , то получится символика, состоящая из 22-х частей.
Из 15-ти частей также складывается следующая символика: семь квадратов цветов радуги, сложенных «один-в один», плюс один квадрат из 4-х треугольников (плюс внешняя обшивка из полос. Кроме указанных фигур на таком подручнике можно увидеть девять вложенных друг в друга квадратов (1 – обшивка, + 7 – семь цветных, + 1 – четыре треугольника).
Далее рассмотрим символику, состоящую из 11-ти частей: семь кругов либо восьмигранников , плюс четыре треугольника по углам. Если обшить данную символику полосами, то получится символика подрушника, состоящая из 15-ти частей.
Теперь рассмотрим символику из 12-ти частей: 12 треугольников (восемь в центре и четыре по углам) символизируют 12 апостолов, четыре из которых – евангелисты. Если обшить эту символику окантовкой, то получится 16 частей. Также в центре из восьми треугольников можно узреть «выложенный» четырьмя треугольниками крест, символизирующий Распятие.
И еще довольно таки много вариантов.
Выбор идеи
Мне больше всего понравился лицевой дизайн такой подрушника. Про него мне рассказала бабушка.
Далее –вторая часть внутренняя – чаще всего войлок или синтепон.
И внизу тыляная часть (нижняя) обычно неброского однородного цвета(у староверов чаще черного цвета)
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ
Для выполнения изделия я использовала технику Пэчворк.
Пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов»
Используемые мной материалы:
Для основы использовала плотную хлопчатобумажную ткань черного цвета. Она мне понадобилась для тыльной части.
Для средней части использовала синтепон.
Для лицевой стороны использовала цветную хлопчатобумажную ткань.
Инструменты: ножницы, иглы, нитки, карандаш, линейка-угольник, швейная машинка, гладильная доска, утюг, распарыватель, наперсток, английские булавки, игольница.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№ |
Действие |
Рисунок |
Инструменты |
1. |
Я занялась созданием шаблонов. Шаблон — это образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые изделия (слово немецкое). Узор в лоскутной технике состоит из нескольких видов многократно повторяющихся элементов. Элементы одного вида имеют одинаковую форму и размер. Чтобы выкроить элементы, пользуются шаблоном. Общий размер изделия запланирован 30х30 см. |
Квадрат со сторонами 7 см нужно 4 шт Прямоугольник со старонами 16 см и 7 см 4 шт Квадрат со сторонами 16 см 1 шт Ручку пришила для удобства Прямоугольник со сторонами 16 и 4 см 1 шт Прямоугольник со сторонами 16 и 2 см 1 шт |
|
2. |
Далее я выстирала и отутюжила ткань для изделия. Новую ткань необходимо декатировать(влажно – тепловая обработка). |
Мыло, гладильная доска, утюг. |
|
3. |
Приложила шаблон на ткань и сделала выкройку |
Линейка, карандаш, шаблоны. |
|
4. |
Сбор изделия вручную |
Нитки, иголка, распарыватель, наперсток, английские булавки |
|
5. |
Прострочка изделия на швейной машинке |
Швейная машинка, нитки, распарыватель, ножницы |
ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ
Экономическая оценка изделия
Материал |
Затрачено |
Сумма |
Хлопчатобумажная ткань черного цвета |
40 см |
42р |
Синтепон |
40 см |
30 руб. |
Разноцветная хлопчатобумажная ткань |
Лоскутки взяла от разных тканей, которые были дома |
Примерно на сумму 30 руб |
Нитки |
1 моток черных 1 моток белых |
20р |
Время |
12 часов |
|
Итого: |
122руб |
Эргономическая оценка
Наличие недорогого исходного рабочего материала позволит создать малобюджетное изделие.
Эстетическая оценка изделия
Гигиеническое назначение подручника кроме всего прочего, тесно переплетается с эстетическим аспектом. Гораздо приятнее видеть перед молящимся человеком специальное приспособление для поклонов, чем газетку либо пакетик.
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение №1
Я попробовала связать подрушник крючком, сохраненяя размер изделия, но другого дизайна, чтобы удостовериться, что мое изделие выглядит не хуже.
Упражнение №2
Я склеила аппликацию, которая поспособствует закреплению последовательности сшивания деталей на подрушнике.
Упражнение №3
Отработала технику лоскутного шитья на уроке технологии и сшила прихватку в технике пэчворк.
ИСПЫТАНИЕ
Подрушник я преподнесла в подарок бабушке. Она была очень удивлена и порадована, поэтому очень внимательно оглядела подарок. Посмотрела аккуратность швов и похвалила за правильность выполнения. После ее слов я поняла, что с задачами справилась на все сто. Так же в время выполнения работы изделие было оценено одноклассниками и учителями.
Я надеюсь, бабуля будет с удовольствием класть поклоны на мой подрушник. Так как он сшит качественно и с душей. Сшив атрибут для моления я провела незримую нить связи двух разных поколений.
Фото для сравнения: образец и мое изделие.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Беседа с бабушкой
2. Технология. 5–11 кл.: проектная деятельность учащихся/ авт. сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В.Павлова. Волгоград: Учитель, 2007.
3. Интернет ресурс «Старообрядчество»
4. Журнал «Diana креатив»
5. Интернет-ресурс, сайт «Википедия»