Парад, изменивший Историю Сочинение по картине В. В. Богаткина «Парад Памяти 7 ноября 1941 года»
Автор публикации: Н. Налбандян, ученица 9А класса
III Всероссийский конкурс школьных сочинений
по произведениям художников «О чём говорят картины?»
Налбандян Нелли, 9 класс
МБОУ «Гимназия «Перспектива»
г.о. Самара
Парад, изменивший Историю
Сочинение по картине В. В. Богаткина
«Парад Памяти 7 ноября 1941 года»
План
1. История событий картины
2. Сюжет полотна
3. Фон и цвета картины
4. Идея художника
5. Военная техника в Тольятти
6. Литография как разновидность печатной графики
7. Символика картины
Вокруг гранита — траурные ели,
Серебряные, синие, в снегу.
И танки через площадь прогремели
И вдаль умчались, кутаясь в пургу.
М. Львов. «В сорок первом»
7 ноября 1941 года – памятная дата отечественной военной истории. В этот день на главных площадях Москвы, Куйбышева и Воронежа прошли традиционные военные парады в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. Но парады 41-го года были особенными, они стали значимым, поворотным моментом в истории страны, в истории Великой Отечественной войны.
О параде 1941 г. написано много картин. Его изображение встречается в творчестве таких известных художников, как Носов В.В, Дудов Ю.Н, Авакимян.О, Юон К.Ф, Чебанов В.К. Меня привлекала картина В. В. Богаткина «Парад Памяти 7 ноября 1941 года».
Картина создана в трагические для страны дни, когда фашистские войска были на подступах к Москве и остановить их, казалось, не мог никто. Шла эвакуация предприятий, правительства и иностранных посольств, минировались мосты, убирались памятники. Фашисты были убеждены, что Москва скоро сдастся. Гитлер мечтал о параде своих войск на Красной площади 7 ноября 1941 года. В проведение парада не верили многие, но он состоялся.
И наступление солдат вермахта было остановлено, напротив, битва за Москву похоронила планы Гитлера, и советские войска перешли в контрнаступление по всему фронту.
По силе воздействия на ход событий в Великой Отечественной войне парад приравнивают к важнейшим военным операциям. И факт его проведения красноречивее всего говорит о том, что советский народ не сломить.
Сюжет картины прост. Хмурое зимнее утро. Заснеженные улицы и площади Москвы. Торжественным коридором сурово и значительно стоят древние стены Кремля. Они молча провожают проходящую парадом по Красной площади и отправляющуюся на фронт тяжелую военную технику. В этой простоте столько величия и торжественности. Понятно, что это не обычный парад, это демонстрация несломленного духа, веры в Победу, горячего патриотизма советских людей.
Но композиционным центром картины становятся даже не танки, а выделенный цветом, четче прорисованный, расположенный на переднем плане, памятник Минину и Пожарскому. Один из главных символов Москвы, он свидетельствует о славных подвигах и победах предшествующих поколений, указующим жестом направляет и благословляет участвующих в параде защитников земли русской.
Изображение памятника придает полотну некую поэтичность, подчеркивает атмосферу картины, делает ее почти осязаемой. Здесь, на Красной площади, в сердце страны – мощь и средоточие славной ее истории. Древние стены Кремля, славные русские полководцы, даже камни московской брусчатки – как «живой» водой способны напитать защитников, дать им недюжинные силы.
Атмосферу полотна подчеркивает и общий образ Москвы. По замыслу художника, Москва - не просто фон, а одно из главных действующих лиц. Неуютная, заснеженная, съежившаяся под неприветливым небом со свинцовыми тучами, но нерастерянная и незащищенная, как в первые дни войны. Москва собралась, мобилизовалась, смело подняла голову и готова дать отпор врагу. Сильное впечатление производит и факт полного отсутствия зрителей, в то время как обычно, парады имели огромное количество демонстрантов с транспарантами, цветами. Мне думается, Красная площадь изображена на картине безлюдной не случайно. Нарочитая пустота ее подчеркивает, как кардинально изменилась жизнь мирных людей, придает картине суровую и торжественную строгость.
Картина решена в чёрно-белой цветовой гамме. Цвета, холодные и скупые, в полной мере отражают настроение тех трагичных дней. Четкие ритмы башен и заснеженных стен Кремля растворяются в стылом свинцовом небе, усиливая остроту и выразительность сюжета. Исторический факт: низкая облачность, метель 7 ноября 1941 г. даже благоприятствовали проведению парада – нелетная погода уберегла от немецкой атаки с воздуха.
Картина глубоко символична. Красная площадь – главная площадь страны, прославленная именами Кутузова, Минина и Пожарского, великих полководцев Великой Отечественной. Отсюда бесславно отошли французы, отсюда бежали полчища Золотой Орды, отсюда впоследствии погонят фашистов. И это перекликание эпох, перекликание сильных духом защитников Отчизны разных поколений, производит мощное эмоциональное воздействие на зрителя. Ощущается необыкновенный внутренний подьем и благородная гордость за героев картины, готовых отважно вступить в неравный бой с врагом и защитить Отечество.
Кто может победить такой народ?..
Не забывайте сорок первый год!
Юлия Друнина
Картина относится к направлению соцреализма. Тема войны, затронутая художником, даже спустя восемьдесят с лишним лет, для народа России очень значима. Изображенное событие не оставляет безразличным, глубоко западает в душу, пробуждает лучшие качества.
Если говорить о жанре исполнения картины, то это автолитография. Литография — разновидность печатной графики, при которой подразумевается получение оттиска с поверхности специального литографского камня. Автолитография предполагает, что нанесение рисунка на литографский камень выполняется самим художником. Действительно, Владимир Валерьянович Богаткин (1922-1971) в своей творческой жизни много времени посвятил рисунку, графике, плакату, иллюстрациям. Художник-фронтовик, работавший в Студии военных художников им. Б.Грекова, он неоднократно выезжал на фронт, где создавал фронтовые наброски боевых действий.
К теме Великой Отечественной войны художник неоднократно обращался и в послевоенные годы. Картина «Парад Памяти 7 ноября 1941 года» написана сразу после войны, в 1949 году. Однако, в ней художник в полной мере передает атмосферу военного времени, свои эмоции и личное отношение к происходящим событиям. Картина пронизана верой автора в справедливость борьбы, в торжество нашей Победы. И этой оптимистической верой художник заражает зрителя.
Мой выбор картины объясняется еще и тем, что я очень люблю военную технику. Гордость переполняет, когда рассматриваешь и наблюдаешь за этой мощью обороны страны.
Недавно мне представилась возможность рассмотреть технику времен войны очень близко. Во время двухдневного тура гимназии в г.Тольятти, мы посетили Парковый комплекс истории техники имени К.Г.Сахарова. И могли рассмотреть и даже потрогать руками танки, вертолеты, грузовики для зенитных пулемётов, бронированные тягачи, гранатометы и минометы. Мне очень хорошо запомнились подводная лодка «Сом», привезенная в Тольятти из Кронштадта, и активно используемая в Великой Отечественной войне боевая машина «Катюша». Мне подумалось, что на подобной технике мог воевать мой прадедушка, который не дожил до Победы и похоронен в г. Торжке, память о котором бережно храню.
А еще эта военная техника могла идти парадом 7 ноября 1941 года в моем городе Куйбышеве. К сожалению, картина о параде в Куйбышеве мне не встретилась. Но я горда тем, что из трех парадов, прошедших в этот день, «Парад боевых резервов» в Куйбышеве, запасной столице страны, считается самым мощным. Здесь была задействована авиация, а в конце парада прошла массовая демонстрация трудящихся.
Памятный парад 1941 года – парад - вызов, парад презрения к врагу, парад далекой, но уже предчувствуемой нашей Победы. Он показал, что дух армии не сломлен, показал ее решимость отстоять Отечество и дать решительный отпор врагу. Весь мир услышал голос непокоренной страны и с удивлением увидел, что Россия не сокрушена. В условиях военного времени, без многомесячной подготовки, советские войска прошли строем по площади и ушли в Историю.
Я восхищаюсь боевой техникой, мне интересно слушать рассказы о военных действиях. Но я не хочу, чтобы эта техника применялась на поле боя. Пусть она хранится в музеях или с гордостью демонстрируется на парадах Победы 9 мая нынешними молодыми людьми - внуками и правнуками фронтовиков...
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна