Автор публикации: Т. Осьминин, студент 2 курса
презентация к проектуPPTX / 15.36 Мб
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж информационных технологий»
(ОБПОУ «КИТ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Бесполезные решения бесполезной ООН?
Выполнил:
Обучающийся группы ИБ-2
Осьминин Т. Н.
Руководитель работы:
Домашева Т. В.
Курск, 2025г.
Содержание
Y
Глава I. Исторические предпосылки и создание ООН 5
1.1. Философские истоки и провал Лиги Наций 5
1.2. Вторая мировая война и процесс создания ООН 6
Глава II. Архитектура и многогранная деятельность ООН: от структуры к реализации 8
2.1. Ключевые органы управления: функционал и полномочия 8
2.2. Многогранная деятельность ООН: от слов к делу 11
Глава III. Анализ эффективности ООН: вызовы и противоречия 13
3.1. Системные противоречия 13
Актуальность темы данного исследования обусловлена уникальным положением Организации Объединенных Наций (ООН) в современной системе международных отношений. Созданная в 1945 году как ответ на беспрецедентные трагедии двух мировых войн, ООН на протяжении почти восьми десятилетий остается главной универсальной площадкой для межгосударственного диалога и единственным механизмом коллективного реагирования на глобальные вызовы. Ее деятельность затрагивает практически все сферы человеческого существования — от обеспечения международной безопасности и защиты прав человека до координации усилий в области здравоохранения, образования, экологии и экономического развития.
В условиях растущей геополитической напряженности, усугубления старых и появления новых угроз, таких как кибертерроризм, пандемии и изменение климата, роль эффективной многосторонней дипломатии становится как никогда важной. ООН призвана быть стабилизирующим якорем в неспокойном мире, инструментом предотвращения конфликтов и арбитром в разрешении международных споров. Нормы и стандарты, разработанные под ее эгидой, формируют основу современного международного права и оказывают непосредственное влияние на национальное законодательство и повседневную жизнь людей во всем мире.
Однако, несмотря на свой колоссальный моральный авторитет и широкий мандат, Организация Объединенных Наций сегодня сталкивается с кризисом легитимности и эффективности. Ее неспособность предотвратить ряд масштабных гуманитарных катастроф, этнических чисток и вооруженных конфликтов в конце XX — начале XXI века, а также частые политические тупики в ее главном органе — Совете Безопасности — заставляют экспертов и политиков все чаще задаваться вопросом о целесообразности ее существования в нынешнем виде. Противоречие между провозглашенными высокими идеалами Устава ООН и реальной практикой, часто обусловленной узкокорыстными интересами ведущих держав, составляет главный парадокс и основную проблему Организации.
Цель и задачи:
Цель данной работы является комплексный анализ Организации Объединенных Наций через призму ее исторического становления, институциональной структуры и ключевых направлений деятельности для выявления системных проблем и перспектив ее дальнейшей эволюции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Исследовать исторические предпосылки создания ООН, проанализировав уроки, извлеченные из опыта и неудач ее предшественницы — Лиги Наций.
Проанализировать организационную структуру ООН, выявив функции, компетенции и механизмы взаимодействия ее главных органов, в особенности Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи.
Рассмотреть ключевые направления деятельности Организации, уделив особое внимание нормотворческой функции (декларации и конвенции) и оперативной работе по поддержанию мира (миротворческие миссии).
Провести критический анализ эффективности решений ООН, оценить остроту стоящих перед ней вызовов и сформулировать выводы о целесообразности ее существования и возможных путях реформирования.
Организация Объединенных Наций не возникла на пустом месте; ее появление стало закономерным итогом эволюции международных отношений и горького опыта первой половины XX века. Эта глава посвящена анализу идейных истоков и исторического контекста, которые привели к созданию ООН, а также непосредственному процессу ее учреждения.
Идея создания международной организации для предотвращения войн и поддержания мира имеет долгую историю. Ее философские основы были заложены еще в труде Иммануила Канта «К вечному миру» (1795), где он обосновал необходимость федерации свободных государств, которая обеспечила бы устойчивый мир. Однако практическая реализация этой идеи стала возможной лишь после глобального потрясения — Первой мировой войны.
Создание и миссия Лиги Наций
В 1919 году по инициативе стран-победительниц, и прежде всего президента США Вудро Вильсона, была создана Лига Наций — первая в истории международная организация, чьей официальной миссией было «развитие сотрудничества между народами и достижение международного мира и безопасности». Ее Устав, состоявший из 26 статей, предусматривал механизмы разрешения споров, коллективного противодействия агрессору и сокращения вооружений.
Лига Наций добилась ряда значительных успехов, особенно в неполитических сферах:
Была создана Международная организация труда (МОТ), которая способствовала улучшению условий труда во всем мире.
Учреждена Постоянная палата международного правосудия — предшественница Международного Суда ООН.
Велась активная работа по борьбе с эпидемиями, торговлей людьми и наркотиками, а также по помощи беженцам (знаменитый «Нансеновский паспорт»).
Системные пороки и причины провала
Несмотря на благие намерения, Лига Наций изначально имела фундаментальные структурные недостатки, которые предопределили ее неспособность предотвратить Вторую мировую войну:
Отсутствие универсальности: В Лиге так и не состоялись ключевые мировые державы. США, чей президент был ее главным идеологом, отказались ратифицировать Версальский договор и не вошли в организацию. СССР был принят лишь в 1934 году, а в 1939-м — исключен за войну с Финляндией. Германия и Япония вышли из Лиги в 1933 году, что позволило им действовать на международной арене бесконтрольно.
Отсутствие действенных механизмов принуждения: Решения Лиги Наций носили рекомендательный характер. У нее не было собственных вооруженных сил, а санкции против стран-агрессоров (как, например, в отношении Италии во время вторжения в Эфиопию в 1935 году) были запоздалыми, неполными и не соблюдались самими членами Лиги.
Политика умиротворения и зависимость от великих держав: Ведущие члены Лиги — Великобритания и Франция — часто ставили свои краткосрочные национальные интересы выше коллективной безопасности, предпочитая политику умиротворения агрессоров (аншлюс Австрии, Мюнхенский сговор 1938 года). Это разрушало саму идею коллективного отпора.
Неспособность Лиги Наций эффективно ответить на акты агрессии Японии в Маньчжурии (1931), Италии в Эфиопии (1935) и, наконец, нацистской Германии в Европе окончательно подорвала ее авторитет. К 1939 году Лига де-факто перестала функционировать, а формально была распущена в 1946 году. Ее главный урок заключался в том, что для поддержания мира недостаточно благих намерений — необходима сильная организация с реальными полномочиями, универсальным членством и решимостью действовать.
Ужасы Второй мировой войны, развязанной странами Оси, наглядно продемонстрировали необходимость создания новой, более эффективной системы международной безопасности. Процесс формирования ООН стал результатом последовательных дипломатических усилий стран Антигитлеровской коалиции.
Этап 1: Декларация Объединенных Наций (1942 г.)
Термин «Объединенные Нации» (United Nations) был впервые предложен президентом США Франклином Д. Рузвельтом и официально закреплен в Декларации Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 года. Первоначально ее подписали 26 государств, включая «большую четверку» — США, СССР, Великобританию и Китай. Стороны обязались использовать все свои ресурсы для борьбы со странами Оси и не заключать сепаратный мир. К концу войны к Декларации присоединилось еще 21 государство. Этот документ заложил политическую и идеологическую основу будущей организации.
Этап 2: Конференция в Думбартон-Оксе (1944 г.)
С 21 августа по 7 октября 1944 года в особняке Думбартон-Окс в Вашингтоне прошла конференция, на которой представители СССР, США, Великобритании и Китая разработали конкретный проект Устава новой организации. Ключевые вопросы, обсуждавшиеся на конференции:
Структура Совета Безопасности: было решено создать небольшой исполнительный орган, несущий главную ответственность за мир.
Право вето: возникли серьезные разногласия. СССР настаивал на том, чтобы право вето постоянных членов распространялось на все вопросы, включая обсуждение споров. Западные державы предлагали ограничить его. В итоге была достигнута предварительная договоренность о праве вето по существенным вопросам.
Членский состав: обсуждался вопрос о членстве всех советских республик, что впоследствии было частично удовлетворено.
Конференция в Думбартон-Оксе выработала «Предложения о создании всеобщей международной организации», которые стали основой для дальнейших переговоров.
Этап 3: Ялтинская конференция (февраль 1945 г.)
На встрече «Большой тройки» (Сталин, Рузвельт, Черчилль) в Ялте были окончательно урегулированы ключевые спорные моменты:
Формула голосования в Совете Безопасности: было принято компромиссное решение, известное как «Ялтинская формула». Постоянные члены Совбеза (США, СССР, Великобритания, Китай и Франция) обладают правом вето при принятии решений по существу, но не могут применять его к процедурным вопросам и к спорам, в которых они сами являются стороной (хотя это правило часто нарушалось).
Вопрос о советских республиках: По настоянию Сталина, было согласовано, что наряду с СССР учредителями ООН станут Украинская ССР и Белорусская ССР, понесшие огромные жертвы в войне. Это было уникальное решение, позволившее СССР иметь три голоса в Генеральной Ассамблее.
Дата и место учредительной конференции: было решено созвать конференцию в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года.
Этап 4: Сан-Францисская конференция (апрель–июнь 1945 г.)
Это была крупнейшая дипломатическая конференция в истории, в которой участвовали 850 делегатов от 50 стран. Дебаты были жаркими и касались роли региональных организаций, системы опеки над бывшими колониями, целей и принципов Организации. Несмотря на разногласия, 26 июня 1945 года представители 50 государств подписали Устав Организации Объединенных Наций.
Официальной датой рождения ООН стало 24 октября 1945 года, когда Устав был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств-учредителей. Эта дата ежегодно отмечается как День ООН.
Таким образом, ООН была создана как результат жестких уроков истории, компромиссов между великими державами и коллективной воли к построению послевоенного мира, который, как провозглашено в первой строке Устава, должен был быть избавлен от «бедствий войны, дважды в нашей жизни, принёсшей человечеству невыразимое горе». Новая организация унаследовала гуманитарные и социальные функции Лиги Наций, но получила гораздо более сильные политические инструменты и, что самое важное, универсальное признание.
Созданная как инструмент коллективного ответа на глобальные вызовы, ООН обладает сложной и разветвленной архитектурой. Ее организационная структура не является самоцелью, а напрямую подчинена выполнению широкого спектра задач — от обеспечения международной безопасности до содействия экономическому развитию и защиты прав человека. Данная глава дает комплексный обзор ключевых органов ООН и их практической деятельности, демонстрируя, как институциональный дизайн определяет возможности и ограничения Организации на мировой арене.
Система ООН базируется на шести главных органах, закрепленных в Уставе, каждый из которых играет уникальную роль в общей системе.
Генеральная Ассамблея (ГА): Парламент народов
Статус и состав: является главным совещательным, директивным и представительным органом. В ее работе участвуют все 193 государства-члена ООН, каждое из которых имеет один голос, что подчеркивает принцип суверенного равенства.
Функции: обсуждает любой вопрос в пределах Устава ООН. Ее ключевые полномочия включают:
Рассмотрение принципов международного мира и безопасности.
Избрание непостоянных членов Совета Безопасности и членов ЭКОСОС.
Назначение Генерального секретаря (по рекомендации СБ).
Утверждение бюджета Организации.
Координация международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах.
Формат работы: работает в сессионном режиме. Ежегодная регулярная сессия открывается в сентябре. Для эффективной работы ГА учредила шесть главных комитетов, специализирующихся на конкретных темах (вопросы разоружения, экономики, права и др.).
Совет Безопасности (СБ): Страж международного мира
Статус и состав: несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его решения, в отличие от резолюций ГА, являются обязательными для всех членов ООН. Состоит из 15 членов:
5 постоянных членов («P5»): Китай, Франция, Россия, Великобритания, США.
10 непостоянных членов, избираемых ГА на двухлетний срок.
Ключевой инструмент — право вето: каждый из постоянных членов обладает правом вето, позволяющим заблокировать принятие любой резолюции, даже при поддержке остальных 14 членов Совета. Этот инструмент, призванный обеспечить единство великих держав, на практике часто приводит к политическим параличам.
Полномочия: Уполномочен расследовать любые споры, рекомендовать процедуры урегулирования, принимать меры, включая санкции на использование вооруженной силы для поддержания или восстановления мира.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС): Мотор устойчивого развития
Функции: является центральным органом для координации экономической и социальной деятельности ООН, а также специализированных учреждений и фондов (таких как ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ).
Структура: координирует работу пяти региональных комиссий (для Европы, Азии и Тихого океана, Западной Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна), обеспечивая учет региональной специфики.
Роль: выступает основной платформой для обсуждения глобальных проблем развития, реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) и налаживания партнерств с гражданским обществом и бизнесом.
Секретариат: Административная опора
Назначение: осуществляет повседневную работу Организации, обслуживая другие главные органы и выполняя их предписания.
Генеральный секретарь: Во главе стоит Генеральный секретарь — главное административное должностное лицо. Он выступает в роли «хранителя Устава», арбитра и «дипломатического двигателя» организации, играя ключевую роль в предотвращении конфликтов. Назначается ГА по рекомендации СБ на 5-летний срок. Существует неформальное «джентльменское соглашение», что этот пост не должен занимать гражданин страны «P5».
Международный Суд: Голос права
Статус: Главный судебный орган ООН, расположенный в Гааге (Нидерланды).
Функции:
Судебная: разрешает правовые споры, переданные ему государствами.
Консультативная: дает консультативные заключения по юридическим вопросам, запрошенным уполномоченными органами ООН.
Ограничения: Сторонами в делах могут быть только государства, а юрисдикция Суда зависит от согласия сторон спора.
Совет по Опеке
Историческая роль: был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями (бывшими колониями и мандатными территориями Лиги Наций).
Современное состояние: приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после обретения независимости последней подопечной территории — Палау. Является примером успешного выполнения мандата и уникальным прецедентом «самороспуска» органа ООН.
2.2. Многогранная деятельность ООН: от слов к делуОрганизационная структура ООН служит основой для реализации ее широкого мандата, который можно разделить на несколько ключевых направлений.
1. Нормотворчество: Создание международного права
ООН является главной фабрикой международных договоров и стандартов. Ее документы, даже не всегда имея прямую обязательную силу, формируют правовое поле, в котором существуют современные государства.
Всеобщая декларация прав человека (1948): Фундаментальный документ, провозгласивший неотъемлемые права, присущие каждому человеку.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида (1948): впервые дала юридическое определение геноцида и возложила на государства обязанность «предупреждать и наказывать» это преступление.
Международные пакты о правах человека (1966): Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах превратили принципы Декларации в юридически обязывающие договоры.
Конвенция о правах ребенка (1989): Самый широко ратифицированный договор по правам человека в истории, установивший комплекс стандартов в отношении защиты детей.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992) и Парижское соглашение (2015): создали правовую и институциональную основу для глобальной борьбы с изменением климата.
2. Миротворчество и политические миссии: Дипломатия и «голубые каски»
Это одно из самых известных и ресурсоемких направлений деятельности ООН, эволюционировавшее от простого наблюдения за линиями перемирия до комплексных операций по построению мира.
Эволюция мандатов: Современные многомерные миссии могут включать:
Военный компонент (разделение сторон, наблюдение за прекращением огня).
Политический компонент (содействие мирным переговорам, поддержка национального диалога).
Гуманитарный компонент (координация помощи).
Компонент по правам человека (мониторинг нарушений).
Компонент по верховенству права (поддержка полиции, судебной реформы).
Примеры и уроки:
Успехи: Миссия в Намибии (UNTAG, 1989-90) успешно обеспечила переход к независимости. Операция в Сальвадоре (ONUSAL, 1991-95) помогла завершить гражданскую войну.
Неудачи и кризисы: Миссии в Руанде (UNAMIR, 1994) и Сребренице (в рамках UNPROFOR, 1995) не смогли предотвратить геноцид и массовые убийства, что стало следствием нерешительных мандатов и отсутствия политической воли у государств-членов.
Долгосрочные операции: Миссия на Кипре (UNFICYP, с 1964 г.) и в Кашмире (UNMOGIP, с 1949 г.) демонстрируют, как ООН может «заморозить» конфликт, но не всегда способна добиться его политического решения.
3. Гуманитарная и оперативная деятельность: Помощь на передовой
Специализированные учреждения, фонды и программы ООН работают в самых разных сферах, оказывая прямое влияние на жизнь миллионов людей.
Всемирная продовольственная программа (ВПП): борется с голодом, оказывая продовольственную помощь в чрезвычайных ситуациях. Лауреат Нобелевской премии мира 2020 года.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ): защищает права беженцев и лиц без гражданства, оказывая им помощь по всему миру.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ): работает над защитой прав детей, обеспечивая доступ к здравоохранению, образованию и чистой воде.
Программа развития ООН (ПРООН): содействует устойчивому развитию, помогая странам в борьбе с бедностью, развитии демократических институтов и восстановлении после кризисов.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): координирует международные усилия в области здравоохранения, как это было ярко продемонстрировано во время пандемии COVID-19.
Таким образом, структура и деятельность ООН представляют собой единый комплекс. Ее органы создают правовые и политические рамки, а специализированные учреждения и миссии реализуют их на практике. Эта сложная экосистема позволяет ООН оставаться уникальным многосторонним инструментом, чья роль, несмотря на все кризисы и противоречия, остается незаменимой для решения глобальных проблем.
Глава III. Анализ эффективности ООН: вызовы и противоречияОрганизация Объединенных Наций сегодня сталкивается с парадоксом: будучи незаменимой площадкой для глобального диалога, она демонстрирует растущую неспособность эффективно реагировать на современные вызовы. Этот анализ выявляет системные проблемы и перспективы трансформации ООН.
3.1. Системные противоречия
Паралич Совета Безопасности
Право вето постоянных членов СБ, предназначенное для обеспечения единства, стало инструментом блокирования решений по острым кризисам (Сирия, Украина). Это превращает ООН в "беззубого стража" - организацию с мандатом на действие, но без реальной возможности его осуществления.
Устаревшая структура
Состав постоянных членов СБ отражает расклад сил 1945 года и не учитывает появление новых центров влияния (Индия, Германия, Бразилия, Нигерия). Это подрывает легитимность решений Совета в глазах большинства государств.
Бюрократическая неэффективность
Громоздкий аппарат ООН порождает:
Медленное принятие решений
Неэффективное использование ресурсов
Проблемы подотчетности (случаи коррупции и злоупотреблений)
3.2. Оценка ключевых направленийМиротворчество
Успехи: "замораживание" конфликтов (Кипр), содействие выборам (Камбоджа)
Провалы: неспособность защитить гражданское население (Сребреница, Руанда)
Защита прав человека
Политизация Совета по правам человека
Отсутствие действенных механизмов принуждения
Двойные стандарты в оценках
Устойчивое развитие
Невыполнение обязательств по финансированию
Противоречия между целями ООН и политикой МВФ/Всемирного банка
3.3. Новые вызовыООН не успевает адаптироваться к транснациональным угрозам:
Изменение климата - разрыв между декларациями и реальными действиями
Киберпространство и ИИ - отсутствие правовых режимов
Пандемии - слабость координационных механизмов ВОЗ
3.4. Перспективы реформНеобходимые изменения:
Реформа СБ - расширение состава и ограничение права вето
Повышение эффективности - борьба с бюрократией, усиление подотчетности
Адаптация к новым угрозам - создание механизмов регулирования киберпространства и биобезопасности
Подводя черту, можно сказать, что ООН переживает кризис легитимности, оставаясь при этом незаменимым инструментом многосторонней дипломатии. Будущее организации зависит от способности международного сообщества преодолеть узкокорыстные интересы и провести давно назревшие реформы. Без этого ООН рискует окончательно превратиться в дискуссионный клуб, неспособный выполнять свою главную миссию.
ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать фундаментальный вывод: Организация Объединенных Наций, несмотря на все свои системные противоречия и очевидные недостатки, продолжает оставаться краеугольным камнем современной системы международных отношений. За почти восемь десятилетий своего существования ООН доказала свою уникальную ценность как универсальная платформа для международного диалога. В мире, где геополитическое напряжение продолжает обостряться, значение этого форума трудно переоценить - именно он зачастую остается единственным каналом коммуникации между конфликтующими государствами, предотвращая полный разрыв отношений и создавая пространство для поиска дипломатических решений.
Особая значимость ООН проявляется в ее нормотворческой и гуманитарной деятельности, которая оказывает непосредственное влияние на жизни миллионов людей по всему миру. От стандартов в области прав человека до координации помощи в зонах конфликтов, от программ развития до защиты интересов детей — все это составляет неотъемлемую часть современного глобального управления. Деятельность таких учреждений, как ЮНИСЕФ, УВКБ ООН и ВПП, часто означает разницу между жизнью и смертью для наиболее уязвимых категорий населения планеты.
Вместе с тем, проведенный анализ со всей очевидностью показывает, что ООН, созданная в середине XX века как ответ на вызовы послевоенного мира, в значительной степени утратила адекватность современным глобальным реалиям. Институциональная архитектура Организации, сформированная в условиях биполярного мира, демонстрирует растущую неспособность эффективно реагировать на вызовы XXI века - будь то киберугрозы, изменение климата, пандемии или новые формы вооруженных конфликтов. Особую озабоченность вызывает хронический паралич Совета Безопасности, где право вето продолжает использоваться как инструмент блокирования коллективных действий в ситуациях, требующих незамедлительного реагирования.
В этой связи принципиально важным представляется тезис о том, что вопрос сегодня стоит не о ликвидации ООН, а о ее глубоком и всестороннем реформировании. Необходимость модернизации затрагивает практически все аспекты деятельности Организации - от реструктуризации Совета Безопасности и повышения эффективности миротворческих операций до укрепления механизмов подотчетности и прозрачности. Ключевыми направлениями реформы должны стать: пересмотр состава постоянных членов СБ с учетом современных геополитических реалий, введение механизмов ограничения права вето в случаях массовых нарушений прав человека, а также создание новых инструментов для реагирования на транснациональные вызовы.
Будущее ООН в решающей степени зависит от политической воли государств-членов и их готовности поступиться частью своих сиюминутных интересов ради достижения более масштабных глобальных целей. История показывает, что периоды наиболее успешного функционирования Организации совпадали с моментами, когда великие державы находили возможности для конструктивного компромисса. В условиях нарастания глобальных вызовов - от климатического кризиса до угрозы новой гонки вооружений - такая солидарность становится не просто желательной, а жизненно необходимой.
Таким образом, только обновленная и укрепленная ООН, сохраняя преемственность с заложенными в ее Уставе идеалами, но при этом адаптируясь к требованиям нового времени, может стать по-настоящему эффективным инструментом для решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Альтернатива же - дальнейшая фрагментация международной системы и эрозия многосторонних институтов - несет в себе риски, которые мировое сообщество не может себе позволить. В этом смысле укрепление ООН является не просто дипломатической задачей, но моральным императивом для всех, кто заинтересован в построении более стабильного, справедливого и безопасного мира для будущих поколений.
Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 1945. – URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter (дата обращения: 13.11.2025).
Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 28.10.2025).
История международных отношений (1945–2021) [Электронный ресурс] : учебное пособие / под ред. А. В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Аспект Пресс, 2021. – URL: https://www.aspectpress.ru/catalog/istoriya-mezhdunarodnykh-otnosheniy-1945-2021/ (дата обращения: 13.11.2025).
Организация Объединенных Наций: история и современность [Электронный ресурс] / кол. авт. ; отв. ред. А. Г. Задохин. – М. : Международные отношения, 2021. – URL: https://www.inion.ru/products/organizatsiya-obedinennyh-natsiy-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 15.11.2025).
United Nations Peacekeeping Operations: Principles and Guidelines (Capstone Doctrine) [Электронный ресурс] / UN Department of Peacekeeping Operations. – 2008. – URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/capstone_eng_0.pdf (дата обращения: 28.10.2025).
Официальный сайт Совета Безопасности ООН [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/ (дата обращения: 20.04.2025).
Официальный сайт Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ohchr.org/ru (дата обращения:13.11.2025).
Парижское соглашение [Электронный ресурс] : принято 12 декабря 2015 г. – URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 13.11.2025).