Исследовательская работа

1
0
Материал опубликован 12 December 2023

Автор публикации: Ю. Мякушина, ученица 4Г класса



Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Дебют»






Исследовательская работа

Секция: Мир открытий

Тема: «Техники и материалы живописи»











Мякушина Юлия

МОАУ «СОШ №85»

ученица 4 г класса

Классный руководитель:

Ишмухамедова С.Д.















2021

Оглавление.

1 Введение

2

2 Основная часть

3

3 Практическая часть

13

4 Заключение

14



1 Введение

Тема исследования: Техники и материалы живописи

Объект исследования: материалы живописи

Цель проекта:

*расширение кругозора

*пополнение знаний о техниках и материалах живописи

Задачи проекта:

*узнать некоторые техники и материалы живописи

*формировать практические навыки работы с натуральными материалами для изготовления красок

*воспитывать вкус к прекрасному, любовь к творчеству

Техники живописи

1.1 техника лессировки

1.2 сочетания техник в живописи

1.3 декоративная живопись

1.4 техника сухая кисть

1.5 современные техники живописи

1.6 мазковая техника живописи

1.7 готическая живопись

1.8 техника затирки

1.9 техника гризайль

1.10 техника пуантилизма

1.11 Фреска

2 Материалы живописи

2.1 основные материалы

2.2 масляная живописи

2.3 темпера

2.4 акриловые краски

2.5 гуашь

2.6 акварель

2. Основная часть

«Техники живописи»

Техникой в живописи называют особенности наложения краски на холст и связанные с этим визуальные и оптические эффекты. Техники могут быть как традиционные - акварельная техника, техника рисования акрилом и т.д., так и авторские - техника живописи художника, также техникой живописи называют комплекс приёмов и методов рисования - послойная техника рисования маслом, мазковая техника живописи и прочие.

За всю историю живописи техник рисования появилось очень много, а с появлением новых технологий и материалов для творчества, их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Появляются пограничные техники, смешенные техники живописи, изменяются традиционные особенности работы с краской в угоду времени. Рассмотрим некоторые основные техники живописи.

1.1 Техника «лессировки»

Это техника рисования краской тонким слоем сразу по основе или по просушенному слою краски. Характерна только для прозрачных красок - масла, акварели, иногда акрила. Основное качество лессировки - прозрачность. Нанесённый поверх предыдущего слоя краски слой лессировки как бы глазирует поверхность картины, придаёт особую выразительность и глубину слоям краски, лежащим под лессировкой.
В сочетании с плотными укрывистыми слоями краски в картине маслом лессировка создаёт иллюзию глубины и прозрачности, благодаря ей появляется объёмная живопись.

1.2«Сочетания техник в живописи»

Для выражения авторской идеи в живописной работе чаще всего художники используют несколько техник одновременно. Чередуя лессировки с корпусным, укрывистым письмом, а мазковую технику с плоскими пятнами, мастера живописи добиваются необычных оптических эффектов. Станковая живопись при этом сохраняет свою самобытность и выразительность. Она не просто копирует натуру, но является альтернативной реальностью, художественной фантазией, версией бытия мира художника, она представляет собой произведение искусства, которое создал художник, живопись, как материальное выражение идеи.
1.3«Декоративная» живопись

Это своеобразная плоскостная техника живописи, при которой цветовые пятна наносятся на холст небольшими выкрасками, обводятся, подчёркиваются, а само изображение теряет объёмность. При этом такая техника рисования позволяет создавать красивые, яркие по цвету и весьма выразительные произведения искусства. А некоторая условность и демонстративная лаконичность таких картин делает их простыми для восприятия и создают прекрасное цветовое пятно в скучном интерьере.

1.4 Техника «сухая кисть»

Эта техника живописи, вышедшая прямиком из искусства эпохи Возрождения, получила вполне самостоятельное развитие в создании коммерческой живописи. Портреты на заказ в технике “сухая кисть” выполняются масляной краской на загрунтованной бумаге. Краска притирается к листу жёсткой щетинной или синтетической кистью тонким слоем. Чем темнее пятно на картине, тем больше краски и интенсивнее затирка. Эта техника помогает создавать тонкие плавные градации оттенков тона и представляет собой нечто среднее между живописью и графикой в чистом виде.

1.5 «Современные» техники живописи

На современной выставке картин, если внимательно присмотреться, можно увидеть массу необычных приёмов, которые не использовали классические художники в своих живописных работах. Это и набрызг, и стекание или раздувание, и штампование предметами и фактурными поверхностями, и посыпание отдельных частей картины мелко перетёртым в порошок пигментом, и использование металлизированных красок, паст и порошков, и даже вклеивание в картину рельефных объектов - элементов гербария, засушенных насекомых, срезов камней и т.д.

1.6 «Мазковая» техника живописи.

Среди техник живописи мазковая выделяется особо. Это такой способ живописи, когда краска смешивается на палитре и наносится на холст отдельными мазками - каждый мазок на своё место. Таким образом, объём и форма в живописи вылепливаются наложенными на холст мазками нужного цвета, тона, размера. Фактурная живопись, демонстрирующая множество мазков разного качества и рельефа, рассматривается на расстоянии, таким образом отдельные мазки краски сливаются в единое целое изображение и придают картине реалистичность, живость, динамичность. Мазковая техника живописи учит художника точно намешивать нужные оттенки и класть их в нужное место, поэтому она используется при обучении художников чаще всего.

1.7 «Готическая» живопись

Получила распространение в IX-XIV веках. Под термином Готика Джорджио Вазари определял период между Средневековьем и эпохой Возрождения. В основе сюжетов направления лежали библейские события. Для готики характерна вычурность, вытянутость линий, объем. Яркий пример произведения живописи готического стиля – Джотто роспись церкви Капелла-дель-Арена. «импрессионистическая техника живописи»


В отличие от техники раздельного мазка в живописи, импрессионизм в современном искусстве делает акцент на особую мелкость и подвижность мазков краски. Здесь мазки не являются частями единого пазла, они создают ритмически-динамичную структуру, передают движение воздушных и водных потоков, мягкую вибрацию световых лучей, влажность и глубину воздуха и т.д.
Классические представители искусства импрессионизма - Клод Моне и Эдуард Мане пытались передать в живописи реальность такой, как она есть. Современные впечатление от увиденного, а не копировать импрессионисты, подхватив эту идею, передают в живописи быстротечность времени, динамичность жизни, лёгкость и неуловимость состояний природы.

1.8 Техника «затирки»

Притирание краски кистью к предыдущему слою или втирание первого красочного слоя в холст нередко используется современными художниками в создании портретов и натюрмортов. Техника затирки кистью помогает списать грубые контрастные сочетания форм и цветов, плавно вводя их друг в друга. Обычно так пишут портрет на холсте маслом, причём затирки используются только в живописи самого лица и рук и при рисовании однородного фона. В прорисовке одежды, волос и ярких частей лица (глаза, губы) применяют и лессировки и мазковую технику и даже элементы декоративизма.

1.9 Техника «гризайль»

предполагает создание живописно-графического изображения с применением краски одного цвета (например, чёрной). В акварели краска, разведенная водой, должна найти воплощение в получении различных оттенков от чёрного до серых оттенков цвета разной светлоты. Необходимо помнить, что в акварели именно белая бумага играет роль самого светлого тона в работе.

«Материалы живописи»

Краски издревле изготавливали из красящих пигментов, перетирая их в мелкий порошок для дальнейшего смешивания со связующим материалом. Пигменты могут быть минеральными (охра, лазурит, киноварь), органическими (краплак, жженая кость) и искусственными (свинцовые белила, берлинская лазурь). И если на протяжении многих столетий краски перетирались и смешивались в мастерских самими художниками (или их помощниками), то в XIX в. начинают появляться уже готовые для работы смеси. Более того, в 1841 г. было запатентовано такое изобретение как тюбик для краски, подаривший художникам возможность подолгу работать на открытом воздухе (пленэре), вне стен мастерской, имея под рукой все самое необходимое. Это открытие во многом повлияло на развитие живописи во второй половине XIX в.

2.1 Основные материалы живописи:

Все виды красок делаются на основе связующего вещества, которое обеспечивает их соединение с основой. Вначале древние художники научились связывать пигменты с помощью водорастворимого животного клея. Другими связующими служили древесная смола или камедь, а также яичный белок, желток, пчелиный воск. С XV по XX в. основным связующим веществом являлось растительное масло, именно поэтому данный вид живописи и получил свое название – масляная.

2.2 Масляные краски-растительное масло, вначале ореховое, затем маковое и льняное, использовалось в качестве связующего еще до эпохи Возрождения, но было более распространено в Северной Европе, нежели в Италии.

2.3 Темпера– водоразбавляемые краски, изготавливаемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные.

2.4 Акриловые краски - были разработаны в 1940-х гг., их используют многие современные художники. Это стойкие и быстро сохнущие краски. Преимущества акрила в том, что в процессе работы краску можно разбавлять водой

2.5 «Гуашь». Художественные гуашевые краски идеальны для живописных, декоративных работ и графики. Гуашью можно работать практически на всех материалах, имеющих более или менее ровную поверхность: на бумаге и картоне, на грунтованном и негрунтованном полотне, на металле, дереве, кости, пластмассе, стекле, коже... Гуашь – материал, предназначенный и для начинающих художников, и для профессионалов. При изготовлении гуашевых красок используются самые стойкие и яркие пигменты. Гуашь художественная хорошо набирается на кисть, обладает замечательной разносимостью, хорошо сохнет.

2.6 «Акварель». Слово «Акварель» произошло от французского aquarelle — водяной или от латинского aqua — вода. Акварельная живопись зародилась в Китае вместе с появлением бумаги. Датируется изобретение красок началом II века нашей эры. Но по некоторым данным акварельные краски впервые были применены в Египте, поэтому в данном вопросе до сих пор между историками происходят прения. Китайская акварель – обособленное направление искусства, так как картины писались не только на бумаге, но и на различных тканях.

Живописная техника, использующая специальные акварельные краски при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую частично предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма акварелью «по-сырому» бумагу можно смачивать снизу, или класть на мокрую фланель.

Практическая часть

п/п

Название краски

Состав краски

1

Краска на основе яичного желтка

Яичный желток ,вода, красящий пигмент(сок черной смородины)

2

Медовые краски

Вода,мед,крахмал ,красящий пигмент(морковный сок)

3

Масляные краски

Мука,соль,раст.масло,вода,красящий пигмент(свекольный сок)

В таблице приведены данные, на основе которых я изготовила в домашних условиях краски из натуральных ингредиентов. Презентацию можно посмотреть на видео в Приложении №1.

Заключение

Процесс изготовления красок из натуральных ингредиентов оказался интересным и познавательным для меня. Хотя это заняло некоторое время. Пойти в магазин и купить готовые краски, легче и быстрее. Но я узнала, что краски, которые сделала я, менее насыщенные, имеют другую консистенцию и плотность; по-другому ложатся на бумагу. Краски на разной основе по-разному высыхают, хотя все работы (Приложение № 2) сделаны на бумаге одинаковой плотности.

Для меня это был интересный опыт, но вряд ли я это повторю. Подобные краски, по моему мнению, могут быть использованы для творчества с маленькими детьми, потому что они имеют такую особенность как пробовать все на вкус. И возможно для тех, у кого есть аллергия на химические вещества, входящие в состав фабричных красок. Все-таки для меня готовые краски имеют гораздо более широкую палитру, яркие и насыщенные цвета.

























Список использованных источников

https://studopedia.su/4_14337_materiali-i-tehniki-zhivopisi.html

https://jotto8.ru/blog/tehniki-zhivopisi-obzor

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

https://giotto.su/materialy-v-zhivopisi















































t1702396622aa.jpg

































































Медовушка













t1702396622ab.jpg





Маслянка









t1702396622ac.jpg





Скорлупка



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации