Экотуристический маршрут
Автор публикации: А. Арбатская, ученица 9А класса
Название «Экотуристический маршрут «По рекам, ручьям и озёрам».
Кудрина Елизавета Евгеньевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п.Жигалово, 8 класс
Иркутская область, п.Жигалово
Руководители: Каминская Ангелина Михайловна, учитель географии;
Суворова Анна Александровна, учитель химии
Работа выполнена в рамках организации простейшего путешествия «Походы выходного дня».
Основное направление данного проекта – это познавательный туризм с целью изучения экологического состояния наиболее красивых и значимых водоёмов Жигаловского района Иркутской области, а также территорий к нему прилегающих: р.Лена (места отдых людей), устье р.Тутура, минеральный источник Тутурский (памятник природы регионального значения), устье ручья Пашковский, о.Подсосново.
Наш проект будет способствовать тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране.
Цель: создание экотуристического маршрута «МКОУ СОШ №2 п.Жигалово – о.Подсосново» для расширения знаний о природе родного края, выявление наиболее актуальных экологических проблем, экологическое образование и воспитание населения.
Задачи:
Геоботаническое исследование территории;
Оценка экологического состояния;
Выбор маршрутов, пикетов и объектов экотуристического маршрута
Методика работы:
Наблюдения на местности, сравнение, измерение, анализ и синтез информации из разных источников: интернет, библиотека, рассказы участников походов.
Форма работы: Квест-игра.
Мотивация участников: ведение дневника наблюдений «Семь печатей».
Результаты исследований
В этом году был разработан туристический маршрут для экологического образования школьников 7-10 классов, в том числе с ОВЗ, как походы выходного дня (Рисунок 1).
8
7
6
5
4
3
2
1
Рисунок 1 - Учебная экологическая тропа
Условные обозначения:
Пикет№1 Вводная лекция – МКОУ СОШ №2 п.Жигалово
Пикет№2 р.Лена. Прибрежные и водные растения
Пикет №3 Источник Тутурский. Изучение минерального состава воды источника
Пикет №4 Ручей Пашковский. Наблюдение за водными птицами и двустворчатыми моллюсками
Пикет №5 Подсосново. Растения тайги Жигаловского района.
Пикет№6 Дикорастущие лекарственные и пищевые растения.
Пикет №7 Ручей Ревунья. Изучение физико-химических свойств воды.
Пикет№8 Оз. Подсосново. Изучение растительного и животного мира озера.
Краткое описание пикетов экскурсий
Пикет№1 Вводная лекция
Перед началом экскурсии участников знакомят с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах путешествия, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе. Также рассказывают о наблюдениях, которые будут выполнены, порядке движения и необходимых записях.
Пикет №2. р. Лена. Прибрежные и водные растения
Лена - крупнейшая река в Северо-Восточной Сибири, впадает в море Лаптевых. Лена, является десятой в мире по длине и восьмая по полноводности рекой, протекает по территории Иркутской области и Якутии. Длина 4400 км, бассейн площадью 2490 тыс. км2 целиком лежит в пределах страны. В пределах Иркутской области находится часть реки длиною 1250 км. Она берет начало на западных склонах Байкальского хребта, на высоте 1470 м над уровнем моря, в 12 км от Байкала. Экологическое состояние реки Лена. В черте поселка и близ лежащих населённых пунктов водоём замусорен.
Пикет №3 Минеральный источник Тутурский – памятник природы регионального значения
Для проведения исследований как памятников природы регионального значения нами выбран минеральный источник Тутурский: расположен в 3км от МКОУ СОШ №2, небольшой по размерам.
Источник Тутурский расположен на правом берегу р. Тутура, в 300 м. от берега,300-400м от р.Лена, вблизи коренного склона, сложенного пластами известняков и доломитов нижнекембрийского возраста.
Источник представлен несколькими грифонами и одним концентрированным выходом подземных вод, которые образуют ручей, впадающий через 300 - 400 м в р. Лена. Расход ручья – 3 л/с. Вода соленая, без запаха.
Рисунок 1 - 3 – источник Тутурский.
Пикет №4 Ручей Пашковский. Наблюдение за двустворчатыми моллюсками и водными птицами
В устье ручья Пашковский учащиеся наблюдают за двустворчатыми моллюсками: строение раковины, цвет, движение, след.
Рисунок 4 - Двустворчатый моллюск Рисунок 5 - Во время половодья
Кроме двустворчатых моллюсков, учащиеся с помощью бинокля рассматривают птиц - огарей, чёрного аиста, серых цапель, серых журавлей; определяют птиц по морфологическим признакам, наблюдают за способами добывания пищи.
Рисунок 6 - Огарь Рисунок 7 -Чёрный аист Рисунок 8 - Серые цапли Рисунок 9 - Серые журавли
Пикет №5 Подсосново. Растения тайги Жигаловского района.
Территория Жигаловского района относится к таёжной зоне приангарского таёжного района, т.к. отличается относительной однородностью природных условий. В районе преобладают хвойные породы деревьев. Большое распространение лиственницы, кедра и сосны, а также небольшое количество ели. На небольшой территории, можно заметить распространение берёз и даже имеются, не большие области ерников
Рисунок 10 – Труднопроходимая дорога до озера
Пикет№6 Дикорастущие лекарственные и пищевые растения.
Во время путешествия можно показать и рассказать о лекарственных растениях экологической тропы: багульник болотный, вахта трёхлистная, герань луговая, горец перечный, грушанка круглолистная, боровая матка и др. Из пищевых растений – смородина чёрная, голубика, брусника.
Пикет №7 Ручей Ревунья. Изучение физико-химических свойств воды
Из о.Подсосново выходит один ручей, который называется Ревунья. Название оправдывает себя: ещё до знакомства с ручьём, учащиеся слышат гул. Вода ручья – прозрачная, без запаха и вкуса; по водородному показателю – 7,2 (нейтральная); по жёсткости – мягкая; по общей минерализации – пресная.
Пикет№8 Оз. Подсосново. Изучение растительного и животного мира озера.
Изучение озера по данным спутниковых снимков показало, что оно действительно существует и находится в своеобразной котловине, имеет овально-вытянутую в северо-восточном направлении форму; наибольшую ширину - 150 м.; длину береговой линии – 2400 м., площадь водной поверхности - 44500 м2 . Наибольшая глубина в центральной части составляет 9 м. Поэтому, мы сделали вывод, что озеро Подсосново не имеет тектонического происхождения.
Берега озера, со всех сторон, обросли осокой. С северной стороны озера начинается калтус с багульником, голубикой.С южной стороны берега заболочены. Растёт рогоз узколистный, белокрыльник болотный. В прибрежной части озера обитает кувшинка четырёхугольная, а в зарастающей части – вахта трёхлистная, борец.
Рисунок 11 – Обрастание озера Рисунок 12 - Тропа
На озере увидели плавающих уток. Выловили на блесну окуня. Отнесли к виду окунь обыкновенный. На боках 6 чёрных полос. Вокруг глаз черные ободки.
Около берега видны водоросли и моллюски – прудовики, катушки. Прудовики и катушки выловили скребком. Обнаружение кувшинки четырёхугольной на оз. Подсосново имеет научное значение.
Рисунок 13 - Кувшинка четырёхугольная Рисунок 14 - Окунь
Выводы:
Создали экотуристический маршрут МКОУ СОШ№2 – оз. Подсосново, который отражает красоту природы родного края.
Полученный в ходе исследования материал послужит основой для формирования тематических лекций на создаваемых экологических тропах.
В настоящее время также идет работа по созданию информационных материалов для оформления экологических троп и составляются буклеты, содержащие информацию для проведения тематических экскурсий
Горбункова Ольга Ивановна