12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Махмудова Регина Радиевна56
Россия, Пензенская обл., Пенза

8


Проект на тему:

«Способы шифрования текста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» Г. ПЕНЗЫ





























Выполнил: ученик 3 «В» класса

Цифра Максим

Руководитель: Махмудова

Регина Радиевна















Пенза, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Практическая часть

Заключение

Список использованных ресурсов

ВВЕДЕНИЕ

Все когда-нибудь пробовали передавать свои сообщения, зашифровав информацию. Во дворе с друзьями мы пытаемся договориться о каких-то особенных словах в общении, в классе с одноклассниками отгадываем зашифрованные названия произведений.

Сообщения шифруют по разным причинам.

Актуальность

Шифры - это не такое уж узкое ремесло. С ними сталкиваются многие из нас. От школьников до агентов служб безопасности.

Необходимость скрывать содержание важных сообщений существует уже тысячи лет. Со временем люди находили все более и более сложные способы кодирования сообщений, поскольку простые способы кодировки декодируются с большей легкостью.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» – гласит известная фраза. Во все времена люди пытались скрыть ту или иную информацию от других. По мере развития информации становилось всё больше, а необходимость её скрывать всё важнее и труднее. Всегда существовала совершенно секретная информация, которая могла бы привести к необратимым последствиям, будь она обнародована.

Цель работы: познакомиться с разными видами шифров, изучить способы засекречивания информации.

Задачи:

узнать о различных способах шифрования;

изучить сферы использования шифров;

попытаться воспроизвести старинные способы шифрования;

осуществить шифровку текста.

Гипотеза

Знание и использование шифра помогает засекретить информацию, не предназначенную для посторонних. Наиболее часто тайнопись используется в личной переписке, в тайных посланиях к конкретному лицу. Можно найти математические закономерности в создании шифров , а также их разгадывании.

Методы исследования:

поисковый метод;

метод наблюдения;

метод анализа и синтеза;



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?

Вся эта хитрая наука называется криптографией.

Криптография - тайная система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц.

Крипто - (греч. kryptos - тайный, скрытый) - часть сложных слов, указывающая на какое-либо скрытое, тайное действие или состояние.

Начало криптографии совпадает с началом письменности, так как написанные тексты мог понять, только умеющий читать. Издавна люди изыскивали способы уберечь некоторые важные сообщения от посторонних глаз. Рассказывают, как один царь обрил голову гонца, написал на ней послание и отослал гонца к своему союзнику лишь тогда, когда волосы на его голове отросли. Рассмотрим более подробно разные виды криптографии.

Основные способы криптографии

1. Применение чужих, малоизвестных алфавитов. В старинных рукописях кириллические буквы нередко заменялись глаголическими, греческими, латинскими. К этому же принципу следует отнести и специально изобретенные алфавиты.
2. Написание слов в обратном порядке- от конца к началу.
3. Очень часто направление письма изменяется с каждой строкой: первая пишется справа налево, вторая – слева направо, третья – справа налево и т.д.

4. Запись текста в виде некоторой фигуры, например спирали.
5. Замена одних букв другими по их месту в алфавите. Среди них наиболее известна тарабарская грамота, или литорея. Тарабарская грамота – вид тайнописи, употреблявшийся в Древней Руси. При этом способе шифровки согласные буквы располагались в два ряда.

6. Липограмма – способ письма с опущением гласных букв. Записанная в этой манере пословица «Дальше в лес, больше дров» будет выглядеть так: «Длш в лс, блш дрв»

ВИДЫ ШИФРОВ

УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО

«Узелковое письмо» («кипу») получило распространение у индейцев Центральной Америки. Свои сообщения они также передавали в виде нитки, на которой завязывались разноцветные узелки, определявшие содержание сообщения.

Обозначения цветов:

Чёрный — время. То есть на чёрных нитях записывалось «время», «срок», годы, исторические события, понятие «от начала чего-либо (напр., от начала правления короля инков)»; чёрный цвет потому, что «кипу сообщало, сколько ночей прошло с момента того или иного события». Также — болезнь (при наличии ключа в главном шнуре). Этот цвет когда выцветает на нитях, то может быть перепутан с тёмно-тёмно-коричневым.

Кармазиновый (ярко-красный; малиновый) — обозначение Инки (Короля, Монархии). На такой нити могли располагаться также узлы «времени», то есть для указания на срок правления Инки. Например, 4 узла — это четыре года правления Инки. Этот цвет упоминается только в письменных источниках.

Бурый (в колониальных источниках известен как земляной) — обозначал «подчинение», «общественный порядок», «правление», «управление»; например, осуществление подчинения правителем Инкой таких-то провинций (во время завоевания). А также — картофель (при наличии ключа в главном шнуре кипу). Этот цвет упоминается только в письменных источниках; вероятнее всего, он сопоставим с одним из тонов коричневого цвета.[6]

Коричневый (точнее каштановый). В кипу встречается наравне с белым чаще всего.

Зелёный — «завоевание»; обозначение противника

Красный — война; собственное войско, а также собственные потери на войне.

Голубой.

Жёлтый — золото (например, военная добыча, состоявшая из золота весом во столько-то единиц измерения

Белый — серебро; мир.


ROT1

Этот шифр знаком многим детям. Ключ к шифру очень прост: каждая буква алфавита заменяется на последующую букву, поэтому, А заменяется на Б, Б заменяется на В, и так далее. «ROT1» буквально означает «вращать на 1 букву вперед по алфавиту». Фраза, «Тайны за семью печатями» превратится в секретную фразу « Убкоь иб тёнэя рёшбуанй». Этот шифр предназначен для развлечения, потому что его, легко понять и использовать, и столь же легко расшифровать, даже если ключ используется в обратном направлении. КОД МОРЗЕ (Азбука Морзе) t1574268093aa.jpgНесмотря на свое название, код Морзе не является кодом — это шифр. Каждая буква алфавита, цифры от 0 до 9 и некоторые символы пунктуации заменены на последовательность коротких и длинных звуковых сигналов, которые часто называют «точка и тире». А становится «• — », Б становится « — • • •» и так далее. В отличие от большинства других шифров, код Морзе не используется для сокрытия сообщений. Код Морзе начал широко применяться с изобретением телеграфа Сэмюэлем Морзе. Это было первое широко используемое электрическое приспособление для передачи сообщений на дальние расстояния. Телеграф позволял немедленно передавать сообщения о событиях, произошедшие в одной стране, по всему миру. Код Морзе изменил характер войны, позволяя обеспечивать мгновенную связь с войсками на большом расстоянии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель эксперимента: собрать рецепты невидимых чернил.

Описание: если писать на обычной бумаге с помощью  кисточки или ватной палочки, смоченной в молоке, то после высыхания надпись  становится бесцветной. Проявляется  под воздействием высокой температуры – для этого бумагу нужно  прогладить утюгом. 

Вывод: с помощью таких невидимых чернил (молока) можно написать секретное письмо и защитить важную информацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в заключении мне хочется сказать, что моя тема очень актуальна, потому что нас постоянно окружают различные знаки и символика.

Эта работа помогла мне познакомиться с различными видами шифров.

В общем, это вполне полезный для всех материал, а не пособие для начинающего шпиона.

Я думаю, что на следующий год можно рассмотреть и изучить более сложные шифры, а также попробовать придумать свой шифр.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ

https://pikabu.ru/story/starinnyie_metodyi_shifrovaniya_6108284

https://yandex.ru/images/search?text=шифр&noreask=1&lr=240

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шифр

Г.Фролов. Тайна тайнописи. М. 1992 (электронный вариант).

























Автор материала: М. Цифра (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.