Проектная работа по теме "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
Автор публикации: П. Сечкина, ученица 5В класса
Автор публикации: Ю. Рыбинская, ученица 5В класса
проектPPTX / 12.63 Мб
/data/files/z1706247624.pptx (проект)Проектная работа по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Добрый день! Вашему вниманию предлагается проектная работа учеников 5в класса на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк!» Выбрали эту тему, потому что на уроках чтения и факультативных занятиях мы прочитали много русских народных сказок и задумались, что сказка создавалась не только для развлечения, но и с целью воспитания младшего поколения. Таким образом, целью проектной работы было узнать, чему учат нас сказки. Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
Познакомиться с историей возникновения сказки, её типами и структурой.
Исследовать сказки и выявить в них воспитательные моменты.
Обобщить полученные результаты.
Объектом исследования являются русские народные сказки
В процессе подготовки к выполнению проектной работы была выдвинута гипотеза: Сказка – это не только развлечение.
У каждого из нас есть книги. Но самыми первыми и самыми любимыми для детей являются сказки. Прежде чем начать исследование, нам надо было тщательно изучить его объект. Поэтому мы решили выяснить, что такое сказка, как жанр устного народного творчества. В библиотеке нашей школы из толковых словарей русского языка мы узнали, что
«Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях»
«Сказка – повествовательное, обычно народно -поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил»
Значит, сказка – это выдуманная история о необыкновенных событиях и приключениях, обязательно со счастливым концом, где добро всегда побеждает зло.
Дальше нам стало интересно, как же появились сказки? Изучив справочную литературу в библиотеке, в интернете, мы узнали, что, оказывается, сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом.
Ещё мы узнали, что сказка рассказывается по особым правилам, по определённому порядку. Она состоит из трёх основных частей:
1. Зачин – это начало сказки, вступление.
В нём названы герои, события, место действия
2. Содержание сказки
Здесь рассказывается об основных событиях, в которых участвуют главные герои
3.Концовка - завершение повествования
На уроках чтения и факультативных занятиях, изучая русские народные сказки, мы узнали, что условно их можно разделить на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности.
В сказках о животных главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. В таких сказках не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются жадность, обман в целях наживы.
Бытовая сказка — это сказка, в основе которой лежат события каждодневной жизни. Её герои борются за справедливость и добиваются своего с помощью смекалки, ловкости или хитрости, получают награду за свою доброту и честность.
Описывается повседневная жизнь людей, обычно без магии и волшебства. Бытовые сказки кратки, в них нет многократных повторов. В финале всегда торжествует справедливость. В бытовых сказках осуждаются негативные качества и часто бедные герои противопоставлены богатым.
Часто герои бытовых сказок — солдат или мужик. Они добиваются своей цели благодаря сообразительности и смекалке.
Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Кощей Бессмертный, Баба Яга и другие. В основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. В пути герою приходят на помощь волшебные помощники: животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк); предметы, наделённые чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки); стихии (солнце, ветер)
Правдивы слова Александра Сергеевича Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Они говорят нам о том, что из сказки нужно извлечь скрытый смысл, понять, что правильно и неправильно, научиться на чужих ошибках. Ведь каждая русская сказка обязательно несёт поучительный момент.
Русские народные сказки учат:
• Любить свою семью, строить семейные отношения.
• учат ценить друзей, помогать друг другу.
• сказки учат быть находчивым в сложных ситуациях.
- Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
• учат бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками.
• Сказки учат воспитывать в себе лучшие качества.
Русских народных сказок много, их анализ можно продолжать бесконечно.
Но несомненно одно: каждая сказка чему-то учит !!!
Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:
В процессе исследования было проведено анкетирование учеников 3в, 4в и 5в классов. В анкетировании приняли участие 19 человек. Мы предложили ответить на 5 вопросов.
В ходе анкетирования были получены следующие результаты, которые приведены в диаграмме.
Проанализировав анкеты, можно сделать вывод о том, что дети знают мало русских народных сказок, некоторые путают названия русских народных сказок с названиями мультфильмов. Мы считаем, что ребятам надо больше читать русских народных сказок.
В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы и сделали выводы:
Русские народные сказки можно разделить на 3 группы. Сказки имеют определённую структуру.
Наша гипотеза подтвердилась. Сказка – это не только способ развлечения. Сказки – это метод воспитания. Они учат отличать добро от зла, правильно поступать в различных жизненных ситуациях по примеру положительных героев.
Сказка не даёт прямых наставлений, но заставляет нас размышлять. В её содержании всегда заложен какой-то урок.
В результате работы над проектом мы изготовили буклет «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Его можно использовать в качестве наглядного материала на уроках чтения и во внеурочной деятельности.
Спасибо за внимание!