Статья на тему: РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Автор публикации: П. Глушакова, студентка 4 курса
РАЗВИТИЕ звуковой стороны речи у детей подготовительной к школе группы посредством игр и игровых упражнений
Глушакова Полина Николаевна
студентка 4курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Бугаева Елена Тимофеевна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: Среди множества важных задач воспитания и обучения детей подготовительной к школе группы основное место занимает звуковое развитие речи.
Ключевые слова: связная речь,
Актуальность статьи: Звуковая сторона речи является одной из важнейших составляющих речевого развития ребенка. Важность развития звуковой стороны речи обусловлена тем, что она является основой для формирования правильного произношения, фонематического слуха и грамматического строя речи. Кроме того, развитие звуковой стороны речи способствует развитию мышления, внимания и памяти ребенка.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто наблюдаются нарушения звуковой стороны речи, которые могут проявляться в виде неправильного произношения звуков, замены звуков, пропусков звуков и т.д. Это приводит к трудностям в общении с окружающими, а также к нарушению формирования других сторон речи.
Одним из эффективных методов развития звуковой стороны речи является использование игр и игровых упражнений. Игры и игровые упражнения способствуют созданию у детей интереса к занятиям, делают процесс обучения более занимательным и интересным. В то же время, использование игровых методов позволяет достичь высоких результатов в развитии звуковой стороны речи детей с ОНР.
Цель исследования: обоснование эффективности использование игр и упражнений для развития звуковой культуры речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР.
Гипотеза: развитие звуковой культуры речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР с использованием игр и упражнений будет эффективным если:
- игры и упражнения будут проводиться последовательно в соответствии с этапами по формированию произносительной стороны речи;
- игры и упражнения будут подобраны на разные компоненты произносительной стороны речи: дыхание, фонематический слух, артикуляционный уклад;
Констатирующий этап исследования
Цель констатирующего этапа: провести диагностику состояния звуковой стороны речи у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Подобрать игры и игровые упражнения состояния звуковой стороны речи у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
С помощью подобранных игр и игровых упражнений провести диагностику состояния звуковой стороны речи у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи и выявить характер нарушения звуковой стороны речи
Подвести обработать результаты диагностики.
Для диагностики уровня звуковой стороны речи были подобраны несколько игр и игровых упражнений, которые были разделены на несколько блоков (развитие артикуляционного уклада, развития фонематического слуха, развития речевого дыхания, развития звукопроизношения).
Данная диагностика имеет 3-х балльную систему подсчета и свою качественную характеристику уровней.
В целях комплексного исследования звуковой стороны речи детей используется серия заданий, которая включает: комплекс артикуляционной гимнастики , упражнения для речевого дыхания, игры на фонематический слух, и упражнения для развития звукопроизношения.
Задание 1.
Артикуляционная гимнастика
(Статические и динамические упражнения)
Статические подготовительные упражнения
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.
Динамические подготовительные упражнения
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
Цель: обследование артикуляционного аппарата
Оборудование: картинки из комплекса артикуляцинной гимнастики.
Инструкция: «Пожалуйста, смотри на меня внимательно. Сейчас я буду показывать тебе некоторые движения, а ты должен как можно точнее их повторить».
Таблица 1.
Оценки уровня выполнения задания
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | задания выполнены без ошибок. | 3 баллов |
Средний | присутствуют незначительные ошибки. | 2 балла |
Низкий | задание выполнено с большим количеством ошибок, либо не выполнено. | 1 балл |
Задание 2
Исследование целенаправленности воздушной струи.
Оборудование: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка.
Упражнение "Гудок". Ребенок дует в пузырек, чтобы он засвистел.
Упражнение "Загони мяч в ворота". Ребенок дует на шарик так, что он закатился в ворота.
Упражнение "Задуй свечу". Ребенок должен задуть свечу с первого раза (одного выдоха).
Исследование силы воздушной струи.
Оборудование: граненый карандаш, губная гармошка.
Упражнение "Покатай карандаш". Перед ребенком (на расстоянии 20 см) кладется круглый карандаш. Прошу ребенка сложить губы трубочкой, вдохнуть носом и сильно подуть на карандаш так, чтобы тот покатился по столу.
Упражнение "Гармошка". Ребенок берет губную гармошку и дует в нее так, чтобы появился звук.
Таблица 2.
Оценка уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам.
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | живот втягивается на вдохе, а плечи поднимаются; на вдохе грудь расширяется Задание выполняет самостоятельно | 3 балла |
Средний | Задание выполняет с неточностью | 2 балла |
Низкий | На вдохе живот выпячивается, а при выдохе – опадает, наиболее физиологичное дыхание. | 1 балла |
Задание 3.
Развитие фонематического слуха
Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.
«Угадай на чем играю» (скрипка, гитара, гармошка)
Хлопни если услышишь звук (с,з,ш,р,л,щ)
Хлопни если услышишь звук в слоге (са-ша-са, за-за-са, шу-жа-ши, ла-ра-ли, ща-са)
Хлопни если услышишь звук в слове
С-слон-зонт-сок З-зонт-бант-чай Ш-машина-дом-кот Щ-мак-рак-щавель Р-сок-рога-лимон
Таблица 3.
Оценки уровня выполнения задания
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | точное выполнение задания | 3 балла |
Средний | допускает негрубые ошибки | 2 балла |
Низкий | невыполнение задания | 1 балл |
Задание 4.
Обследование звукопроизносительной стороны речи
Т.И.Гризик Л.Е.Тимощук
Диагностика звукопроизношения выявляет умения ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи.
Ребенку предлагается произнести звук:
- изолированно;
- в составе слогов;
- в составе слов;
Слова, взятые из картинок, должны иметь различный звуковой и слоговой состав, а так же стечение согласных. Исследуемый звук должен занимать разные позиции (начало, середина, конец) в слове.
Результаты обследования заносятся в таблицу звукопроизношения.
Протокол
№ | Имя ребенка | балл | уровень |
В составе слов | | | |
Изолированно | | | |
В предложении | | | |
Таблица 4.
Оценки уровня выполнения задания
Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
Высокий | ребенок выполняет задание самостоятельно, без ошибок. | 3 балла |
Средний | ребенок выполняет задание с помощью взрослого. | 2 балла |
Низкий | ребенок не справился с заданием | 1 балл |
Список литературы:
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика»
Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-48.shtml#book_page_top
комплекс артикуляционных упражнений по м.ф. фомичевой | Картотека по развитию речи (средняя, старшая группа): | Образовательная социальная сеть
Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/09/23/kompleks-artikulyatsionnyh-uprazhneniy-po-m-f-fomichevoy