Сценарий урока С.Я.Маршак "кот и лодыри"

0
0
Материал опубликован 31 January в группе

Автор публикации: Л. Прилепина, ученица 2А класса



Дата: 29.01.2024

Класс: 2



ФИО учителя: Прилепина Л.В..





КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Кот и лодыри»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;

уметь: прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух стихотворный текст, анализировать его, читать выразительно, передавая настроение.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности; оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф. Климанова.- М.: Академкнига \ Учебник, 2018.-Ч.2.; презентация.









Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.

- Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.







Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация



Словесный: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы








Наглядный: презентация








Частично - поисковый:

викторина по стихотворениям





Словесный: слово учителя, беседа


4-5мин

-Ребята, давайте вспомним, с каким автором, вы познакомились на прошлом уроке?

-А какие произведения вы прочитали?

-Ребята, вам нравятся стихотворения? А любите ли вы их читать?

-Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, в которой вам нужно будет назвать заголовок данных стихотворений.

-Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал.

-Выдали даме на станции

Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

-Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

- Назовите фамилию автора, о творчестве которого мы будем говорить сегодня на

уроке, и обоснуйте свой ответ.

-Молодцы, ребята, вы уже многому научились. Но вам предстоит узнать еще много нового, интересного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.

- Как вы считаете, зачем нужно учиться?

-А что вам чаще всего мешает хорошо учиться?

- Как можно назвать такого человека?




- С Корнеем Ивановичем Чуковским.

- «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

- Да.



Вспоминают названия стихотворений.






- «Мяч». С.Я.Маршак.






- «Багаж». С.Я.Маршак.






- «Кошкин дом». С.Я.Маршак.



- Все отрывки взяты из стихотворений С.Я.Маршака, значит, сегодня мы будем говорить о творчестве С.Я.Маршака.



- Чтобы все знать, быть умными, стать образованными.

- Лень

- Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, ленивец

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.









Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

















К.: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

III. Постановка учебной задачи



Словесный: учебный диалог, подводящий диалог








Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог


Фронтальная форма работы

- А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи на экране.

С.Я.Маршак «Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»

-Итак, о каком стихотворении пойдет речь? Как вы определили?

-Сформулируйте полностью тему сегодняшнего урока.

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

-Молодцы!

Нам предстоит узнать новые сведения о творчестве Маршака.

-Мы будем учиться задавать вопросы по содержанию стихотворения и находить на них ответы, работать над правильностью и выразительностью чтения.

-И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!







- «Кот и лодыри», убрали ь знак.


-С.Я.Маршак и его произведение «Кот и лодыри»

-Познакомиться с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи, понимать авторскую мысль.





П.: подведение под понятие



П.: построение речевого высказывания



Р.: целеполагание



П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания



Словесный: слово учителя
















Практический: выразительное чтение, слушание текста




Словесный: ответы на вопросы, толкование слов с использованием разных источников
















Словесный: беседа

Знакомство с автором

-Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

- Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать, и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. С некоторыми книгами вы знакомы с детства. С какими произведениями вы знакомы?

Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравится, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься

Знакомство со стихотворением

-Давайте с вами познакомимся со стихотворением С. Я. Маршака «Кот и лодыри». Сейчас я включу запись, ваша задача внимательно слушать, следить и карандашом подчеркнуть непонятные слова.

Словарная работа

- Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

-Слово «Под мышками». Что можно носить под мышками?

- Что такое ранец?


- Кто может носить?

- Что носят в ранце?

- Что такое грамота?

- А, что такое грифель?


- Молодцы, ребята! Все справились с заданием.

Первичный анализ

Фронтальная форма работы

- Понравилось вам стихотворение?


- Какое настроение оно вызывает?



- О чем рассказывается в стихотворении?




- Кто главные герои?

-Сколько героев в данном произведении, назовите их?

Динамическая пауза

Слушают внимательно учителя.


Воспринимают и запоминают необходимую информацию.












-«Теремок», «Багаж», «Робин- Бобин», «Поросята», «О глупом мышонке», «Урок вежливости», «Кошкин дом», «Мастер- ломастер», «Пожар», «Усатый- полосатый», «Кораблик», «Карусель», «Котята» и др.









-Под мышками, ранец, грамота, грифель.


-Книгу, куртку, сумку.

-Ученическая сумка, которую носят на спине.

-Школьники.

-Школьные принадлежности.

-Грамота – умение читать и писать

-Грифель- пишущий стержень внутри карандаша





-Да, прочитав это стихотворение, мы понимаем необходимость обучения.

-Настроение кота выражается его грустью, связанной с необходимостью стать грамотным

-О нескольких ребятах, которые прогуливают школьные занятия, и о бродячем коте, которых хочет стать грамотным.

-Кот и лодыри.

-3 - автор, лодыри, кот.




К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.





П: поиск и выделение информации
















П.: построение речевого высказывания


















К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


V. Первичное закрепление


Словесный: чтение по цепочке





Словесный: беседа

- Итак, а сейчас давайте прочитаем стихотворение по цепочке, с первого ряда, выразительно.

- Куда попали лодыри по пути на урок?

- На что жаловался кот?
- Почему кот хочет научиться грамоте?



- Лодырям нравится учиться?

- Чем занимаются лодыри целый день?

- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям?

-Как читать слова автора?

-Как должны звучать слова кота? А как должны звучать слова лодырей?

-Мы охарактеризовали главных героев. А теперь попробуем прочитать по ролям и

передать интонацией слова героев стихотворения. Нам нужно 3 человека. Ребята, кто хочет прочитать?

-Получилось у ребят передать интонации слов героев?

-Спасибо!

Читают стихотворение выразительно.



-Прогуливая школьные занятия, лодыри попадают на каток.

- Он не учен ни письму, ни грамоте.

- Кот объясняет, почему плохо быть неграмотным, рассуждает о его жизненных трудностях, которые его преследуют.

-Нет, лодырям не нравится учиться. Они не привыкли трудиться.

-На коньках катаются.


-Нет, нужно спортом заниматься после школьных занятий.

-Он смеется над ними, осуждает их.


- Убедительно, уверенно.

-Кота с жалостью, грустью.

Лодырей с гордостью.

Читают по ролям выразительно.




П: поиск и выделение информации




П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.




К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой



Словесный: беседа, объяснение толкания пословиц















Словесный: обобщающая беседа

7-9мин

- Хорошо! И я приготовила для вас задание. Работать будете в парах: ваша задача: составить пословицу объяснить, как вы ее понимаете и соотнести смысл пословицы с содержанием стихотворения. На работу вам 2 минуты.

Парная работа

Задания:

1.Откладывай безделье, да не откладывай дела.

2.Делу время, а потехе час.

3.Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

4.У лодыря что ни день, то лень.

- Итак, время закончилось. Начинаем проверять. Кто у вас будет отвечать?

- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?

- Какой вывод мы можем сделать?

Выполняют задание учителя.



Объясняют смысл пословиц.


1- Безделье ни к чему хорошему не приведет, дела сами собой не решаться. Не откладывай на завтра то, что можешь совершить сегодня.

2- Это означает, что работе или какому- то делу следует уделять больше времени, нежеле потехе.

3- Ленивый человек постоянно старается избежать работы.

4- Лодырь всегда ленится. Каждый день пытается уйти от работы. Лодырю не важно, что за работа, потому что его одолевает лень. Он не хочет делать что- то, даже если это необходимо.

- Мы не должны лениться, лень – это разрушающее качество человека. Ленивый человек ничего не добьется в своей жизни. Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;


К: контроль


П: поиск и выделение необходимой информации


Р: планирование своих действий в соответ. с задачей


П: осознанное построение речевого высказывания

VII. Включение в систему знаний




Частично - поисковый:

тест по пройденному материалу







Частично - поисковый:

тест по пройденному материалу


3мин

- Каким мы видим автора в этом стихотворении? Какой человек мог написать эти стихи?

- Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. На своих листочках напишите имя, фамилию.

Индивидуальная работа

1.  Имя и отчество поэта:

Лев Николаевич;

Самуил Яковлевич;

Корней Иванович.

2. Где родился Маршак?

Воронеж;

Острогожск;

Петербург.

3.  Выберите название произведения Маршака.

"Путаница";

"Федорино горе";

"Кот и лодыри".

4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри":

неряха;

плакса;

лентяй.

5. Куда попали лодыри вместо урока?

каток;

кино;

музей;

6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

два года;

год;

пять лет.

-Н - Передаем листочки, на первую парту.


Отвечают на вопросы

-Человек с чувством юмора, умный, рассудительный, интересный, неожиданный.





1-Самуил Яковлевич




2-в Воронеже




3-«Кот и лодыри»





4-«лентяй»





5-каток




6-год


П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков




К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности


Словесный: обобщающая беседа





2-3мин

Деятельностная

-Ребята, какая тема нашего урока?

-Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

-Что смогли сделать?

- Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке?

-Записываем домашнее задание: выразительное чтение произведения со страницы 26 по 28.

-Спасибо за урок, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

-С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

-Да. Познакомиться с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи, понимать авторскую мысль.

-Мы познакомились с автором, учились выразительно читать произведение.

-Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.




П: построение речевого высказывания



П: осуществление синтеза






Р:осуществление итогового контроля


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации