Цифровой след: что Интернет знает о нас
Автор публикации: К. Дербеденева, ученица 11А класса
С появлением открытого доступа в интернет стремление максимально показать свою личную жизнь уже воспринимается как естественность. Как правило, интернет-площадки для общения, обмена информацией и прочих социальных взаимодействий - социальные сети.
Мало кто задумывается о том, что своими действиями в сети каждый из нас активно или пассивно формирует собственный цифровой след. Часть данных собирается автоматически без ведома человека, а большую долю информации о себе публикуют в сеть сами пользователи. Данные, которые мы оставляем при использовании интернета, включают посещаемые веб-сайты, отправляемые электронные письма и информацию, указываемую в онлайн-формах. Фото и личная информация в соцсетях, история посещённых страниц, переписка в мессенджерах, покупки по банковской карте, полученные и выплаченные кредиты, информация на сайте госуслуг, геопозиция, биометрия и многое другое, что позволяет идентифицировать пользователя или узнать о его предпочтениях, — это и есть цифровые следы. Не остается без внимания даже состояние здоровья и наличие специальных статусов.
Кто-то делится своей радостью, а кто-то постит буквально каждый свой шаг, буквально навязывая свои устои жизни.
Некоторые делятся опытом, проводят мастер-классы. Среди такого контента, стоит отметить, есть достаточно много интересного, полезного и иной раз необходимого в какой-то мере.
Есть и такие, которые не уверены в себе, пытаются самоутвердиться, привлечь к себе внимание, собрать как можно больше лайков и комментариев, тем самым повысить свою значимость и скрыться от одиночества. Люди не станут выкладывать фотографии, если они на них плохо выглядят. Для этого обрабатывают свои фото разными фильтрами, а потом долго выбирают понравившуюся, чтобы разместить ее у себя в аккаунте. В таких случаях можно точно сказать о том, что человек хочет прожить жизнь, где он всеми любим и где он идеален. Чем более одинок человек в реальном мире, тем больше у него будет друзей в социальных сетях. Успешные люди, имеющие неплохое материальное положение, как правило, стараются не выставлять напоказ свою жизнь. Они оберегают своих родных и близких от посторонних глаз.
Цифровые следы не являются цифровой идентичностью или паспортом, но содержимое цифрового следа и метаданные влияют на конфиденциальность, безопасность, рекомендации в Интернете.
Так, благодаря соцсетям можно узнать пол, возраст человека, есть ли у него семья, дети, чем он интересуется. Эту информацию социальные сети продают третьим лицам, которые отслеживают активность пользователей уже с привязкой к конкретным аккаунтам. Это помогает лучше предсказать, что может заинтересовать потенциального покупателя.
Например, человек изучает программирование и увлекается кулинарией. Зная, что это один и тот же пользователь, можно предлагать ему на разных площадках рекламу книг, товаров для кондитера, книжных магазинов и других сопутствующих вещей.
Информацию также могут собирать, и чтобы навредить пользователю. Мошенники нередко используют личные данные человека, чтобы, прикрываясь легендой службы безопасности банка, чтобы выманить у него деньги.
Всё, что пользователь оставил в интернете, в любой момент может быть использовано против него. Резкий комментарий в соцсетях спустя годы может стать поводом для всеобщего осуждения или даже уголовного дела. Кроме того, не получится оставаться анонимным в Сети, просто придумав себе новое имя.
Цифровой след можно использовать для отслеживания действий человека и его устройств в интернете. Социальные аккаунты пользователя легко отследить по номеру телефона, а действия в интернете — по IP-адресу. Приложения на смартфоне, сайты в браузере, умные часы и другие устройства постоянно собирают и передают на серверы компаний данные о нас.
Не для кого не секрет, что сейчас многие компании проводят первоначальные собеседования через скайп или зум, чтобы определить профессиональные и личные компетенции кандидата. В случае, если на этом этапе его одобряют, весьма вероятно, что следующим или параллельным шагом станет проверка его социальных профилей. Очень многие люди не понимают, насколько глубоко их анализируют, принимая на работу. В первую очередь работодатель пытается оценить потенциальные риски. Людей очень часто ассоциируют с компанией, в которой они работают, и наоборот — компанию ассоциируют с сотрудниками. Никто не хочет спорной репутации и негативного шлейфа.
Все, что человек публикует в соцсетях, позволяет работодателю понять, чем он живет, что он делает в свободное время, работает ли он в рабочее время. Некоторые кандидаты делают репосты и делятся достижениями из игр в своих соцсетях, причем в рабочее время. Еще там видно, куда кандидат обычно ходит, с кем дружит, кому импонирует и так далее.
По тому, что человек себе позволят в дискуссиях, даже самых безобидных, с какой тональностью пишет сообщения, сразу видно, насколько он конфликтен и может ли испортить репутацию компании. Как люди реагируют на социальные проблемы, высказываются в адрес других людей. Особенно это касается претендентов в тех отраслях, где крайне важен человеческий фактор. Это позволяет отсеять тех, кому абсолютно все равно, что происходит с людьми вокруг.
В Интернете, как и в реальной жизни, нужно быть очень внимательным со своими словами и действиями. Особенно осторожно следует относиться к публикуемым и пересылаемым личным фотографиям. Вести себя по отношению к другим пользователям вежливо и непредвзято. Надо понимать, что неосторожным словом или постом в соцсети можно испортить себе репутацию, что повлечет сложности как с имеющимся местом работы, так и с устройством на работу в будущем.
Чтобы свести к минимуму свой цифровой след или хотя бы избежать опасности попадания в неприятные ситуации, необходимо вести себя разумно, не оставлять особо эмоциональные комментарии, о которых можно потом пожалеть.