12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галышева Наталья Юрьевна154
0

Особенности творчества вятского художника Анатолия Николаевича Белика

Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя образовательная школа с углубленным изучением

Отдельных предметов №37», г.Киров, Октябрьский проспект, д.129












Исследовательский проект по родному краю





«Особенности творчества вятского художника Анатолия Николаевича Белика»










Выполнила работу:

Опарина Есения Вадимовна,

2 «Г» класс, МОАУ СОШ с УИОП №37.

Руководитель:

Галышева Наталья Юрьевна,

МОАУ СОШ с УИОП №37,

Учитель начальных классов.















г. Киров, 2023 г

Оглавление


Цель исследования - стр.3

Задачи исследования - стр.3

Методы исследования - стр.3

Объект исследования - стр.3

Предмет исследования - стр.3

Актуальность - стр.3

Теоретическая значимость работы - стр.3

Практическая значимость работы - стр.3

Гипотеза исследования - стр.3

Введение - стр.3

Основная часть - стр.4

Современные художники, работающие с текстилем – стр.4

Этапы создания текстильной картины – стр.4

Подбор названия картины – стр.4

Работа с подрастающим поколением художников – стр.5

Признание и награды – стр.5

Выводы - стр.5

Выход на новую проблему – стр.5

Библиография – стр.6

Словарь терминов – стр.6

Приложения – стр.7

Изображение №1. Карта Кировской области – стр.7

Изображение №2. Фотографии А.Н. Белика – стр.7

Изображение №3. Портреты А.Н.Белика в стиле художественный текстиль – стр. 7

Изображение №4. Афиша выставки и работы А.Н. Белика на тему «Вятка» - стр. 8

Таблица №1. Виды художественного текстиля – стр.9

Таблица №2. Современные художники по текстилю - стр.9

Изображение №5. А.Н.Белик и его ученики - стр.10



Цель: изучить творчество вятского художника Анатолия Николаевича Белика и выявить особенность его работ.

Задачи:

узнать, чем знаменит Анатолий Николаевич Белик;

2) найти и изучить информацию о творчестве художника;

3) выявить уникальность выбранного А.Н.Беликом художественного направления.

Методы исследования:

Теоретический:

анализ литературы и интернет-источников;

составление словаря терминов по видам художественной работы с тканью.

Практический:

практика работы в технике «художественный текстиль»;

поиск и анализ работ художников, работающих в подобной технике.

Объект исследования: творчество вятского художника А.Н. Белика.

Предмет исследования: уникальность художественных работ А.Н. Белика.

Актуальность:

работа художника в редкой для мужчины технике;

необходимость изучения нетрадиционных техник художественной работы с тканью;

важность изучения творчества знаменитых жителей нашего города.

Теоретическая значимость работы:

привлечь внимание к творчеству вятского художника;

показать уникальность работы с художественным текстилем1.

Практическая значимость работы: приобретение навыка работы с тканью в технике А.Н. Белика.

Гипотеза исследования: предполагаю, что работать с тканью и создавать текстильные картины сложно и долго.

Введение.

Ана­то­лий Ни­ко­ла­е­вич Бе­лик родился в 1947 году в городе Киров (см.приложение, изображение №1 и 2, стр.7) Он является членом Со­ю­за ху­дож­ни­ков РФ, за­слу­жен­ным ху­дож­ником Рос­сии, из­вест­ным в нашей стране и за ру­бе­жом.

Широкая публика познакомилась с его работами ещё в середине семидесятых годов. После окончания Кировского художественного училища искусств художник впервые представил свои произведения в области художественного текстиля (см. приложение, изображение №3, стр.7) на областной Молодёжной выставке в городе Киров2. С тех пор и по сей день Анатолий Белик остаётся верен избранному им пути в искусстве.

Основная часть.

Анатолий Николаевич Белик работал в различных техниках и использовал разнообразные материалы: краски, фломастеры, карандаши, мелки бумагу.

В настоящий момент художник уже более 40 лет работает в редкой для мужчины области искусства – художественном текстиле. Существует несколько видов художественного текстиля (см. приложение, таблица №1, стр.9).

Анатолий Николаевич выбрал для себя создание картин из ткани. Как вспоминает его сын, Александр Белик, в ход идут лоскуты и старая ручная швейная машинка «Зингер»3.

Творчество Анатолия Николаевича уникально. Его работа с тканью отличается от пэчворка4 и рукоделия. К этим работам хочется подобрать эпитеты: яркие, сказочные, удивительные. Художник использует разные техники - то аппликация, то лоскутное шитье, то коллаж.5

«Я давно хотел сделать такие натюрморты, как будто старик лет девяносто шьёт, глаза ничего не видят, руки трясутся, нога подёргивается и он шьёт. Чтобы грубость была какая-то, и нитки взять другие, ткань другую»6.



Современные художники, работающие с текстилем


Изучив художников, практикующих работу с текстилем, делаю вывод, что современные мастера не часто берутся за техники с тканью. Намного больше художников, выполняющих картины в традиционной технике с использованием краски. Вместе с тем, нашла и изучила интересные работы современных авторов со всего мира, которые применяют художественный текстиль (см. приложение, таблица №2, стр.9-10). Многие дополняют свои работы современными элементами и необычным дизайном, чтобы привлечь больше зрителей.



Этапы создания текстильной картины:

Этап 1. Задействуем карандаши, фломастеры, бумагу, газеты, обои, обрезки ткани и огромное количество воображения. Делаем наброски, подбираем кусочки ткани.

Этап 2. Используем линейку, карандаш и большие ножницы. Вырезаем из обычных старых обоев или черновиков лекала7. Это шаблон частичек ткани, которые затем станут основой огромной текстильной мозаики. Вырезаем из ткани по шаблону необходимые кусочки.

Этап 3. Используем швейную машину и соединяем массу лоскутков и обрезков вместе.

Этап 4. «Глажка» утюгом доводит произведение до идеального состояния.

Этап 5. Готовимся к показу произведение. Первая группа «критиков» - семья и близкие.



Подбор названия картины



Анатолий Николаевич точно и оригинально подбирает названия к своим произведениям - «С лампой веселее», «Наше, вятское». Они рождают яркие ассоциации и заставляют удивляться.

В 2022 году Анатолий Белик готовил выставку в Кировском театре кукол им.А.Н.Афанасьева «Творю и радуюсь» (см. приложение, изображение №4, стр.8).

Большая часть представленных произведений - это работы на литературную тему, иллюстрирующие стихи русских поэтов и вятские народные сказки, а также панно,8 посвящённые истории города Вятки, например, из серии «Вятка. Исчезнувшие святыни», «Мой любимый старый парк».


Работа с подрастающим поколением художников


Насыщенная плодотворная творческая и выставочная деятельность не мешает Анатолию Николаевичу передавать свои знания и опыт начинающим художникам (см. приложение, изображение №5, стр.10). Он более 30 лет преподаёт в различных художественных студиях и библиотеках нашего города: Кировской областной библиотеке им А.С. Грина и библиотеке им А.С. Пушкина.

Его ученики регулярно становятся лауреатами международных художественных конкурсов для детей и юношества. Анатолий Белик приобщил к миру прекрасного несколько поколений вятчан, познакомив их с культурой и историей Вятского края. Дети обожают своего преподавателя за серьёзное отношение к делу, доброе сердце и весёлый нрав. 9

«Есения, вырастешь и продашь свою картину за миллион долларов! Половину мне...» - говорит мне Анатолий Николаевич и смеется. К каждому своему ученику он относится как к настоящему художнику, помогая выбрать свой путь в искусстве.


Признание и награды

В 2002 году А. Н. Белик был награждён знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре». Он является постоянным участником, дипломантом и призёром различных областных, всероссийских и международных выставок и конкурсов.

Произведения мастера хранятся в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых (более 30 работ), Доме-музее А.С. Грина Кировского областного краеведческого музея, Музее К.Э Циолковского, авиации и космонавтики, Государственном Российском Доме народного творчества, в частных собраниях10 России, Австрии, Германии.

«Спросите у Анатолия Белика – о чем он мечтает? Наверное, он вам ничего не ответит.... Как человек, Анатолий Белик, мечтает о счастье и здоровье своей семьи. А как творец он может мечтать лишь о творческом бессмертии. Конечно, об этом никакой художник не говорит вслух»11 - пишет его сын, Александр Белик, кандидат культурологии.


Общие выводы по исследованию:


Необходимо изучать различные художественные техники работы с тканью;

В настоящее время единичные художники работают с тканью;

Важно обратить внимание на творчество вятских умельцев, так как их работы уникальны.

При проведении исследования моя гипотеза подтвердилась. Я попробовала поработать с лоскутками ткани и выполнить текстильную картину техникой А.Н. Белика. Это действительно сложно. Даже на выполнение небольшой работы я потратила целый день.


Выход на новую проблему:

найти и изучить работы вятских умельцев, которые используют редкие материалы, нетрадиционные или непопулярные техники

Библиография:

1)

2)

3) http://arts-bridge.ru/article/134

4) http://binokl-vyatka.narod.ru/B5/belik.htm

5) https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/culture/19629-vystavka-anatoliya-belika-tekstilnaya-grafika.html

6) https://kirovkukla.ru/novaya-ekspoziciya-v-teatre-kukol-tvoryu-i-raduyus



Словарь используемых терминов.

Текстиль - изделия, выполненные из гибких, мягких волокон и нити.

Художественный текстиль - вид искусства и ремесла, в которых используются волокна для создания декоративных и практических предметов.

Швейная машинка «Зингер» - машинка американской компании «Зингер», отличалась удобством и качеством пошива.

Пэчворк –техника лоскутного шитья, при котором полотно создается их ьразличных кусочком кожи ил текстиля.

Аппликация – техника декоративного искусства, при котором фигуры материала вырезались по контуру и закреплялись к основе.

Коллаж - наклеивание на основу различных материалов для создания композиции.

Лекало - шаблон (образец), применяемый при изготовлении сложных изделий.

Панно – живописное произведение декоративного характера, предназначенная для заполнения участков стены.

Наброски – небольшие незаконченные рисунки, образцы без прорисовки деталей.

Критик – человек, сферой деятельности которого является анализ и оценка деятельности (обычно в сфере культуры).

Святыни – предмет или место почитания, имеющее отношение к религии.

Частные собрания – собрания произведений или ценных предметов, находящихся в частных коллекциях.

Приложения

Изображение №1. Карта Кировской области

t1675797382aa.gif


Изображение №2. Фотографии А.Н. Белика.


t1675797382ab.gift1675797382ac.gif


Изображение №3. Портреты А.Н. Белика в стиле художественный текстиль.

t1675797382ad.gift1675797382ae.gif


Изображение №4. Афиша выставки и работы А.Н. Белика на тему «Вятка»


t1675797382af.gift1675797382ag.gif

«Лепота Вятки» 2013 г


t1675797382ah.gift1675797382ai.gif

«Александровский парк» 2011 г «Вятские сказки» 2021 г


t1675797382aj.gift1675797382ak.gift1675797382al.gif



Табл. №1. Виды художественного текстиля


Вид текстиля

Метод выполнения

Батик

Роспись ткани разными способами: горячий, холодный, узелковый батик, свободная роспись, комбинированные техники.

Ткачество

Изготовление полотна, ковров разными техниками: гладким, ворсовым, петельчатым, выборным.

Вышивка

Украшение одежды, ткани, предметов мебели. Выполняется разными техниками шва: гладь, крест, верхошов, тамбур, настилы и прочее.

Кружевоплетение

Техника создания узоров на одежде, мебели, аксессуарах с помощью переплетения тонких нитей.

Фелтинг

Ваяние из шерсти двумя способами: мокрым и сухим.

Пэчворк

Соединение лоскутов ткани в определённом порядке, получая картину или орнамент.


Табл. №2. Современные художники по текстилю


Художник, страна

Вид текстиля

Особенность работ

Фото

Александра Островкая, Россия

Крупная петельная вязка

Эксперименты с соединением текстиля крупной вязки со строительным материалом, металлом, сеткой.

t1675797382am.gif

Татьяна Агиньига, Мексика

Макраме

Сложные работы с натуральными материалами в одежде, мебели.

t1675797382an.gif

Ирен Мусина, Россия

Гобелены

Авторские панно с волокнами различной толщины и состава.

t1675797382ao.gif

Ричард Макветис, Англия

Ручная вышивка

Текстильные кубы с повторяющимся рисунком- визитная карточка.

t1675797382ap.gif

Екатерина Абламская

Панно

Основа работ - рыболовные сети, натянутые на обруч.

t1675797382aq.gif

Фаиг Ахмед, Азербайджан

Традиционные исламские ковры

Современные дополнения в создании традиционного ковра.

t1675797382ar.gif

Анатолий Белик

Панно

Лоскутное шитье с использованием грубых стежков и геометрии

t1675797382as.gif


Изображение №5. А.Н. Белик и его ученики


t1675797382at.gift1675797382au.gif







1 См. Словарь используемых терминов, стр.6

4 См. Словарь используемых терминов, стр.6

5 См. Словарь используемых терминов, стр.6

6 http://binokl-vyatka.narod.ru/B5/belik.htm

7 См. Словарь используемых терминов, стр.6

8 См. Словарь используемых терминов, стр.6

10 См. Словарь используемых терминов, стр.6

Автор материала: Е. Опарина (2 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 07.02.23 в 22:30 0Ответить Пожаловаться
Молодец! Интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.