12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курашев Евгений Николаевич103
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

г. НЕРЮНГРИ им. М. К. АММОСОВА

(СОШ № 2)













Творческий проект

Тема: «Изготовление шкатулки»











Выполнил: Демянчук Сергей Михайлович,

учащийся 9 А класса,

МОУ СОШ №2 им. М.К.Аммосова

Научный руководитель: Курашев Евгений

Николаевич, учитель технологии,

МОУ СОШ №2 им. М.К.Аммосова







Нерюнгри, 2022



Содержание


Обоснование возникшей проблемы и потребности ……………………3

Цель и задачи проекта………………………………………………….…4

Историческая справка………………………………………………….…5

Основные требования к изделию…………………………………………5

Разработка идей, вариантов………………………………………………6

Анализ идей и выбор лучшего варианта…………………………………7

Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования……9

Последовательность изготовления изделия…………………………......9

Техника безопасности…………………………………………………….12

Экономическое обоснование……………………………………………..14

Экологическое обоснование…………………………………………..…15

Самооценка……………………………………………………………..…15

Вывод………………………………………………………………………16

Реклама изделия…………………………………………………………...16

Используемая литература…………………………………………………17

Приложение………………………………………………………………...18


















Обоснование возникшей проблемы и потребности


Как у многих жителей нашей планеты, так и моих многочисленных родственников есть замечательная традиция – устраивать праздники, посвященные дню рождения и всегда существует такая проблема: что подарить? Я пытался решить проблему с помощью схемы №1.

Схема №1

Поиск вариантов решения проблемы

t1697776881aa.gif


Купить рамочку для фото или какой-нибудь сувенир можно не очень близким родственникам. Изготовить самому рамочку для фото можно для одноклассников. Родителям только сувениры собственного изготовления. Однажды я заметил, что моя мама, приходя с работы и снимая ювелирные украшения, располагает их в различных местах. Я понял, что все это происходит из-за того, что у нее просто нет специально предназначенной для ювелирных украшений шкатулки. И мне захотелось исправить этот недостаток. Как я мог это сделать? Либо купить нужное изделие в магазине, либо постараться сделать своими руками. Против первого варианта были следующие факторы:

высокая стоимость подобных изделий (а я пока учусь и не имею возможности зарабатывать деньги)

отсутствие оригинальности

На уроках технологии мы учимся работать с деревом - конструировать, выпиливать, вырезать, выжигать. Мне очень нравится выпиливать дощечки и потом выжигать на них рисунок, и я решил сделать шкатулку. Тем самым на практике смогу закрепить полученные на уроках знания и сделать подарок своими руками для мамы.

Актуальность моего проекта объясняется еще и тем, что:

1. Достаточно большое количество разных мелочей, которые надоело собирать по полкам и по столам можно хранить в красивой коробочке

2. Основное преимущество hand-made (своими руками)- за относительно невеликие средства, можно порадовать себя интересными вещицами, которые будут нести эксклюзивный характер.

3. Шкатулка своими руками – это прекрасный подарок, который можно сделать для своих близких или друзей, не затратив при этом большого количества времени и сил.

Цель проекта: изготовление шкатулки, украшение изделия элементами выжигания узора на древесине.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме проекта.

2. Выявить возможные варианты шкатулок.

3. Разработать дизайн и конструкцию своей шкатулки.

4. Подготовить необходимые материалы.

5. Разработать технологический процесс изготовления шкатулки.

6. Изготовить шкатулку и провести апробацию.

7. Оценить проделанную работу.


Историческая справка

Шкату́лка — небольшой ящик для мелких, обычно ценных вещей. Шкатулки изготавливают из дерева, металла, пластмассы, поделочных и ценных материалов — кости, камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, инкрустируют драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой.

Шкатулки используют для хранения большого количества мелких предметов, в большинстве своём — драгоценностей.

Шкатулки известны с глубокой древности. Ученые считают, что первыми появились шкатулки для украшений. Талантливые умельцы в Японии и Китае еще две тысячи лет назад изготавливали деревянные коробочки различной формы и величины, украшали их смолой ценного специального дерева. Стараясь обойти в мастерстве друг друга, мастера по шкатулкам создавали всё новые и новые технологии отделки. Вот так была изобретена технология мелкого вырезания по древесине и методы декорирования футляров кожей или тканью, отделки драгоценными камнями, металлом и костью.

С тех пор первоначальная концепция практически не поменялась, но появились новые материалы, и несколько усовершенствовалась технология изготовления. До промышленной революции любая шкатулка была штучным и, следовательно, весьма дорогим предметом. В силу этого шкатулки были востребованы в основном у богатых людей и использовались для хранения ценных предметов. Изготовленная на заказ шкатулка, покрытая драгоценными камнями, обитая изнутри шёлком, могла стоить дороже, чем драгоценности, которые в ней хранились.

Качественно сработанная из дерева, выточенная из мрамора, оникса или сделанная из моржовой, слоновой кости, шкатулка практически всегда хранила в себе тайну. Для того чтобы уберечь содержимое от посторонних глаз или, от кражи, шкатулки снабжались замками и секретами. Потайные отделения, двойное и тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после сложной последовательности действий со шкатулкой — вот короткий список ухищрений, на которые шли мастера при изготовлении этих предметов, и поэтому такие шкатулочки уже были ценностью сами по себе.

Популярны были шкатулки для драгоценностей и в древней Руси: почти в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи или сувениры. Народ на Руси — страстный любитель загадывать и раскрывать загадки, и, видно, поэтому коробочки с секретом очень понравились им.


Основные требования к изделию

Моей маме будет приятно брать шкатулку, изготовленную своими руками. И она хорошо впишется в интерьер. И это может стать хорошим подарком для мамы. Поэтому я принял решение изготовить шкатулку самостоятельно, для чего вначале определил основные требования к проектированию и изготовлению шкатулки.

К готовой шкатулке предъявляются определенные требования. Основными из них являются эксплуатационные и эстетические.

Эксплуатационные требования к шкатулке должны обеспечивать безопасность применения изделия в быту.

Эстетические требования состоят в том, что изделие должно быть красивым и безопасным, экологически чистым.


Разработка идей, вариантов.

Шкатулка должна быть согласована по материалу и цвету с моим вкусом потребностью. Вариантов решения может быть много:

1. Металлическая шкатулка

t1697776881ab.jpg

2. Пластмассовая шкатулка

t1697776881ac.jpg










Шкатулка из фанеры

t1697776881ad.jpg

4. Шкатулка деревянная

t1697776881ae.jpg











Я решил: буду изготовлять шкатулку из дерева. Для этого у меня есть навыки и теория изготовления шкатулки. По книге «Поделки из дерева» я нашёл рисунок оригинальной шкатулки прямоугольной формы и решил: я буду мастерить!


Анализ идей и выбор лучшего варианта

Для выполнения дизайн – анализа воспользуюсь «звездочкой обдумывания» (см. схему №2).

Схема №2

«Звездочка обдумывания».



t1697776881af.gif



Анализ шкатулок


Таблица № 1


п/п

Аналог

Достоинства


Недостатки

1

t1697776881ag.jpg

Оригинальный узор на крышке и боковинках

Большая трудоемкость

2

t1697776881ah.gif


Небольшие габариты


Хрупкие края крышки и стенок






3

t1697776881ai.jpg



Необычная форма



Трудоемкая в подгонке деталей


На занятиях мы рассматривали несколько вариантов изделий различных форм и размеров. Для своего проекта я взял за основу модель №3, потому что у этой шкатулки подходящие размеры и такая форма позволяет научиться изготавливать изделия данного типа и не занимает много места в шкафу.

Изучив историю возникновения и проведя дизайн-анализ шкатулок, я разработал критерии собственного изделия:

– оно должно быть красивым;

– оно должно быть оригинальным;

– оно должно быть экологически чистым;

– оно должно быть удобным в эксплуатации;

– оно должно гармонировать со всеми окружающими предметам интерьера;

– оно должно быть не очень трудоемким;

– оно должно быть дешёвым.


Оценка аналогов и выбор лучшего


№пп

Критерии оценки

Оценка аналогов

1

2

3

1

Соответствие назначению

+

+

+

2

Оригинальность конструкции

-

-

+

3

Наличие материала

+

+

+

4

Простота в изготовлении

+

+

+

5

Владение знаниями и умениями для изготовления

+

+

+

6

Инструменты и оборудование

+

+

+

7

Экономичность (вторичное использование материалов)

-

-

-

итого

5(+) 2(-)

5(+) 2(-)

6(+) 1(-)


В итоге аналог №3 получил 6 (+) и 1(-); аналоги №2 и №1 5(+) и 2(-).

Вывод: по результатам анализа наибольшее количество (+) получил аналог №3.


7. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования

Сосна является одним лучшим материалов для выжигания самых разных изделий.

Древесина сосны очень распространена в нашем регионе и стоит относительно недорого.

t1697776881aj.jpg


Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

1. Ножовка.

2. Стусло.

3. Карандаш.

4. Линейка.

5. Выжигатель.


6. Циркуль.

7.Угольник.

8. Наждачная бумага.

9. Клей «Столяр»

10. Лак ПФ-228.


Последовательность изготовления изделия

Модель моей шкатулки будет состоять из деталей, представленных в спецификации:

Таблица №3

Поз.

Наименование

Кол.

Материал

Примечание

1

Крышка 215 х 70 х 15

2

доска

сосна

2

Дно 215 х 170

1

Фанера строительная

Фанера березовая

3

Боковинка А 215 х 90 х 15

2

доска

сосна

4

Боковинка Б 170 х 90 х 15

2

доска

сосна


Технологическая операционная карта изготовления шкатулки


п/п

Вид работ

Изображение

Инструменты, приспособления

1

Выбор материала.

t1697776881ak.gif

Интернет, литература.

2

Разметка деталей.

t1697776881al.jpg

t1697776881am.gifУголок, линейка, карандаш.

3

Выпиливание заготовок.

t1697776881an.jpg

Ножовка по металлу.

4

Подгонка заготовок.

t1697776881ao.jpg

Напильник.

5

Шлифование заготовок.

t1697776881ap.jpg

Наждачная бумага.

6

Склеивание шкатулки.

t1697776881aq.jpg

Клей «Столяр», кисточка.

6

Выбор рисунка.

t1697776881ar.jpg

Интернет, литература.

7

Разметка рисунка

t1697776881as.jpg

Линейка, карандаш, копирка.

8

Выжигание рисунка.

t1697776881at.jpg

Выжигатель.

9

Покраска рисунка

t1697776881au.jpg

Акварельные краски, кисть.

10

Шлифование изделия.

t1697776881av.jpg

Наждачная бумага.

11

Лакирование.

t1697776881aw.jpg

Лак НЦ-228, кисточка.

12

Закрепление петель и ручек

t1697776881ax.jpg

Петли, ручки, шурупы, отвертка.


Для изготовления шкатулки мы выбрали сосну. Выбрав материал, приступил к разметке деталей шкатулки. Размеры шкатулки: длина – 215мм, ширина – 170 мм, высота – 90 мм, толщина стенки – 15 мм.

Закрепив заготовку в тисках, приступил к выпиливанию заготовок изделия с помощью ножовки. С соблюдением всех правил техники безопасности.

С помощью угольника подогнать все углы заготовок. Края изделия, с одной стороны, срезать под углом в 45 град. для дальнейшей сборки изделия.

Произвести шлифование всех поверхностей заготовок изделия с помощью наждачной бумаги.

С помощью линейки и угольника окончательно проверить размеры изготавливаемого изделия.

Выбрать рисунок для выжигания. С помощью копировальной бумаги сделать разметку рисунка.

Соблюдая правила техники безопасности выжечь нанесенный рисунок на заготовке изделия с помощью выжигателя.

Склеить шкатулку клеем «Столяр». Закрепить детали с помощью струбцины и оставить до полного высыхания клея.

Зачистить края склеивания изделия и все поверхности шкатулки.

Покрыть лаком ПФ-228 наружные поверхности шкатулки в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением правил техники безопасности при работе с лаком, и оставить до полного высыхания.

9. Техника безопасности

Техника безопасности при работе с острыми режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не стоит думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы - дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать и после выздоровления опасается резать, долго не приспосабливается. Конечно, тут уж нечего и думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы.

Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.

Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе. Его нужно всегда класть в определенное место. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие.

Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. При выжигании в результате обугливания образуется едкий дым, поэтому не следует слишком наклоняться над работой. По возможности надо сидеть прямо.

Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать. Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и т. п. Приемы выполнения этого вида выжигания напоминают собой контурную резьбу, где чистота и лаконичность линии решают успех дела.

Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя регулировку накала штифта и придавая штифту различный наклон, можно добиться глубокого насыщения линий и едва заметных штрихов. При этом сила окраски линии меняется от темно-коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых тонов.

Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглились, то видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт перегрет. В этом случае надо уменьшить напряжение тока или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник штифта также можно, соприкоснув его с поверхностью мраморной плитки или подержав некоторое время в вертикальном положении. Вообще раскалять штифты не следует, так как наконечник может помяться. Нужно помнить, что испорченную линию или ошибочно нанесенный штрих исправить или убрать невозможно, поэтому проявляя смелость в работе, нельзя забывать и об осторожности. Лучше несколько не дожечь линию, чем пережечь.

Недожженные линии, а также штрихи для доделки нельзя откладывать на конец работы, так они могут завуалироваться и останутся незамеченными. Кроме того, нагар раннего обжига затвердевает и затрудняет доделку.

Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.


10. Экономическое обоснование

Расчёт себестоимости шкатулки

С = Мз + Ро. т + Ос. с + Ао. т + Ок. к + Здр.

где, С – себестоимость изделия;

Мз – материальные затраты;

Ро. т - расходы на оплату труда;

Ос. с – отчисления на социальное страхование;

Ао. т - амортизационные отчисления;

Ок. к - оплата краткосрочных кредитов;

Здр – затраты на транспорт, электричество, др.

Так как я буду сам изготавливать шкатулку, то буду учитывать материальные затраты и затраты другие, на транспорт и электричество.


Материальные затраты

Наименование

Количество

Цена(рубли)

1. Доска сосны

1500х90х15 мм

90

2. Клей «Столяр»

100 гр.

30

3. Лак ПФ-228

200 мл

80

4. Наждачная бумага

150х200 мм

20

5.Шарниры для крышки шкатулки

4 шт.

80

6.Декоративные ручки

2 шт.

50

ИТОГО


350


Итого: Мз =350 руб.

Цена изделия складывается из себестоимости и прибыли:

Цизд. = С + П

где, С – себестоимость;

П – прибыль.

Соответственно П = Ц – С.

Если, учитывая мини- маркетинговые исследования,

Если Ц= 1000 руб, то П = 1000 – 350 = 650 руб.

Если Ц= 1500 руб, то П = 1500 – 350 = 1150 руб.

Если Ц= 2000 руб, то П = 2000 – 350 = 1650 руб..

Вывод: прибыль с моего изделия можно иметь от 650 руб. и более, если сдавать готовые изделия в художественные салоны, но так как процесс изготовления трудоемкий и много отнимает времени, то на заказ, конечно, можно работать при наличии времени, к тому же, этот способ зарабатывания карманных денег для меня приемлем.


11. Экологическое обоснование

Изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Древесину для изготовления шкатулки мы использовали из отходов строительного производства.

Отходы в результате нашего производства (опилки, стружку) можно использовать в качестве утеплителя в строительстве или как удобрение для садовых растений. Исходя из вышесказанного, делаем вывод об экологической целесообразности нашего проекта.

Лак и клей могут быть опасны при изготовлении изделия, но при соблюдении режима проветривания и индивидуальных средств защиты безвредны.

Вывод: все применяемые мной материалы сертифицированы, значит, при нормальной эксплуатации отрицательного влияния для человека и окружающую среду не окажут и являются экологически чистыми.

Для изготовления изделия доска обрабатывается полностью ручным трудом, и не требует различных станков, которые могли бы загрязнять окружающую среду. Только при лакировании изделия слегка выделяется специфический запах лака, который тоже не наносит вреда людям и окружающей среде. Лакирование выполняется с использованием вытяжки и при проветриваемом помещении. Остатки отходов в виде стружек и опилок будут утилизироваться в специальных контейнерах (стружкосборниках) с последующей вывозкой по договоренности со специализированными службами ЖКХ.

12. Самооценка

Изготавливая шкатулку, я узнал много нового о древесине, методах ее обработки. Мы получили новые знания о инструментах и приспособлениях применяемых при работе с древесиной, о технике выполнения выжигания по дереву и многое другое. Научились правильно пользоваться выжигателем. И самое главное, мы поняли, что как бы строго мы не придерживались схем и описаний – изделие всегда получается чуточку другим. Это потому, что оно изготовлено нашими руками. И нет предела творческой фантазии.




13. Вывод

В ходе выполнения работ я научился изготавливать шкатулку и выжигать узоры на древесине, и теперь могу применять это на практике. Изготовил шкатулку для хранения мелочей и подарил маме на День рождения.

Моё изделие полностью соответствует составленным критериям. Я остался доволен своей работой и тем, что моя шкатулка понравилась моей маме. Шкатулка получилась на мой взгляд вполне красивая. В такой шкатулке будет удобно хранить украшения и различные безделушки. Вывод: Я считаю, что поставленную задачу я выполнил. Я использовал все свои навыки и умения, вложил душу в эту работу.

14. Реклама изделия

Это очень замечательное изделие. В шкатулке можно хранить множество мелочей, так же это очень хороший подарок, который впишется в любой интерьер и придется по вкусу каждому человеку. Самый лучший подарок для друзей и близких — это подарок, сделанный собственными руками.

t1697776881ay.jpg






Используемая литература

Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.

Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.

Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.

Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 208с.: ил.Альбом по выпиливанию. Для любителей выпиливания из фанеры/ Ю.В.Соколов. – М.: «Экология», 1992.-20с.

Технология. Технический труд. 6 класс: учебник/ под ред. В. М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2014. - 192с.; 36 – 56с.

«Мастерим из древесины»/ Э.В. Рихвик, М. Просвещение, 1998.

«Работы по дереву», В.И. Рыженко, Москва, 2000 год.

http://www.petli-zamki.ru

https://www.youtube.com/watch

http://postroy- sam.com/shkatulka-iz-dereva-svoimi-rukami.html

http://www.mastercity.ru/showthread.php ?t=96347&page=2


















Приложение 1.


t1697776881az.jpg



18


Автор материала: С. Демянчук (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.