Материал на проверке

Итоговый проект "Спроси у бабушки"

0
0
Материал опубликован Вчера в 11:50

Автор публикации: С. Кашина, ученица 11А класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №71









Спроси у бабушки





Работа ученицы 11 «Б» класса

Кашиной Софьи Андреевны


Руководитель проекта:

Чекаурова Светлана Станиславовна


















Ярославль, 2023



Оглавление

Ведение……………………………………………….. . . ………………….3

Глава 1. Разговор с бабушкой………………………………………………4

1.1. Вопросы к интервью…………………. . ………………………………4

1.2 Интервью у бабушки про Великую Отечественную войну… ……….5

Глава 2. Практическая часть…………………………………………… .…8

Заключение……………...………………………………………………….10

Список используемых источников..……………………………………. . 11

Приложение…………………………………………………………… . …12











































Ведение

«История страны не возможна без знания истории семьи»
Семья- это самое значимое в жизни человека, это единое целое, которое нельзя разбить.
Изучая историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды или взять их опыт за основу своих ценностей… Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития.

Пока они с нами, не всегда хватает времени на длинные душевные разговоры. Когда они уходят, жалеешь, что не обо всем успел спросить. Бабушки и дедушки, хранители семейных традиций, наша история, наш род, наши корни – что мы знаем о них?..

Проблема непонимания между поколениями извечна и не требует объяснения. Поскольку она существовала всегда, но сейчас прогресс – необходимый элемент общественного развития, в век совершенствования информационных технологий, молодое поколение «нового мира» не интересуется…всё больше погружаясь в молчание у экранов. Человечество развивается семимильными шагами. В связи с этим происходит быстрая смена ценностей в обществе, что приводит к конфликту между старшим поколением, но в наше время также теряется навык общения не только в семье, но и в обществе в целом.
Бабушки и дедушки – это источник семейной мудрости. Это люди которые обеспечивают потомков информацией о культурном наследии и семейных корнях
Сегодняшние бабушки – это женщины, родившиеся в СССР, но достаточный период жизни уже прожившие после распада страны. Они успели взять из советского прошлого лучшие традиции и методики педагогики и психологии. Но в то же время, они узнали и ознакомились с западными веяниями и совершенно иными, свободными и нестандартными подходами к воспитанию детей.

Мы многое знаем о наших прабабушках и прадедушках, которые пережили Великую Отечественную войну, благодаря тому, что и по сей день кропотливо собирают личные данные, исторические хроники…издаются книги… «У войны не женское лицо», «Второй войны я не выдержу», «Детская книга войны» и т.д

Теперь настало новое время, собирать данные у поколения, которые молчит о поколении послевоенном.

Мы должны помочь молодому поколению в общении призвав на выручку технологии.

Цель исследовательской работы: описать преступления против детей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Задачи исследования:

Изучить литературу по выбранной теме;

Собрать семейные воспоминания;

Придумать вопросы для интервью с бабушкой;

Провести интервью;

Создать сочинение на основе полученного материала;



Глава 1. Разговор с бабушкой

Вопросы к интервью



1) Как вы попали на войну, сколько вам было лет?

2) Что вы делали до войны: учились, работали?

3) Кого во время войны вы считали наиболее выдающимся полководцем?

4) Изменилось ли он ваша оценка сегодняшний день?

5) Что вы делали, чтобы не падать духом?

6) Как встречали вас люди в освобожденных городах и селах?

7) Каким образом вы отдыхали на фронте в часы затишья?

8) В какое время года было труднее всего воевать?

9) Приезжали к вам во время войны артисты, концерты, фронтовые бригады?

10) Была ли на войне любовь?

11) Были ли вы ранены?

12) Кого из боевых товарищей вы хотели бы вспомнить сегодня, чьи имена остались в вашей памяти и дороги вашему сердцу?

13) Какое напутствие вы можете дать нам, школьникам в жизни?



























1.2 Интервью у бабушки про Великую Отечественную войну

Как в капле воды отражается море, так и в меленьком рассказе моей бабушки, отразились страницы истории целой страны.

Я приходила в гости к бабушке Оле и, забравшись с ногами в кресло с вязанной накидкой, примостившись поближе к тёплой печке, слушала её рассказы о том, как жили раньше. Бабушка вязала что-нибудь зимними вечерами и рассказывала мне разные истории, а я листала старый фотоальбом с чёрно-белыми фотографиями. Некоторые из них были совсем тусклыми от времени, с резными краями зубчиками и отломленными уголками. У меня в голове складывались, как пазлы, картинки из бабушкиной жизни и её детства. А самыми памятными стали воспоминания бабушки о войне.

В те годы не было ни одной семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Не прошла стороной она и мимо моей семьи.

Мои прадедушка Герасим Антонович и прабабушка Наталья Афанасьевна Филипишины жили на Украине на хуторе Глубокая Долина Винницкой области. У них было пятеро детей: три сына Григорий, Павел и Степан и две дочери Оля и Маруся.

В первый же день войны на фронт ушёл мой прадед и двое старших сыновей Григорий и Павел. А младшего Степана, которому едва исполнилось 15, забрали в ФЗО учиться и работать. В это тяжёлое для страны время, когда всё взрослое население ушло на фронт, нужны были рабочие руки в тылу и на заводах.

Старший Григорий прошёл всю войну в составе 1 Украинского фронта, служил в разведке, не раз был ранен, дошёл до Берлина и вернулся с наградами: орденами и медалями. После войны поселился с семьёй в Крыму на хуторе Орлянка, там и дожил до глубокой старости.

На среднего сына, Павлика, прабабушка, почти сразу же получила похоронку, а ведь ему было только 17. Совсем пацан, весельчак и баламут, любил шутить и попадал в разные истории… Когда уходил на фронт, заходил попрощаться в каждую хату к односельчанам и просил прощения, как будто знал, что не вернётся…

А младший, Степан, учился и работал на заводе. На фронт попал в конце войны зимой1945 года, когда до Победы оставалось несколько месяцев. После войны восстанавливал разрушенные шахты Донбасса, женился и остался жить в Дебальцево.

С первых же дней войны прабабушка Наташа осталась одна с двумя маленькими дочерями: шестилетней Олей и четырёхлетней Марусей на оккупированном немцами хуторе. Фашисты выгнали их из хаты в сарай, а в хате расположились немецкие солдаты. Всё хозяйство разорили, отобрали кур, поросят, корову, забрали все съестные припасы. Для семьи наступили страшные голодные дни. Каждый день прабабушку угоняли на работы, а маленькие девочки оставались в сарае одни. Когда пришла осень, становилось нестерпимо голодно и холодно, они тайком проскальзывали в хату и прятались под печку. В хате было тепло и вкусно пахло едой. Но как только их замечали немцы, вытаскивали за шиворот из-под печи и вышвыривали на улицу.

Однажды был сырой осенний день, и немец долго возился с печкой, она никак не хотела разгораться. Девочки улучили момент и прошмыгнули в хату. Краснощёкий немец затеял печь блины и разводил тесто. В печи уже жарко трещали дрова, а немец мастерски наливал на сковородку тонкой струйкой тесто. Когда блин обжаривался с одной стороны, он ловко подкидывал его, блин переворачивался в воздухе и летел обратно на сковородку. Девочкам казалось, что они попали на цирковое представление, в воздухе латали блины, а в хате нестерпимо пахло едой. И вдруг один блин скользнул мимо сковородки и упал прямо в золу возле печки. Немец нарочно сапогом обвалял его в золе и пнул под печку… Казалось, вкуснее этого блина сёстры в жизни ничего не ели. Зола скрипела на зубах, а они молили: «Господи, хоть бы ещё одни упал!»

В войну они много голодали. Прабабушкиного пайка едва хватало, чтобы не умереть с голоду. У Оли, моей бабушки, болели ноги от истощения, она не могла ходить и просила младшую сестру Марусю отнести её весной в огород, чтобы поесть чего-нибудь. Младшая сестра ела зелёный лук и была немного крепче. А бабушка Оля не могла есть лук, её постоянно тошнило от одного только запаха. Ели лебеду, крапиву, «калачики». Весной садили картофельные очистки и считали дни, когда появятся хоть самые маленькие картофелины, чтобы вырыть их и съесть. Прадед Герасим писал с фронта: «Кормите лучше Олю, она очень худая. А Маруся ещё ничего…» Он не мог даже предположить до какой степени нечем было «кормить».

Бабушка рассказывала, как зимой 1944 года она сидела дома, потому, что единственные старые папины сапоги порвались. И они с сестрой Марусей целый день ждали маму с работы, чтобы выйти на улицу в её сапогах по очереди и не обморозить ноги. А так хотелось поиграть с соседскими ребятами и покататься с горки. Одежда тоже износилась, и единственная фотография той поры передаёт их нищенское детское существование.

Когда бабушка выросла, она никогда не проходила мимо валявшегося куска хлеба, всегда подбирала его и вздыхала: «Боже, Боже!..» Видно, сразу всплывали в памяти те далёкие голодные годы.

А ещё она мастерски умела вязать варежки и носочки и всегда дарила нам их про запас. Для прогулок, если промочим одни, играя в снежки, всегда в кармане лежали сухие, положенные заботливой бабушкиной рукой.

Я предполагаю, что у моей бабушки, как и у всех детей военной поры, детство было украдено войной и цепкая детская память навсегда сохранила привычки той поры.

Родственники говорят, что я очень похожа на бабушку Олю, особенно, когда заплетаю две косички. Может быть это случайно, но я, как только подросла, выучилась печь блины и радовалась, когда мама мне разрешала делать их самостоятельно. Они у меня получались очень сладкие, с хрустящей корочкой.

Всё дальше и дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны, всё меньше и меньше остаётся рядом с нами тех, кто защищал нашу Родину от фашистской нечести, и даже тех, кто пережил это страшное время ребёнком. Сказываются лишения, голод, холод, непосильный труд и великие эмоциональные потрясения.

Скоро будет 78 лет, как закончилась эта война. Я и мои сверстники очень мало знаем о ней. Все наши знания опираются на просмотренные фильмы и очень редко востребованные книги о войне. Многие из нас и не задумываются над тем, что дала нам эта Победа. А всё очень просто и страшно: если бы наши прадеды не победили тогда, то и нас бы не было! Жизнь людей военного поколения является для нас, молодых людей 2020-х, примером мужества и героизма. Память о них должна жить в сердцах настоящего и будущего поколений.

Гляжу на детские военные фотографии моих бабушек и, кажется, что всё это происходило в каком-то страшном кино. Но я не смогу забыть эти её детские воспоминания, война отняла у моих бабушек детство. Нельзя допустить, чтобы такое повторилось с нашими детьми.




Глава 2. Практическая часть

Результат моей работы лег в основу сборника рассказов «Спроси у бабушки», а также участвовал в конкурсе при поддержке Фонда Президентских грантов «Спроси у бабушки».

Привожу сочинение, которые было опубликовано в сборнике рассказов.

«В грозные 1941-1945 годы не было ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Не прошла стороной она и мимо моей семьи.

Мой прадедушка Герасим Антонович и Прабабушка Наталья Афанасьевна Филипишины жили на Украине на хуторе Глубокая Долина Винницкой области.

У них было пятеро детей: три сына Григорий, Павел и Степан и две дочери Оля и Маруся.

В первый же день войны на фронт ушёл мой прадед и двое старших сыновей Григорий и Павел. А младшего Степана, которому едва исполнилось 15, забрали в школу фабрично-заводского обучения учиться и работать. В это грозное для страны время, когда всё взрослое население ушло на фронт, нужны были рабочие руки в тылу и на заводах.

Старший Григорий прошёл всю войну в составе 1 Украинского фронта, служил в разведке, не раз был ранен, дошёл до Берлина и вернулся с наградами: орденами и медалями. После войны поселился с семьёй в Крыму на хуторе Орлянка, там и дожил до глубокой старости.

На среднего сына, Павлика, прабабушка, почти сразу же получила похоронку, а ведь ему было только 17. Совсем пацан, весельчак и баламут, любил шутить и попадал в разные истории… Когда уходил на фронт, заходил попрощаться в каждую хату к односельчанам, как будто знал, что не вернётся…

А младший, Степан, учился и работал на заводе. На фронт попал в конце войны зимой 1945 года, когда до Победы оставалось несколько месяцев. После войны восстанавливал разрушенные шахты Донбасса.

С первых же дней войны прабабушка Наташа осталась одна с двумя маленькими дочерями: шестилетней Олей и четырёхлетней Марусей на оккупированном немцами хуторе. Фашисты выгнали их из хаты в клуню, а в хате расположились немецкие солдаты. Всё хозяйство разорили, отобрали кур, поросят, корову, забрали все съестные припасы. Для семьи наступили страшные голодные дни. Каждый день прабабушка угоняли на работы, а маленькие девочки оставались в клуне одни. Когда становилось нестерпимо голодно и холодно, они тайком проскальзывали в хату и прятались под печку. В хате было тепло и вкусно пахло едой. Но как только их замечали немцы, вытаскивали за шиворот из-под печи и вышвыривали на улицу.

Однажды была сырая осень и немец долго возился с печкой, она никак не хотела разгораться. Девочки улучили момент и прошмыгнули в хату. Краснощёкий немец затеял печь блины. В печи уже жарко трещали дрова, а немец мастерски наливал на сковородку тонкой струйкой тесто. Когда блин обжаривался с одной стороны, он ловко подкидывал его, блин переворачивался в воздухе и летел обратно на сковородку. Девочкам казалось, что они попали на цирковое представление, в воздухе латали блины, а в хате нестерпимо пахло едой. И вдруг один блин скользнул мимо сковородки и упал прямо в золу возле возле печки. Немец нарочно сапогом обвалял его в золе и пнул под печку… Казалось, вкуснее этого блина дети в жизни ничего не ели. Зола скрипела на зубах, а они молили: «Господи, хоть бы ещё одни упал!»»




Заключение

Я задала себе вопрос: довольна ли я результатами своей работы. Нравится ли мне мое сочинение, и стану ли я его использовать. Я довольна проделанной работой и счастлива, что рассказ моей бабушки лег в основу сборника «Спроси у бабушки»

Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью.

Мне кажется, что полученные навыки взятия интервью, обязательно пригодятся в жизни.

Мне очень понравилось изучать литературу, посвященную Великой Отечественной войне. Я не думала, что получится такой интересный и поучительный рассказ.

У меня получилось собрать семейные воспоминания.




Список используемых источников

1. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 c.

2. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 c.

3. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.

4. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.

5. Загидуллина, К.А. Журналистика / Загидуллина. - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2018. - 128 c.




Приложение



t1760777231aa.gif

Слева бабушка Оля, в центре прабабушка Наташа, справа бабушка Маруся

t1760777231ab.jpg

Получение сборник рассказов 6 мая 2022г.


t1760777231ac.jpg

Сборник рассказов «Спроси у бабушки»

t1760777231ad.gif

Мой напечатанный рассказ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.