Проектная работа "Создание справочного материала по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку"
Автор публикации: А. Вылегжанина, ученица 10А класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Создание справочного материала по словообразованию для подготовки к ЕГЭ
по английскому языку
Автор: Вылегжанина Алёна, 10А класс
МБОУ «Лицей» г. Кирово-Чепецка
Руководитель: Двинянинова Е.А.,
учитель английского языка
КИРОВО-ЧЕПЕЦК
2024
Содержание
2.1. Подготовка к созданию справочного материала по словообразованию 5
2.1.1. Определение словообразования 5
2.1.2. Способы словообразования 6
2.1.3. Типичные суффиксы/ приставки 9
2.1.4. Словообразование в ЕГЭ по английскому языку 10
2.2. Создание справочного материала по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку 12
2.2.1. Выбор источников информации для составления справочного материала 12
2.2.2. Разработка системы поиска и навигации по справочному материалу 12
2.2.3. Разработка дизайна и оформления справочного материала 13
Название проекта: Создание справочного материала по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
Руководитель: Двинянинова Е.А., учитель английского языка.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Возраст участников проекта: 17 лет.
Заказчики проекта: учащиеся 10-11-х классов, учителя английского языка МБОУ «Лицей».
Цель проекта: Создание справочного материала по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
Задачи:
Изучить принцип создания справочных материалов;
Найти информацию о словообразовании в английском языке;
Изучить справочники по английскому языку;
Систематизировать полученную информацию;
Создать справочный материал по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку;
Провести внутреннюю и внешнюю оценку продукта проекта.
Необходимое оборудование: компьютер с выходом в интернет, браузер, приложение MS Office 365.
Аннотация
Изучая иностранный язык большинство учащихся сталкиваются с ограниченным словарным запасом. Если понять принцип словообразования в английском языке, который достаточно хорошо изучен в разделе языкознания, то лексикон можно легко расширить. Расширение словарного запаса даёт возможность понимать и общаться с людьми другой культуры.
Существует множество способов словообразования, но необходимо рассмотреть наиболее эффективные и распространённые из них, так как подставить приставку или окончание порой очень сложно. Как правило, учащиеся, сдающие экзамен по английскому языку, сталкиваются с заданиями, в которых необходимо лексически преобразовать слова, то есть из одной части речи сделать другую, подобрать подходящее однокоренное слово, чтобы передать смысл заявленных предложений. Работая с текстами, анализируя слова, было решено разработать справочный материал по этой теме.
Актуальность данной темы обуславливается потребностью в расширении словарного запаса учащихся для повседневного общения и для подготовки к ЕГЭ.
Предполагаемый продукт проекта: справочный материал по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
План этапа
2.1.1. Определение словообразования.
2.1.2. Способы словообразования.
2.1.3. Типичные суффиксы/приставки.
2.1.4. Важность словообразования для ЕГЭ.
2.1.5. Выводы, методы.
Словообразование (word formation) — это образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, сложения основ и других способов [9].
Один из методов быстро расширить свой словарный запас – освоить способы словообразования в английском языке. Поняв принципы, по которым строятся слова, можно из уже известного слова вывести значения его однокоренных слов.
Строительный материал для каждого слова – это корень, приставки и суффиксы. Корень – это та часть слова, которая несет основной смысл. Слово без корня не может существовать. Тогда как приставки и суффиксы – необязательная часть, однако прибавляясь к корню, именно они помогают образовать новые слова. Поэтому, описывая словообразование в английском, мы будем разделять приставочные и суффиксальные способы.
Образование новых слов может приводить не только к изменению значения, но и менять части речи. В этой функции чаще выступают суффиксы. Прибавляясь к корню, они переводят слово из одной части речи в другую, например, делают прилагательное из глагола или глагол из существительного.
Так, от одного корня может образоваться целая группа, все элементы которой связаны между собой. Поэтому словообразование помогает изучающим английский видеть смысловые отношения между словами и лучше ориентироваться в многообразии лексики.
1. Аффиксация
Аффиксация — это образование новых слов при помощи добавления приставок и суффиксов. Это самый распространенный способ создания новых слов.
В зависимости от того, что именно добавляется к основе слова (приставка или суффикс), то выделяют префиксацию и суффиксацию. Если же добавляется и то и другое, то способ образования – префиксально-суффиксальный.
Преимущества аффиксации в том, что суффиксы и приставки дают нам очень много информации о слове.
Суффиксы указывают на часть речи. Есть специальные суффиксы для существительных, прилагательных, наречий, глаголов, благодаря которым можно сразу определить, какая часть речи перед вами [6].
Суффиксация:
Teacher – суффикс -er указывает на то, что слово – существительное, а также, что это название профессии или род занятий.
Beautiful – суффикс -ful указывает на то, что слово – прилагательное
Fortunate – суффикс -ate также суффикс прилагательного
Information – суффикс -ation указывает на то, что слово – существительное (см. Приложение 1).
Префиксация:
to try («пробовать») → to retry («попробовать еще раз»);
patient («терпеливый») → impatient («нетерпеливый»);
human («человек») → subhuman («недочеловек») (см. Приложение 2).
2. Словосложение
В английском языке много так называемых составных слов (compounds). Эти слова образуются путем слияния двух основ. Слово, построенное таким образом, приобретает новое значение. Путем словосложения образуются многие глаголы, существительные, прилагательные [9]:
hair + to cut = a haircut – стрижка
driving + license = a driving license – права
baby + to sit = to babysit – присматривать за ребенком
brain + to wash = to brainwash – промывать мозг
Некоторые наречия и местоимения также образованы этим способом:
every + where = everywhere – повсюду, везде
any + time = anytime – в любое время
some + body = somebody – кто-то
3. Конверсия
Конверсия – переход слова из одной части речи в другую. При этом написание и произношение слова не меняется. Это может сбивать с толку, но есть и хорошая новость: значение слова хоть и меняется при переходе, все же чаще всего оно остается близким к исходному слову [8].
Конверсия бывает разных типов. Самые распространенные из них – это переход из существительного в глагол и из глагола в существительное:
a host – to host (хозяин – быть хозяином, принимать гостей)
a name – to name (имя – называть)
Прилагательные могут конвертироваться в глаголы и существительные:
to empty – empty (опустошать – пустой)
dry – to dry (сухой – сушить)
clean – to clean (чистый – мыть). (см. Приложение 3)
4. Чередование звуков
Это вид конверсии, при котором меняется написание [1]. В корне слова чередуются звонкие и глухие согласные:
to advise [əd'vaɪz] – advice [əd'vaɪs] (советовать – совет)
to live [lɪv] – life [laɪf] (жить – жизнь)
to believe [bɪ'liːv] – belief [bɪ'liːf] (верить – верование)
В основах глаголов стоят звонкие согласные, а в основах существительных – глухие. Произносятся слова, конечно же, по-разному, так как изменения в написании влекут изменения в произношении.
5. Сокращения
Во многих языках наблюдается тенденция к сокращению слов, которая приводит к образованию новых слов. В английском языке этот способ называется clipping [12]. Слова, возникшие таким образом, используются нами гораздо чаще, в отличие от их более длинных «собратьев». Рассмотрим примеры:
airplane – plane
telephone – phone
advertisement – ad
examination – exam
Аббревиатуры
Аббревиатура – сокращенная форма слов, которая состоит из первых букв этого слова, при этом слово будет читаться так, как произносятся эти буквы в алфавите [12].
NASA – National Aeronautics and Space Administration
UFO – unidentified flying object
Знание значений приставок и суффиксов значительно увеличивает количество слов, которые мы узнаем при чтении и слушании (особенно при чтении). Иначе говоря, увеличивается пассивный словарный запас.
Возьмем, к примеру, глагол to use — использовать. С помощью суффиксов из него образуются:
Прилагательное useful — полезный.
Прилагательное useless — бесполезный.
Существительное usage — использование.
Понимая значение суффиксов -ful, -less, -age, мы без труда поймем все три образованные от to use слова, даже если не знали их значение.
-ful и -less указывают на наличие или отсутствие качества: от слова care (забота, ) careful — осторожный, careless — беззаботный.
-age образует существительные от глаголов: leak (протекать) — leakage (утечка), pass (проходить) — passage (проход).
При помощи суффиксов и приставок мы можем образовывать новые слова. Но стоит отметить, что предсказать, какой именно суффикс или
префикс будет использоваться при словообразовании порой очень сложно.
Чтобы облегчить процесс, мы обобщили информацию в таблицу, которая включают в себя все суффиксы и префиксы с их значением для существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
При помощи данных таблицы можно быстрее освоить словообразовательный материал и ориентироваться какая именно приставка или суффикс необходима (см. Приложения 1,2).
Словообразование является обязательным элементом подготовки учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в формате ЕГЭ. Задания 25–29 проверяют знание лексики и словообразовательных элементов. За них можно получить 5 баллов и это – задание повышенного уровня сложности (B1) (см. Приложение 4).
При выполнении заданий этого раздела стоит придерживаться следующий алгоритм действий:
Прочитать все предложение и внимательно посмотреть, что окружает пропуск. На основании окружения делать выводы о принадлежности слова к части речи.
Прочитать все предложение и внимательно посмотреть, что окружает пропуск. На основании окружения делать выводы о том, какой части речи нам необходимо образовать слово.
Желательно еще перевести предложение, чтобы быть точно уверенным в части речи и смысле слова (смысл слова может оказаться прямо противоположным, тогда нам потребуется отрицательная приставка или суффикс).
Если необходимое слово неизвестно, стоит воспользоваться приведенной ниже схемой.
Схема 1. Наиболее распространенные суффиксы и приставки по частям речи
На данном этапе, мы изучили что такое словообразование и какие способы словообразовании бывают; изучили важность владения данным материалом для ЕГЭ по английскому языку и составили алгоритм выполнения задания.
На этапе подготовки к созданию справочного материала по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку, автором были использованы методы анализа, синтеза и обобщения информации.
План
2.2.1. Выбор источников информации для составления справочного материала.
2.2.2. Разработка системы поиска и навигации по справочному материалу.
2.2.3. Разработка дизайна и оформления справочного материала.
2.2.4. Выводы, методы.
При подготовке к ЕГЭ по английскому языку используются различные учебные пособия, словари и сайты, посвященные словообразованию в английском языке, но ни в одном из них не предоставлено достаточно информации по словообразованию. Таким образом, для составления справочного материала мы решили взять те сборники и учебные пособия, с которыми мы работаем в школе.
За основу я использовала такие источники информации, как открытый бак заданий ФИПИ (языковой материал) [1], сборники тестов для подготовки к ЕГЭ Вербицкая [4,5], Macmillan Exam Skills for Russia [14,15,16], а также учебники Starlight для 10 и 11 классов [2,3].
Чтобы упорядочить информацию по словообразованию, мы решили составить таблицу, в которой все слова будут систематизированы в алфавитном порядке, а также так, чтобы нам было видно весь словообразовательный ряд слова. В результате получилось следующее:
ГЛАГОЛ | СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | НАРЕЧИЕ |
Aa | |||
abandon (покидать, оставлять) | abandonment (заброшенность) | abandoned (заброшенный) | |
Таблица 1. Словообразовательная таблица для разрабатываемого справочника.
Данную таблицу мы заполняли всем словообразовательным рядом слова, который находили в процессе работы над проектом. Для удобства использования и расширения словарного запаса мы решили у каждого слова привести его перевод на русский язык.
Для более быстрого навигации по справочнику мы решили использовать цветные стикеры-закладки, на которых написаны буквы в алфавитном порядке.
Для создания справочного материала мы выбрали текстовый редактор Word. Далее мы стали дополнять таблицу материалом, который находили в процессе работы над проектом. Таблица состоит из 4 столбцов, по количеству частей речи (глагол, существительное, прилагательное, наречие).
В алфавитном порядке были размещены слова в соответствующие ячейки по частям речи. Таблица оформлена в альбомном формате, шрифт 12.
Чтобы сборник было удобно брать с собой на учебу, мы решили сделать его не очень большим, размером со школьную тетрадку.
Далее мы создали красочную обложку и распечатали весь сборник в мини-типографии (см. Приложение 5). Стоимость печати одного сборника составляет 650 рублей.
В итоге получился удобный красивый сборник из 54 страниц с двусторонней печатью.
На данном практическом этапе мы отобрали необходимый материал для составления таблицы по словообразованию, разработали и создали справочный материал для подготовки к ЕГЭ по английскому языку (раздел словообразование).
В ходе работы были использованы методы синтеза, анализа и обобщения информации.
План
2.3.1. Внутренняя оценка.
2.3.2. Внешняя оценка.
2.3.3. Выводы, методы.
По нашему мнению, справочный материал по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку, созданный в ходе работы над проектом, является хорошим способом значительно расширить свой словарный запас, сделать речь более богатой и разнообразной. Справочник будет полезен для любого человека, который сдает экзамен по английскому языку и хочет хорошо ориентироваться в теме словообразование.
Продукт проекта был представлен на оценку учащимся 10-11 классов и учителям английского языка МБОУ «Лицей» города Кирово-Чепецка. Всего в анкетировании участвовало 25 человек (см. Приложение 6). 100% респондентов отметили практическую ценность сборника, качество оформления, удобство использования, достаточность собранного материала (см. Приложение 7). Многие учащиеся, планирующие сдавать ЕГЭ по английскому языку, а также несколько учителей (всего 85% опрошенных) захотели приобрести данный сборник.
Более подробную оценку продукта проекта дала Корзунина Анна Сергеевна, учитель английского языка, методист МБОУ “Лицей” города Кирово-Чепецка (см. Приложение 8).
В ходе данного этапа автором работы проведена внутренняя и внешняя оценка продукта проекта. Использованные методы - анализ, анкетирование, графическое представление данных.
Целью данного проекта являлось создание справочного материала по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку
В ходе работы над проектом были решены все поставленные перед автором задачи, а именно:
изучили принцип создания справочных материалов;
нашли информацию о словообразовании в английском языке;
изучили разделы словообразования в сборниках ЕГЭ по английскому языку;
создали справочный материал по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку;
провели внутреннюю и внешнюю оценку продукта проекта.
Справочный материал по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку (раздел словообразование) получил положительные отзывы не только учителей английского языка, но и учащихся лицея города Кирово-Чепецка.
Таким образом, автор проекта может утверждать, что цель проекта достигнута
Английское словообразование. Режим доступа: https://vk.com/doc266844810_546975069?hash=rMbJ2gMNZeSirb4YrcPayPc4wlEgPedhmt21iDBKaps&dl=pxsbnuiiThj7bwFDbdFnIoHUmJzQyCdDSm405zGv0Az, свободный. Загл. с экрана.
Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Starlight. Учебник для общеобразовательных организаций (углубленный уровень) для 10 класса. - Москва: Express Publishing «Просвещение», 2019.
Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Starlight. Учебник для общеобразовательных организаций (углубленный уровень) для 10 класса. - Москва: Express Publishing «Просвещение», 2019.
Вербицкая М.В. ЕГЭ 2023. Английский язык: Типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. – М.: Национальное образование, 2022.
Вербицкая М.В. ЕГЭ-2024. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. – М.: Национальное образование, 2024.
Грамматика и лексика (суффиксы). Режим доступа: https://vk.com/doc192387859_676315216?hash=XZHZkVe6bZhlzwrWcpBXZ576EmOYCsIkcCAESOAkIYH&dl=p22kYILStRviOTBFgzMz0I6wwKzxNM8iSGt6njXZGvw, свободный. Загл. с экрана.
Демоверсии, спецификации, кодификаторы. Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11, свободный. Загл. с экрана.
Конверсия в английском языке. Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fengblog.ru%2Fconversion%3Fysclid%3Dlsc3xnmbf644317638&cc_key= , свободный. Загл. с экрана.
Основные способы построения слов. Режим доступа: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Flingualeo.com%2Fru%2Fblog%2F2023%2F12%2F31%2Fword-formation%2F , свободный. Загл. с экрана
Открытый банк заданий ФИПИ. Режим доступа: https://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=3c65a66e9641e3118a07001fc68344c9&proj_guid=4B53A6CB75B0B5E1427E596EB4931A2A, свободный. Загл. с экрана.
Префиксы и приставки в английском языке. Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fgrammarway.com%2Fru%2Fprefixes&cc_key=, свободный. Загл. с экрана.
Словообразование в английском языке. Режим доступа: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fpuzzle--english-com.turbopages.org%2Fturbo%2Fpuzzle-english.com%2Fs%2Fdirectory%2Fwordbuilding, свободный. Загл. с экрана.
Способы и правила словообразования: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fskyeng.ru%2Farticles%2Fslovoobrazovanie-v-anglijskom%2F&cc_key=, свободный. Загл. с экрана.
Macmillan Exam Skills for Russia. Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика. Уровень В2. - Macmillan Education, 2018.
Macmillan Exam Skills for Russia. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. - Macmillan Education, 2009.
Macmillan Exam Skills for Russia. Тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. - Macmillan Education, 2015.
Приложение 1
Типичные суффиксы
Суффикс | Значение | Пример |
Суффиксы существительного | ||
-ade | Образует существительные со значением действия или процесса, результата, оценки деятельности; образует также названия фруктовых напитков; часто используется в заимствованиях из французского и испанского языков: | barricade - баррикада; |
-age | 1)Образует существительные со значением действия, условия или результата: 2)Образует существительные с количественным значением или значением собирательности: 3)Образует существительные со значением места действия, места жительства: 4)Встречается в заимствованиях из французского языка: | marriage - женитьба, замужество; acreage - площадь в акрах; herbage - травы, травяной покров; harbourage - место для стоянки судов в порту; hermitage - уединенное жилище; savage - дикий, свирепый; voyage - путешествие. |
-аnce, - еnce | От глаголов и прилагательных образуют существительные, обозначающие процесс, состояние или свойство: | frequency - частота; brilliancy - блеск, великолепие. |
-ant | Обозначает профессию или человека, осуществляющего действие: | applicant - кандидат, кандидатура, претендент; |
-arian | Обозначает лицо по профессии или занятию, по взглядам и убеждениям, по возрасту, а также образует соответствующие прилагательные: | antiquarian - антиквар; vegetarian - вегетарианец. |
-cy | Образует отвлеченные существительные со значением качества, условия, состояния: | legacy - наследство, наследие; malignancy - зловредность, пагубность, злобность. |
-dom | Образует абстрактные и собирательные существительные, обозначающие: 1) тот или иной общественный статус или явление: 2) состояние: | kingdom - королевство; freedom - свобода; boredom - скука. |
-ее | Образует существительные, обозначающие лицо испытывающее на себе действие, выраженное глаголом, от которого оно образовано; эти существительные часто являются юридическими терминами: | appointee - получивший назначение, назначенный; mortgagee - кредитор по закладной; |
-er | 1)Образует существительные от глаголов или существительных, обозначающие лицо, называемое по роду занятий, профессии, привычкам, привычным занятиям; по взглядам и убеждениям; по происхождению и месту проживания: 2)Образует существительные со значением предмета или устройства со специальной функцией: | plumber —водопроводчик; financier — финансист; mocker - насмешник; leader - вождь; eraser - ластик, резинка; conditioner - кондиционер; container - контейнер. |
-ery, -arу, -ry | 1)Образует существительные со значением места: 2)Образует существительные со значением действия, рода занятия или деятельности; а также поведения или связанного с ним качества: 3) Образует существительные, обозначающие некоторую совокупность, например людей или предметов (часто как результат или продукт некоторой деятельности): 4)Образует существительные, обозначающие некоторое состояние или положение: | brewery - пивоварня; surgery - хирургия; robbery - кража, грабеж. jewellery - ювелирные изделия; slavery - неволя, рабство; misery - бедность, нищета. |
-hood | Встречается в существительных, образованных от существительных и от прилагательных; передает значения: 1) состояния; общественного положения: 2) качества, свойства: 3) совокупности людей или семейные отношения: | adulthood - зрелость, взрослость; statehood - статус государства, государственность; sainthood - святость; brotherhood - братство; |
-ician | Образует существительные со значением лица по роду работы, занятий: | academician - академик; physician - врач-терапевт. |
-ics | Образует существительные со значением области науки, техники, а также явления, изучаемого данной наукой: | mathematics - математика; linguistics - лингвистика; aerodynamics - аэродинамика. |
-ique | Выделяется у небольшого числа существительных французского происхождения: | technique - техника, технические приемы; boutique - небольшой магазин, небольшая лавка. |
-ism | Образует существительные, обозначающие партийное, религиозное или философское течение: | communism - коммунизм; Buddhism - буддизм; materialism - материализм. |
-ist | Образует существительные со значением профессии или принадлежности к партии, религии или философскому течению: | typist - машинистка; communist - коммунист; Buddhist - буддист; materialist - материалист. |
-ity; -ety, -ty | Образует существительные от прилагательных со значением признака, свойства: | capability - одаренность, талантливость, способность; flexibility - эластичность, гибкость, упругость. |
-ment | 1) Образует существительные от глаголов (и реже от прилагательных), обозначающие действие, процесс или состояние: 2) Образует отглагольные существительные со значением результата действия или продукта деятельности: | measurement - измерение; movement - движение; disappointment - разочарование. improvement - улучшение; abolishment - отмена, упразднение; pavement - мостовая. |
-metry | В русском языке соответствует компоненту - метрия: | anthropometry - антропометрия; geometry - геометрия. |
-ness | Образует от прилагательных существительные со значением «качество» или «состояние»: | abruptness - внезапность; |
-nomy | Компонент сложных слов с греческими корнями, имеющий значение отрасль знания, сфера деятельности: | agronomy - агрономия; astronomy - астрономия. |
-or, -ator | 1) Встречается в существительных латинского и французского происхождения, обозначающих название действующего лица: 2)Образует названия приспособлений или предметов со специальной функцией: 3) Образует абстрактные существительные со значением качества, состояния, чувства: | inheritor - наследник; inventor - изобретатель. tractor - трактор; transistor - транзистор; monitor - монитор. horror - ужас; |
-pathy | 1)Встречается в сложных словах; обозначает болезнь или метод лечения: 2) Образует существительные, обозначающие чувства, эмоции: | psychopathy - психопатия; antipathy - антипатия; |
-ship | Образует абстрактные существительные от существительных; передает значение: 1) положение человека в обществе; звание, должность, титул: 2) умение, мастерство, искусство, занятие: 3) чувство, отношение к чему-либо: 4) абстрактные понятия: | captainship - звание капитана, должность капитана; draftsmanship - черчение; comradeship - товарищеские отношения, товарищество, братство; censorship - цензура; citizenship - гражданство. |
-sion, -tion, -ation | Встречается в существительных, обозначающих: 1) действие, процесс, состояние: 2) абстрактное понятие; свойство, качество: | comprehension - понимание; осмысление; admission - допущение, принятие, прием; transformation - изменение, превращение, преобразо- вание; adhesion - прилипание, слипание; |
-ure, -ture | Образует существительные преимущественно от глаголов латинского происхождения; передает значения: 1) процесса, состояния, свойства, абстрактного понятия: 2) сферы деятельности; официального учреждения и его функции: 3) конкретного предмета: | departure - отъезд, уход; judicature - судопроизводство, отправление правосудия; manufacture - производство; picture - картина; рисунок; furniture - мебель, обстановка. |
-у | Образует абстрактные и собирательные существительные: | soldiery - военное дело; военная служба; bakery - пекарня; хлебозавод; булочная; |
Суффиксы прилагательного | ||
-able | 1) Образует прилагательные со значением возможности осуществления: 2)Образует прилагательные со значением обладания некоторым качеством: | acceptable - допустимый; comfortable - удобный; peaceable - миролюбивый; lovable - привлекательный. |
-al | Образует прилагательные от существительных преимущественно латинского и греческого происхождения со значением подобия, сходства, обладания некоторым свойством: | additional - добавочный, дополнительный; accidental - случайный; |
-an (-ian, -ean) | Образует прилагательные и существительные со значением принадлежности к некоторой народности, родовому клану, а также идеологическому течению, научной школе: | Arabian - аравиец, аравийка, арабский; Georgian - грузин, грузинка, грузинский; agrarian - сторонник аграрных реформ. |
-ant, -ent | Образует прилагательные от глаголов (чаще всего французского происхождения), обозначающие свойство по данному глаголу: | radiant - сияющий, блестящий; |
-ar | Образует прилагательные от существительных и глаголов со значением обладания чем-то, сходства с чем-либо: | similar - подобный, похожий, сходный; |
-ary | Встречается в прилагательных латинского происхождения: | dietary - диетический, диета; contrary - обратный, противоположный. |
-en | Часто обозначает «сделанный из чего-либо»: | wooden - деревянный. |
-ese | Образует от географических названий прилагательные со значением национальности или языка: | Chinese - китайский; Japanese - японский. |
-ful | Образует прилагательные со значением «обладающий данным качеством»: | beautiful - живописный, красивый, прекрасный; wonderful - изумительный, поразительный; forgetful - забывчивый, забывающий. |
-іс, -ical | Образуют прилагательные от существительных со значением «отрасль знания, науки, сфера деятельности»: | scientific - научный; |
-ior | Выделяется в некоторых прилагательных латинского | inferior - подчиненный, младший по чину; prior - прежний, предшествующий; superior - высший, старший. |
-ive | Образует прилагательные (часто соотносимые с существительными, оканчивающимися на -tion, -sion) обозначающие «относящийся к, принадлежащий, связанный с»: | native - родной, естественный, дикий, местный; substantive - основной, самостоятельный; creative - творческий, созидательный. |
-less | Образует от существительных прилагательные со значением «лишённый чего-либо, не имеющий чего-либо»: | tactless - бестактный; |
-ous | Образует прилагательные (часто от греческих, латинских и французских основ) со значением «обладающий данным свойством, признаком, характеристикой в значительной степени»: | dangerous - опасный; |
-у | 1)Образует прилагательные от существительных и глаголов со значением обладания чем-либо, сходства с чем-либо; склонности к чему-либо: 2) Образует прилагательные от прилагательных со значением ослабленной интенсивности качества: | healthy - здоровый, жизнеспособный; dirty - грязный, нечистый; yellowy - желтоватый; |
Суффикс наречия | ||
-ly | Образует наречия от основ прилагательных и (реже) от основ существительных: | harshly - резко, решительно; naturally - естественно, свободно; daily -ежедневно; |
Суффиксы глагола | ||
-ize | Образует глаголы со значением «вести себя подобно, проводить ту или иную политику, производить действие»: | privatize - приватизировать; |
-en | Образует глаголы от прилагательных и существительных; обозначает действие, придающее качество, выраженное в основе глагола: | weaken - слабеть, ослаблять; |
-fy | Образует глаголы со значением «делать, осуществлять, превращать»: | simplify - упрощать(ся), делать более простым, легким; purify - очищать(ся); |
Приложение 2
Типичные приставки
Приставка | Значение | Пример | ||
Отрицательные приставки | ||||
un- | (= не) 1)перед гласными в прилагательных и причастиях: 2)перед согласными: 3)при добавлении к глаголам приставка un- обычно меняет их смысл на противоположный: | unequal - неравный, unusable - непригодный; undesirable - нежелательный; unhappy - несчастный; unwelcoming - недружелюбный; to unchain - освобождать; to unlock - отпереть, открыть. | ||
anti- | (= анти, против) Присоединяется к слову через дефис: Исключения: | anti-abortion - против абортов; anti-fascism - антифашизм; antisocial - антиобщественный; antihero - антигерой; antivirus - антивирус. | ||
contra- | (= против/о) | to contradict - противопоставлять; contraband - контрабанда. | ||
de-/di- | (=убрать, отменить) Используется в значении отхода, устранения, обратных процессов. | to deregulate - отменять; departure - отбытие; | ||
in- | (= не, без) Используется со словами, которые начинаются на гласные (кроме i и u) и согласные. | inorganic - неорганический; inaccurate - неточный; incapable - неспособный. | ||
dis- | (= не, пере, без) Указывает на противоположность действия, качества. 1)с прилагательными и причастиями: 2)со словами, начинающимися с произносимой -h: 3)c некоторыми словами, начинающимися с согласной: 4)c существительными и глаголами: | disadvantageous - невыгодный; disorganized - неорганизованный; disloyal - нелояльный; disharmonious - негармоничный; disheartened - унылый; dishonest - нечестный; dispassionate - бесстрастный; disrespectful - неуважительный; disability - инвалидность; to disappear - исчезать. | ||
il- | (= не) Употребляется со словами, начинающимися на согласную -l- | illegal - нелегальный; illogical - нелогичный; illegible - неразборчивый. | ||
im- | (= не) 1)используется со словами, начинающимися на -p- 2) используется со словами, начинающимися с -m-: | impolite - невежливый; impersonal - безличный, impossible - невозможно; immature - незрелый; immodest - нескромный. | ||
ir- | (= не) Употребляется со словами, начинающимися на -r-: | irregular - нерегулярный; irresponsible - безответственный; irreplaceable - незаменимый. | ||
a- | 1) присоединяется к словам, начинающимся с согласной буквы: 2) Префикс -a имеет также значение «на», «в», «в сторону к» или же обозначает образ действия. Префикс присоединяется к существительным, формируя прилагательные, наречия, или к прилагательным, образовывая наречия: | apolitical - аполитичный; ablaze - пылающий, в огне; afoot - идущий пешком. | ||
ig- | (= не) | ignoble - неблагородный. | ||
mal- | (= плохо, неправильно) | malpractice - неправильное профессиональное поведение; maladjusted - неприспособленный. | ||
mis- | (= неправильно, ошибочно, неверно) Указывает на неправильность чего-то, неверность. Ставится перед согласными и гласными буквами: | misfortune - неудача; to misspeak - говорить с ошибками; to misdial - набрать неправильный номер. | ||
non- | (= не, без) Может ставиться как перед согласной, так и перед гласной буквой. Указывает на отрицание или отсутствие чего-то: | noncomformist - инакомыслящий; | ||
under- | (= недо, недостаточно) | underdeveloped - недоразвитый; underestimate - недооценивать; | ||
Другие приставки | ||||
re- | (=снова, пере) Указывает на повторность действия и чаще всего переводится на русский приставкой «пере-». Часто присоединяется к глаголам: | rewrite - переписывать, rerun - повторный показ. | ||
co- | (=со) Указывает на совместность какого-либо действия с кем-то или чем-то: | to cooperate - сотрудничать; to cohabit - сожительствовать. | ||
ex- | 1)Чаще всего используется с существительными в значении «предыдущий», «прошлый». Эта приставка всегда пишется через дефис: 2)имеет значение «вне», «за пределами», «наружу», а также «точно», «совершенно». В этом случае префикс пишется слитно со словом, так как в большинстве случаев оно не употребляется без префиксов: | ex-president - бывший президент; exterior - экстерьер; | ||
over- | (=пере, «слишком много») Указывает на чрезмерность, превышение чего-то, сверх чего-то, или то, что находится над чем-то: | overconfident - слишком уверенный; | ||
sub- | Означает нахождение под чем-то, подчинение, подразделение, а также имеет значение «почти»: | submarine - подводная лодка; | ||
super- | (=супер, сверх-) Передает значение нахождения над чем-то, выше чего-то, превышение норм или превосходства качества, размера: | superscript - надстрочный индекс; | ||
hyper- | (сверх-, очень) Используется для обозначения преувеличения, превышения чего-то, синонимичен приставке super-. Часто используется в научных терминах: | hyperactive – гиперактивный; | ||
hypo- | Противоположна по значению к hyper-, означает что-то ниже нормы, находящееся снизу: | hypoactivity – пониженная активность; hypodermic – подкожный. | ||
ultra- | (сверх-, ультра-) | ultraviolet – ультрафиолет; | ||
infra- | (под-, нижне-, инфра-) Означает нахождение ниже чего-либо, под чем-то: | infrared – инфракрасный; | ||
pre- | Означает предшествование чему-то, что-то, что было перед, до: | preface – предисловие; | ||
post- | Означает что-то, что было после, следовало за чем-то: | postgraduate – аспирантский; | ||
inter- | («среди чего-то», «между определенными группами») Указывает на связь между определенными группами, понятиями: | international – международный; | ||
intra- (intro-) | («внутри», «в пределах чего-то») | intravenous – внутривенный; | ||
trans- | («действие через что-то») Означает изменения, передачу, переход из одного состояния в другое: | transnational – транснациональный; | ||
pro- | Часто используется для обозначения движения вперед, продвижения или в значении «за что-либо», «в поддержку»: | prospective – будущий, ожидаемый; | ||
retro- | (назад, позади) | retrospective – относящийся к прошлому; | ||
extra- | Указывает на чрезмерность, выход за пределы, дополнительность или высшую степень чего-то. Часто используется для прилагательных: | extracurricular – внепрограммный; | ||
out- | Имеет значение «вне», «наружу», а также «быть или сделать что-то лучше, чем кто-то другой», «превзойти»: | outdo – превзойти, побороть; | ||
hemi- | Чаще всего встречается в научных терминах и означает физическую симметричную половину, «наполовину»: | hemisphere – полушарие; | ||
semi- | Означает:половина, действие, выполненное наполовину. Передает значение «практически», «в сущности», «слегка», «до некоторой степени»: | semicircular – полукруглый; | ||
demi- | Передает значение «половина», «наполовину», «полу-» и используется в сферах искусства, моды, типографии, в военных терминах или терминах, пришедших из французского языка: | demigod – полубог; | ||
mono- | Указывает на что-то единичное, неразделенное, единственное: | monologue – монолог; monogamy – моногамия; | ||
multi- | Означает что-то многочисленное, неоднородное: | multicolor – многоцветный; | ||
mini- | Указывает на уменьшенную копию чего-то, что-то маленькое: | miniature – миниатюра; | ||
micro- | Означает что-то очень малых размеров, то, что сложно заметить невооруженным взглядом: | microcomputer – микрокомпьютер; | ||
macro- | Является антонимом к micro- и указывает на что-то большое, продолжительное: | macroscopic – видимый невооруженным глазом; |
Приложение 3
Конверсия
Существительное | Глагол |
hammer (молоток) | to hammer (бить молотком) |
rifle (винтовка) | to rifle (стрелять из винтовки) |
eye (глаз) | to eye (разглядывать) |
shoulder (плечо) | to shoulder (толкать) |
father (отец) | to father (отечески заботиться) |
dog (собака) | to dog (следовать по пятам) |
fox (лиса) | to fox (хитрить) |
fish (рыба) | to fish (ловить рыбу) |
skin (кожа) | to skin (сдирать кожу) |
garage (гараж) | to garage (ставить автомобиль в гараж) |
pocket (карман) | to pocket (класть в карман) |
winter (зима) | to winter (зимовать) |
weekend (выходные) | to weekend (проводить (где-л.) выходные дни) |
drum (барабан) | to drum (играть на барабане) |
elbow (локоть) | to elbow (толкать локтем) |
queue (очередь) | to queue (стоять в очереди) |
ticket (билет) | to ticket (выдавать билеты) |
export (экспорт) | to export (экспортировать) |
import (импорт) | to import (импортировать) |
increase(увеличение) | to increase(увеличивать |
insult (оскорбление) | to insult (оскорблять) |
suspect (подозреваемый человек) | to suspect (подозревать) |
Отглагольные существительные | |
a cry (крик) | cry (плакать) |
a glance (быстрый взгляд) | glance (взглянуть) |
a purchase (покупка) | purchase (покупать) |
a find (находка) | find (находить) |
a sleep (сон) | sleep (спать) |
a walk (прогулка пешком) | walk (идти) |
a tramp (бродяга) | tramp (бродить) |
a stand (стенд) | stand (стоять) |
a stop (остановка) | stop (остановиться) |
Прилагательное | Глагол |
clean (чистый) | to clean (очищать) |
slim (худой, стройный) | to slim (худеть) |
brown (коричневый) | to brown (загорать) |
Приложение 4
Кодификатор
проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
и элементов содержания для проведения
единого государственного экзамена
по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, 2024 г.
Приложение 5
Продукт проекта.
Сборник “Word Formation Database”
Приложение 6
Анкета для внешней оценки продукта проекта
Пожалуйста, оцените сборник “Wordformation Database” по 5-балльной шкале, где 5 - самая высокая оценка | |
Практическая ценность сборника | |
Удобство использования сборника | |
Качество оформления | |
Достаточность собранного материала | |
Желание приобрести сборник (поставьте + / -) | |
Приложение 7
Результаты внешней оценки продукта проекта
Приложение 8
Внешняя оценка продукта проекта
Отзыв на продукт проекта ученицы 10«А» класса
Вылегжаниной Алёны
Индивидуальный проект «Создание справочного материала по словообразованию для подготовки к ЕГЭ по английскому языку» представляет собой творческую работу, в которой продемонстрированы умения работать с различными источниками информации, способность творчески переработать собранную информацию и корректно представить её в виде продукта проекта.
Продукт проекта представляет собой бумажный сборник, содержащий справочный материал для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Продукт проекта обладает несомненной практической ценностью, так как раздел “Словообразование” традиционно вызывает сложности у учащихся. Лексика, представленная в сборнике, тщательно отобрана из достоверных источников.
Отдельно стоит отметить оформление сборника и удобство его использования, он быстро дает именно необходимую информацию, эстетичен.
Таким образом, в ходе выполнения итогового индивидуального проекта автор продемонстрировал способность и готовность к самоорганизации, способность самостоятельно приобретать новые знания, пополнять и переносить их в индивидуальный проект. Автор проекта показал высокий уровень умений планировать и осуществлять свою деятельность, отслеживать результаты ее выполнения.
Учитель иностранного языка, методист МБОУ «Лицей»,
А.С. Корзунина