Путешествие в прошлое
Автор публикации: Е. Кудашова, ученица 11 класса
Путешествие в прошлое
Сегодня 25 августа 2052 года. Перебирая вещи прабабушки, я нашёл очень необычную книгу Карамзина «Б…ая Лиза». Внешний вид находки заинтересовал меня: книга выглядела очень старой, с потрёпанным тёмно-коричневым переплётом, рисунки и текст помутнели, страницы потеряли свою первоначальную красоту, некоторых и вовсе не было. Впрочем, имя автора было затёрто или закрашено специально, а название произведения представляло шифровку с пропуском букв. Сложно представить, о чём были книги наших предков, а эта книга была издана в 2022 году. «Вот это да,- подумал я, - вот мне повезло и не повезло одновременно!». Дело в том, что в наше время книги, изданные до 2025, подверглись уничтожению, и держать их у себя дома означало навлечь беду на всех, кто живет со мной, нашедшим опасный предмет. Но любопытство взяло верх над страхом, и я был несказанно счастлив держать такую книгу, от которой веяло теплом, нежностью и чем-то неописуемо волнительным.
Я открыл книгу и увидел, что это не манифест и даже не руководство к применению нового умного прибора, а повесть, которая была написана в 1792 году. Я обратил внимания на даты, попытался их сопоставить и понял, что все они связаны с содержанием того, что я держал у себя в руках. Вероятно, это книга была любимой книгой моих родственников, в доме которых мы сейчас живем. Из рассказов бабушки я знаю, что ее брат был коллекционером мировой классической литературы и в 2023 году был обвинен в разжигании интереса к чтению умных книг. Поэтому в короткий срок дядя, его семья и библиотека (я тогда понятия не имел, что такое библиотека) исчезли, как будто бы их не было никогда. Читая книгу, я был очень удивлён. В её сюжете отсутствовали душу радующие убийства, приятные сердцу моря крови, подогревающие интерес к жизни предательства, грабежи и месть. Вместо всего привычного были совершенно другие картины. Описания природы открывали передо мной яркий мир, где есть место прелестным звукам, завораживающим душу, пленяющим воображение и поднимающим над страшным миром второй половины 21 века… Я открывал для себя новые дали, а сердце начинало наполняться новым чувством, до сего дня не понятным мне, - чувством любви.
Я настолько погрузился в сюжет книги, что не заметил, как дошёл до кульминации сюжета. Но вот беда, последних страниц не было, я так и не узнал, чем закончилась история Лизы и Эрасты. Это разожгло во мне интерес. К сожалению, в наше время печатные книги под строгим запретом, а классическая литература и вовсе стала невостребованной. В интернет -библиотеке я пытался найти повесть «Б..ая Лиза», но мои попытки были безуспешны.
Но вдруг меня словно осенило: « Как же хорошо, что цифровые технологии продвинулись вперёд и теперь можно путешествовать во времени!» Однако я не знал, как быть? Мне нельзя пользоваться машиной времени «Проводник 5», а спрашивать о книге и просить кого-то о помощи в возвращении в прошлое означало – подписать приговор себе и близким. Я не мог так рисковать мамой и папой, а также бабушкой, которая в последнее время очень часто стала вспоминать прошлое и вызывать тем самым интерес соседей - доносчиков.
Поэтому, набравшись уверенности, я решил воспользоваться устройством для путешествия во времени самостоятельно, на свой страх и риск, чтобы узнать лично у Карамзина, чем закончится повесть. Вот я выставляю временные рамки и оказываюсь в 2022 году. Прогуливаясь по переулкам и рассматривая улицы, я случайно забрёл в книжный магазин. Я был сильно удивлён, увидев на книжных полках, много классической литературы. А так же меня очень заинтересовал мужчина, который стоял у кассы. В нём я увидел знакомые черты. Когда он повернулся ко мне лицом, я понял, что это мой дядя Артемий. Я стремительно шёл за ним. И пытался разглядеть, название книги, которую он только что купил в книжном магазине. Достав свою книгу, я старался подобрать нужные буквы. Собрав название произведения я выкрикнул: «Бедная Лиза». Мужчина тотчас же обернулся.
Артемий (в недоумении). Здравствуй, мальчик, мы знакомы?
Николя (с улыбкой). Вы мой дядя Артемий, я прилетел из будущего, чтобы разузнать о произведении «Бедная Лиза». В моей книге нет некоторых страниц, и я никак не могу дочитать это произведение.
Артемий (удивленно). Неужели технологии дойдут до такого? А повесть «Бедная Лиза» написал великий писатель, историк Николай Михайлович Карамзин. В 1792 году она была впервые выпущена в «Московском журнале». Вот возьми книгу, которую я только что купил и дочитай её дома.
Николя. Спасибо большое. Я отправлюсь домой, пока меня не начали искать.
Артемий:Будь осторожен в будущем!
Дом, маленькая комната. Я дома. В спешке я начинаю искать страницу, на которой я остановился. Но вдруг происходит что-то странное: я слышу шум у двери, подхожу к ней, смотрю в экран передачи изображения и вижу сотрудников полиции и соседей, живущих с нами на одной улице. Стражники чтения стали твердить в один голос, что был зарегистрирован полёт в прошлое и всех просят оставаться в своих домах. Я очень испугался: запрещенная книга у меня в руках! Что делать? Главное не паниковать. Я быстро ввёл на панели «Спутника 5»: «1792 год».
И вот я оказываюсь в 1792 году в усадьбе Остафьево, в комнате автора произведения. Чтобы отвлечь себя от тревоги, я принялся рассматривать помещение. Это оказался рабочий кабинет с большим итальянским окном, которое выходило в парк. Комната расположилась на втором этаже и отличалась скромностью и простотой: голые оштукатуренные стены были выкрашены белой краской, деревянный стол, на котором разложены книги, рукописи, тетради и бумаги… Обстановка, можно сказать, свободная. Мужчина, войдя в кабинет, был очень удивлён, увидев меня.
Карамзин (удивлённо). Кто Вы? Что Вы здесь делаете?
Николя (боязливо). Я Николя, добрый день! Я прилетел из 2052 года к Никола. Михайловичу Карамзину с целью узнать, чем закончилась повесть «Бедная Лиза».
Карамзин (в недоумении). Николя! Я Николай Михайлович Карамзин! Как такое возможно?
Николя. Перебирая вещи бабушки, я нашёл вашу книгу, то есть книгу ее брата. (немного сбиваясь) Он ее купил и был вынужден исчезнуть навсегда, А в книге вырваны последние страницы. Ваша повесть настолько удивила своей красотой и чувствительность, что я не мог не прилететь к вам в гости. Хотя о моем отсутствии дома, я надеюсь, никто не знает, но если узнают, где я и что я делаю, мне не поздоровится….
Карамзин (нерешительно). Как же так? Неужели в будущем исчезла вся литература?
Николя. Нет, литература не исчезла, осталась лишь научная. Но классическая литература давно перестала существовать, она под большим запретом, её не найдёшь ни на книжных полках, ни в интернетбиблиотеке...
Карамзин (взявшись за голову). Ох, беда, беда. Это значит, что в ваше время люди перестали духовно развиваться, растеряли всё, чем нужно дорожить, потеряли внутреннюю красоту.
Николя (дрожащим голосом). О, да, к сожалению. На страницах новых электронных книг мы можем читать про необходимые для жизни предательства, обмане, убийствах, о неуважении слабых и бедных сильных и богатых…Николай Михайлович Карамзин, а расскажите, чему в Ваше время учит литература? Какие замыслы вы раскрываете в своих книгах?
Карамзин ( недолго думая). Большим прорывом в литературе 18 века являются моральные ценности человека, решительная борьба с крепостным правом и защита чувств народа. Писатели 18 века активно ведут борьбу с человеческими пороками: гордыней, жестокостью….Развитие литературы привело к углублению раскрытия психологии человека, духовного богатства личности. Я внёс новизну в литературе, новое направление-сентиментализм. В произведении «Бедная Лиза» появляется такое значение, как психологизм-умение писателя правдоподобно и красочно демонстрировать внутренний мир человека, его страдания, цели, мысли.
Николя. Звучит завораживающе. Внутренний мир, внутренние переживания… а у нас внешний разбой, жажда крови… А ведь и, правда, любой человек способен испытывать разный спектр чувств. Вот, например, взяв в руки вашу книгу, которой исполнилось в 2052 году -260 лет! словно переродился: я увидел природу, услышал дуновение ветерка, проникся интересом к жизни простой девушки Лизы.. кстати, простите, чем же заканчивается произведение и в чём заключается истинный смысл повести?
Карамзин. Весь сюжет строится на любовной истории и её трагичной концовке. Ставя на первый план судьбу такой героини, как Лиза, я смело утверждаю, что все люди равны, независимо от статуса и материального богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить и быть любимыми, страдают от предательства, радуются и плачут одинаковым вещам. И чувства крестьянки ничем не хуже чувств дворянина, возможно, даже более чисты и благородны. На момент повествования героине 17 лет. Они живут вдвоём с матерью. Когда Лизе было 15 лет, её отец умер. В этот момент на хрупкие плечи героини упала вся ответственность за свою жизнь, за себя и за жизнь своей матери. Лиза всячески помогает своей больной старушке, потому что искренне любит её:«… ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою…».Поэтому Лиза постоянно работает. Главная героиня – умелица на все руки: она плетет корзинки, набирает цветы, которые потом продает в городе. В тот момент она встречает Эраста, любовь к которому разрушила судьбу девушки. Лиза с первых минут любви погружается в это чувство. В её мыслях был лишь возлюбленный, и ради него она была готова на всё. Из-за своей доверчивости и чистоты героиня не заметила, что отношение Эраста к ней поменялось, начало охладевать. Лиза чрезмерно доверяла возлюбленному, поэтому его поступок ранит сердце девушки. Героиня не находит в себе сил пережить предательство, страдания любви настолько истерзали её, что она совершает самый страшный грех: «…помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели саму себя!..» После самоубийства девушки Эраст горюет, считает себя виноватым в смерти героини и всю оставшуюся жизнь тоскует по ней. Молодой человек стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Да и бедная мать Лизы тоже не выдержала душевных переживаний…
Николя (удивляясь). К сожалению, в наше время нет таких книг, но я приложу все усилия, чтобы вернуть классическую литературу на книжные полки. Чем ваша повесть привлекает внимание людей?
Карамзин (улыбаясь). Повесть привлекает своей гуманистической идеей: «и крестьянки умеют любить». Моя позиция— это позиция гуманиста. В произведении я предстаю, и философом, и художником, раскрываю красоту души и умело показываю внутренний мир своих героев, описываю чувство любви, как нечто способное изменить и преобразить до неузнаваемости человека. Учу читателей тому, что миг любви — прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает разум. А в сочетании разума и чувствительности – есть шаг к вечной жизни. Если бы Лиза прислушалась к словам своей матери: «Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается».
Николя (проникнутый этим откровением до дрожи, повторял вслед за Карамзиным). Она нашла бы смысл жизни в прощении обидчика и любви к ближнему, к матери и отцу - Творцу и обрела бы счастье и любовь…Это очень трогательное произведение. Чему же вы хотите научить читателя?
Карамзин. Спасибо, молодой человек. Я предоставляю шанс читателю научиться чему-то на чужих ошибках. Анализируя повесть, люди должны усвоить важные жизненные уроки, стать отзывчивее друг к другу, человечнее, просвещеннее нравственно. Произведения эпохи сентиментализма имеют общее: они душевно обогащают людей , а также воспитывают в людях наилучшие нравственные качества и гуманные. А Лиза, бедная Лиза, увы, покинула этот мир, так и не открыв их в себе… Обратив свой взгляд к создателю, который не оставлял бедную девушку никогда, к силам природы, спасла бы девушка себя, свою душу и еще бы долгие годы радовала своим присутствием на земле матушку, сумевшую пережить смерть любимого мужа, найдя силы жить в новом дне: «Как все хорошо у господа бога!»
Николя. ( повторяя строки из повести): «и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери… Видно, так надобно, Может быть, мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слезы не капали». Вы заставили меня задуматься о многих важных вопросах, я и представить не мог, что русская литература имеет такую силу и значимость. Могу ли я взять «Московский журнал». Я хочу распространить его в нашем времени и пробудить души людей. Многие утратили свои нравственные качества и вовсе забыли о духовном обогащении.
Карамзин. Конечно, берите, молодой человек. Спасайте души людей, пробуждайте в них человечность, просвещайте разумную чувствительность, открывайте богатства души! Это то, что вам сейчас необходимо. Счастливого пути!
Вот я и дома. Моим эмоциям не было предела. Ко мне пришло осознание, что, несмотря на то, в каком году мы живём, будь то 1990 год, 2022 год или 2052 год, русская литература- это хранилище духовно-нравственных ценностей, она помогает нам увидеть не только внешнюю красоту человека, но и внутреннюю. Это сильнейший источник воспитания личности. Я под страхом изгнания, пользуясь «Спутником 5», совершил путешествие в прошлое 2022 - 2052 года и распространил произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Я надеялся, что это произведение оставит отпечаток в душе каждого, укажет верный путь к самосовершенствованию и вновь вернёт классическую литературу в обиход.
Так, я, Николя, тезка Николая Михайловича Карамзина, вместе с повестью «Бедная Лиза» во всеуслышание говорю словами А. Гончарова: «Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная, цель искусства». Читайте повесть Н.М. Карамзина и просвещайте свою душу, становитесь лучше, чище, одним словом – Человеком. Человеком, умеющим видеть, как прекрасен этот мир!