12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савкина Юлия Камильевна1382
Россия, Иркутская обл., с. Березовка Тайшетский район
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
11

Проект " Картина в технике вышивка крестом «Незнакомка»"

Пояснительная записка

Ресурс: Проект " Картина в технике вышивка крестом «Незнакомка»"

Подготовила: 
Савкина Юлия Камильевна,
учитель технологии МКОУ "Березовская СОШ", с. Березовка, Иркутская обл.

Аудитория: 8-11 классы - технология.

Цель: систематизация и закрепление знаний по технологии, расширение кругозора обучающихся, развитие умений работать с различными источниками информации, знакомство со структурой оформления проекта по технологии.

Проект "Картина в технике вышивка крестом «Незнакомка»"


Выполнила: Савкина Анастасия

ученица _ класса

Руководитель: Савкина Юлия Камильевна

учитель технологии

МКОУ Берёзовская СОШ


Оглавление

История вышивания имеет многовековую историю. Вышивка - дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел. В нашей семье вышивка занимает особое место. На данный проект меня подтолкнула мама. Точнее казать её любовь к вышивке.

Проблемная ситуация

Несколько лет назад мама начала вышивать серию работ «Незнакомка». Ввиду своей занятости вышивка отложилась. Я решила помочь маме пополнить коллекцию и вышить ещё одну работу из этой серии.

Цель проекта: изготовить картину в технике вышивка крестом из серии "Незнакомка".

Задачи:

Познакомиться историей вышивки.

Проанализировать собранные материалы (литературные источники, материалы из Интернета, картины и современные фотографии).

Спроектировать и изготовить картину.

Оформить проект.

Защитить проект.

Основная часть

Звёздочка обдумывания

Выбор в данной серии обширный. Определиться было очень сложно. Для начала я выбрала пять вариантов. И из них стала выбирать один. Определиться очень сложно, но я постаралась. Больше всего меня заинтересовали объемные шляпы необычной формы.

t1694001515aa.jpg Вариант № 1 t1694001515ab.jpg Вариант № 2

t1694001515ac.jpgВариант №3 t1694001515ad.jpg Вариант № 4

t1694001515ae.jpgВариант № 5

Разработка лучшей идеи

Я выбрала вариант под № 4 так как для меня это самый интересный вариант. Необычная шляпа и гордый взгляд привлекли меня. Именно эту «Незнакомку» я решила выполнить.

t1694001515af.jpg

Историческая справка

t1694001515ag.jpgИскусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице – непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным оt1694001515ah.jpg кружением.

Вышивка - дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел.

Оформление вышивки:

1. Вышивку традиционно оформляют в раму с паспарту, при этом ее можно натянуть на подрамник или наклеить на картон. При этом само оформление может исполняться в паспарту, а может быть и без него. Паспарту подбирается по цветовой гамме к вышивке и, как правило, соответствует цвету основного элемента композиции, или цвету фона.

2. В случае если вышивка оформляется без паспарту важно не ошибиться в подборе рамы. Самая распространенная ошибка на этапе подбора багета – в попытке сэкономить на оформлении, рукодельница выбирает узкие профили, в результате чего вышивка становится «зажатой» в раме. Правильнее подбирать раму достаточно широкую, но пропорциональную изображению или собрать сочетание двух-трех видов багета.

3. Еще вышивку нежелательно прятать под стекло, потому что под стеклом пропадает ощущение фактуры материала. Но почти всегда в этом случае становиться крайне актуальным вопрос об уходе за работой. А вот если вышивка оформляется с паспарту, то стекло обязательно нужно положить поверх вышивки, оно защитит не только вышивку, но и паспарту.

Как правило, вышивка оформляется путем натяжки или наклейки ее на картон. К сожалению, соблюсти ровную линию нити практически невозможно из-за подвижности ткани, но мастер деликатно расправит вышивку, сохраняя красоту узора. Можно также подложить паспарту между вышивкой и картоном, тогда тон всей работы измениться. Это придаст пикантность оформлению.

Используемое оборудование и материалы

Канва

Пяльца

Нитки мулине

Иглы для вышивки

Ножницы

Рамка

t1694001515ai.jpgt1694001515aj.jpgt1694001515ak.jpgt1694001515al.jpgt1694001515am.jpgt1694001515an.jpg

Техника безопасности

Иглы и булавки

Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

Ножницы

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

Техника безопасности при пользовании электрического утюга

Требования безопасности перед началом работы

1. Волосы убрать под косынку или заколоть.

2. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.

3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга электрического, коврика на полу около места для глажения.

Требования безопасности во время работы

1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.

2. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.

3. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.

4. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

5. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

6. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.

Требования безопасности по окончании работы

1. Отключить электрический утюг от электросети.

2. Привести в порядок рабочее место.

Последовательность работы

Обработать края канвы клеем либо вручную.

Произвести разметку канвы, определить центр вышивки и канвы.

Вышиваем рисунок по схеме.

Производим ВТО вышивки.

Оформление вышивки.

Технология выполнения

Выполнение шва «крест». Этот шов выполняется двумя диагонально перекрещёнными стежками. Находят место расположения вышивки, определяют величину креста числом нитей. Закрепляют рабочую нить в левом углу квадратика и начинают выполнять вышивку. Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.

t1694001515ao.png

Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке. Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.

Заключение

Экологическое обоснование

В современном индустриальном урбанизированном мире огромное значение имеет влияние любого труда, хобби, предпринимательства на окружающую среду, или экологичность процесса. Такие влиятельные международные организации, как ООН, ПАСЕ, ЮНЕСКО, не первый год объявляют борьбу за экологию одной из приоритетных задач.

К счастью, наше любимое вышивание, полностью соответствует всем критериям экологичности. Перечислим компоненты, необходимые для работы. К ним относятся: нитки, канва, пяльцы и иглы для работы. В данной работе, и преимущественно в других, я использую нитки российского производства фирмы «Гамма». Они изготовлены из хлопка, обработаны устойчивым натуральным красителем. Я принципиально не пользуюсь китайскими нитками, так как их цвет нестойкий – они быстро выцветают, линяют при стирке. Это объясняется их неэкологичностью – в состав красителя входит быстроразлагающиеся компоненты на основе вредных химических соединений, включаю фенол.

Канва сделана их хлопка знаменитыми ивановскими производителями.

Пяльцы деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани.

Иголки – из высоколегированной стали – российского производства, для длительного пользования.

Из вышесказанного следует, что основные компоненты для вышивания не наносят природе вреда, ни в процессе производства, ни в процессе эксплуатации. Они не вызывают аллергии, не действуют раздражающе на зрение и слух человека. При грамотном подходе и утилизация старых и ненужных изделий не вызовет экологических проблем. Утилизируемая вышивка быстро и безопасно разлагается или перерабатывается на современных специальных предприятиях.



Экономические расчеты

Материалы

Цена, руб.

Количество, м.

Стоимость, руб.

Канва

70


70

Нитки мулине

7

5

35

Рамка

100

100



итого

205

Итого моя работа обошлась мне в 205 рублей.

t1694001515ap.jpg

Оценка качества

Работа завершена. «Незнакомка» заняла своё место в коллекции. Работа над проектом принесла радость не только мне, но и маме. Ведь её коллекция пополняется.


t1694001515aq.jpg



Реклама

Слушайте внимательно и не пропустите,

Если вы хотите вышивать крестом

И всем похвалиться своим мастерством,

То набор купите, инструкцию прочтите.

Так вы быстро сможете вышить полотно

И украсить стену в доме заодно…


t1694001515ar.jpgСписок используемой литературы

  1. История вышивки крестом. [Электронный ресурс]  http://nacrestike.ru/publ/istorija_vyshivki_krestom_v_rossii/5-1-0-58
  2. http://www.vishivka-krestikom.ru/9-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-vyshivki-krestom.html
  3. Т. В. Миронова, С. О. Ермакова. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. – М.: Мир книги, 2009г.
  4. И. Н. Наниашвили. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга. – Белгород, 2010г.
  5. Е. С. Розанова. Новая энциклопедия вышивки. – М.: АСТ, 2011 г.



Автор материала: А. Савкина (11 класс)
Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.