12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владиславовна Субботина126
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
2

Проект по профессиональному модулю «Организационно управленческая деятельность» На тему «Информационные технологии в образовании»

Министерство культуры Республики Карелия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Карельский колледж культуры и искусств имени Героя Советского Союза А.М. Лисициной»








Проект

по профессиональному модулю

«Организационно управленческая деятельность»

На тему «Информационные технологии в образовании»









Работу выполнила:

Студентка 4 хореографического курса

Смольянинова Дарья Денисовна

Специальность: 51.02.01 «Народное художественное творчество» по виду «Хореографическое творчество»

Проверила:

_______________/Субботина Ирина Владиславовна





Петрозаводск, 2023



Введение

Проживая в современном мире, человек ежедневно сталкивается с информационными технологиями. С развитием общества, информационные технологии проникают во всё более неожиданные сферы жизни человека. Одной из таких сфер является образование. Всё чаще школьники и студенты в своём обучении прибегают к использованию электронных ресурсов, как на уровне ознакомления с информацией, так и на уровне полной замены физического присутствия ученика в классе с учителем. Современному педагогу важно быть интегрированным в современные методы образования и не отставать от технического прогресса. Исходя из всего выше сказанного, для меня, как будущего педагога, актуально научиться применять на практике новейшие информационные технологии, в частности уметь создавать собственные образовательные курсы.

Целью данного проекта является создание своего учебного курса в электронном виде.

Задачи:

Изучить теоретический материал, связанный с информационными технологиями образования и в том числе ознакомиться с понятиями:

- Информационные технологии

- Дистанционное обучение

- Кейс-технологии

- Электронные образовательные ресурсы;

Изучить работу платформы Moodlecloud;

Подготовить материал для учебного курса;

Описать этапы работы в Moodlecloud для создания собственного учебного курса.



1. Информационные технологии в образовании



1.1 Интеграция информационных технологий

Информационная технология (ИТ)– это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Совместное использование данных в процессе коллективной деятельности зачастую приводило к серьезным негативным последствиям. Для решения этой проблемы стали разрабатывать комплексы различных информационных технологий с общими данными, направленные на выработку единых и эффективных для организаций и процессов методов применения этих технологий. Основным способом решения такой проблемы стала интеграция информационных технологий на основе обеспечения коммуникационной совместимости отдельных программных средств. Для этого, в частности, создавались специальные программы, осуществляющие преобразование данных из одного формата хранения в другой (конверторы).

Параллельно создавалась единая интегрирующая среда, в качестве которой использовались операционные оболочки и локальные сети. Для работы в такой среде все программы-приложения разрабатываются в соответствии с определёнными спецификациями, что позволяет стандартизировать способы обмена информацией между различными приложениями.

Кроме групповых сред появляются и личные информационные системы, объединившие в рамках одной технологии все функции поддержки и организации рабочего места. Например, для планирования рабочего времени от одного рабочего дня до нескольких лет, ведения адресно-телефонного справочника, многоструктурного блокнота, справочника памятных дат и др.

Дальнейшее развитие интеграции информационных технологий связано с телекоммуникациями, позволяющими все вышеназванные достоинства подобных технологий использовать в сложных разветвлённых и неоднородных информационных сетях, использующих, в том числе, распределённые базы данных и распределённую обработку документов. К таким сетям относится и Интернет.

Интернет– глобальная информационная сеть, состоящая из большого количества сетей различного назначения, выполняющих разные задачи. Таким образом, Интернет образует интегрированную информационную сеть(интерсеть)– совокупность расположенных в различных странах взаимосвязанных информационных сетей, называемых подсетями.

Изначально внедрение информационных технологий в образование, подразумевало начало использования компьютеров для разработки учебных материалов, далее, с ходом развития, педагоги начали применять информационные технологии и для коммуникации со обучающимися в том числе, и для учащихся в общем формате.

Особое распространение информационных технологий в образовании пришлось на время всемирной эпидемией «Covid-19». Массовая заболеваемость, заставила людей оставаться в изоляции, но продолжать работать и учиться было нужно, а так как подпорка, в виде уже начавшего своё распространение дистанционного обучения и платформ для проведения онлайн-конференций уже начинала использоваться в обучении и работе, то пережить резкие перемены в жизни, людям было гораздо проще и удобнее.

Создание множества различных платформ и сервисов для онлайн-конференций, электронные учебные пособия, дистанционные школы, онлайн-репетиторство и тд., всё это позволяет получать информацию более удобно и быстро, применять индивидуальный подход в отношении каждого ученика и совмещать работу с дополнительным обучением. Повышение квалификации у уже практикующих педагогов так же проводится в дистанционном формате, что позволяет экономить время, оставаться в курсе изменений на основной работе и не забывать об отдыхе.

Таким образом, интеграция информационных технологий в различные сферы жизни человека, а частности в образование, проходит долгий и сложный путь. Внедрение информационных технологий в образование началось с использования техники в школах, а особый пик развития пришёлся на времена пандемии «Covid-19». Информационные технологии в образовании позволили сделать большой шаг в развитии дистанционного обучения и доступности информации в любое время и в любом месте.

1.2 Дистанционное обучение и кейс-технология

Дистанционное обучение (ДО)–обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Дистанционное образование– образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Характерные черты дистанционного обучения:

гибкость — обучаемые в системе дистанционного образования работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых экзаменов по выбранным курсам;

модульность — каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель в дистанционном обучении — это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса;

специализированный контроль качества обучения — используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы;

специализированные технологии и средства обучения — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний, которые аккумулируются в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.

В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы дистанционного обучения:

Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей, репетиторов, консультантов, научных и технических руководителей (самообучение). Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).

Метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного учащегося, консультируемого студента или школьника, клиента, нуждающегося в научно-технических услугах, соискателя научной степени с одним преподавателем, репетитором, консультантом или научным и техническим руководителем(обучение «один к одному»). Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.

Метод, в основе которого лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»). Данный метод используется педагогом, репетитором, консультантом, когда обучаемых и консультируемых целая группа, они примерно одинаково подготовлены и для всех одинаков конечный результат. Например, это происходит при подготовке школьников репетитором к ЕГЭ, или же при консультировании студентов по различным дисциплинам. Этот метод, свойственный традиционной образовательной системе, получает новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном обучении так называемыми электронными лекциями, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений. Электронная лекция, которую готовят и подбирают преподаватели, репетиторы, консультанты может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, подготавливающих обучаемых к будущим дискуссиям.

Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.

Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.

Метод проблемного обучения основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.

Исследовательский метод обучения характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов.

Дистанционное обучение зачастую связано с такой образовательной технологией, как кейсовая.

Кейсовая образовательная технология (Case Study)– это обучение действием: усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Кейс-технология– это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Цель метода– совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод кейс-стади предполагает:

подготовленный в письменном виде пример кейса;

самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;

совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;

следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы:

индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Особенностями названного выше метода являются:

присутствие исследовательской стадии процесса;

коллективное обучение или работа в группе;

интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;

специфическая разновидность проектной технологии;

стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.

Отличительными особенностями кейс–метода являются: 

описание реальной проблемной ситуации; 

альтернативность решения проблемной ситуации; 

единая цель и коллективная работа по выработке решения;

функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; 

эмоциональное напряжение учащихся. 

Образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована на:

формирование и развитие информационной компетентности;

развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией;

воспитание культуры обмена мнениями.

Кейс-технологии были органично интегрированы в образовательный процесс. Впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Непосредственно в процесс обучения внедряться стала лишь последние 15 лет. Примером использования кейс-технологий, является вид обучения, где преподаватель выдаёт материал студентам, они самостоятельно работают над ним некий промежуток времени, а далее студенты и преподаватель собираются на семинаре и обсуждают выданный материал. Результатом такого обучения является либо само обсуждение выданного материала, либо решение той проблемы, которая появилась в процессе изучения материала. Такие семинары могут проходить так же и вonline-формате, что позволяет применять кейс-технологи в дистанционном обучении.

Исходя из этого, дистанционное обучение и кейс-технологии позволяют более эффективно преподносить и объяснять материал ученикам и студентам. Развитие этих технологий позволяло ученикам глубже изучать материал и вникать в суть преподносимой информации.

1.3 Электронные образовательные ресурсы

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Электронные образовательные ресурсы нужны, прежде всего для экономии времени учителя на уроке, для повышения мотивации учения школьников. В электронном образовательном ресурсе используются как аудио и видео материалы, но и преимущественно используются мультимедиа технологии, позволяющие представить учебный материал в виртуальной форме.

В образовательном процессе могут использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов. Целесообразность и эффективность некоторых типов обсуждаются в работах ученых и методистов. Обобщение их работ позволяет нам представить следующие их типы:

Учебные. Обеспечивают качественное усвоение учебного материала, которые могут составить основу формирования компетентности учащихся.

Самостоятельные. Способствуют к выполнению различных видов самостоятельных работ, выработки способности анализировать и отбирать нужный учебный материал, навыков критического мышления учащихся.

Демонстрационные. Позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы, обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом.

Тренинговые. Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала.

Диагностирующие и тестирующие. Оценивают знания, умения, навыки учащегося, устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития.

Контролирующие. Автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом.

Экспертные. Управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и обучающей системой при решении учебной задачи.

Коммуникативные. Обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса.

Вычислительные. Автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях.

Сервисные. Обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере.

Досуговые. Компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития обучаемых.

Электронные ресурсы – самые доступные и удобные порталы для поиска нужной информации. Они позволяют максимально эффективно фильтровать потребляемую информацию и находить необходимое в большом количестве текстов, аудио, видео и так далее.



2. Создание курса на платформе Moodlecloud

Moodle - система электронного обучения. Через неё вы можете дистанционно обучать учеников со всего мира.

Важную роль в системе играют плагины – модули, которые помогают изменить дизайн и расширить функциональные возможности системы. Moodle – одна из самых популярных систем электронного обучения. Она переведена более чем на 100 языков. В ней работают крупные университеты во всём мире.

К основным возможностям Moodleотносятся:

Создание онлайн-курсов

Тестирование

Форум и комментарии

База знаний (архив учебных материалов)

Мобильное обучение

Статистика по обучению

Дt1710226135aa.gif ля того, чтобы создать собственный учебный курс, для начала необходимо зайти на сайт Moodlecloud.com.

Далее, необходимо перейти во вкладку Login.

t1710226135ab.gif

Нажимаем на «freetrial», чтобы воспользоваться бесплатной пробной версией сайта на протяжении 28 дней.

Вt1710226135ac.gif водим личные данные.

Д



алее необходимо в поисковой строке ввести свой логин с приставкой moodlecloud.com (пример: smo.moodlecloud.com). Данный адрес будет являться адресом вашего учебного курса.

В появившемся окне, нужно ввести в строке «Login» - admin, а также свой пароль. Откроется главная страница, где, чтобы создать свой курс, необходимо зайти в раздел «Администрирование».

О



t1710226135ad.gif бязательно необходимо включить режим редактирования.



Дt1710226135ae.gif алее необходимо перейти в раздел «Курсы» и перейти во вкладку «Добавить курс»

З



аполните основную информацию о курсе. Обратите внимание, что наполнение курса заполняется позже, а на этом этапе необходимо настроить работу курса в целом.

Открывается окно с созданным курсом, где уже необходимо наполнять его информацией.

Вновь напомню, что обязательно должен был включен «Режим редактирования».

Дt1710226135af.gif ля начала вам необходимо заполнить тему «Общее», где вы приглашаете студентов пройти ваш курс и представляете информации. О наполнении курса.

t1710226135ag.gifДалее вы уже заполняете каждую тему, добавляя в неё различные элементы.

Дt1710226135ah.gif ля того, чтобы добавить элемент «Лекция», необходимо выбрать её в перечне элементов, и также как и при создании курса, заполнить основную информацию о самой лекции, а не её содержание.



Пt1710226135ai.gif осле заполнения основной информации о лекции, вы уже сможете добавлять информацию в саму лекцию. Обращаю внимание, что в элементе «Лекция» необходимо в конце задать вопрос студентам, на который они должны дать ответ в конце лекции.

Перейдите во вкладку «Добавить страницу с вопросом» и выберете тип вопроса, ответ на который студенты оставят в конце лекции. Так же вставьте содержание лекции.

Чтобы добавить элемент «Книга» - последовательность идентичная, с поправкой на то, что не нужно задавать вопрос студенту.

Дt1710226135aj.gif ля добавления элемента «Тест», необходимо так же заполнить основную информацию о тесте, а далее перейти во вкладку «Вопросы», где уже добавляете различного типа вопросы.



При добавлении элемента «Гиперссылка», необходимо так же добавить основную информацию, а далее вставить ссылку на видео, которое вы хотите добавить.

Чтобы добавить элемент «Форум», необходимо заполнить основную информацию, а далее задать тему обсуждения, на которую будут отвечать ваши студенты.

На платформе представлены и другие виды активностей, не использованные в моем учебном курсе, такие как видеоконференция, задание, контрольный список, лекция, текст и медиа, файл.

Далее необходимо добавить студентов. Для этого перейдите в раздел «Администрирование», а далее в раздел «Пользователи» и там «Добавить пользователя»

Дt1710226135ak.gif алее нужно заполнить информацию о студенте и выдать ему логин пароль.







Чt1710226135al.gif тобы добавить участников в курс, необходимо перейти в сам курс, перейти во вкладку «Участники». Ученики заранее должны зарегистрироваться в «Moodlecloud». Во вкладке «Участники» необходимо ввести данные учеников, и они автоматически будут добавлены в курс.

Для ознакомления с готовой работой оставляю ссылку на видеообзор.

https://disk.yandex.ru/d/2vcRwiXjVUywkw



Заключение

Информационные технологии – важная часть жизни современного человека. С каждым годом их внедряют во всё больше сфер человеческой жизни. Особенно сильно информационные технологии внедрены в образование. Именно это позволило не остановить образование во время всемирной пандемии «Covid-19». Исходя из этого, следует, что современному педагогу, необходимо знать и уметь пользоваться сервисами и порталами для дистанционного обучения, а также внедрять кейс-технологии и техническое оборудование в учебный процесс.

Дистанционное обучение и кейс-технологии – инновационные и современные приёмы в обучении, которые необходимо внедрять и активно применять в образовании. Это позволяет глубже проникать в суть преподносимого материала и эффективнее воспринимать его. Электронные ресурсы так же позволяют фильтровать объёмы информации, выделяя оттуда самое необходимое, а также являются самым доступным и удобным способом для поиска материала для изучения.

Цель, поставленная в проекте, была достигнута. В ходе проекта мне удалось изучить теоретический материал и ознакомиться с понятиями: информационные технологии, дистанционное обучение, кейс-технологии и электронные образовательные ресурсы. Так же я создала собственный учебный курс на платформе Moodlecloud и описала процесс его создания в практической части проекта.

Информационные технологии – неотъемлемая часть современного образования, позволяющая более эффективно преподносить информацию ученикам, организовывать учебный процесс и обрабатывать информацию.



Список литературы

Хлебников А.А. Информационные технологии / А.А. Хлебников – М.: КНОРУС, 2016 – 466с – (Бакалавриат).

Конспект лекций по дисциплине «Информационные технологии» [Электронный ресурс] – URL: https://studfile.net/preview/2687586/ (дата обращения 5.11.2023).

Калдыбаев С.К., Онгарбаева А.Д., Электронные образовательные ресурсы: роль и назначение [Электронный ресурс] – URL: https://dokumen.tips/documents/-159-2f.html?page=1 (дата обращения 5.11.2023).

Кейс-технология [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/09/17/keys-tehnologiya-kak-odin-iz (дата обращения 12.11.2023).

Автор материала: Д. Смольянинова (4 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.