Сочинение по картине художника И. К. Айвазовского «Буря на Северном море»

3
0
Материал опубликован 19 March

Автор публикации: С. Мудрецова, ученица 8 класса

 

План:

Я так люблю море!

Мой любимый художник- И.К. Айвазовский

Магия таланта мастера:

а) шедевр живописи- картина «Буря на Северном море»;

б) сюжетный замысел полотна;

в) детали, организующие композицию картины;

г) сочетание красок, используемое автором

4. Мои мысли и чувства при восприятии картины И. К. Айвазовского

Я очень люблю море, люблю его с самого детства. Родители привили мне эту любовь, когда летом мы с семьей приезжали к морю погреться на солнышке, искупаться в глубинах морских, полюбоваться полетом быстрокрылых чаек в голубом и ласковом небе. Какое это счастье- увидеть море после целого года ожиданий жаркого лета и поездки к берегам Азовского и Черного морей! Мне кажется, что море полно тайн и загадок, что его волны умеют «беседовать» с нами, манят, радуют, погружают в свою тайну…

Эта любовь вызвала у меня и интерес к художникам- маринистам, к их биографиям и творчеству. Мои любимые художники, которые сами были влюблены в море и рисовали его в своих картинах, это Алексей Боголюбов, Лев Лагорио, Николой Гриценко, Леонид Блинов, Иван Айвазовский.

Сейчас я учусь в 8 классе, живу в Донецкой Народной Республике, к сожалению, в свете сегодняшних событий последние годы я не ездила к морю, но по- прежнему мечтаю о нем и жду долгожданной встречи…И как-то само собой сузился список художников- маринистов и появился один любимый автор картин о море…

Сегодня я буду рассказывать об Иване Константиновиче Айвазовском, который просто покорил меня своим творчеством и влюбленностью в морские пейзажи. На сегодняшний день современные искусствоведы насчитывают более шести тысяч холстов с различными изображениями моря, которые художник создавал на протяжении всей своей жизни. Шесть тысяч холстов! Это даже трудно себе представить, как за 82 года жизни он смог написать такое количество замечательных картин! Поистине, настоящий талант!

Я считаю, что нельзя понять всю тайну его творчества, не зная фактов жизни Ивана Константиновича Айвазовского, великого русского художника армянского происхождения. Немного позволю себе рассказать о нем… Он вырос у моря в Феодосии и не остался к нему равнодушным, а началось все с того, как однажды впервые он отправился в путешествие по Финскому заливу и Балтийскому морю; вот с тех пор оно стало его единственным источником вдохновения и большой любовью на всю жизнь. В прямом смысле художник с детства и юности «заболел» морем и пронес эту любовь через всю свою жизнь.

Айвазовский стал главным живописцем российского Главного морского штаба, профессором Академии художеств г. Санкт-Петербурга, был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому. Он был меценатом, а также почетным членом римской, парижской и амстердамской Академий художеств.

Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Главными его работами являются картины “Девятый вал” и “Черное море».

В живописи Айвазовского очень ярко видны романтические мотивы его произведений. С каждой картиной этого мастера мы понимаем, что его творческая энергия не могла исчерпать себя. Ведь картины Айвазовского можно по праву назвать величественными и эмоциональными шедеврами 19 века. Бури и кораблекрушения были любимым мотивом в творчестве И. К. Айвазовского. Он говорил, что из шести тысяч картин, написанных им, четыре тысячи посвящены морским бурям и кораблекрушениям. Обычно он писал их у крутых скал, где эффектнее можно показать удар волны или изображал бури ночью в открытом море или океане. Художника привлекала стихия морской дали, большинство его полотен посвящены этой теме.

Я очень люблю картину мастера под названием «Буря на Северном море», написанную им в 1865 году. Работа находится в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского. «Буря на Северном море» - одно из самых значительных произведений художника на тему борьбы человека со стихией. В этой работе в полной мере проявилось высокое мастерство мастера. Картина поражает виртуозной техникой исполнения, своей палитрой и эмоциональной насыщенностью. В ней впечатляет и эпический размах, и особый напряженный колорит. Это большое произведение (его площадь составляет около 6 м²) было выполнено художником за очень короткое время — в течение пяти дней. По собственному признанию мастера, картину он создал в дни необыкновенного творческого подъема, поскольку сюжет этого произведения вдохновлял его больше всего. Айвазовскому доводилось бывать на Северном море. Оно расположено между Британскими островами на западе, Скандинавскими островами на востоке и Континентальной Европой на юге. Море славится своими сильными штормами и ветрами, которые и в наши дни сильно осложняют навигацию, а во времена Айвазовского было причиной частых кораблекрушений.

В южном городе Феодосия в картинной галерее в зале, где демонстрируется шедевр Айвазовского, всегда много посетителей. И это не удивительно! Мне кажется, что картина обладает каким- то магическим свойством притягивать наши взоры, бесконечно любоваться палитрой, погружаясь в тайны огромного таланта автора…. Мне вспомнились строчки одного стихотворения, посвященного этой картине Айвазовского:

Средь бури златая дорожка

Разлита, как золото, сталь.

Зловеще, изящная, броско,

Вселенского горя печаль.

Строчки этого стихотворения полны какой-то романтической грусти. Мне кажется, что ею и проникнута вся картина художника. В живописи Айвазовского во всех его картинах очень ярко видны романтические мотивы его произведений.

Сюжетный замысел полотна весьма прост - показать ночное кораблекрушение в открытом море на фоне черных, мрачных туч, с маленьким, светлым «кусочком» неба, исходящим от луны, такого долгожданного для моряков, так как это значит, что шторм уменьшиться, скоро небо отчистится от туч и наступит ясная погода. Мне кажется, что это как олицетворение того, что после каждой черной полосы в жизни человека обязательно наступит светлый путь, что-то хорошее и доброе.

На общем фоне картины художник запечатлел разорванные ураганным ветром тучи. Мне они кажутся огромными и страшными, тревожными и быстрыми. Сквозь них в верхней части композиции картины проглянула полная тусклая луна и своим светом озарила черные, бушующие волны, гибнущий вдали силуэт корабля и группу обессилевших людей на обломках мачт. Несчастные мореплаватели едва держатся на разбушевавшихся и страшных волнах.

Художнику удалось передать ощущение сильной бури на море, яростные порывы штормового ветра, удары огромных волн и всю трагедию людей, попавших в эту морскую стихию. Я смотрю на это полотно и чувствую как бы свое присутствие в этих событиях, вижу эти рваные тучи, ощущаю этот ураганный ветер, вижу разбитый и тонущий корабль среди огромных волн, полную луну, проглядывающую сквозь черные, низкие тучи и освещающую ярким светом бушующие волны, гибнущее в морских глубинах судно и группу обессиливших людей на обломках мачт.

Даль картины озарена фосфорическим лунным светом, в котором очертания волн едва различимы. Перед нашим взором предстает горизонт, где небо слито с морем. Буйство красок на полотне от иссини- черных, коричневых, до желтых и отблесков светлых, редких тонов поражает наше воображение.

Ближе к переднему плану изображены две громадные волны, между которыми пролегла лунная дорожка, она как спасательный путь манит и притягивает наш взор. На переднем плане картины художник изобразил людей, уцелевших после кораблекрушения. Видно, что буря была ужасающей, раз опытным морякам не удалось с ней справиться. Возможно, она налетела так неожиданно, что они даже не успели закрепить подобранные паруса и бросить якорь на дно.

Корабль пошёл ко дну. Осталась совсем немого людей, которым чудом удалось спастись. Они сидят на плоту из обломков от корабля, который бросает их из стороны в сторону. Люди протягивают руки по направлению к другому кораблю, надеясь на свое спасение. А возможно, сидящие на плоту вздымают руки к небу и просят Бога сохранить им жизнь.

Только луна с высоты молчаливо наблюдает за разыгравшейся на море трагедией. Лунная дорожка как будто идет по бушующим волнам и освещает место гибели судна и людей. Если внимательно рассмотреть картину, то мы увидим в облаках стихии белого медведя, который поглощает утопающий корабль. А на лицах людей, отплывающих с этого корабля, – возмущение и печаль при виде погибающих товарищей- моряков, страдающих, молящих о спасении и отсутствии оказания им помощи. Мне кажется, что образ непоколебимого сибирского зверя Севера, медведя, послужил символом неумолимой стихии на полотне талантливого художника.

О таланте художника можно судить и по палитре красок, используемых им. Палитра полотна разнообразная, она поражает наше воображение. Всю трагедию событий на полотне автор изобразил темными тонами, здесь черные, темно- коричневые, темно- синие краски, отблески серого и серебристого цвета, желтого при изображении лунной дорожки и белых бликах на небе. Картина как живая, кажется, что морская гладь дышит, бурлит, сердится…Это настоящая магия таланта мастера!

Айвазовский сумел невероятно ярко передать свое восприятие происходящего в море, создать особое настроение, которое никого не оставит равнодушным. Эта картина трогает за душу каждого настоящего ценителя природы и картин замечательного художника Ивана Константиновича Айвазовского. У зрителей она вызывает гамму чувств: от восхищения до философского осмысления жизни. У меня это любимое полотно вызывает такие же чувства. Как только я опять поеду на юг, обязательно побываю в Феодосии, приду в картинную галерею, полюбуюсь своей любимой картиной великого художника Айвазовского. Уверена, что она опять затронет струны моей души, а чувства, пробуждаемые этим полотном, будут печальны, но светлы. В этом и есть чудесная магия таланта русского художника Ивана Константиновича Айвазовского!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации