Тезисы к просветительскому проекту «Моя коллекция насекомых и других маленьких животных»

Автор публикации: И. Лапик, ученик 2 класса
«Моя коллекция насекомых и других маленьких животных»
Лапик Игорь 8 лет
Объединение «Экология под микроскопом» 2 год обучения,
МБУ ДО «Эколого-биологический центр», Нижегородская область, город Дзержинск
Научный руководитель: Белицкая Эльвира Михайловна
Паспорт проекта:
О чём я хочу рассказать? Не все животные, которые имеют маленькие размеры, являются насекомыми.
Актуальность: Часто люди ошибаются, называя всех маленьких живых существ насекомыми. Я думаю, что смогу помочь разобраться в этом вопросе всем желающим.
Цель исследования: Объяснить различия между насекомыми и представителями других групп животных на примере моей личной коллекции.
Гипотеза: Я уверен, что в моей коллекции насекомых есть не только представители класса насекомых, но и представители других классов животных.
Задачи исследования:
Проанализировать свою коллекцию насекомых;
Определить тех, кто не относится к классу насекомых;
Создать каталог с описанием других видов, внешне похожих на насекомых.
Для кого предназначен мой проект?
Я думаю, что он будет интересен учащимся начальных классов, всем юным любителям природы и не только им.
Методика работы:
Идея этого проекта появилась после того, как в первом классе мы познакомились с представителями класса насекомых и их отличительными признаками. Рассматривая свою коллекцию насекомых, я увидел, что некоторые мои экспонаты не соответствуют признакам насекомых. Я задумался о том, кто же они? Взрослые рекомендовали мне получить ответы на свои вопросы самостоятельно. Так я и сделал. Начал изучать различные источники информации: читать книги, статьи в журналах, работать с интернет- ресурсами, интересовался у своих педагогов в школе и Эколого- биологическом центре, где я занимаюсь. Постепенно я разобрался в данном вопросе, а так как все мои одноклассники имеют весьма поверхностные сведения о насекомых и, постоянно меня обо всем расспрашивают, то я решил поделиться своими знаниями и с ними.
Набор первоначальных идей и выбор лучших:
Прежде чем начать свою работу над проектом, я задумался о том, какой я хочу получить результат. Сначала я планировал сделать буклеты с описанием каждого насекомого и его изображением, но когда я понял, что насекомых в моей коллекции много, то отверг этот вариант.
Можно сделать презентацию своей коллекции в электронном виде, но тогда каждый раз, когда она будет нужна, мне придётся бежать к компьютеру. Это не очень удобно и я решил, что описание коллекции должно быть в бумажном варианте.
Третьим вариантом я рассмотрел создание каталога своей коллекции насекомых и других маленьких животных. В каталоге я решил прописать не только те экспонаты, что у меня уже есть, но и отличительные признаки животных по классам. К тому же, экспонаты со временем будут добавляться, а вписать их в каталог не составит никакого труда. На этом варианте я и решил остановиться.
Но обо всем по порядку:
Увлечение животным миром у меня появилось давно, с игрушечной ящерицы. Потом оно с рептилий плавно перетекло в увлечение насекомыми. Я очень люблю собирать насекомых, а мама с папой поддерживают мой интерес. Первые журналы с насекомыми родители подарили мне на новый год, с тех пор мы покупаем журналы в интернет магазине или ищем редкие номера на Авито по всей России. Таким образом, ко мне попали такие редкие экспонаты, как: рогач титан, гигантский водяной клоп, телифон, гигантский усач, жук носорог.
На данный момент у меня три коллекции насекомых в разном исполнении. Первая- насекомые из журналов в смоле, вторая – засушенные насекомые, которых я собирал сам, а 3 –насекомые в рамках. Она у меня самая малочисленная, но зато самая красивая, украшает стены моей комнаты.
Первая коллекция насчитывает 91 экспонат.
Вторая коллекция содержит 75 экспонатов. Ее мы собирали с папой этим летом. Насекомых мы искали по всей Нижегородской области: около Керженского заповедника, на Святом озере, в посёлке Желнино, в селе Ефимьево (Богородский район), в посёлке Решетиха, на Золинском озере и даже во Владимирской области (г. Гороховец). Самый редкие экспонаты в ней, это реликтовый усач и самка жука –носорога.
Третья коллекция в рамках имеет всего 4 экспоната:Паук Птицеед и Бражник Мертвая голова. (их мне подарили на день рождения); АтрофанеураСемепра(купили на выставке); Перламутровица (поймали сами).
Я с родителями постоянно путешествую, пополняю свои знания на выставках, в музеях, например в музее Дарвина в Москве, в зоологическом музее Санкт- Петербурга, в Дзержинском краеведческом музее. Часто мы ходим на выставки насекомых, которые приезжают в наш город, ездим в Экзотариум Нижнего Новгорода, посещаем зоопарки Москвы, Нижнего Новгорода. Кроме того, я очень люблю читать. У меня дома много разных энциклопедий о мире живой природы, а также же целая серия книг Акимушкина «Я познаю Мир». Ещё я часто смотрю документальные фильмы Джоржа Броссара и других ученых натуралистов.
Разбирая свои коллекции и изучая экспонаты, я узнал, что:
Насекомые- класс беспозвоночных животных типа членистоногие. Кроме насекомых к данному типу относят классы паукообразных и ракообразных. Класс делится на отряды: тараканы, вши, прямокрылые (кузнечик, сверчок, саранча), клопы, стрекозы, равнокрылые (цикады, белокрылки), чешуекрылые (бабочки), жесткокрылые (жуки), двукрылые (мухи, комары), перепончатокрылые (пчелы, осы, муравьи), блохи. Тела насекомых, как правило, состоят из трёх частей: голова, грудь и брюшко. У ВСЕХ насекомых три пары членистых ног. Насекомые- это самый молодой из беспозвоночных и самый многочисленный класс животных, который насчитывает более одного миллиона видов. Они живут и в воде, и на суше, и в воздухе. Для них характерны сложные инстинкты, всеядность, высокая плодовитость, а для некоторых даже общественный образ жизни, например, муравьи. При развитии с превращением происходит разделение среды обитания и источников пищи между личинками и взрослыми особями, например гусеница и бабочка. Размеры насекомых очень разные, например, у наездника- бэин размер тела всего 0,2 мм, южноамериканская совка- тизания в размахе крыльев достигает 30 см, длина индонезийского палочника- 38 см, а самое тяжёлое насекомое- жук- голиаф (весит до 100 граммов при длине 15 см). Благодаря этим знаниям, я смог разделить экспонаты своей коллекции на насекомых и не насекомых, создал каталог и описал экспонаты (приложение 1) .
Чему я научился:
Наблюдать
Искать информацию
Делать выводы
Выводы:
Моя гипотеза оказалась верной. В моей коллекции, действительно, оказались экспонаты, которые не являются насекомыми и относятся к представителям других классов животных.
Я составил каталог, в котором описал всех представителей насекомых и не только их.
Я презентовал свой проект одноклассникам и одногруппникам. Ребятам очень понравилось определять насекомых и, пользуясь моим каталогом с описанием, находить представителей других классов животных. Оказалось, что это довольно просто.
Перспектива:
Моя коллекция довольно обширна, но это еще не конец работы. Я буду продолжать работу над ней. Мне хотелось бы
пополнить её другими представителями мира насекомых, в том числе редкими и удивительными.
Возникла идея расширить коллекцию насекомых в рамках и использовать их для украшения интерьера моей комнаты. К тому же мне в голову пришла идея- создать книгу про все экспонаты своей коллекции, с яркими фотографиями и чётким описанием. Опираясь на тот каталог, что у меня уже есть, это будет не трудно сделать.
Источники информации:
1. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Насекомые
2. Иллюстрированная энциклопедия «Невероятные насекомые и другие маленькие животные»; Москва РОСМЭН, 2025, 79 стр.
3. Коллекция журналов серии «Насекомые и их знакомые».
4. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2—3.- 48.
5.https://урок.рф/library/urok_13_kto_takie_nasekomie_razdel_chto_i_kto_06285