ТВОРЧЕСТВО ВЯТСКОГО ХУДОЖНИКА-СКАЗОЧНИКА ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА

4
0
Материал опубликован 31 January 2023

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 37»  

города Кирова


(МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова)








ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ


ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ

В.М. И А.М. ВАСНЕЦОВЫХ

&

ТВОРЧЕСТВО ВЯТСКОГО ХУДОЖНИКА-СКАЗОЧНИКА

ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА






Автор

Редикульцев Максим Алексеевич,ученик 2 «Г» класса



Руководитель


Галышева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов








Киров

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...……3


ГЛАВА 1. ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.М. И А.М. ВАСНЕЦОВЫХ

1.1. История создания и развития музея……………………………..…..5

1.2. Коллекции музея………………..………………..…………………...7


ГЛАВА 2. ВИКТОР ВАСНЕЦОВ – ХУДОЖНИК-СКАЗОЧНИК

2.1. Биография художника Виктора Васнецова………………………....9

2.2. Картины по сказочным сюжетам………………………………...…10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..12


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….….13


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…...14

Приложение 1. Картины В. Васнецова «Богатыри»по сюжетам Русских былин о богатырях

Приложение 2. Картина В. Васнецова «Ковер-самолет»по сюжету сказки «Жар-птица»

Приложение 3. Картина В. Васнецова «Спящая царевна»по сюжету сказки «Спящая царевна»

Приложение 4. Картина В. Васнецова «Царевна-Лягушка»по сюжету сказки «Царевна-Лягушка»

Приложение 5. Картина В. Васнецова «Алёнушка»по сюжету сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность.Знание русской культуры, изобразительного искусства родного края, творческих объединений местных деятелей искусства формирует нравственные и эстетические идеалы. Концептуальное содержание сказок и былин с визуальным сопровождением по картинам Виктора Васнецова способствует привитию культурных ценностей.Продвижение через культуру на основе культурного наследия России традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе традиционных семейных ценностей, любви к Родине особо актуально в настоящее время.

Проблема - развитие изобразительного искусства в родном крае, поднятие культурного уровня его жителей.

Новизна – знакомство с творчеством художников родного края, получение знаний о культурном наследии своей страны и малой Родины в сравнительном анализе содержания сказок и картин.

Цель –провести комплексное исследованиеразвития и становления изобразительного искусства родного краядля определения содержательного соответствия картин и народных сказок в творчестве В.М. Васнецова.

Задачи:

познакомиться с деятельностью Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых;

узнать об истории создания и развития музея;

познакомиться с коллекциями музея;

ознакомиться с биографией художника-сказочника Виктора Васнецова;

исследовать музейное описание картин по сказочным сюжетам.

Гипотеза. Картины Виктора Васнецова соответствуют одноименным сказкам.

Степень изученности темы. Отдельные тематические вопросы раскрываются во многих работах и публикациях, однако комплексное исследовательское описание темы в заданном направлении отсутствует.

Характеристика личного вклада автора работы в решение проблемы – подбор сказок и картиндля проведения исследования и анализа соотношения визуального и содержательного наполнения культурных объектов.
























ГЛАВА 1.ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.М. И А.М. ВАСНЕЦОВЫХ


1.1. История создания и развития музея


Мысль о создании в Вятке художественно-исторического музея возникла у местных художников в конце ХIХ века.

28 августа 1909 г. по желанию именитых братьев, художников В.М. и А.М. Васнецовых устроили в Вятке картинную галерею. Они   передали ей свои произведения и оказали содействие в приобретении работ других мастеров искусства.

В 1918 г. музей стал самостоятельным учреждением.Он получил средства на содержание сотрудников, закупку произведений искусства, приобретение оборудования. Ему предоставили старинный особняк в центре города.


t1675189264aa.jpg

(Здание (Репинский особняк), в котором музей располагался с 1918 года)


Изменилось и название. Теперь это был Губернский музей искусства и старины.

Из различных местных источников в музей поступали отдельные живописные полотна, скульптура, предметы прикладного искусства, мебель, книги.

В музее создавали интересные экспозиции, соответствующие конкретному периоду времени, исторической вехе.

Из самых разных столичных и местных источников, но прежде всего из Государственного музейного фонда, в музей поступали полотна выдающихся русских мастеров В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, многих других авторов. Коллекция пополнялась также гравюрами, рисунками, скульптурами, изделиями из фарфора, стекла, кости, набойками. Поступали в музей и произведения мастеров различных национальных художественных школ Западной Европы. Так именно в 1920-е годы было скомплектовано основное ядро музейного собрания, его «золотой фонд».

С целью популяризации искусства среди широких народных масс выставки открывались в рабочих клубах, на отдельных предприятиях города, в районах области.  Нередко они сопровождались докладами и чтением лекций.

В выставочной деятельности музейиспользует выставочный зал (ул. К.Либкнехта, 71), где размещаются небольшие по своему масштабу экспозиции.

В 1981 г. был открыт мемориальный Дом-музей художников В.М. и А. М. Васнецовых на их родине – в селе Рябово Зуевского района Кировской области. В настоящее время это Историко-мемориальный и ландшафтный музей – заповедник художников В.М. и А.М. Васнецовых «Рябово».

В 1989 г. музеюбыло присвоено имя наших прославленных земляков – В.М. и А.М. Васнецовых.

В 1992 г. открылось новое (мраморное) здание музея, сооруженное по проекту кировских архитекторов В. И. Борцова и В.И. Кропачева. Тогда же на площадке, соединяющей старое и новое здания, был установлен бронзовый памятник братьям В. М. и А. М. Васнецовым работы московского скульптора Ю. Г. Орехова.

Когда музей был только что создан, его основатели – вятские художники – мечтали о том счастливом времени, когда эта сокровищница искусств займёт достойное место в ряду крупнейших художественно-образовательных учреждений Вятки. Их мечта осуществилась. В настоящее время Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых является одним из ведущих центров культурной жизни нашего города.


1.2. Коллекции музея


На сегодняшний день в собрании раздела «Древнерусское и церковное искусство»сосредоточены произведения конца XV – начала XX века. Это иконопись, старинные оклады, предметы мелкой пластики, старообрядческого медного литья, лицевого и орнаменталь­ного золотного шитья, облачения, рукописная и старопечатная книга, деревянная резная пластика.Коллекция древнерусского искусства, имеющая немало ценных и раритетных произведений, даёт возможность ознакомиться с основными сюжетами и образами, характерными для этой уникальной культуры, раскрыть стилистические особенности ее художественного языка, увидеть своеобразие культурных традиций Вятского края.

Коллекция «Живопись» в музее представлена русской и зарубежной классикой.Коллекции русской живописи формируется собранием академического искусства конца XVIII – начала XIX века. В данном ряду выделяются работы мастеров, имеющих непосредственное отношение к Императорской Академии художеств. Самой яркой страницей русского живописного отдела можно назвать искусство рубежа XIX – XX столетий, работы А. Бенуа, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, Н. Рериха. Зарубежная живопись охватывают период с эпохи Возрождения по начало XX века, включая произведения итальянских, голландских, фламандских художников, живописцев Франции, Австрии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Польши.

Раздел «Графика» знакомит с оригинальной графикой, куда входят карандашные рисунки, произведения, выполненные акварелью, смешанной техникой с использованием итальянского или цветного карандаша, сепии, угля, туши, белил. Это наброски, эскизы, законченные самостоятельные композиции разных жанров.

В разделе «Скульптура» музей представляет работы выдающихся мастеров, вошедших в историю отечественной скульптуры.

Существенную часть музейного собрания составляет фонд декоративно-прикладного и народного искусства, в котором можно выделить коллекции произведений народных художественных промыслов, в частности вятских мастеров. 

































ГЛАВА 2. ВИКТОР ВАСНЕЦОВ – ХУДОЖНИК-СКАЗОЧНИК



2.1. Биография художника Виктора Васнецова


Каждый, кто немного интересуется живописью и творчеством, знаком с таким известным художником как Виктор Михайлович Васнецов.

Родился художник 15 мая 1848 года в Кировской области в семье иконописцев.

С самого раннего детства В. Васнецов любил рисовать. Его отец видел это и поддерживал его творчество.

После обучения в духовной семинарии Виктор Васнецов поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств.

Проходя обучение в академии, художник писал картины в стиле исторического реализма. Такой стиль не вдохновлял Виктора Михайловича, однако он точно понял это лишь на съезде в Париже, где уже сделал наброски "Богатырей" и "Жар-птицы", которые в последствии станут символами всего творчества художника. 

Первая картина Виктора Михайловича появилась на выставке, когда ему был всего 21 год.

В. Васнецов вдохновлялся сказками и русским народным творчеством, поэтому отражал любовь к этому в своих картинах.

Самая большая работа великого художника, сделавшая его по-настоящему известным в годы жизни — роспись Владимирского собора в Киеве. Виктор Михайлович потратил 11 лет своей жизни на эту невероятную работу. По завершении росписи собора Васнецов очень заинтересовался этим искусством, художник много изучал традиции византийской живописи и далее расписал еще несколько храмов в таких городах как Санкт-Петербург и Дармштадт.

Умер художник 23 июля 1926 года, когда ему было 78 лет. 

Внук Виктора Михайловича, Андрей, тоже стал художником.

2.2. Картины по сказочным сюжетам


Виктор Васнецов писал картины в неорусском стиле, который является разновидностью национального романтизма.

В работах такого стиля преобладает использование традиций народного искусства.

Художник рисовал картины разных жанров, однако известность он получил благодаря своим иллюстрациям, сделанным к русским народным сказкам.

Знаменитое полотно «Витязь на распутье» демонстрирует интерес художника не только к сказкам, но и к былинам. Над картиной «Богатыри» Виктор Михайлович работал почти 20 лет. Полотно поражает прорисовкой деталей, прекрасной цветовой палитрой и выражениями лиц самих богатырей. Взглянув на молодцев, можно сразу определить характер каждого.

Герой картины «Ковер-самолет» – олицетворение людских надежд на светлое будущее, и сама картина в целом – как мечта и вера людей в лучшее. Живописец успешно символизировал желания людей быть выше серых дней и всего плохого, что может случаться в жизни. В настоящее время оригинал картины можно увидеть в Нижегородском художественном музее.

Картина «Спящая царевна» входит в цикл«Поэма семи сказок». Картина демонстрирует прекрасную царевну, погруженную в колдовской сон.Эта волшебная картина хранится в московском Доме-музее В. М. Васнецова.

Картина «Царевна-Лягушка»является иллюстрацией к тому моменту сказки«Царевна-Лягушка», когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем. От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев.

Среди картин Виктора Васнецова выделяется любимая всеми «Аленушка» – лиричная композиция с сидящей на берегу пруда девушкой, уставшей от безрезультатных поисков брата. Через сюжет сказки, В.М. Васнецов раскрывает многогранность русского характера, его неоднозначность.












































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате исследования можно сделать следующие выводы.

Знание русской культуры, изобразительного искусства родного края, творческих объединений местных деятелей искусства является одной из основ для формирования нравственных и эстетических идеалов. Культурное наследие России формирует духовно-нравственных ценности, в том числе традиционные семейные ценности, любовь к Родине.

Осмысление содержания сказок и былин с визуальным сопровождением по картинам вятского художника Виктора Васнецова на сказочные сюжеты способствует привитию культурных ценностей. Сравнительный анализ содержания сказок и сюжетов картин художника Виктора Васнецова демонстрирует лучшие черты жителей нашей страны, многогранность русского характера, веру в лучшее будущее и красоту русского творчества.

Проверка гипотезы показала, что не все картины Виктора Васнецова совпадают по содержанию со сказками. Например, картина «Аленушка».В сказке Аленушка лежит на дне омута с камнем на шее, а не сидит на камне на берегу.

Направления дальнейших исследований: познакомиться с творчеством современных художников родного края и страны, вдохновленных творчеством писателей и поэтов России.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



http://kirov-artmuzeum.ru/museum/history


http://doc20vek.ru/zhivopis/o-tvorchjestvje-viktora-vasnjecova


https://topkartin.ru/kartiny/alenushka


https://muzei.club/kover-samolet


https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/3220-spjaschaja-carevna-vasnecov.html


https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1890-opisanie-kartiny-carevna-lyagushka-vasnecov.html


























Приложение 1


Картины В. Васнецова «Богатыри»

по сюжетам Русских былин о богатырях



t1675189264ab.jpg




t1675189264ac.jpg



Приложение 2


Картина В. Васнецова «Ковер-самолет»
по сюжету сказки «Жар-птица»


t1675189264ad.jpg


Приложение 3


Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

по сюжету сказки «Спящая царевна»


t1675189264ae.jpg








Приложение 4


Картина В. Васнецова «Царевна-Лягушка»

по сюжету сказки «Царевна-Лягушка»



t1675189264af.png



Приложение 5


Картина В. Васнецова «Алёнушка»
по сюжету сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»


t1675189264ag.jpg

17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.