Проект по географии на тему: "Визитная карточка России"
Автор публикации: Н. Кононов, ученик 9Б класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37
г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Проект
по географии
на тему: Визитная карточка России
Выполнила:
Кононов Николай,
обучающийся 9 Б класса
МОУ СОШ № 37
Куратор:
Желевский А.В.,
учитель географии
Обоснование актуальности
Россия — великая страна, которая поражает своими масштабными размерами и влиянием в мире. При этом россияне добрые и милые люди, которые рады каждому гостю. Наша страна ассоциируется с лесами и горами, чистыми озерами и бескрайними реками, разнообразным растительным и животным миром. Именно в нашей стране живут люди разных национальностей, уважающие культуру и обычаи местных жителей.
Но практика показывает, что многие жители нашей необъятной Родины, слабо знают интересные географические факты, которые коренным образом отличают Российскую Федерацию от других стран мира. Путаница возникает уже при первых элементарных вопросах: «Какие моря омывают территорию нашей страны?», «Почему наша страна самая богатая в мире по запасам и разнообразию природных ресурсов?» и так далее.
Поэтому мы решили разработать визитную карточку нашей Родины - интересные и удивительные факты о России и россиянах.
Гипотеза: реализация данного проекта и эколого-просветительская работа учащихся в дальнейшем может стать уникальным механизмом способствующим формированию у населения края экологической культуры, гражданской позиции, у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира, развитию познавательного интереса и стимулированию социально-культурной активности.
Цель проекта: возрождение чувства патриотизма, а также привлечение внимания к уникальным географическим, культурным и природным объектам, располагающихся на территории нашей страны.
Задачи проекта:
проанализировать и дать характеристику визитной карточки России;
довести до сведения обучающихся об уникальности нашей страны;
выпустить буклет «Визитная карточка России!».
Объект исследования: Наша Родина - Россия.
Предмет исследования: механизмы организации эколого-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Механизм реализации проекта: в ходе проекта планируется проведение акций: «Чудеса России», «Береги наследие предков!», которые будут направлены на распространение рекламных листовок (памяток, брошюр) среди населения о красоте природы и чудных достопримечательностей нашей Родины.
Совместная деятельность в проекте направлена на установление атмосферы дружбы и сотрудничества между школьниками и жителями города. Участие детей и подростков в проекте будет способствовать их социализации в обществе. Мероприятия проекта позволят улучшить эколого-эстетические характеристики края и повысить уровень заинтересованности обучающихся школы и жителей в защите и сохранении бесконечных природных и духовных богатств нашей страны.
Основные направления работы:
Экологическое.
Интеллектуальное (экологические исследования, конференции).
Гражданско-патриотическое (социологические опросы, конкурсы).
Художественно-эстетическое (спектакли, праздники, газеты, листовки).
Трудовое (экологические десанты, акции).
Информационное (СМИ, выпуск листовок, плакатов, газет).
Валеологическое (исследования, конференции).
Этапы проекта:
Диагностический: анализ осведомлённости обучающихся школы и жителей города об уникальности России, выявление и формулировка противоречий.
Прогностический: выдвижение гипотезы, постановка цели, ее декомпозиция в веер задач, прогнозирование результатов.
Организационный этап: обеспечение условий для реализации проекта, распределение функциональных обязанностей среди участников.
Практический этап: реализация творческого проекта, отслеживание процесса, результатов, корректировка проекта.
Обобщающий этап: обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов.
Предполагаемые результаты проекта:
обогащение знаний обучающихся школы и участников проекта о природно-ресурсном потенциале России;
приобретение участниками проекта навыков природоохранной деятельности;
повышение уровня заинтересованности обучающихся школы об особенностях ФГП России;
формирование общественного мнения через социологические опросы; создание выпуск листовок, лозунгов, призывов; взаимодействие со СМИ (освещение мероприятий); выпуск стенгазет, плакатов.
В готовой работе по географии «Визитка России» мы приведём основные характеристики природы России, составим «географический паспорт» нашей страны, охарактеризуем климатические и ландшафтные особенности территории России, выясним, какие природные достопримечательности страны достойны более пристального внимания и изучения. В предложенном проекте представим список популярных субъектов внутреннего туризма в России, охарактеризуем самые невероятные явления природы, встречающиеся с юга на восток нашей страны.
Теоретическая и практическая значимость данной работы огромна. Мы считаем, что результаты работы могут быть использованы для решения задач экологического, патриотического воспитания не только детей, но и взрослых. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей. Кроме того, проект позволит детям и подросткам получить дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам.
Планирование работы по проекту:
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата | Краткое описание мероприятия |
1 | Мотивация к участию в проекте | Сентябрь | проведение социологического опроса «Визитная карточка России», его обработка и публикация результатов |
2 | Формирование этапов проекта | Сентябрь | Разработка темы, работа на этапами проектной деятельности |
3 | Распространение листовок | В теч. года | Распространение буклета среди жителей города «Визитка России», «Семь чудес России!» |
4 | Акция «Сохрани чудеса России – сохрани будущее» | Осень, лето и весна | Акции |
5 | Проведение классных часов, десятиминуток, бесед в школе | В теч. года | Проведение классных часов в школе по теме проекта: «Визитка России», «Путешествия по «Чудесам» России» |
6 | Создание рекламных видеороликов | В теч.года | Рекламные ролики экологической и патриотической направленности должны красной линией проходить через СМИ и в сетях Интернет. |
7 | Защита проекта | Апрель-май | Защита проектной работы |
Теоретическая часть проекта
1.1.Географическое положение России
«Любить Родину, значит – знать её…»
В.Г. Белинский
Российская Федерация - крупнейшее в мире государство, занимающее 1/8 часть суши и расположенное на северо-востоке Евразии. Россия - страна с многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой. В России можно найти почти всё то, что встречает путешественник по отдельности в той или иной стране — солнечные пляжи субтропиков и снежные горные вершины, бескрайние степи и глухие леса, бурные реки и тёплые моря.
Россия занимает территорию площадью в 17 миллионов квадратных километров, что превышает размеры Австралии или Антарктиды. Россия почти в 2 раза больше Канады, США и Китая. Соседи страны: Китай и Северная Корея на юго-востоке, Азербайджан, Грузия, Монголия и Казахстан на юге, Беларусь, Латвия, Норвегия, Эстония и Финляндия на западе. Российский анклав, Калининградская область, граничит с Литвой и Польшей.
На востоке страна омывается Охотским, Японским, Беренговым морями и Беренговым проливом; на севере - морем Лаптевых, Баренцевым, Чукотским, Карским и Восточно-Сибирским морями; на юге - Азовским и Чёрным морями; на западе - Балтийским морем и Финским заливом.
Крупнейшие российские реки: Обь, Волга, Енисей, Лена и Амур. Самые большие озёра страны: Байкал, Ладожское, Онежское и Каспийское море.
Европейская и азиатская части страны разделены Уральскими горами, самая высокая из которых - гора Народная (1895 метров). От Уральского хребта и до Приморского края расположена Сибирь, разделённая реками Енисей и Лена на три природные области. На юге азиатской части поднимаются Алтайские горы, высочайшая точка которых - гора Белуха (4056 метров). На востоке от Алтайских гор расположены Саяны, Прибайкалье и Забайкалье. Далее, в сторону Тихого океана, начинается горная система Дальнего Востока, наивысшая точка которой и в целом азиатской части - вулкан Ключевская Сопка (4750 метров) находится на полуострове Камчатка. На юге России возвышаются горы Северного Кавказа, венчаемые Эльбрусом (5642 метра), самой высокой точкой не только России, но и Европы.
Территория страны делится на 4 природных пояса и 11 природных зон. Дальний север - зона арктических пустынь. Южнее, в Субарктике, раскинулись тундра и лесотундра. Умеренный пояс больше чем наполовину занят тайгой. На остальной его части находятся зоны смешанных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. На Черноморском побережье Кавказа расположена субтропическая зона, составляющая всего 0,05% от площади страны.
В России создано более 100 заповедников, 40 природных и 35 национальных парков.
Таким образом, Среди географических особенностей России, влияющих на хозяйственную деятельность, расселение населения и формирование среды обитания в целом, обращают на себя внимание прежде всего следующие положения:
Обширность занимаемого страной пространства.
Неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории.
Богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов.
Многонациональный состав населения и этническая мозаичность территории.
Сильные территориальные контрасты в экономической и социальной сферах.
Страны СНГ и другие новые независимые государства.
С Таджикистаном Россия может иметь связи через территории Казахстана и Киргизии (или Узбекистана).
Страны бассейнов Балтийского и Черного морей, с которыми Россия уже заключила многосторонние соглашения.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики - Япония, Китай, Индия.
О собая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.
Самое, самое о Российской Федерации, или «Визитная карточка России»
Россия является крупнейшим по территории государством в мире, занимая около 1/8 всей земной суши (17 125 187 км²), и практически всю свою историю Россия была одним из крупнейших в мире государств. Ныне РФ занимает 40 % Европы и весь север Азии (Сибирь), иными словами - весь северо-восток и почти весь север Евразии. Исторические предшественники современной России - Советский Союз и Российская империя - также были крупнейшими государствами в мире на протяжении большей части их истории: лишь ненадолго, в конце XIX и первой половине XX века, их обходила Британская империя. Другие исторические государства - Киевская Русь, Новгородская республика, Московское великое княжество и Московское царство - были крупнейшими государствами в Европе. Московское царство в XVII веке делило первое-второе места по площади в мире с Испанской империей.
Россия, взятая в целом, по праву может называться самой северной, самой зимней и самой холодной страной в мире, Россия - это настоящий Север, в том числе по сравнению с Канадой или Норвегией, большинство населения которых живёт в гораздо более мягких климатических условиях. Россия имеет самое северное в мире расположение (материковая суша), самую холодную среднюю температуру среди независимых стран и наибольшее количество населения, проживающего в суровых климатических условиях долгих и холодных зим.
В России сосредоточены крупнейшие в мире запасы природных богатств, в том числе крупные запасы углеводородов (1-е место в мире по газу, 2-е по углю, 8-е по нефти), черных и цветных металлов, а также больше всего в мире лесов, чернозёмов и питьевой воды.
Русские впервые открыли или впервые научно исследовали более 1/6 земной суши и значительные морские пространства — Восточную Европу, Сибирь, Арктику, Среднюю и Центральную Азию, Северо-Западную Америку, Антарктиду, кроме того, русские исследователи внесли свой вклад в географические открытия вообще во всех частях света, включая тропические материки. Лишь немногие народы могут соперничать с русскими по масштабам географических открытий и исследований (англичане и испанцы, в меньшей степени — португальцы, голландцы, французы). Вдобавок, русские первыми вышли в космос.
Россия – единственное государство, территория которого омывается двенадцатью морями.
Сибирское озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире и самый крупный источник пресной воды на планете.
В Байкале 23 кубических километра воды.
Все крупнейшие реки мира – Волга, Дон, Днепр, Енисей, Урал, Обь, Ганг, Ориноко, Амазонка, Темза, Сена и Одер – должны течь почти год, чтобы заполнить бассейн, равный по объёму озеру Байкал.
В России находится самый огромный, дремучий и практически дикий лес в мире – это сибирская тайга, половина которой еще даже не освоена человеком.
Одной из самых странных гор в мире является российская гора Магнитная, расположенная под городом Магнитогорском, которая практически целиком состоит из железа.
Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная железная дорога в мире. Великий Сибирский Путь, соединяющий Москву с Владивостоком, в длину имеет 9298 километров, пересекает 8 часовых поясов, проходит через 87 городов и населенных пунктов и пересекает 16 рек, включая Волгу.
В России находится самый большой в мире действующий вулкан – Ключевская Сопка. Его высота 4 километра 850 метров. Он выбрасывает столбы пепла на восемь километров вверх. С каждым извержением он становится всё выше. Извергается вулкан Ключевская Сопка на протяжении последних 7 тысяч лет.
Россию отделяют от Америки 4 километра. Это расстояние между островом Ратманова (Россия) и островом Крузенштерна (США) в Беринговом проливе.
В России Лебединое озеро – это не только название балета, но и то место в Алтайском крае, куда в ноябре прилетает на зимовку около 300 лебедей и 2000 уток.
Урал - самые старые горы в мире. Расположенная в Кусинском районе у деревни Александровка гора Карандаш возникла 4, 2 миллиарда лет назад. Исторические названия Уральских гор – Большой Камень, Сибирский Камень, Земной Пояс, Поясной Камень. Когда-то Уральские горы были очень высокими, но теперь от прежних гор остались только основания.
Площадь Сибири — 9 миллионов 734,3 тысячи квадратных километров, что составляет 9% земной суши.
У России есть границы с 16 странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей, Японией и США. Россия также граничит с двумя непризнанными государствами: Южной Осетией и Абхазией.
В российском городе Оймякон зарегистрирована самая низкая температура воздуха. Рекорд холода был установлен в 1924 году и составил –71.2 °C.
России множество прекрасных экскурсионных и туристических маршрутов. Самые известные так называемые «семейства туристических маршрутов» – Золотое кольцо России, Серебряное кольцо России и Большое Уральское кольцо.
Россия богата своими секретами. Например, там есть более 15 городов, которые скрыты от всех, ведь их нет ни на картах, ни на дорожных указателях, да вообще нигде нет, и уж, конечно, иностранцам туда вход закрыт строго-настрого.
Западно-Сибирская равнина — самая большая равнина на Земле. На Алтае насчитывается более 820 ледников, суммарно занимающих территорию в 600 квадратных километров.
В России находится один из самых крупных во всем мире городских парков – это Измайловский парк, который был основан в 1931 году и территория которого составляет сейчас целых 15,3 км2.
Самый крупный в Европе ботанический сад опять-таки российский. Это ботанический сад им. Цицина, который был основан сразу же после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году.
Самый крупный и старинный музей в целом свете – это российский музей Эрмитаж, в котором находится 3 млн экспонатов, и если кто-то захочет осмотреть их все, уделив каждому экспонату всего лишь одну минуту, этому человеку придется ходить в музей, как на работу, в течении 25 лет.
Русские (включая все народы России) открыли, исследовали и обжили большинство самых суровых, холодных и труднодостижимых территорий на Земле — русскими была освоена половина всей Арктики и северный полюс холода в Якутии, русскими была открыта Антарктида и достигнуты южный полюс холода (станция Восток) и южный полюс недоступности. Русский ледокол «Арктика» впервые достиг Северного полюса в надводном плавании, русские впервые спустились на дно глубочайшего озера Байкал и на дно Северного полюса, русские пробурили самую глубокую в мире скважину (Кольская сверхглубокая).
Россия провела крупнейшую по масштабам и результатам в мировой истории географическую экспедицию — Великую Северную Экспедицию. Экспедиция 1733—1743 гг. нанесла на карту практически всё арктическое и дальневосточное побережье России, открыла Алеутские острова и Северо-Западную Америку, положила начало академическому научному изучению Сибири, Камчатки, Аляски.
Российский (русский) народ представляет собой уникальный пример семьи из более чем 100 коренных народов России — один из самых успешных в истории примеров многоэтнического (многонационального) государства. Уже древняя Русь была весьма пёстрой по своему этническому составу страной, население которой состояло из различных славянских и финно-угорских племён, варягов, евреев, степняков-печенегов и половцев. Позднее, во времена Московского княжества и Российской империи число народов России выросло до сотни. В отличие от западных колониальных империй любой народ, включаемый в состав русской империи, получал равные с прочими народами права и возможности, и представители каждого народа имели шанс войти в элиту государства — например, треть российского дворянства составляли роды татарского происхождения (Кутузовы, Суворовы, Юсуповы…), также было множество немцев и потомков выходцев из Западной Европы, Скандинавии, Польши, Литвы. Бывали, разумеется, и всякие сложности в межэтнических отношениях, но всё же большинство коренных народов России сохранилось до сего дня, имеет развитые языки и культуру (зачастую — и собственные религиозные традиции), не подвергалось геноциду и не считалось варварами, дикарями или недочеловеками, как это было весьма распространено на Западе. В современной России министр обороны — тувинец, глава Центробанка — татарка, Патриарх — с мордвинскими корнями, мэр столицы — с корнями из малых сибирских народов, министр иностранных дел — с армянскими корнями и т. п..
Практическая часть
В ходе исследовательской работы мы решили провести социологический опрос среди обучающихся и учителей нашей школы.
Нужно было ответить на вопросы:
Знаете ли вы «Визитную карточку России»?
Можете ли вы перечислить уникумы РФ?
Какие из них являются самыми популярными?
В результате, в социологическом опросе участвовало 316 человек, из них 210 обучающихся школы с 5-11 класс, 31педагог, 95 родителей обучающихся.
алее мы предложили им назвать свои варианты уникальности России, у нас получился следующий список: о. Байкал, Кремль, Родина-мать, Золотое кольцо, г. Алтай, г. Эльбрус, р. Лена, долина Гейзеров, Вечный огонь, Могила неизвестного солдата.
Проанализировав результаты социологического опроса, мы выяснили, что многие не знают об уникальности нашей Родины и затрудняются их перечислить.
Чтобы повысить интерес у обучающихся нашей школы мы создали данный проект.
Заключение
Тема нашей исследовательской работы называется «Визитная карточка России». Работая над этой темой, мы в первую очередь выяснили, в чем заключается различие культурных и природных памятников, совершили виртуальное путешествие в удивительные уголки нашей страны, познакомились с историей происхождения уникальных исторических, культурных, природных объектов на территории России.
Как видно из нашей работы, на просторах России множество мест, в которых многие из нас наверняка не бывали, а о некоторых даже и не слышали. А ведь каждое из них по – своему интересно и необычно. Такие разные места, но их объединяет то, что все они являются достоянием нашей России, нашей гордостью. Сами их названия говорят о величии, грациозности. Все эти места очень красивые, очень разные, уникальные, неповторимые. Мне бы очень хотелось побывать хоть в нескольких из них, посетить, чтобы изучить все самостоятельно, полюбоваться панорамами, пейзажами.
Мы надеемся, что, увидев великолепие нашей родины, у вас появиться желание воочию полюбоваться чудесами и достопримечательностями, почувствовать гордость за свою страну и обязательно в будущем посетить эти удивительные места. Ведь каждый уголок России, даже самый незаметный, по – своему прекрасен, а это есть «Визитка России». И пусть строки стихотворения Е. Синицына станут призывом ко всем будущим поколениям.
Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть.
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.
«Вглядываться в лицо России и запечатлевать её черты» - эти слова в полной мере отражают смысл и содержание нашей работы - «Визитная карточка России». Работая над данным проектом, нам посчастливилось прикоснуться к российской истории и культуре, узнать интереснейшую информацию о древних памятниках, достопримечательностях и необычных природных явлениях.
Только внимательно «вглядываясь в лицо России», мы понимаем, что главное чудо – это она сама!
1. А.М. Прохоров «Советский энциклопедический словарь». – М., 1990.
2. А. Ликум «Всё обо всём» Популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» ТКО АСТ, 1994.
3. Википедия. Эльбрус. [электронный ресурс] https://ru.wikipedia. (дата обращения: 3 марта 2019 г).
4. В.П. Дронов. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
5. Школьная энциклопедия «Руссика». История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
6. 100 самых красивых и удивительных мест России, которые необходимо увидеть. – М.: Эксмо, 2011. (Подарочные издания. Туризм).
7. 7 чудес России: список с описанием, фото и интересные факты [электронный ресурс] https://www.nastroy.net. (дата обращения: 13 февраля 2019 г).
8. 7 Чудес России и еще 42 достопримечательности, которые нужно знать. – М.: Эксмо, 201. – 224 с.: ил.