ПЕТР I: МОДНЫЙ ПРИГОВОР
Автор публикации: А. Ейсков, студент 1 курса
ПЕТР I: «МОДНЫЙ ПРИГОВОР» Ейсков Александр, студент I курса, БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», г. Элиста, Республика Калмыкия. Руководитель Козаева Р.С., преподаватель истории БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», г. Элиста, Республика Калмыкия Всероссийский конкурс детских презентаций «Пётр I и его эпоха», посвященный 350 - летию со дня рождения– Петра I.
«Но хуже для меня наш Север во стократ С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад, И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу: Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям». Грибоедов. Горе от ума. 3, 22. Чацкий.
Мода в России не менялась веками, и причиной тому был климат страны: длиннополые мужские и женские кафтаны, свободные штаны и сапоги, женские длинные рубашки, сарафаны, меховые душегрейки, высокие ботинки, – все это должно было служить сохранению здоровья, но иностранцами воспринималось как исключительно азиатская одежда.
Костюмы допетровской Руси До указов Петра I традиционная русская мужская одежда, состояла из кафтана с длинными рукавами, длинного платья из бархата, сверху донизу застёгнутого на множество пуговиц, шубы и меховой шапки с высокой тульей и бархатным верхом, что не только было удобно, но и соответствовало климату в котором проживали люди.
В России первое место в украшении женского наряда в допетровские времена занимал жемчуг. Князья носили длинные богатые кафтаны, застегивавшиеся спереди шарообразными пуговицами. Их плащи делались в большинстве случаев из ярко-красного шелка.
Введение Петром I европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.
Первый петровский указ, который касался бород, был издан им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Стрижка длинных пол и бород при Петре I. Сергей Ефошкин, 1995 год.
Царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за право носить бороды. Купцы первой статьи платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи полагалось платить «меньше ста рублей». 60 рублей полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». 30 рублей платили ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». Крестьяне обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде. «Бородовой знак».
Вместо них было приказано носить широко и глубоко декольтированные французские платья с сильно затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Традиционные женские сарафаны, скрывающие форму тела, закрытые рубахи и платья были отменены.
В допетровское время платье было цельнокройным, с поясом и почти полностью скрывало фигуру. Придворным дамам было велено носить корсажи с декольте и широкие юбки. Это негативным образом сказалось на женском здоровье. Когда девочек с семилетнего возраста начинали шнуровать в корсет, это оборачивалось деформацией фигуры к зрелому возрасту, что влекло болезни и трудности при вынашивании детей. Наряд дополняли нижние юбки, бостроги и немецкие башмаки. Корсаж и «шнурование» были главным средством изменить фигуру с помощью обшитого кружевом или позументом корсета, затягивавшегося сзади с помощью шнуровки и… колена, которым служанка упиралась в спину госпожи, чтобы как можно туже затянуть корсет.
В январе 1700 года вышел указ «О ношении платья на манер венгерского», предписывавший «боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку (т. е. примерно на ладонь ниже колена.), а исподние короче верхних, тем же подобным».
В декабре 1701 г. появился очередной указ «О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде Немецких седел», бывший более конкретным и детальным.
«Боярам и окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Дворянам и Дьякам и Жильцам и городовым Дворянам и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и чёрных слобод всяких чинов людям Московским и городовым жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут на Москве для промыслов, кроме духовного чину, свяшенников и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки. Немецкие же, а Русского платья и Черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в рядах не продавать. А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки Русские и Черкесские кафтаны и азямы и тулупы, также и на Русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».
Самый больной удар пришелся на головные уборы. На Руси замужняя женщина не должна была на людях показывать волосы — это считалось позором, поэтому голову обязательно покрывали. Петр же ввел прически, что для уже замужних женщин стало шоком.
На смену боярским столбунцам пришли фетровые шляпы, а на зиму волей неволей пришлось оставить меховые шапки. При Петре появились парики, хотя сам император носил их редко. Его кафтаны отличались отложными воротниками, тогда как в классическом варианте западноевропейского костюма они отсутствовали, поскольку перекрывались лопастями парика. Картина Рябушкина А.П. «Москвичка» — девушка в столбунце В 1701 году царь издал указ «О делании шляп из бобрового пуху и из заячьей шерсти, и о не отпуске за море бобрового пуху» Парик типа аллонж
В качестве обуви для французско-русского парадного платья были выбраны кожаные башмаки с тупыми носами, украшенные бантами и пряжками. Именно в них надлежало являться на Ассамблеи. В сапогах ко двору не пускали. Сапоги Петра I , Оружейная палата Испанские ботфорты
Самой распространенной обувью были тупоносые туфли с пряжками, которые носили даже солдаты. Они шились одинаковыми, без различия на левую и правую, и знатным господам их разнашивали слуги.
В 1714 году Петр Великий еще одним указом запретил торговать сапогами и русской одеждой: «Ежели кто учнетъ Русскимъ какимъ платьемъ и сапогами торговать... за такое ихъ преступленiе учинено имъ будетъ жестокое наказанье». Ослушавшихся секли кнутом, ссылали на каторгу, а также изымали имения и другое движимое и недвижимое имущество в пользу Государя «безъ всякiя пощады». В 1722 году Петр наносит по русским сапогам третий удар — выходит указ «О взыскании податей за ношение особого платья и бород». Те, кто не желал придерживаться новой моды, должны были платить по 50 рублей в год. Указ также содержал запрет принимать челобитную от человека, пришедшего в сапогах и с бородой. Такого преступника следовало задержать в Приказе, даже если он уплатил годовую пошлину.
Ассамблеи — новый вид досуга для высшего общества, указ об учреждении которых Петр I издал 25 ноября 1718 года. Бал — это развлекательное действо, которое отражало новую европейскую культуру — направления моды, музыкальные тенденции, этикетные ценности и стиль общения. Петровские ассамблеи.
Костюмная реформа Петра имела определённый экономический эффект. Благодаря ей появилась отечественная текстильная промышленность: к 1725 году в стране было 25 текстильных мануфактур. Возникла экономика третичного сектора — то, что называется сферой услуг. Обычай брить бороды привёл к появлению по всей стране многочисленных цирюлен, введение европейских причёсок — к формированию целой армии парикмахеров, то есть изготовителей париков и мастеров «чесать головы», поначалу иностранцев, а затем и русских. Для портных и сапожников открывалось безграничное поле деятельности, появились новые профессии — башмачников, перчаточников, зонтичников и тому подобные и так далее. Значение реформ в области моды.
Именно в Петровскую эпоху возникло в России и само явление моды, со своим особым словарём, ведь с европейской одеждой в русский язык вошло множество иностранных слов: парик, камзол, кюлоты, зонтик, шлафор, фижмы, роба, декольте и прочие. Так, благодаря робам и камзолам, в сочетании с батогами и штрафами, Петру I удалось не только изменить облик целой страны, но получить новых подданных — европейского обличья и, в сравнении с предшествующей эпохой, культурных и образованных. Причём в рекордный срок — всего лишь за четверть века. камзол кюлоты шлафор фижмы
Немного юмора История. Пётр 1. Смешные указы.https://youtu.be/ZVMiriXvGo4