«Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, ранах. Транспортировка больных»
Автор публикации: С. Авдеева, ученица 9 класса
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с.Обшаровка Приволжского района Самарской области»
Практикум
«Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, ранах.
Транспортировка больных»
Методическая разработка в системе дополнительного образования детей и во внеучебной деятельности
Авдеева Светлана Константиновна
учитель
подготовки младшего обслуживающего персонала
Цель. Закрепление приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Задачи. Развивать умения учащихся самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях, используя правила оказания первой помощи пострадавшим при ушибах, растяжениях, ранах.
Корригировать коммуникативные способности учащихся: развивать умения анализировать экстренные ситуации, принимать решения, применять на практике свои знания и умения.
Воспитывать у учащихся ответственность, сострадание, способность переживать, взаимопомощь.
Адресат: учащиеся 9 класса
Актуальность:
Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, прежде всего социального характера. Поэтому первую доврачебную помощь должен уметь оказать каждый человек, в том числе и учащийся. Оказание первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшему до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более близкого человека, - колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем более ребенок или подросток в этой ситуации испытывает некоторую растерянность и чувство страха, которые мешают оказанию помощи.
Именно навыкам и выработке установки на непременное оказание первой помощи в условиях традиционного школьного обучения уделяется большое внимание.
Таким образом, обучение первой медицинской помощи на уроках и во внеурочной работе играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности необходимо учить детей оказывать первую медицинскую помощь.
Условия реализации: подручные средства: пузырь со льдом, лёд, два полотенца, холодная вода, платок, тряпка, вода в двух блюдцах, раствор перекиси водорода - два пузырька, настойка йода - два пузырька, ватные палочки, ватные диски, два бинта, два мешка обычных, четыре палки от черенка. Названия слов видов травм.
Декорации к сценкам. Песня «Нет профессии ближе к богу». Инструментальная музыка.
Содержание: занятие включает много различных видов деятельностей: игра- практикум, театрализованное представление, разбор жизненных ситуаций. Развивает познавательный интерес. Воспитывает у учащихся различные коммуникативные способности человека, доброту, сострадание, взаимопомощь, ответственность. Учит работать в группах.
Дата проведения: 18.12.2019 г.
Место проведения: ГБОУ школа - интернат с. Обшаровка
Возрастной ценз: учащиеся 14-15 лет
Ход занятия
Звучит песня «Нет профессии ближе к Богу» сл. А. Пархоменко.
Учитель. Счастлив будет только тот, кто здоровье бережёт!
Когда случается несчастье, очень важно оказать пострадавшему первую помощь. Ведь от этого может зависеть его жизнь. Вот почему каждый из вас должен кое- что знать об оказании первой доврачебной помощи. Может твоя помощь понадобится кому- то, а может, ты сумеешь помочь самому себе.
Сегодня наша тема занятия «Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, ранах. Транспортировка больных».
Проходить оно будет в форме практикума. На занятии вы будете самостоятельно, вместе с товарищами, оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим.
А сейчас послушайте значение первой медицинской помощи.
Задача первой медпомощи состоит в том, чтобы путём проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания. Первая медицинская помощь может быть оказана на месте поражения самим пострадавшим, т.е. самопомощь, его товарищем (взаимопомощь).
Все приёмы первой медицинской помощи должны выполняться бережно и быть щадящими. То есть, слово щадящий означает лёгкий, необременительный.
Если первую медицинскую помощь оказывает не один, а двое или несколько человек, то надо действовать слаженно. В этом случае один из оказывающих помощь должен быть старшим и руководить выполнением всех приёмов медицинской помощи.
Сегодня вы покажите, как при оказании первой доврачебной медицинской помощи используют не только табельные средства (к ним относятся лекарственные препараты, перевязочные материалы, дезинфицирующие средства, набор для накладывания швов, специальная техника медицинского назначения), но и подручные средства.
Как вы понимаете, подручные средства?
Подручные средства - это предметы, доступные в сложившихся обстоятельствах, находящихся в данный момент под рукой.
Начинаем наш практикум.
У нас в зале находятся две бригады, «Скорая помощь» и «Доктор Айболит».
Каждая бригада будет поощряться символом «креста», который изображён на чемоданчике (укладка выездной бригады скорой помощи) красного цвета и зелёного цвета. Если бригада оказывала помощь слаженно, быстро, ответственно, получает чемоданчик с красным крестом - это работа выполнена отлично.
Если бригада работала неуверенно, допускала ошибки, получает чемоданчик с зелёным крестом - это работа выполнена хорошо.
Что означает символ красного креста?
Красный крест - не просто красивая эмблема. Все четыре конца этого знака символизируют важные человеческие качества, которые должны быть у членов организации медицинской помощи в равной степени.
Мужество рисковать собственной жизнью ради помощи ближнему.
Благоразумие при оказании помощи пострадавшим, чтобы без нужды лишний раз не рисковать своей жизнью.
Справедливое отношение ко всем нуждающимся, независимо от их социального положения или расовой принадлежности.
Умеренность в работе, ведь, чтобы помогать больным, оказывающий помощь должен сам быть здоров.
Учитель. Первая медицинская помощь – ушибы.
(Слово прикрепляю на доску).
Помощники (учащиеся) готовят подручные средства:
пузырь со льдом
лёд
два полотенца
холодная вода
Учитель. Что такое ушиб? Ушибом называют закрытое повреждение тканей или органов в результате механического воздействия. Например, всем известный синяк – это кровоизлияние из-за повреждения сосудов.
Доврачебная помощь:
Покой для пострадавшей части тела, возвышенное ее положение. Прикладывание холода (для профилактики гематом).
Пузырь со льдом или полотенце, намоченное холодной водой или лёд, завёрнутый в полотенце.
У каждой бригады есть памятка: доврачебная помощь.
Звучит музыка.
Сценка. Во время перемены Коля и Дима бегали по коридору, столкнулись, и упали. Коля держится за голову (синяк, шишка), Дима хромает, держится за колено (синяк).
Учитель. Каждая бригада должна определить, какой вид травмы у ребят?
Как с помощью подручных средств можно оказать доврачебную помощь пострадавшим?
Учащиеся выполняют практикум.
Учитель. Какая травма у Коли?
Какая травма у Димы?
Как вы определили ушиб колена?
Какую доврачебную помощь вы сделали?
Каждой бригаде вручается жетон.
Учитель. Вторая медицинская помощь – растяжение.
(Слово прикрепляю на доску).
Помощники (учащиеся) готовят подручные средства:
пузырь со льдом
лёд
2 полотенца
холодная вода
платок, тряпка
Учитель. Что такое растяжение?
Данный недуг — это частичный или полный разрыв связок или мышц. Страдают сухожилия, связки и мышцы – то есть эластичные части организма. Обычно ткани повреждаются в районе суставов. Доврачебная помощь:
Покой и возвышенное положение конечности.
Холод к месту повреждения (как и при ушибах).
Фиксирующая повязка на сустав.
Транспортировка на руках.
При сильной боли, отеке и ухудшении состояния – обращение к врачу.
Звучит музыка.
Сценка. «Перемена». Девочки прыгают на скакалке.
Учитель. Во время перемены Лера и Геля прыгали на скакалке. У Леры подвернулась нога (лодыжка). Геля упала на колено.
Бригады должны осмотреть пострадавших и оказать первую доврачебную помощь.
Учащиеся выполняют практикум.
Транспортировка на руках. Девочек несут и сажают на стулья.
Учитель. Какую травму получила Лера?
Какую травму получила Геля?
Назовите первые признаки у пострадавшей при растяжении?
Расскажите вашу помощь?
Какие виды транспортировки вы оказали?
Каждой бригаде вручается жетон.
Учитель. Третья медицинская помощь - раны (резаные).
(Слово прикрепляю на доску).
Помощники (учащиеся) готовят подручные средства.
Вода в двух блюдцах
Раствор перекиси водорода - два пузырька
Настойка йода - два пузырька
Ватные палочки
Ватные диски
Два бинта
Учитель. Раны – механическое нарушение целостности кожи, слизистых оболочек с повреждением глубинных тканей. Доврачебная помощь.
Промыть рану струёй кипячёной воды.
Обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька.
Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.
Наложить стерильную повязку.
Звучит музыка.
Сценка. Два мальчика чистят картофель.
Учитель. Во время чистки картофеля мальчики порезали ножом палец.
Нужно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Учащиеся выполняют практикум.
Учитель. Какие первые признаки пореза у пострадавших?
Какими средствами пользовались при оказании помощи?
Расскажите последовательность вашей помощи пострадавшему.
Каждой бригаде вручается жетон.
Учитель. Четвёртая медицинская помощь – транспортировка.
(Слово прикрепляю на доску).
Помощники (учащиеся) готовят подручные средства:
Два мешка обычных
Четыре палки от черенка
Учитель. Что такое транспортировка?
Под транспортировкой больных понимают перевозку или переноску больного к месту оказания медицинской помощи.
1. Встать у носилок - два человека спереди носилок, два человека - сзади, лицом к пациенту.
2. Передвижение персонала при этом должно осуществляться не в ногу, а короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях, удерживая носилки.
Звучит музыка.
Жизненная ситуация. Рассказывает девочка. Катание на коньках. Как подвернула ногу.
Жизненная ситуация. Рассказывает мальчик. Катание на лыжах. Как упал и ушиб ногу.
Учащиеся выполняют практикум.
Учащиеся оказывают первую помощь. Транспортировка на носилках (обычные мешки, черенки от лопаты). Демонстрируют показ оказания помощи.
Учитель. При отсутствии медицинской помощи и необходимости транспортировать больного, из каких предметов, вещей, вы сделали носилки?
Каждой бригаде вручается жетон.
Бригады выстраиваются.
Учитель. Возьмите жетоны в руки. У вас их в бригаде должно быть четыре. Покажите нам. Жетонов с символом красного креста, изображённым на чемоданчике, у бригады «Скорая помощь» оказалось больше, четыре символа. Эта команда оказалась самой сплочённой, уверенной, способной действовать самостоятельно в экстренных ситуациях и оказывать помощь пострадавшим.
Учитель. Желаю поменьше сложных случаев и всегда благополучных исходов. Пускай звук сирены скорой помощи, и красный крест на белой машине, всегда символизируют очень скорую, качественную и своевременную помощь пострадавшим. Желаю никогда не оставлять человека в беде, совершенствовать этот мир своей добротой и щедростью, постоянно протягивать руку помощи нуждающимся и в каждом своём дне находить своё счастье, чувство удовольствия и радости.
Звучит музыка.
Список использованных источников
1. Основы первой медицинской помощи Трушкин А.Г., Гарликов Н.Н., Двуреченская В.М. и др. 2005 г.
2. Возьмитина А. В. , Т. Л. Усевич, Медсестра хирургического профиля. Практические навыки/Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 320 с.
3. Ужегов Г. Н. Как помочь в экстремальных ситуациях. Народный лечебник. — Ростов н/Д: Изд-во «Проф-Пресс», 2001. — 224 с.
4. Ужегов Г Н. Зона особого внимания: Первая помощь. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2002. —224 с.
5.Воробьева, О. Я. «Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся» М.,2007
6.Лиханов А. « Уроки доброты и нравственности»
https://www.youtube.com/watch?v=EWsS82aiy28
https://www.youtube.com/watch?v=cwMx1TZVwpU
https://www.youtube.com/watch?v=_SezY_sEyE4