12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лабикова Марина Николаевна60
3

Половозрастные различия старшеклассников в выборе стратегий поведения в конфликте

Половозрастные различия старшеклассников в выборе стратегий поведения в конфликте


Костерина Валерия,

обучающаяся 10б класса

БОУ «Тарская гимназия №1»


Изучение особенностей поведения в конфликте в среде старшеклассников вызывает значительный интерес, так как период юношества − это, прежде всего, период становления и формирования личности, в котором складываются общественные отношения и устанавливается социальная иерархия.

Существует множество определений и толкований самого понятия «конфликт».

Например, английский социолог Э. Гидденс дает такое понятие определения конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».1

А, по мнению российских конфликтологов, Ф.М. Бородкина и Н. М. Корняк, конфликт – это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели.2

Также существуют и другие определения понятия конфликта.

Конфликт –а. муж. Столкновение, серьезное разногласие, спор. Вступить в конфликт. Семейный конфликт. Вооруженный конфликт на границе. 3

Конфликт – (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. 4

Конфликт – КОНФЛИКТ, конфликта, муж (от лат. conflictus) (книж.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. Конфликт рабочих с администрацией. // Осложнение в международных отношениях. Польско-литовский конфликт.5 и др.

Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает несоответствие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает односторонние действия для сглаживания различий в свою пользу (ещё четко не понимая, в чем они заключаются). Далее происходит инцидент (повод конфликта). Отметим, что повод может быть несоизмеримо малым по сравнению с последствиями конфликта. После чего начинается расцвет конфликта (противоборствующие стороны используют все свои ресурсы, в ожидании победы). Следующий этап характеризуется сбалансированным противодействием (противники устали от борьбы, но долгожданной победы не видно). Далее происходит угасание и завершение конфликта. После чего стороны подсчитывают потери, радуются победам, договариваются о методах регулирования конфликта с целью недопущения нового конфликта 6

Чтобы успешно преодолеть существующие конфликты, необходимо знать о различных способах поведения в конфликте. Также нужно уметь выбрать тот способ, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.

Стратегии поведения в конфликте – это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.7

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации были разработаны К.У. Томасом и Р.Х. Килменном. Они указывают, что существует пять основных стилей поведения в конфликте:

Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы – «акула».

Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон – «сова».

Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки – «лиса».

Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем – «черепаха».

Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами – «плюшевый мишка». 8

При выборе стратегии поведения в конфликте следует обратить внимание на плюсы и минусы каждой из них. Аргументы в пользу выбора стратегий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Плюсы и минусы стратегий поведения в конфликте


Стратегия

Плюсы

Минусы

Соперничество

Когда правда на твоей стороне;

Когда тебе во что бы то не стало необходимо выиграть

Повторные вспышки конфликта из-за ухудшения взаимоотношений

Сотрудничество

Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом

Требуется много времени и сил, успех не гарантирован

Компромисс

Когда другие стратегии неэффективны

Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал

Избегание

Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой

Проблема остается неразрешенной

Приспособление

Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы;

Когда правда на стороне другого

Твои интересы остались без внимания, ты уступил


Целью настоящего исследования является изучение половозрастных различий в выборе стратегий поведения в конфликте.

Объект исследования: стратегии поведения в конфликте.

Предмет исследования: половозрастные различия в стратегиях поведения в конфликте.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существуют различия в выборе стратегий поведения в конфликте у девушек и юношей.

Задачи исследования:

подобрать методики исследования личностных предрасположенностей к конфликтному поведению у юношей и девушек, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации;

исследовать предпочитаемые стили поведения в конфликте у юношей и девушек;.

провести анализ полученных результатов, сделать выводы.

Исследование проходило на базе БОУ «Тарская гимназия №1». Исследуемая группа состояла из 15 старшеклассников в возрасте 16-17 лет, среди которых 7 девушек и 8 юношей.

Исследование проходило в три этапа в логике поставленных исследовательских задач:

1 этап – подбор методик, необходимых для проведения исследования и позволяющих выявить различия в выборе стилей поведения в конфликте у юношей и девушек;

2 этап – тестирование испытуемых;

3 этап – анализ результатов исследования, включающий использование методов количественной и качественной обработки результатов.

В соответствии с целью и предметом исследования, с учетом особенностей объекта мы выбрали для проведения исследования методику – опросник Томаса-Килманна «Стратегии поведения в конфликте». Эта методика показывает типичную реакцию на конфликт, ее эффективность и целесообразность, а также дает информацию о возможных способах разрешения конфликтной ситуации.

Опростник состоит из 30 пар утверждений, относящихся к различным стилям поведения человека в результате конфликта. Из каждой пары утверждений испытуемому нужно выбрать одно, которое наиболее верно отражает его отношение к конфликтной ситуации.

Результат опрошенных были занесены в сводную таблицу, которая дала представление о выраженности у человека тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравший максимальное количество баллов.

Результаты опроса показаны на диаграммах 1 и 2

t1615961464aa.png

Диаграмма 1. Распределение ответов юношей по выбранным стилям поведения в конфликте


t1615961464ab.png

Диаграмма 2. Распределение ответов девушек по выбранным стилям поведения в конфликте


Для наглядного сравнения результатов опроса по методике Томаса-Килманна «Стратегии поведения в конфликте» обобщенные результаты мы представим в диаграмме 3

t1615961464ac.png

Диаграмма 3. Сравнительный анализ выбора стратегий поведения в конфликте юношей и девушек


Данные диаграммы позволяют сделать о вывод о том, что в выборе предпочитаемых стратегий поведения в конфликте у юношей и девушек существуют незначительные различия. Следовательно, наша гипотеза подтверждена.

1 Бабосов Е.М.- Конфликтология - Киев.1997.-62с.

2 Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк; Отв. ред. В. А. Заргаров; АН СССР, Сиб. отд-ние. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1989. - 186с.

3 Толковый словарь Ожегова[Электронный ресурс]: URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (Дата обращения: 21.01.21)

4 Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/ (Дата обращения: 21.01.21)

5 Толковый словарь Ушакова онлайн [Электронный ресурс]: URL: https://ushakovdictionary.ru/ (Дата обращения: 21.01.21)

6 Обществознание. 10 класс. Базовый уровень - Соболева О.Б., Кошкина С.Г. и др. – Просвещение: Москва - 2013

7 Стратегии и тактики поведения в конфликте [Электронный ресурс]: URL: https://studopedia.ru/16_41024_strategii-i-taktiki-povedeniya-v-konflikte.html. (Дата обращения: 03.02.21)

8 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации. [Электронный ресурс]: URL: https://www.b17.ru/article/9910/ (Дата обращения: 11.02.21)

Автор материала: В. Костерина (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.