С чего начинается Родина. Трагедия в Заречье.
Автор публикации: А. Колобов, студент 2 курса
Трагедия в заречье С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…
31 января передовые части 2-й ударной армии вышли на окраины Кингисеппа. Но с ходу взять город не удалось. Наши войска стали готовить ударную операцию, теперь главный удар возлагался на 152-ю отдельную танковую бригаду подполковника А. Н. Ковалевского. Отыграться за свои неудачи фашисты решили на местных жителях. 31 января передовые части 2-й ударной армии вышли на окраины Кингисеппа. Но с ходу взять город не удалось. Наши войска стали готовить ударную операцию, теперь главный удар возлагался на 152-ю отдельную танковую бригаду подполковника А. Н. Ковалевского. Отыграться за свои неудачи фашисты решили на местных жителях.
В первой половине дня в поселке Заречье в дома М. Паль и Д. Бряковой они согнали около 200 женщин, детей, стариков. Двери и окна забили досками. Дом Бряковой гитлеровцы подожгли. По рассказу Лоры Алексеевны Масленниковой, вместе с другими в огне погибли трое детей (пяти, девяти, четырнадцати лет) Александры Ефимовны Ионосовой, а также И. Иванов, Н. Иванова и семья Лобановых — Антонина, Валентина, В. Лобанов, М. Лобанов. В первой половине дня в поселке Заречье в дома М. Паль и Д. Бряковой они согнали около 200 женщин, детей, стариков. Двери и окна забили досками. Дом Бряковой гитлеровцы подожгли. По рассказу Лоры Алексеевны Масленниковой, вместе с другими в огне погибли трое детей (пяти, девяти, четырнадцати лет) Александры Ефимовны Ионосовой, а также И. Иванов, Н. Иванова и семья Лобановых — Антонина, Валентина, В. Лобанов, М. Лобанов.
К дому М. Паль немцы подкатили пушку, развернули в сторону правого берега. Одно окно нацисты забивать не стали из расчета, что наши увидят в бинокль запертых мирных людей, и не станут стрелять по этой позиции, которыми ‘‘бравые’’ немецкие артиллеристы решили прикрыться. Через несколько часов внезапно началась автоматная пальба с тыла. Оказалось, группа наших разведчиков в районе поселка Лесобиржа переправилась через Лугу и зашла фашистам в тыл. К дому М. Паль немцы подкатили пушку, развернули в сторону правого берега. Одно окно нацисты забивать не стали из расчета, что наши увидят в бинокль запертых мирных людей, и не станут стрелять по этой позиции, которыми ‘‘бравые’’ немецкие артиллеристы решили прикрыться. Через несколько часов внезапно началась автоматная пальба с тыла. Оказалось, группа наших разведчиков в районе поселка Лесобиржа переправилась через Лугу и зашла фашистам в тыл.
Слова свидетеля тех событий Владимира Захаровича Тимофеева приводит Д. Смольский: Слова свидетеля тех событий Владимира Захаровича Тимофеева приводит Д. Смольский: «Разведчики оторвали доски, открыли дверь. На пороге появился офицер советской армии. Он сказал нам, чтобы сейчас никто не выходил из дома, так как будет бой». И действительно, скоро начали стрелять. Немцам все же удалось отбить атаку. В окно дома, где мы находились, фашисты бросили две гранаты. Многих убили, несколько человек, в том числе и меня ранило. Мать вынесла меня из загоревшегося дома. Кто остался жив – бежал, куда глаза глядят. По нам стреляли…».
По словам других очевидцев выяснили, от немецких пуль погибли четырехлетний Боря Дмитриев, двухлетний Ваня Кокорев, Тамара Христенко, С.З. Смазня, а раненую в живот Тамару Спицыну нацисты пристрелили. Героической смертью, защищая селян, погибла вся группа разведчиков. Уцелевших селян при отступлении немцы согнали на берег Луги, построили цепью и, прикрываясь ими, как живым щитом, стали отходить от Заречья. По словам других очевидцев выяснили, от немецких пуль погибли четырехлетний Боря Дмитриев, двухлетний Ваня Кокорев, Тамара Христенко, С.З. Смазня, а раненую в живот Тамару Спицыну нацисты пристрелили. Героической смертью, защищая селян, погибла вся группа разведчиков. Уцелевших селян при отступлении немцы согнали на берег Луги, построили цепью и, прикрываясь ими, как живым щитом, стали отходить от Заречья.
А вот акт преступления перед мирными жителями, подписанный майором Набоковым, капитанами Гусевым и Прохоровым, ст. Лейтенантом Лифшицем, мл. Лейтенантом Сердюковым и ст. Лейтенантом Ковенским и группой мирных жителей: А вот акт преступления перед мирными жителями, подписанный майором Набоковым, капитанами Гусевым и Прохоровым, ст. Лейтенантом Лифшицем, мл. Лейтенантом Сердюковым и ст. Лейтенантом Ковенским и группой мирных жителей: «31 января 1944 года, покидая поселок заречье, немцы обнаружили группы мирных жителей, спрятавшихся в конюшне. Их было около 40 человек – женщин, стариков, детей. Немцы, угрожая советским людям оружием, перегнали их из конюшни в жилой дом, а затем снова загнали в конюшню. При этом фашисты из автоматов стреляли в толпу, убив и ранив несколько жителей. В конюшню с людьми немцы бросили четыре гранаты, а затем подожгли ее. Выбегавших из пламени людей немцы расстреливали из автоматов».