12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Белоус166
Педагог дополнительного образования Дома детского творчества, высшая квалификационная категория, стаж- 26 лет
Россия, Новосибирская обл., г. Карасук
Материал размещён в группе «Работы наших учеников!!!»
2

Творческий проект «Гривна»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Карасукского района Новосибирской области



Творческий проект

«Гривна»

Выполнила:

Кудина Яна, 11 лет, 5 класс

обучающаяся кружка «Декор»



Руководитель:

педагог дополнительного

образования

Белоус Елена Робертовна


г. Карасук, 2021г.

Содержание


Введение…………………………………………………………………………..3

1. Подготовительный этап……………………………………………………….3

1.1.Исследование. Историческая справка……………………………………....5

Технологический этап……………………………………………………….......5

2.1.Разработка эскизов гривен. Основные требования к изделию………….5

2.2. Материалы и инструменты………………………………………………….6

2.3. Организация рабочего места, техника безопасности при

выполнении работы………………………………………………………………6

2.4. Технологическая карта изготовления гривны……………………………..6

. Расчёт себестоимости изделия……………………………………………..7

Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)……..8

Заключение………………………………………………………………………..8

Список литературы………………………………………………………….........8

Приложения ………………………………………………………………………9


Введение

Тема моего творческого проекта - «Гривна». Мной была выбрана такая тема потому, что увлекаюсь изготовлением украшений из различных материалов (кожа, текстиль, мех, стекло, поделочные камни, дерево и др.). Использую только натуральные материалы. Я решила изготовить небольшую коллекцию аксессуаров (гривен) из натуральной кожи.

Кожа – один из древнейших материалов, используемых людьми. Древний человек шил из неё незамысловатые одежды, делал силки, ремни, сумки, обувь…

Натуральная кожа – это универсальный продукт, созданный природой.

Кожа – самый интересный материал для экспериментирования. Ее можно сминать, скручивать, драпировать, клеить, обжигать, плести и т. д. Из натуральной кожи можно изготавливать множество полезных и интересных вещей, которые станут хорошим подарком к любому празднику, украсят дом. От верхней одежды до бижутерии – таков диапазон «кожаной моды», но не менее популярна сегодня кожа в интерьере.

Чтобы изготовить такие украшения необходимо было собрать информацию о том, какие украшения носили древние славяне и что такое гривна. Как всегда помог интернет.

Цель: изготовление гривны в современной интерпретации.

Задачи:

- собрать информацию о том, какие украшения носили древние славяне;

- подобрать необходимые материалы и инструменты;

- изготовить небольшую коллекцию аксессуаров (слайд 2).

Актуальность работы состоит в том, что в наше время пользуются большим спросом изделия ручной работы. Такие изделия, выполненные своими руками уникальны. Кроме того, можно подарить новую жизнь старым кожаным вещам (слайд 3).


Подготовительный этап

Исследование. Историческая справка.

История украшений насчитывает много тысячелетий. И мы, привычно надевая каждый день цепочки, кулоны, браслетики, чаще всего не задумываемся, как и почему все это появилось, зачем люди носили их изначально. Когда то в глубокой древности традиции украшения имели более глубокий, символический характер. Все они были оберегами, талисманами и почти всегда показателем социального статуса обладателя. Лишь намного позже украшения приобрели еще и декоративное предназначение. Материалами для украшений во все времена служили драгоценные металлы, натуральные камни, жемчуг и янтарь. Но с развитием науки стали изменяться не только материалы, но и эстетические предпочтения, и вкусы людей. Появились дублеры натуральных драгоценных материалов. Стразы или кристаллы заменяют бриллианты, смолы - янтарь, стеклянные бусины - драгоценные цветные камни, а обычные металлы, обработанные специальным химическим составом - золото.

Традиции изготовления украшений в древней Руси поражают своим разнообразием. Наши предки использовали украшения не только чтобы подчеркнуть общественное положение, но и в качестве защиты. Считалось, что злые духи могут проникнуть в тело человека, а украшения служили своеобразными оберегами, призванными охранять владельца. На обручи, и браслеты наносили различные магические надписи, а бусы на шее должны были препятствовать душе покинуть тело. Гривна или Лунница - известный женский оберег. Носили его севере Руси. В названии «слышно», что Лунница олицетворяет культ Луны и плодородия, женское начало. Использовалась она как отдельное украшение и как элемент бус и ожерелий. Обычно их изготавливали из бронзы или серебра, в виде полумесяца (слайд 4).

t1626941565aa.jpgt1626941565ab.jpgt1626941565ac.jpg

t1626941565ad.jpgt1626941565ae.jpg

Ожерелья из славянских могил встречаются двух видов: ожерелья из стеклянных бус, нанизанные вперемешку с бусинами из самоцветов, металлов и янтаря, и массивные металлические обручи различнейших форм, так называемые гривны. [Слово это (гривна) появляется в источниках с X века.] 

Гривна - серебряное или золотое украшение в виде обруча, носившееся на шее в Древней Руси (слайды 5, 6).


t1626941565af.jpgt1626941565ag.jpgt1626941565ah.jpg

Гривны из ромбического, Круглопроволочные гривны.

шестиугольного и трапециевидного XI–XII века

дрота. Эти гривны находят

в курганах Х-ХI веков.





Дротовые гривны, соединенные бляхой и далеко заходящими друг за друга концами, с орнаментом, который состоит из треугольничков с выпуклостями внутри – "волчий зуб" X–XI века.

t1626941565ai.jpg
Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жесткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

Такой обруч был любимейшим украшением у самых разных народов Западной и Восточной Европы, а также Ближнего и Среднего Востока. У нас его называли "гривной". Это название родственно слову "грива", одним из значений которого в древности, по-видимому, было "шея". Во всяком случае, существовало прилагательное "гривный", означавшее – "шейный". 
        Древнеславянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром или позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра, их находят в богатых могилах. Летописи упоминают о золотых гривнах князей, но это была огромная редкость. 
      Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов. И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид. 



2. Технологический этап (слайд 7)

2.1. Разработка эскизов гривен. Основные требования к изделию.

Прежде, чем заняться изготовлением гривен, я просмотрела много примеров в Интернете, ассортимент огромен и многообразен. Мне понравились многие модели, но моя цель - создать собственные, авторские изделия. Я разработала несколько дизайнов украшений.

Основные требования к изделию. Моё изделие должно быть:

- красиво и качественно изготовлено;

- безопасно;

- выполнено из экологически чистых материалов;

- с низкой себестоимостью.


2.2. Материалы и инструменты.

Для выполнения работы необходимы следующие материалы и

инструменты:

- эскизы, шаблоны;

- кожа натуральная нескольких цветов;

- лак акриловый на водной основе, кисть;

- фрагменты кружева;

- мех (норка);

- металлические пуговицы;

- речной жемчуг;

- ножницы;

- пинцет;

- свеча;

- клей «Момент» (кристалл).


2.3. Организация рабочего места, техника безопасности при выполнении работы.

- должно быть хорошее, правильное освещение;

- необходим стол, позволяющий свободно разместить материалы и инструменты;

- необходимо следить за правильной осанкой, так как неправильное положение корпуса (туловища) вызывает усталость, снижает работоспособность, а также приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение.


2.4. Технологическая карта изготовления гривны.

Выполняемая операция

Материалы

Инструменты и приспособления

1

При помощи шаблона выкроить из куска кожи необходимую деталь-основу гривны (четыре основы разного цвета)

Кожа

Ножницы, шаблоны

2

При помощи шаблонов выкроить необходимые детали для изготовления цветка (роза) (приложение 1)

Кожа

Ножницы, шаблоны

3

Обжечь детали цветка над пламенем свечи, придавая рельеф лепесткам

Кожа

Пинцет, свеча

4

Собрать цветок (розу)

Кожа, клей «Момент»


5

Подобрать металлические пуговицы к основам гривен. Расположить на основе согласно эскизам. Надрезать основу, вставить пуговицы, приклеить.

Кожа, металлические пуговицы, клей «Момент»

Ножницы

6

Расположить цветочные элементы на основе гривны, приклеить.

Кожа, клей «Момент»


7

Окончательно декорировать гривны

кружевом, мехом норки, речным жемчугом

Кружево, мех, жемчуг, клей «Момент»


8

Из обрезков кожи вырезать мелкие детали (капельки, кружочки). Обжечь для придания объёма. Приклеить для завершения композиции. Покрыть бесцветным акриловым лаком объёмные элементы

Кожа, клей «Момент», бесцветный акриловый лак

Ножницы, свеча, пинцет

9

По шаблонам вырезать завязки для гривен, приклеить

Кожа, клей «Момент»

Ножницы, шаблоны

10

По шаблонам вырезать детали для оформления изнанки изделий. Приклеить к гривнам. Изделия готовы (приложение 2)

Кожа, клей «Момент»

Ножницы, шаблоны



Расчёт себестоимости изделия (слайд 8)

Используемые материалы

Расход материалов

Цена в рублях

1

Кожа натуральная

Имелось в

наличии

-

2

Мех (норка)

Имелось в

наличии

-

3

Жемчуг речной натуральный

Имелось в

наличии

-

4

Клей «Момент» (кристалл)


80-150

5

Свеча


15

6

Итого


95-165

Из составленной таблицы видно, что себестоимость гривны, сделанной своими руками, меньше стоимости аксессуара, купленного на рынке или в магазине из аналогичных материалов. Материалы имеются в наличии, хотя и являются довольно дорогими, если их приобретать в специальных магазинах или на сайтах. Но для реализации таких изделий учитываются трудозатраты изготовителя, что делает стоимость значительно дороже.

Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия) (слайд 9)

Проблема экологии в настоящее время приобрела огромное значение. Для ведения здорового образа жизни очень важно, чтобы предметы, которые окружают человека, которыми он пользуется в повседневной жизни, были экологически чисты и безопасны.

Изготовление коллекции гривен не причинило ущерба окружающей среде. Все материалы, которые, я использовала для создания гривен, экологически безопасны. Остатки кожи, меха не утилизируются, а хранятся в определѐнном месте и могут быть использованы для изготовления других изделий.



Заключение (слайд10)

В ходе работы столкнулась с такой проблемой, что истинно славянскую гривну изготавливают из металла и можно выполнить в кузне, а такой возможности мы не имеем, и мы решили имитировать кручёный прут спиралями из кожи и текстиля, сохраняя серповидную форму. По ходу работы приходилось уточнять и корректировать разработанные эскизы.

Создать изделия в большем объёме не удалось, так как на изготовление изделия уходит некоторое время, которым мы, зачастую, не всегда располагаем.

Я провела работу и достигла поставленной цели. Украшения получились оригинальные и эксклюзивные. Планирую продолжить работу в данном направлении.

Работа над проектом дала мне новые знания. Умения и навыки у меня уже есть. Работа над проектом показала мне, что фантазия творческого человека безгранична.

Думаю, что у меня получилась замечательная коллекция. Можно дать новую жизнь старым кожаным вещам и изготовить замечательные изделия для украшения интерьера или в подарок (слайд 11).


Список литературы

Марьина Ю. «Коллажи и панно», И. «Вече».

 2. Махмутова Х. «Домашний дизайн», ООО И. «Эксмо».

3. Энциклопедия современной рукодельницы «Изделия из кожи и замши». ООО ТД «Издательства «Мир книги»», 2009.

4. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль «Академия развития», 1999.

5. Энциклопедия ремесла «Я познаю мир». М., 2000.

Интернет-источники:

- статья из книги М.Семёновой «Мы - славяне!»

- ПротоИстория = preHistory

- youtube.com/user/vargack1 #g/c/8025FE1BA313A4AF




Приложение 1

Технологическая карта изготовления розы из кожи




t1626941565aj.jpgt1626941565ak.jpg

Материалы и инструменты

Клей «Момент» прозрачный

Ножницы

Свеча

Пинцет

Зажигалка или спички

Кожа натуральная

t1626941565al.jpgt1626941565am.jpg

Подготовить шаблоны лепестков из картона. Экономно разложить шаблоны на коже, обвести по контуру ручкой или фломастером.

Вырезать детали будущего цветка


t1626941565an.jpg


t1626941565ao.jpg

Каждую деталь с помощью пинцета слегка подержать над пламенем свечи (изнаночной стороной вниз), пока он не примет выпуклую форму. Или термическую обработку можно произвести на чистой сухой сковородке, положив детали на разогретую поверхность бахтармой вниз - через некоторое время детали деформируются и станут объёмными

t1626941565ap.jpg


Собрать розу из обработанных лепестков.





Приложение 2


t1626941565aq.jpgt1626941565ar.jpg

Гривна «Каприз» Гривна «Антрацит»



t1626941565as.jpgt1626941565at.jpg

Гривна «Злато» Гривна «Восторг»




Автор материала: Я. Кудина (5 класс)
Опубликовано в группе «Работы наших учеников!!!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.