Развитие эпистолярного жанра в России

2
0
Материал опубликован 1 February

Автор публикации: С. Калина, ученица 9 класса


Презентация. ЗащитаPPT / 2.35 Мб

/data/files/o1706770921.ppt (Презентация. Защита)


АнкетаDOCX / 17.5 Кб

/data/files/k1706770942.docx (Анкета)


БуклетPUB / 1.99 Мб

/data/files/w1706770960.pub (Буклет)Министерство просвещения Российской Федерации

---------*---------

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение

закрытого типа»



















Проект


«Развитие эпистолярного жанра в России»










Автор: Калина София,

ученица 9А класса;

Руководитель: Тарунина В.А.,

учитель русского языка и литературы









Куртамыш – 2021


Содержание


Введение

Основная часть « Развитие жанра письма в России»

а) Эпистолярный жанр в России в XII- XV вв

б) Эпистолярный жанр в России в XV-XVIII в.в.

в)Эпистолярный жанр в России в XIX веке.

г)Эпистолярный жанр в России в XX веке.

д)Эпистолярный жанр в России в XXI веке.

е) Разработка продукта проекта – буклет «Писать письма – это модно!»

Заключение

Список литературы

Приложения



































Введение

Эпистолярные жанры (от греч. epistole - письмо) представляют собой особую форму словесности, воплощающуюся в текстах, «имеющих форму письма, открытки, телеграммы, посылаемые адресату для сообщения определенных сведений».

Пt1706770881aa.png исьмо является древним популярным эпистолярным жанром. На протяжении долгого времени переписка была единственным средством связи для людей, которых разделяло расстояние. Со временем вырабатывались устойчивые этикетные формулы, свойственные определенным видам писем (деловым, частным и т. д.). Переписка велась между родственниками, знакомыми, друзьями, коллегами и т. п. Актуальность проблемы заключается в том, что сегодня эпистолярные жанры переживают не лучшие времена. Это связано, прежде всего, с развитием научно-технического прогресса и увеличением значения устной речи. Функцию коммуникации на расстоянии приняли на себя телефонные разговоры, смс-сообщения, переписка в социальных сетях, общение по электронной почте и т. д. В привычном формате бумажные письма используются редко, чаще всего в качестве делового документа. С одной стороны, технические нововведения расширяют возможности коммуникантов: в разы убыстряются процессы передачи и получения информации, экономится время собеседников, есть возможность прикрепить к сообщению фото, видео и аудио-материалы, вести диалог сразу с несколькими участниками общения, также стало реальным видеть партнера по коммуникации во время разговора.


Для нашего учреждения жанр письма является очень актуальным, так как это наиболее доступная форма общения с близкими людьми.




t1706770881ab.png

Анкетирование показало, что воспитанницам нравится получать письма, они ждут весточку из дома, при этом испытывают большую радость, счастье от того, что «тебя не забыли».



Тема проекта: «Развитие эпистолярного жанра в России»


Цель:

выявление основных изменений, которые произошли в эпистолярном жанре, составление памятки для написания личного письма, создание условия для возрождения интереса к письму.


Задачи:

изучить источники, рассказывающие об эпистолярном жанре и его развитии в

России

систематизировать материал, полученный в результате работы

познакомить обучающихся с особенностями эпистолярного жанра

создать презентацию, рассказывающую об истории письма в России, об основных правилах написания письма

провести анкетирование «Письмо в моей жизни»;

составить правила написания личного письма;


Методы и приемы:

анализ научной литературы, посвященной теме эпистолярного жанра

изучение основных приёмов написания писем

анкетирование, опрос, наблюдение

создание презентации;


Результаты проекта:

Изучила материал по теме «Развитие эпистолярного жанра в России»

Научилась анализировать текст;

Научилась составлять и анализировать анкеты ;

Научилась работать в программе Microsoft PowerPoint и Microsoft Word.


Продукт проекта:

Буклет « Писать письма - это модно!»
























Основная часть « Развитие жанра письма в России»


а) Эпистолярный жанр в России в XII- XV вв


Искусство переписки в России - древняя традиция. Как только славяне научились писать, они начали делиться мыслями и чувствами с близкими. И конечно же рассказывать о любви... Знаете, кто был предшественницей пушкинской Татьяны?


Яt1706770881ac.jpg посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался… и примчался. …Хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость!


Страстному, полному недоумения и обиды письму – более восьмисот лет, это обрывок берестяной грамоты, найденной в Новгороде. В неровных строчках, испещривших кору, раскрывается беспокойная душа женщины, чистому листу проще доверить сокровенные чувства. Недаром в самых разных культурах эпистолярный жанр считался одним из немногих, необходимых даме искусств.

«Записочками» о ежедневных нуждах, семейных тяготах и важных делах русские женщины пробавлялись испокон веку. Пожалуй, их письмам недоставало изящества – в лучшем случае боярышень и купчих учили грамоте – зато искренности было хоть отбавляй.


В России название «письмо» вошло во всеобщее употребление лишь с XVIII столетия. До этого на Руси использовали названия «грамота», «грамотка» (грамотка посыльная), а позднее некоторое время в ходу было перекочевавшее к нам из Западной Европы слово «эпистола».


Пересылка вестей на территории России известна с древнейших времен. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов, обитавших в Северном Причерноморье и Средней Азии - скифов, сарматов, саксов и др.


Уже в IX веке , почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты.


Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV вв. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.


Берестяны́е гра́моты


Письма и записи на коре берёзы (бересте), — памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный, непригодный для долгого хранения материал. Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века) 

Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.


Более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики) В одной из берестяных грамот , представляющей собой черновик есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату.


t1706770881ad.png - примеры грамот


Особенности берестяных грамот

берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию

писались как правило в связи с какой-то сиюминутной деловой необходимостью и были рассчитаны на одного-единственного читателя — адресата, каковым чаще всего был член собственной семьи, сосед или деловой партнер.

написаны на древнерусском языке, во-первых, свободным от церковнославянизмов, во-вторых, диалектном

обычно непосредственно отражают живой язык их составителей — и этим отличаются от подавляющего большинства традиционных памятников XI–XV вв.

десятки слов, встречающихся в берестяных грамотах, по другим древнерусским источникам неизвестны. Преимущественно это бытовая лексика, у которой практически не было шансов попасть в литературные сочинения с их установкой на высокую тематику и соответствующий отбор слов.


t1706770881ae.png - еще пример грамоты

t1706770881af.pngВо многих городах были найдены берестяные грамоты .



Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты - ямская гоньба.

t1706770881ag.png

Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.

t1706770881ah.png


б) Эпистолярный жанр в России XV-XVIII в.в.


Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, - платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию, еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи "почтой", хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.

Основными видами писем становятся грамотки, челобитные.

t1706770881ai.jpg


Челобитная - письменное прошение в ХIII-н.ХVII вв., при подаче которого "били челом", кланялись с прикосновением лба к земле. Представляли из себя  просьбы, жалобы, доносы ("изветы") и др.

Челобитные представляют собой самостоятельный жанр деловой письменности XVI века.

Писались они, как правило, со слов просителя, жалобщика, поэтому прекрасно сохранили разговорно-бытовую лексику своего времени.


t1706770881aj.jpg


Широко были распространены здравицы- пожелания здоровья и благополучия.


А вот еще пример письма – прошения царю. Рядом можно прочитать краткое содержание письма и сравнить письма 17 века и современные.


t1706770881ak.png


Петровская эпоха стала революционной и в плане развития письма. В Петровскую эпоху официально-деловая, канцелярская и частная переписка постепенно освобождалась от прежних эпистолярных штампов, но неизменное обращение по имени или фамилии к адресату теперь осложняется титулами.


Характерным для письма того времени было самоуничижение авторов, причем не только в обращении низших к высшим , но и между людьми, равными по положению. Уничижительными полуименами называли себя в письмах даже важнейшие особы. Даже Петр I в своих письмах, относящихся к XVII веку, придерживался принятых форм, подписывая свои письма к родным: «Недостойный Петрушка».


С 1 января 1702 года Петр I своим указом повелел людям всякого звания «писать полными именами с прозваниями».

Кроме того, Петр повелел не бить челом и вместо холопов называться рабами.


Чтобы ввести в переписку европейские нравы, в 1708 году Московский печатный двор издал "Приклады како пишутся комплименты разные..." - первый русский печатный письмовник, содержащий образцы разнообразных писем, в том числе "звательных", "пригласительных", "благодарственных", "заступительных", "утешительных" и др. "Приклады" впервые вводили обращение к адресату на "Вы", содержали образцы писем, специально адресованных "женскому полу". Тираж издания - 300 экземпляров. Эта книга имела необычайный успех у читающей публики и в том же году была переиздана, но уже с увеличенным числом "комплиментов"; в 1712 году она вышла третьим изданием, в 1725 (уже при Екатерине I) – четвертым.


t1706770881al.png


Частные письма писались при Петре I на четвертушках и полулистах обыкновенной писчей бумаги. Края написанного письма загибались со всех четырех сторон, и образовавшийся таким образом нижний клапан вкладывался в верхний. Верхний клапан припечатывался к нижнему красной сургучной печатью (во время траура - черной). На обратной стороне клапанов писался адрес, обычно повторяющий первые строки самого письма (обращения к лицу), например: «Сиятельному адмиралу, моему премилостивому государю и отцу, графу Федору Матвеевичу Апраксину в Санкт-Петербурге» и тому подобное. Таким образом были созданы предпосылки к появлению конверта и созданию тайны переписки.


в)Эпистолярный жанр в XIX веке.


В XIX веке происходит расцвет эпистолярного искусства. Появились деловые, неофициальные, любовные, письма, которые сами адресаты оценивали как: дельное, восторженное, полукислое, умное, глубокое, короткое, длинное, глупое, гнусное, вдохновительное, толстое…

Лейтмотив всей неофициальной переписки этого времени – писать, как говорят, и говорить, как пишут.

Письма отличаются раскованностью стиля, мозаичностью и разговорностью. Сами авторы нередко отождествляли свои послания с интимным разговором.


Письма писателей -- важный источник, имеющий большое значение для изучения личности и творчества их авторов; времени, в которое они жили; людей, которые их окружали . Писательское письмо -- не только историческое свидетельство; оно находится в непосредственной близости к художественной литературе и может порой превращаться в особый вид художественного творчества


Исследователи эпистолярного наследия А.С.Пушкина обнаружили, что стиль и даже почерк поэта менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.

Почерк его писем к близким небрежен и шутлив. Зато другим почерком и стилем написаны письма шефу жандармов Бенкендорфу. Это официальное письмо с соблюдением правил этикета, которого не мог нарушать даже великий поэт.


И.С.Тургенев- один из видных и общепризнанных мастеров эпистолярного искусства.

Он приучался писать длинные письма, письма-дневники, своего рода хроники, с последовательным обозрением всего, что с ним происходило, описанием хода его учения, впечатлений от книг, им прочитанных. Писать письма такого рода было в то время в обычае в русских дворянских семьях; не без оснований им придавалось особое педагогическое значение.

Есть его письма романтического склада, полные лирики, живописности, пейзажных зарисовок, родственные его ранним стихотворным опытам

Среди его писем много посланий к соратникам по журнальным редакциям и к простым исполнителям его поручений, посредникам в его личных делах.


Письма А.П.Чехова являются образцом эпистолярного жанра; они не уступают по совершенству языку его художественным произведениям.

Тематика эпистолярного наследия Чехова многообразна: дневники путешествий; календари работы над произведениями,; события личной жизни; литературные связи- с писателями, редакторами, актерами, композиторами, художниками; отклики на общественные, литературные и театральные явления; отзывы о критике; советы начинающим авторам.


Письма Достоевского ничем не выделяются на фоне богатого и разнообразного эпистолярного наследия других писателей 19 века.

Он признавался, что не умеет и не любит писать письма из-за невозможности высказаться на листе бумаги и боязни, что его мысли будут неверно истолкованы адресатом.

Достоевский полагал, что «письма можно писать только деловые, к людям, с которыми в сердечных отношениях не состоишь»

Но именно он создал роман , написанный в эпистолярном жанре. Это роман «Бедные люди».


В русской литературе второй половины XVIII в. и начала XIX в. популярностью пользовался эпистолярный роман, приближавший действие к естественной обстановке или к обстоятельствам реальной жизни и совершенствовавший технику воспроизведения в повести или романе психических состояний и эволюции немногих действующих лиц -- воображаемых корреспондентов. Весьма совершенные образцы эпистолярных повестей в русской литературе дали Пушкин ("Роман в письмах", 1829), Достоевский ("Бедные люди", 1846), Тургенев ("Переписка", 1856; "Фауст. Рассказ в девяти письмах", 1856) . Наряду с этим техника включения писем действующих лиц в повествование большой эпической формы продолжала развиваться. И здесь Пушкин первый дал удивительные образцы литературного мастерства,-- это столь не похожие друг на друга и в то же время типические письма Савельича в "Капитанской дочке", Татьяны в "Евгении Онегине» и другие произведения.


г)Эпистолярный жанр в XX веке.

В конце 19 начале 20 века начинается процесс вытеснения письма другими видами связи: телефон, телеграф.

По традициям дореволюционного времени непременно следовало поздравить родственников, друзей, просто знакомых с большими религиозными праздниками. Это неизменный обычай на Пасху, на Рождество, а к именинам писали не только имениннику, но и его родным.

В XX веке жанр письма претерпевает серьезные изменения. Поток частной переписки резко слабеет, а вот жанр делового письма выделяется в отдельную учебную дисциплину, становится почти наукой.

Свидетели войны – солдатские письма, знаменитые треугольники, и письма на фронт.

Бумаги страшно не хватало, а писали бойцы обычно огромными корявыми буквами — бисерным почерком отличались только образованные. Так что помещалось в такое письмо немногое — только самое важное. Но начиналось и заканчивалось оно всегда одной из немногих обязательных «формул». Например, так: «Добрый день, веселый час, пишет вам, кто знает вас». Сын родителям пишет, вряд ли они ошибутся, но в письме все должно быть как положено. А в конце — не менее обязательное: «Жив, здоров, ваш...»

Образ врага, его непосредственное, сиюминутное ощущение ярче в письмах, чем в воспоминаниях.

Письма бедны на эпитеты, но враг — всегда «лютый, заклятый»


д)Эпистолярный жанр XXI

Наибольшее распространение получили альтернативные формы письма: электронное письмо, смс-сообщения, переписка в социальных сетях и мессенджерах.


Электронные письма – явление виртуальное, не имеющее материального воплощения, если только не распечатывать их на принтере. Ведь письма сохраняются лишь в том случае, когда они дороги адресату как память о человеке или событии. Следовательно, потомки уже не смогут насладиться мысленной беседой с авторами писем и почерпнуть из них все то, за что мы так ценим эпистолярное наследие.


В стремительно нарастающем в настоящее время потоке исследований, посвященных коммуникации через Интернет, письмам по электронной почте отводится достаточно скромное место.


В лингвистической литературе тема переписки по электронной почте на русском языке практически не изучалась.


Тесная связь электронной почты с жанром обычного эпистолярного общения отмечается в нескольких работах. Исследователи указывают на то, что это промежуточный жанр между обычным письмом и телефонным разговором.


Частная электронная переписка обладает своей собственной жанровой спецификой, а этот жанр коммуникации является одним из самых распространенных во всем мире.



Помимо собственно жанровых особенностей, электронная переписка обладает рядом других черт (от орфографии до прагматики), делающих ее интереснейшим лингвистическим объектом.

Признаки электронной переписки

-Особый тип интерактивности. В отличие от обычного письма, электронное письмо предполагает быстрый ответ – в норме, в течение суток. С другой стороны, в отличие от телефонного разговора, адресат может отвечать не сразу. Таким образом, электронное письмо объединяет преимущества этих двух типов коммуникации. Если адресат не отвечает в пределах того временного интервала, который считается нормальным, происходит коммуникативный провал


- Сериальность. Переписка по электронной почте часто происходит в форме серии писем и ответов на них, которые образуют единый коммуникативный акт. Внутри этой серии действуют некоторые особые правила, обеспечивающие ее связность


- Межписемная анафора. Подобно обычному письму, исходное электронное письмо может содержать в себе несколько тем-реплик. Существуют разные стратегии ответа на такое письмо. В некоторых случаях ответ может содержать отдельные ответные реплики, не связанные между собой никакими формальными показателями перехода


- Возможное отсутствие обращения, приветствия и прощальной формулы. Первые два письма серии обычно содержат формулы обращения и приветствия, однако в последующих письмах серии формула приветствия опускается; что касается обращения, то оно может оставаться, а может тоже опускаться Если письмо представляет собой ответ на конкретный вопрос (или непосредственную реакцию другого типа), то обращение всегда опускается.


- Временной дейксис. Общим с жанром устной коммуникации является использование в электронных письмах показателей временного дейксиса, характерное для разговорной речи: вставка выражений типа «я сейчас сижу за компьютером и пью кофе»; «только что пришел Вася»; «сейчас пойду спать» и т.п.


- Особенности пунктуации. В электронной переписке имеются две тенденции отклонения от правил пунктуации, отчасти противоположные, но по существу служащие одной и той же цели – передаче релевантной информации.


- Тексты электронной переписки являются ценным свидетельством спонтанной письменной речи – феномена, не ставшего пока самостоятельным объектом лингвистического анализа. Особенности спонтанной письменной речи могут быть установлены по характеру опечаток – поскольку электронные письма часто не перечитываются (и тем самым не исправляются) пишущим.

Примером спонтанной письменной речи могут являться смс-сообщения, переписка в социальных сетях и мессенджерах.

С другой стороны, набирает обороты движение за бумажное письмо: «ВКонтакте» созданы десятки сообществ для любителей почтовой переписки, где можно влиться в их ряды: вступаешь в одну или сразу несколько таких тематических групп, рассказываешь о себе — называешь возраст, кратко перечисляешь свои интересы, пишешь цель, с которой ищешь новых друзей, а параллельно просматриваешь анкеты других участников сообщества. В скором времени на новичка начинают сыпаться предложения об обмене бумажными письмами.

Примечательно, что «старинным» способом общаются не только подростки, но и взрослые, вполне состоявшиеся люди. К примеру, Анна Сенченкова, сотрудница городского краеведческого музея, давно стала постоянным клиентом «Почты России»: в настоящее время она стабильно переписывается с тремя собеседниками и еще ждет весточек от троих новых знакомых.

«Я никак не могла понять, в чем заключается феномен бумажных писем 21 века, когда до одноклассников, коллег, родственников можно легко дотянуться через Всемирную паутину. А потом меня осенило. Интернет не объединяет, а лишь создает иллюзию присутствия. И, более того, он рождает чудовищное одиночество душ, притом что и юнцам, и людям солидного возраста хочется, чтобы их выслушали, поняли и приняли такими, какие они есть.

Набирая на бегу сообщение на смартфоне или печатая куцые фразы с рабочего компьютера во время обеденного перерыва, нельзя рассказать о том, что тебя волнует, о чем ты мечтаешь, к чему стремишься. Нельзя рассказать о своем счастье или боли — формат не тот. Компьютерные фразы не терпят лирики. Вот бумажные письма — дело другое: их и пишут, и читают вдумчиво. В них вкладывают душу, поэтому неискренним быть не получается — никаких дежурных фраз. И еще: человек, которого ты никогда не видел, не осудит за ошибки, не будет над тобой смеяться, не передаст услышанное третьим лицам. Такая, знаете ли, психологическая разгрузка…» Таким образом, бумажные письма живы и еще долго будут нас радовать.


Воспитанницам Куртамышского СУВУ была предложена анкета


1.Получали вы когда-нибудь письма в конвертах? а) да б) нет

2. Что для вас письма? а) память б) приятный момент в) мусор

3. Любите ли вы получать письма? а) да б) нет

4. Хотели бы вы получать бумажные письма? а)да б)нет

5. Что вы чувствуете, получая письмо? …………………………………………………………

6. Как часто вы пишете письма? а)1 в неделю б)1 в месяц в) 1в год г) никогда не пишу письма д) чаще , чем 1 раз в неделю

7. Кому вы пишете письма? а) родным б) друзьям в) официальная переписка

8. Если не пишете письма ,то какие средства общения используйте? а)домашний телефон б) сотовый телефон в) электронная почта г) SMS

9.Почему «бумажные» письма становятся менее востребованными?

10. В каких произведениях русской литературы используется жанр письма?


На 1-4, 6-8 вопросы нужно было выбрать готовые ответы, вопросы 5, 9, 10 предполагали свободные ответы.


В анкетировании участвовали 45 человек.

На 1 вопрос ответили «да» 42 человека, «нет» - 3.

Для 30 человек письма – это память, еще для 22 – приятный момент. И только 2 человека сказали, что письма – это мусор.

любят получать письма 44 человека.

27 человек пишут письма примерно 1 раз в месяц, 13 человек – 1 раз в неделю, 2 человека -более 1 письма в неделю, и по 2 человека пишут 1 письмо в год или не пишут совсем.

41 человек пишет своим родным, еще 17 – друзьям.

Наибольшей «опасностью» для писем являются сотовые телефоны и смс-сообщения (14 и 15 соответственно), домашний телефон -7, электронная почта – 4 (думаю, что электронная переписка еще не набрала большой аудитории среди воспитанниц Суву из-за возраста и неимения официальной переписки)

Интересными стали вопросы с открытым ответом.

На 5 вопрос девочки перечислили чувства, связанные с получением письма. В основном это любовь, радость, понимание, что тебя помнят.

Причиной снижения востребованности бумажных писем стало развитие технологий, долгая доставка, необходимость писать от руки.

Радостно, что девушки знают много произведений, в которых встречается эпистолярный жанр. Некоторые произведения изучаются в школьной программе, большинство из них – самостоятельно.


е) Разработка продукта проекта – буклет «Писать письма – это модно!»

Существуют правила написания письма. Они отражены в буклете.


Заключение

В наши дни растёт отчуждение и равнодушие между людьми. Это стало проблемой современного общества. Существует и ещё одна проблема – лингвистическая: письмо как образец эпистолярного жанра умирает в эпоху телефона и Интернета. Конечно, эти проблемы не решить сразу. Сегодня проблема эпистолярного жанра решается на международном и российском уровне. Проходят конкурсы на лучшее письмо в номинациях: «Письмо Президенту», «Письмо другу», «Письмо учителю» и другие.

Моя проектная работа - это один из шагов к возрождению жанра. В ходе работы достигла поставленной цели: выявление основных изменений, которые произошли в эпистолярном жанре, составление памятки для написания личного письма, тем самым создание условия для возрождения интереса к письму.

Как видно из работы, жанр письма претерпел значительные изменения за период владения людьми письменностью, многие писатели часто используют эпистолярный жанр для того, чтобы раскрыть внутренний мир героев, показать их лучшие стороны. Письма используются ещё и для того чтобы открыть свои чувства, ведь не каждый человек может сказать правду в лицо, а через письмо это сделать проще.

Я считаю, что нельзя забывать эпистолярный жанр, так как он побуждает человека выразить в письме свои лучшие чувства, и хочу призвать всех: пишите письма друг другу.


Список литературы


Список используемой литературы

Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Москва, 1997г.

Л.А. Глинкина. Речевой этикет в частных письмах 19 века.

В.Е. Гольдин. Этикет и речь. Саратов, 1978г.

А.А. Акишина. Русский речевой этикет. Москва, 1983г.

Н.И. Формановская. Речевой этикет и культура общения. Москва, 1989г.

С.В. Шевцова. Речевой этикет. Справочник. Москва, 1990г.

М.А. Кронгауз. Изменения в современном речевом этикете. Жизнь языка. Москва, 2000г.

М.В. Колтунова. Язык и деловое общение. Москва, 2000г.

Лаврентьева Е.В. Светский этикет пушкинской поры. М., 1999. С. 148-187; Правила вежливости и светского этикета. М., 2007. С. 216-226, 256-270.

Русские традиции. Правила хорошего тона. М., 2015. С. 252.



















Приложения


а) Эпистолярный жанр в России в XII- XV вв

Берестяны́е гра́моты

б) Эпистолярный жанр в России XV-XVIII в.в.

грамотки, челобитные.

здравицы

прошения

"Приклады како пишутся комплименты разные..."

Запечатанное письмо

в)Эпистолярный жанр в XIX веке.

Письма писателей

эпистолярный роман

г)Эпистолярный жанр в XX веке.

деловое письмо

солдатские письма

д)Эпистолярный жанр XXI

Электронные письма




17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации