Театрально-декорационное искусство в России конца 19 - начала 20 веков
Автор публикации: О. Лескина, ученица 5 класса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Волховская детская школа искусств имени Василия Максимовича Максимова»
Исследовательская работа на тему:
«Театрально-декорационное искусство
в России конца ХИХ начала ХХ веков»
Выполнила:
Лескина Олеся
ученица класса 5 класса
Руководитель:
Преподаватель по истории искусств:
Косов В. А.
г. Волхов
2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ1. Введение
2. Николай Константинович Рерих
2.1.Эскиз декорации к «Князю Игорю», «Путивль».
2.2.Эскиз декорации к балету «Весна священная»
3. Константин Алексеевич Коровин
3.1. Эскиз декорации к опере « Снегурочка»
3.2. Эскиз декораций к опере Бородина «Князь Игорь».
3.3. Эскиз декораций на оперу Даргомыжского «Русалка».
3.4. Замок Гудала. Эскиз декорации к опере А.Г.Рубинштейна «Демон»
4. Михаил Александрович Врубель4.1.Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
4.2.Эскиз декорации к опере «Царевна-Лебедь»
4.3. Эскиз декорации к опере Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель»
5. Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)5.1.Эскиз декораций к балету Н. В. Черепнина «Павильон Армиды»
5.2.Эскиз декораций к спектаклю «Сельфида»
Заключение
Театрально-декорационное искусство (сценография) -художественное оформление спектакля, создание его целостного зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения, грима, бутафории и реквизита, постановочной техники.
Целью данной работы является изучение театрально-декорационного искусства в России в период его большого скачка в развитии. Задачей же для раскрытия данной темы будет разбор художников и их работах.
История театрального здания и сценической техники берет свое начало в Древней Греции. Элементы театрально-декорационного искусства зародились в древнейших обрядах, играх. В древнегреческом театре уже в 5 в до н.э., помимо сцены, существовали объёмные декорации. Античный принцип симультаннои* декорации использовался в европейском средневековом театре. В эпоху Возрождения в Италии сложился тип архитектурно-перспективной декорации, создаваемой с помощью расписанных, натянутых на рамы холстов. В нач. 19 в. на европ. сценах широко применялись пратикабли (объёмные декорации), воспроизводились сложные эффекты (сцены кораблекрушений, пожаров, полётов), новшества газового освещения.
Перелом, совершившийся в декорационном искусстве в конце — начале ХХ в., был существенным, неожиданным по своим художественным результатам: от ремесленно скромных театральных студий, выполнявшихся третьестепенными мастерами, до высоко художественных сценических решений, поражающих новизной зрительных образов, богатством колористической и декоративной фантазии, размахом живописного мастерства. Оформительское искусство тех лет как бы вобрало в себя весь широкий спектр художественных исканий начала ХХ столетия. Таков был этот удивительный по своей эстетической значимости и масштабности прорыв декорационного творчества в категорию высокого искусства. Обретение сценографией художественности было главным, что отличало оформительское искусство начала ХХ в. от театральных работ второй половины XlX в. Не случайно искусством сценографии в начале ХХ в. занимались художники, художественные критики и искусствоведы. А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, В. Н. Дмитриев, Я. А. Тугендхольд, А. М. Эфрос писали о театральной декорации.
Николай Константинович Рерих был одним из лучших театрально-декорационных художников 20 века, его работы имели немалый успех как в России, так и за рубежом.
Николай Рерих, русский художник, писатель, философ, путешественник, археолог, родился в 1874 году в Петербурге. Уже с юных лет он увлекался живописью, археологией и культурой Востока.
В 1893 году после окончания гимназии Карла Мая Николай Рерих поступает в Императорскую Академию Художеств, так же на юридический факультет Петербургского университета. В это время он посещал студию художника А. И. Куинджи, тесно общался с деятелями культуры того времени, стал членом Русского археологического общества.
Уже первые театральные работы Н.К. Рериха были отмечены художественной критикой. Упоминания об этих произведениях встречаются в рецензиях на спектакли, в обзорах выставок, в статьях и монографиях, посвященных художнику. Так, в 1908 году киевский иллюстрированный журнал «В мире искусств» в разделе последних новостей сообщал о появлении новых театральных эскизов Рериха, уточнял подробности их сценического осуществления. На страницах популярных и художественных отечественных журналов, таких как «Золотое руно», «Весы», «Аполлон», «Маски», «Солнце России», «Огонек» и многих других, нередко воспроизводились эскизы художника. Одним из первых «Ежегодник Общества архитекторов-художников» опубликовал эскиз декораций Рериха к «вагнеровской валькирии». Произведения, связанные со спектаклями «Русских сезонов», широко освещались за рубежом. Выражая мнение большинства критиков 1910-х годов, обозреватель «Аполлона» с уверенностью констатировал: «У Рериха дар декоратора божьей милостью...».
2.1.Эскиз декорации к «Князю Игорю», «Путивль».
А. А. Санин, режиссер постановки, приглашая Н. К. Рериха к работе над оперой, писал: «Ты в этой опере будешь велик. Если бы ты не существовал, тебя надо было бы для Игоря выдумать и родить».
Оформляя театральные постановки, Рерих стремился к «внушающему единству гаммы». По мнению Левинсона, этим «единством» в полной мере проникнуты его эскизы к «Князю Игорю», «Псковитянке» и «Сестре Беатрисе». Более же всего, по словам критика, «обнажил рериховскую сущность» замысел балета «Весна священная».
2.2.Эскиз декорации к балету «Весна священная»
Стравинский, который был режиссером балета «Весна священная», знал об увлечении Рериха ЯЗЫЧеСТВОМ, о том, что художник занимался изучением обрядовой культуры древних славян, и предложил поработать над либретто баллета. Однако Рерих впоследствии категорически отрицал изложенную приятелем и соавтором полумистическую версию событий. По его словам, в 1909 году Стравинский приехал к нему специально с предложением о сотрудничестве — он хотел написать балет. Рерих предложил композитору два сюжета на выбор — один назывался «Шахматная игра», а другой как раз и представлял собой будущую «Весну священную». Подтверждением слов художника могут служить архивные документы, согласно которым Рериху был выплачен гонорар как автору либретто «Весны священной».
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)Русский импрессионист — так иногда называют замечательного художника Константина Коровина. Его картины, проникнутые воздухом и буйством красок, радуют глаз и доставляют истинное наслаждение. Эти же пластические ощущения Коровин привнес в театральную живопись, с которой связана почти вся его творческая жизнь. Рождению Коровина-сценографа мы обязаны Савве Мамонтову и его частной опере, в которой художник сделал свои первые шаги на театральном поприще.
В дальнейшем художник осуществил множество постановок у Мамонтова. среди них «Аида» (1885), «Лакме» (1885), «Дон Жуан» (1885), «Джоконда» (1886), «Фаворитка» (1886), «Самсон и Далила» (1886), «Псковитянка» (1886), «Богема» (1887). Во второй период деятельности мамонтовской оперы Коровин участвовал в создании (1897), «Садко» (1897), «Майской ночи» (1898), П Бориса Годунова“ (1898) и других спектаклей.
3.1. Эскиз декорации к опере « Снегурочка»
В 1908 парижский театр «Опера-Комик» в течение года добивался от Коровина согласия оформлять готовившуюся к постановке «Снегурочку». А в 30-х и до конца дней он жил в Париже в бедности, пытаясь добыть деньги на содержание больной жены и сына Алексея (инвалида), исполняя частные заказы для театра и продавая картины. Его небольшие по размеру полотна часто были написаны на картоне не только маслом, но и акварелью, темперой.
3.2. Эскиз декораций к опере Бородина «Князь Игорь».
В 1928 году Коровин пишет декорации к П Князю Игорю“ для открытия знаменитой частной Русской оперы в Париже, организованной Марией КузнецовойБенуа (премьера состоялась 27 января 1929 года). Оформлял огромные декорации к четырехактной опере в пяти картинах 68-летний Коровин собственноручно. Он чувствовал огромное душевное ликование, он писал другу: «Моя свеча еще горит».
3.3. Эскиз декораций на оперу Даргомыжского «Русалка».
В 1900 театральная стезя Коровина, как и его друзей Шаляпина и Головина перемещается в императорские театры. В. А. Теляковский приглашает его в Большой театр, где господствовал тогда талантливый художник и мастер машинерии Карл Вальц (1846-1929), представитель старой школы декораторов. Дебютом Коровина в Большом стала «Русалка» Даргомыжского, над которой он работал с Головиным.
Коровин сумел вдохнуть в сценографическое искусство новые идеи. Этому способствовал его художественный темперамент. Мастер всегда отталкивался от музыкальной ткани произведения, что было созвучно принципам его творчества, импрессионистическому «пиру красок на его полотнах. Среди характерных работ в этом ключе можно отметить эскизы к неосуществленной постановке Зигфрида»
3.4. Замок Гудала. Эскиз декорации к опере А.Г.Рубинштейна «Демон»
Блестяще талант художника проявился в «Демоне» Рубинштейна, который он оформил для сцены Мариинского театра (1902). Некоторую дань (не без влияния М.Врубеля и И.Билибина) художник отдал также модерну. Эти тенденции заметны в его «Золотом петушке» (Большой театр, 1909).
4. Михаил Александрович Врубель (1856-1910)Михаил родился в 1856 году в семье военного. Он не принадлежал к знати, однако род Врубелей мог похвастаться интернациональностью — здесь были поляки, финны, татары и русские. Маленький Миша унаследовал светлые волосы и правильные черты лица от отца и глубокие карие глаза от матери, которая в 23 года умерла от туберкулеза.
Художник рос любознательным, веселым ребенком. Он интересовался книгами, репродукциями картин; еще в раннем детстве проявилась его любовь к творчеству. Несмотря на то, что семья Михаила была небогатой, отец исправно платил за уроки рисования для сына.
Страсть к театру проявилась в Михаиле Врубеле в детские годы, когда он самозабвенно играл с домашних спектаклях. Мир грез уносил его в давние времена и экзотические страны. Семнадцатилетний Врубель — сформировавшийся меломан и театрал, и легко становится своим в труппе французских актеров, гастролировавших в 1873 г. в Одессе. Михаил рисует героев пьес, в которых они играют, дарит рисунки актерам и хорошеньким актрисам, наслаждается их пылкими комплиментами.
4.1.Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Художник раскрывает вид на сказочный город Леденец через широкие распростертые ворота. Сам сказочный город находится в окружении воды на острове. Работа была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1900 году. Работа наглядно показывает нам любовь художника к истории русской архитектуры.
4.2.Эскиз декорации к опере «Царевна-Лебедь»
Под впечатлением оперы Врубель пишет картину «Царевна-Лебедь» сценический портрет Надежды Забелы-Врубель. На полотне предстает не сама певица, а таинственный образ Царевны, навеянный ее лиричным и задушевным пением. По словам современников, голос и внешность певицы полностью соответствовали сказочным и фантастическим образам, которые она воплощала на сцене.
4.3. Эскиз декорации к опере Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель»
Слева и справа художник намеком размещает очертания занавеса портьеры. В целом эскиз гармоничен и оставляет ощущение цельности композиции. Остается лишь только добавить персонажей оперы и работа оживет. Эскиз Врубеля сбалансирован и лаконичен.
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960).
По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Искусство являлось наследственностью в его семье. Прадед Бенуа, по материнской линии К. А. Кавос, был композитором и дирижером, дед - архитектором, много строившим в Петербурге и Москве, старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист.
В своих воспоминаниях художник особенно подчеркивает, что в детстве он был переполнен театральными впечатлениями. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности»; именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.
Подлинный дебют Бенуа как театрального художника состоялся в 1902 году, когда ему было поручено оформить постановку оперы Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. Вслед за тем им были исполнены эскизы декораций к балету Н. В. Черепнина «Павильон Армиды» (1903). Сам художник сочинил либретто и совместно с балетмейстером М.Фокиным участвовал в постановке этого спектакля.
5.1.Эскиз декораций к балету Н. В. Черепнина «Павильон Армиды»
Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. В 1907 году А.Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».
Для «Русских сезонов» в Париже Бенуа оформлял также спектакли «Сельфида» (1909), «Жизель»(1910), «Соловей»(1914). Одним из высших достижений театрального художника Бенуа стали декорации к балету И. Ф.
Стравинского «Петрушка» (1911). Надо заметить, что этот знаменитый балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто
5.2.Эскиз декораций к спектаклю «Сельфида»
Эскиз задника с видом таинственного средневекового замка, залитого лунным светом, на фоне которого исполнители оживали как фантастические призраки прекрасного прошлого.
Заключение
В заключении хочу сказать, что в театрально-декорационном искусстве в конце 19-начале 20 веков произошёл большой скачок в развитии благодаря великим художникам, на чьих примерах мне это удалось показать. Именно эти люди внесли большой вклад в развитие данного вида изобразительного искусства.