12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курашев Евгений Николаевич103
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри

Российская Федерация Республика Саха (Якутия)

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа № 2 им. М.К. Аммосова г. Нерюнгри

 

Творческий проект

Тема: «Деревянная мозаика»


 

Автор: Чумаков Дмитрий Александрович, 7 в класс.

Научный руководитель: Курашев Евгений Николаевич,

учитель технологии СОШ №2


 

Нерюнгри, 2017

Содержание проекта

1.Введение………………………………………………………………… 3

2.Этапы выполнения проекта……………………………………….. …...4

3.Основная часть……………………………………………………….…. 5

4.Проектирование проблемы проекта…………………………………...12

5.Опорная схема размышления изготовления портрета собаки ……...13

6.Разработка конструкции изделия……………………....………………14

7.Лист-заявка……………………………………………...……………….14

8.Технологическая карта изготовления портрета собаки ……………...15

9.Контроль качества………………………………………………………17

10.Экономическая оценка изделия………………………………………17

11.Экологическая экспертиза…………………………………………….18

12.Самооценка………………………………………………………...…..18

13.Реклама изделия……………………………………………………….19

14.Заключение…………………………………………………………….19

15. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...…20

1.Введение

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани. На уроках технологии мы познакомились с такой уникальной техникой, как деревянная мозаика в стиле интарсии.

Мозаика представляет собой сюжетное или орнаментное изображение, которое составляется одним или несколькими материалами. Она используется не только для украшения интерьеров помещений, к примеру, монументальных сооружений или общественных зданий, но и мебели, музыкальных инструментов и даже оружия. Иными словами, мозаика – один из множества видов монументально-декоративного искусства.

Актуальность темы: Развитие способности самостоятельно продумывать и создавать своё окружение, интерьер в полной гармонии со своим характером.

Цель работы: Создать декоративное мозаичное изделие в стиле интарсии.

Задачи:

Изучить историю возникновения мозаичного искусства.

Выбрать сюжет для своей работы, что он гармонировал с интерьером комнаты.

Изготовить деревянную мозаику «портрет головы собаки» в стиле интарсии.




 
  1. 2. Этапы выполнения проекта

П/П

Наименование этапа проекта

Срок выполнения этапа

1

Введение

27.09.16

2

Проектирование проблем

04.10.16

3

Разработка конструкции изделия

11.10.16

4

Лист-заявка

12.10.16

5

Технические рисунки деталей

19.10.16

6

Технологическая карта изготовления

02.11.16

7

Порядок сборки, контроль, испытание

14.12.16

8

Экономическая оценка

27.12.16

9

Экологическая экспертиза

18.01.17

10

Защита проекта

22.02.17

3. Основная часть

Интарсия;

Инкрустация;

Маркетри;

Блочная мозаика.

  1. Интарсия – вид мозаики по дереву

Интарсия - это процесс инкрустация деревом по дереву. Искусство создания картин из дерева имеет длинную историю. Впервые такие изделия из дерева появились в Древнем Египте. Так как долина Нила не богата лесом, вся древесина ценных пород ввозилась издалека. Поэтому деревянные изделия были предметами роскоши, древесину с красивой текстурой и необычным цветом применяли для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, драгоценными металлами и камнями.

Мастера Древней Греции и Рима добавили к искусству интарсии - созданию картин из дерева - новые приемы: чтобы изменить цвет древесины, ее обрабатывали маслом, квасцами, кипятили в краске. Изделия из дерева, изготовленные из кипариса и кедра, украшали сложными орнаментами с использованием самшита, клена, падуба, кизила. Изделия, украшенные интарсией, принадлежали самым богатым людям.

Однако своего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. Именно тогда интарсия выделилась как вид прикладного искусства, отличающийся от инкрустации тем, что фоном для мозаичных украшений выступал массив древесины изделия. Тогда же сложились и каноны этого удивительно искусства: орнаментальные композиции стали сложными, многокрасочными, появились изображения городских улиц, исторических и повседневных сцен. В сюжетных наборах стали применять такие техники, как гравирование, травление и обжиг, резьба по дереву, и, зачастую, мозаичные наборы по художественной выразительности не уступали живописным полотнам.

Возможности интарсии практически безграничны: декорированным изделием из дерева может быть и небольшой сувенир - настенное панно, шкатулка, обрамление зеркала; с помощью интарсии можно украсить мебель - столы, шкафы, комоды. И, наконец, интарсия может превратить в произведения искусства предметы домашнего обихода, например - деревянные двери. Главным отличием интарсии от других видов декорирования является то, что каждое изделие будет абсолютно неповторимым, уникальным. Даже если используется один и тот же эскиз, то внешне изделия будут заметно отличаться за счет текстуры и рисунка древесины.

  1. Инкрустация, как один из видов мозаики


 

Инкрустация – это украшение поверхности изделия врезанными в нее пластинками из слоновой кости, металла, дерева, перламутра и прочих материалов. При этом, подобные вставки отличаются от остальной поверхности лишь фактурой материала и цветом, так как врезка и украшаемая поверхность находятся на одном уровне.

Существует два вида инкрустации:

Вставка большого размер и несложной формы. Сначала вырезается вставка. Далее она накладывается на изделие и острым предметом обводится ее контур. На основании полученного рисунка делается выемка, так называемое гнездо, куда потом вкладывается вставка.

Сложный ажурный орнамент. На поверхность изделия наносится рисунок вставки. Далее по контуру рисунка делается неглубокий разрез. Затем посредством стамески выбирается выемка с немного скошенными и ровными краями. Вставки подгоняются под сделанные выемки.

Для обоих видов инкрустации на дне выемок и обратной стороне вставок нужно сделать насечки. Это необходимо для лучшего сцепления. Закрепление вставок в выемки осуществляется клеем или мастикой. После высыхания поверхность выравнивается.

Немного из истории. Эта техника была популярны еще в Древнем Египте. Ларцы, сундуки, саркофаги, кресла и стулья, сделанные из черного дерева, мастера украшали вставками из кусочков белого и синего фаянса, полудрагоценных и драгоценных камней, слоновой кости. В Древнем Риме и Греции инкрустация широко также использовалась при украшении деревянных изделий. В эпоху античности в основном в качестве украшения использовалась слоновая кость. Мастера создавали растительные и геометрические орнаменты, делали вставки в виде фигурок людей и животных. Довольно часто по кости гравировались тонкие узоры.

  1. Маркетри– французское направление мозаики по дереву

Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву, подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.

Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины. Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.

Данная техника мозаики объединяет в себе 2 процесса:

Интарсию – врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.

Облицовывание – приклеивание полученного набора на поверхность изделия.

Также имеются другие способы техники маркетри.

Паркетри

Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.

Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона. Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком. Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.

18 век – время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные. В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи. Его техника заключалась в следующем: пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком, либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.
Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее. Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.

После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:

Амарант.

Розовое дерево.

Фиалковое дерево.

Пальма.

Лимонное дерево.

Палисандр.

Прочие породы.

В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.

Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород. В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.

В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики – бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже - паркетный рисунок. Также мозаикой украшались шкафы, бюро и комоды. Мастера из России, большинство из которых были крепостными, создали много красивых и художественных изделий с украшениями из мозаичных наборов. Среди известных российских мастеров стоит отметить Никифора Васильева, Федора Пряхина, Матвея Веретенникова. На сегодняшний день сохранилась работа Васильева – дубовый стол для нот. На его крышке изображена усадьба Графа Шереметева в Кускове. В качестве материалов для украшения использовались:

Явор.

Карельская береза.

Мореный клен.

Красное дерево.

Груша.

Черное дерево.

Палисандр.

Также сохранились две работы Веретенникова – ломберные столики. Они сейчас находятся в Государственном Историческом музее. Выполнены столики из сосны, а облицованы шпоном древесины разных пород. Крышки украшены наборами архитектурных пейзажей из древесины палисандра, ореха, мореной березы, груши, клена, мореного дуба и, конечно же, черного дерева.

В конце 1-ой четверти 19 века мозаику вытеснили другие виды декорирования мебели, в начале 20 века снова появилась в мебели стиля модерн, правда, ненадолго.
 



4. Проектирование проблемы проекта

Выбор идеи и решение задач

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани. На уроках технологии мы познакомились с такой уникальной техникой, как деревянная мозаика в стиле интарсии.

Почти каждое лето я провожу у бабушки и дедушки в деревне. У них живет моя любимая собака по кличке Палкан. Просматривая страницы интернета, я случайно увидел фотографию головы собаки, сделанную из дерева, очень похожую на мою любимую собаку. Мне сразу же захотелось сделать нечто подобное, чтобы у меня в комнате висело напоминание о моем любимом, верном друге. Чтобы осуществить мою идею, мне для начала пришлось понять, из чего сделано это изделие, какой техникой было выполнено данное изделие, а также изучить технику выполнения изделия из дерева. Над моим компьютерным столом как раз есть свободное место на стене, а так как вся корпусная мебель в моей комнате выполнена в световой гамме под «ольху», то и световая гамма изделия гармонично бы сочеталась с общим интерьером комнаты.

Так как урок «Технология» один из моих любимых предметов и мне нравится работать с древесиной, при выполнении проектов на уроке, я решил выбрать тему: «Портрет собаки» в стиле интарсии и разработать, и изготовить несколько изделий в этой технике. К тому же скоро новогодние праздники и можно решить проблему с некоторыми подарками близким людям. Так как подарок, сделанный своими руками, – это самый приятный подарок. Перед этим я изготавливал много различных изделий из фанеры: полки, светильники, шкатулки, подставки и многое другое, и мне очень захотелось сделать новые, ранее ещё не изготавливаемые изделия. Деревянная мозаика, или интарсия, известна с давних времен. Эта непростая техника позволяет создавать удивительные по своей выразительности вещи, которые очень высоко ценятся за искусное исполнение.Для достижения данной цели мною были поставлены задачи:

изучить литературу, в которой имеются сведения о технике деревянной мозаики;

историю возникновения и развития искусства мозаики вообще, и деревянной мозаики в частности;

познакомиться с техникой и овладеть приемами выполнения мозаики;

выбрать сюжет для своей работы, чтобы он гармонировал с интерьером комнаты;

изготовить деревянную мозаику в стиле интарсии.

5. Опорная схема размышления выбора материала

6. Разработка конструкции изделия

Рассматривая варианты в интернете, я пришел к выводу, что изготовление из разных пород древесины невозможно найти разные породы древесины и достаточно дорогостоящие. Вариант изготовления из фанеры меня не устраивал, так как при снятии фаски появляется срез шпона. Варианты МДФ и ДСП меня не устроили по той же причине, поэтому я остановил свой выбор на древесине из сосны. Так как во первых, в школьной мастерской есть в наличие древесина сосна. Во вторых, достаточно легко обрабатывается, и в третьих имеет красивую текстуру. Также используя разную толщину доски можно показать объем головы собаки. Изделие должно быть пролакировано для придания нужного блеска, и чтобы на ней не собиралась пыль.

Фотографию деревянной мозаики выполненной в виде интарсии сохранил с сайта по интернету на свой компьютер. Затем при помощи специальной компьютерной программы разделил изображение картинки на два листа формата А4, и получили другой формат масштаба А3. После полученного изображения в формате А3 я распечатал на принтере на двух листах в формате А4 и склеил листы между собой.

    1. 7. Лист-заявка

п/п

Наименование материала

Размеры

Количество

1

Доска сосна

100х100х50

1

2

Доска сосна

200х100х40

1

3

Доска сосна

150х200х25

1

4

Фанера

300х300х6

1

8. Технологическая карта изготовления портрета головы собаки

(позиции №1, №2, №3, №4)

Технологическая карта изготовления головы собаки

(позиции №1, №2, №3)

п/п

Операции

Эскиз

Инструменты и оборудования

1

Выбор заготовки

Позиции №1, №2, №3

Столярный верстак, линейка.

2

Копирование

Позиции №1, №2, №3

Столярный верстак, копировальная бумага, карандаш.

3

Выпиливание

Позиции №1, №2, №3

Столярный верстак, электрический лобзик настольный.

4

Снятие фаски

Позиции №1, №2, №3

Столярный верстак, напильники, рашпиль, надфили,электрогравер, наждачная бумага, резак.

5

Шлифование

Позиции №1, №2, №3

Столярный верстак, наждачная бумага разной зернистости

Технологическая карта изготовления луны

(позиция №4)

п/п

Операции

Эскиз

Инструменты и оборудования

1

Выбор заготовки

Позиция №4

Столярный верстак, линейка.

2

Копирование

Позиция №4

Столярный верстак, копировальная бумага, карандаш.

3

Выпиливание

Позиция №4

Столярный верстак, станок лобзиковый.

4

Шлифование

Позиция №4

Столярный верстак, наждачная бумага разной зернистости.

 

9. Контроль качества

Контроль качества осуществляется визуальным осмотром, правильностью подгонки деталей друг к другу, плавностью переходов деталей по высоте.

  1. 10.Экономическая оценка изделия

С = Пз+Кз

где, С – цена изделия

Пз – прямые затраты

Кз – косвенные затраты

Σдет = Рм+Рэм+Ринс+Ррм+Рч

Σдет – общая стоимость детали в рублях

Рм – стоимость материала в рублях:

Рэн – стоимость энергозатрат в рублях – 9,20 руб. 1кВт/ч

Ринс – амортизация инструмента в рублях – 25р/ч

Ррм – стоимость рабочего места в рублях – 30р/ч

Рч – зарплата в рублях 72р/ч

Мощность лобзикового станка – 85 ватт

Изготовление головы собаки (позиции №1, №2, №3)

Рэн=(0,085кВт/ч*2ч)*9,20=1,56 руб. (работа лобзиком)

Рэн=(0,8кВт/ч*8ч)*9,20=58,88 руб. (освещение)

Рэн(общ)=1,56+58,88=60,44 руб.

Ринс=4ч*25р=100 руб.

Рч=8ч*72р=576 руб.

Ррм=8*30р=240 руб.

Рм=0,002м3*11000р/м3=23 руб.(доски s=50, s=40, s=25мм.)

∑осн= Рэн+ Ринс+ Рч+ Ррм+ Рм=60,44р+100р+576р +240р+23р=999,44 руб.

Изготовление луны (позиция №4)

Рэн=(0,085кВт/ч*0,5ч)*9,20=0,39 руб. (работа лобзиком)

Рэн=(0,8кВт/ч*1ч)*9,20=7,36 руб. (освещение)

Рэн(общ)=0,39+7,36=7,75 руб.

Ринс=1ч*25р=25 руб.

Рч=1ч*72р=72 руб.

Ррм=1*30р=30 руб.

Рм=0,09м2*355р/м2=32 руб.(фанера s=6мм.)

∑осн= Рэн+ Ринс+ Рч+ Ррм+ Рм=7,75р+25р+72р +30р+32р=166,75 руб.

Налог

∑=(576р+72р)-13%=563,76 руб.

Общая стоимость изделия

∑ш= 999,44+166,75=1166,19 руб.

    1. 11.Экологическая экспертиза

Для изготовления своего изделия я использовал материал –древесину и фанеру, которые считаются экологически чистым материалом , так как для изготовления фанеры используются технологии, которые не приносят вреда окружающей среде и не загрязняют её атмосферу, в отличии от пластмасс т. д. При изготовлении данного иделия понадобилось минимальное количество материала.

Для изготовления изделия фанера обрабатывается полностью ручным трудом - выпиливается ручным или лобзиковым станком, и не требует различных станков, которые могли бы загрязнять окружающую среду. Только при лакировании изделия слегка выделяется специфический запах лака, который тоже не наносит вреда людям и окружающей среде. Лакирование выполняется с использованием вытяжки и при проветриваемом помещении. Остатки отходов в виде стружек и опилок будут утилизироваться в специальных контейнерах (стружкосборниках) с последующей вывозкой по договоренности со специализированными службами ЖКХ.

    1. 12.Самооценка

При изготовлении изделия, я достиг поставленной цели, а именно, создал мозаику в стиле интарсии, которая удачно вписалась в интерьер моей комнаты, и является украшением.

    1. 13. Реклама изделия
  1. Внимание! Фирма «Интарсия» предлагает вам подарки, сувениры, картины из дерева. Прикольные оригинальные подарки, дарящие радость. Мнение, что в подарке важна не оригинальность, а его цена – ошибочно. Безделушка, пусть даже очень дорогая, не принесет радости. Не стоит отдавать предпочтение бесполезным вещам и безвкусным сувенирам. Проблему выбора презента решат наши прикольные подарки, сделанные вручную. Выбирая необычные подарки, Вы делаете правильный выбор, такой подарок будет уместен на любом празднике. Выбор необычных подарков у нас настолько обширен, что каждый покупатель найдет здесь что-нибудь для себя. Широкий ассортимент изделий из натуральных, экологически чистых материалов, способен удовлетворить даже самые взыскательные вкусы.  Обращайтесь по адресу: Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, СОШ № 2, школьные мастерские. 14.Заключение

При выполнении этого проекта, я выполнил поставленные передо мною задачи.

В процессе работы я решил проблему с размером изделия, подобрал удачную древесину, учитывая пожелания учителя я нашел оптимальную форму изделия, выбрал интересный сюжет для работы и выполнил его.

Я использовал все свои навыки и умения, вложил душу в эту работу.

 
  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. 1.Григорьев М. А. Материаловедение для столяров и плотников. - М.: Высшая школа, 1985.
    2.Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. - М.: Высшая школа, 1988.
    3.Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. - М.: Высшая школа, 1987.

4.Джордж Стивенс Искусство интарсии: практическое руководство - Ниола-Пресс, 2007.

5.Симоненко В.Д Технология: Сборник творческих проектов учащихся.- М.: Вентана-Граф, 2005.- 272 с.: ил.

 

Приложение

Автор материала: Д. Чумаков (7 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.