Статья «Путешествие в прошлое на уроках истории (из опыта работы)»
Путешествие в прошлое (из опыта работы)
Сергеева Екатерина Александровна
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск
Что бы человек, что-то запомнил, необходимо, что бы он пережил эмоции. Хорошие эмоции остаются в памяти на долго и вызывают приятные воспоминания. Как же сделать так, что бы учебные занятия вызывали у детей приятные воспоминания? У каждого педагога в методической копилке уже есть не один метод, в этой работе будет говориться о методе, который служит основой реализации компетентностного подхода в обучении, обеспечивает концентрацию внимания учащихся на определенной теме, их активное вовлечение в процесс обучения, позволяет использовать различные формы деятельности и способствует развитию функциональной грамотности- это метод «погружения» .
О функциональной грамотности в последнее время, говорят много и часто, ведь обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования. И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества.
Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, метод погружения , как раз способствует этому. Рассмотрим применения метода погружения, как способа развития функциональной грамотности на уроках истоии.
Долгое время метод погружения рассматривали, как метод погружения в предмет на достаточно продолжительный период времени. В настоящее время метод погружения рассматривается, как погружение в определенную, тему, эпоху, культуру , в рамках одного учебного занятия.
Погружение — активный метод обучения с элементами релаксации и игры.
Основная цель - сформировать личностное отношение ребенка к конкретной ситуации, произведению, эпохе.
На основе собственного опыта проведения уроков погружения могу сказать, что данный, метод позволяет каждому ученику быть на уроке успешным, способствует эмоциональному закреплению темы, расширяет пределы урочной деятельности, часто охватывая другие сферы школьной жизни, в том числе сферу дополнительного образования ведь на уроках погружения присутствуют танцы, песни, стихи, карты, предметы быта и многое другое.
Этапы урока с применением элементами данной технологии:
1 стадия «Подготовка»
Эффективность урока зависит от его формы, это может быть урок прогулка, урок-путешествие, урок –игра или даже урок спектакль, так же роли, подготавливаются материалы, костюмы, образы, плакаты, картины, видео и прочее, что может помочь в погружении в необходимую атмосферу.
2 стадия «Настрой» Концентрация внимания
На этой стадии необходимо завлечь детей пробудить их интерес, например :
- сегодня мы с вами отправимся в незабываемое путешествие в эпоху когда были молодыми ваши бабушки и дедушки, маленькими мамы и папы и вы своими глазами можем увидеть то что происходило..
Ну или:
-побываем в центе бовых действий,
- посидим за одной «партой» с учеником шумерской школы...
3 Стадия «Мотивация» Подготовка к деятельности (интерес к теме / проблеме):
На этом этапе учащимся необходимо озвучить «правила игры»- оговорить, как и за что они могут получить отметки.
Пример: что бы вы не забыли о чем узнали в путешествии, на всем пути вы будете карту памяти заполнять, она у каждого из вас на столах, в конце занятия вы сможете обменять ее на золотой, серебряный или бронзовый значок путешественника.
Отправляемся в путешествие.
4 Стадия «Деятельность»
Включение всех в активную деятельность, интеграция индивидуальных и коллективных форм работы. Работы проводятся с разными видами источников: письменными, вещественными, устными, используются, карты, видиео-и аудио -записи, предметы, все что может момочь учащимся в поиске и добывании информации. На этом этапе происходит активное формирование всех видов функциональной грамотности.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
· Коммуникативная
· Информационная
· Деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, для этого, как раз подходит стадия «диагностики»
Стадия «Диагностика»
Оценка результатов. Учащиеся совместно су учителем подводят итоги, оценивают результаты и делают выводы
6.Стадия «Рефлексия» Анализ деятельности (осмысление результатов и путей их достижения)
Таким образом метод погружения - это не только метод который формирует функциональную грамотность, включает в себя и стратегию смыслового чтения и развитие творческих способностей учащихся, а также супер метод для формирование собственной позиции, личного отношения, отработка навыков работы с различными источниками, а главное это метод позволяет и педагогу и учащемуся получать удовольствие на занятий
Ведь дети взрослеют от школьной скамьи,
Дорогами жизни шагают,
И в памяти носят уроки твои
И в сердце их сохраняют.