Творческий проект «Сысоевские чтения»: «Золотая Ригма» в мире красок и слов.
Автор публикации: А. Генцель, ученица 2А класса
Автор публикации: К. Данилова, ученица 2А класса
Автор публикации: П. Ломако, ученица 2А класса
Автор публикации: К. Минин, ученик 2А класса
Автор публикации: В. Петров, ученик 2А класса
Пояснительная записка
Наш творческий проект "Сысоевские чтения" посвящен знакомству учащихся 2А класса МОУ гимназии №45 г. Комсомольска-на-Амуре с творчеством выдающегося дальневосточного писателя Всеволода Петровича Сысоева. В рамках проекта мы сосредоточились на его замечательной книге «Золотая Ригма», повествующей о жизни уссурийского тигра.
Проект направлен на углубление понимания текста через синтез различных видов деятельности: чтение, обсуждение, творческое воплощение прочитанного в изобразительном искусстве – аппликации, а также развитие навыков создания видеоконтента. Учащиеся не просто читали отрывки из произведения, но и визуализировали ключевые моменты, создавая объемную аппликацию, которая послужила основой для итогового видеоролика.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта обусловлена несколькими факторами:
1. Региональный компонент: Знакомство с творчеством дальневосточных писателей, таких как В.П. Сысоев, является важной частью формирования у детей любви к родному краю, его природе и культурному наследию.
2. Экологическое воспитание: Книга «Золотая Ригма» через увлекательный сюжет воспитывает бережное отношение к природе, дает знания об уникальной фауне Дальнего Востока, в частности, об уссурийском тигре – редком и охраняемом животном.
3. Развитие читательской грамотности: Проект способствует развитию навыков осознанного, выразительного чтения, умения анализировать текст, выделять главные события и детали.
4. Творческое развитие: Интеграция чтения с изобразительным искусством (аппликация) позволяет детям по-новому взглянуть на литературное произведение, развивает воображение, мелкую моторику и эстетический вкус.
5. Межпредметные связи: Проект объединяет литературное чтение, окружающий мир, технологию и основы медиаграмотности, способствуя формированию целостной картины мира.
Проблема:
Современные младшие школьники часто воспринимают чтение как пассивный процесс. У них может возникать трудность с визуализацией описываемых событий, глубоким эмоциональным погружением в текст и переносом литературных образов в другие формы творчества. Также существует недостаток интерактивных методик, позволяющих детям не только прочесть, но и "прожить" историю, активно участвуя в ее интерпретации и создании. Отсутствие прямого контакта с уникальной природой Дальнего Востока (особенно с редкими животными, такими как тигры) требует особых подходов для формирования экологического сознания.
Цель проекта: формирование у обучающихся 2 класса устойчивого интереса к дальневосточной литературе и природе родного края, развитие воображения и творческих способностей через создание визуальной интерпретации прочитанного произведения В.П. Сысоева "Золотая Ригма".
Задачи проекта:
1. Образовательные:
* Познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Сысоева, с отрывками из книги «Золотая Ригма»
* Расширить знания детей об уссурийском тигре, его образе жизни и среде обитания, о флоре и фауне Дальнего Востока.
* Закрепить навыки выразительного чтения, умение понимать сюжет, характеры героев (тигрица, тигрята Ригма и ее брат).
* Освоить приемы создания аппликации из различных материалов.
2. Развивающие:
* Развивать воображение, творческое мышление и художественный вкус.
* Формировать умение анализировать литературный текст и переносить его содержание в визуальный образ.
* Развивать мелкую моторику рук, глазомер и аккуратность при работе с материалами.
* Совершенствовать навыки публичного выступления (выразительное чтение).
* Развивать навыки сотрудничества и командной работы при создании общего творческого продукта.
3. Воспитательные:
* Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
* Формировать чувство гордости за уникальное природное богатство Дальнего Востока.
* Способствовать формированию позитивного отношения к чтению и творческой деятельности.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап (Погружение в тему):
• Знакомство с автором и произведением: Проведение беседы о В.П. Сысоеве, о жанре книги «Золотая Ригма».
• Введение в мир уссурийского тигра: Просмотр документальных видеороликов, фотографий, обсуждение фактов о жизни тигров, их роли в экосистеме.
• Чтение и обсуждение: Выбор наиболее ярких и сюжетно важных отрывков из книги «Золотая Ригма», которые будут инсценированы в аппликации. Обсуждение прочитанного, выделение ключевых образов и событий (тигрица, тигрята Ригма и ее брат, ручей, тайга, коряги, деревья, белка, огонь – как элемент опасности или тепла).
• Планирование аппликации: Совместное обсуждение композиции будущей работы, распределение задач по созданию отдельных элементов аппликации между учениками.
• Подбор материалов: Подготовка необходимых материалов (цветная бумага, картон, ткань, природные материалы и др.).
II. Практический этап (Исследование и создание):
• Создание элементов аппликации: Каждый ученик (или пара учеников) работает над своим фрагментом общей композиции, который соответствует определенному отрывку из текста. Например: кто-то делает ручей, кто-то – деревья, кто-то – тигрицу с тигрятами, белку, огонь и т.д.
• Работа над выразительным чтением: Репетиции чтения выбранных отрывков, работа над интонацией, темпом, дикцией.
III. Итоговый этап (Презентация и рефлексия):
• Создание видеоролика:
* Съемка: На листе А3 -основе последовательно, в соответствии с сюжетом прочитанных отрывков, выкладываются заранее подготовленные элементы аппликации. Процесс съемки фиксирует каждый шаг создания композиции.
* Озвучивание: За кадром (или синхронно с выкладыванием) ученики по очереди выразительно читают отрывки из книги, соответствующие появлению того или иного элемента на аппликации.
* Монтаж: Объединение видеоряда с озвучкой в единый ролик.
• Презентация проекта: Демонстрация видеороролика широкой аудитории (на других уроках, родителям, на школьных мероприятиях).
• Рефлексия: Обсуждение проделанной работы, впечатлений от книги, процесса создания аппликации и видеоролика. Выявление новых знаний и умений.
Конечный продукт проекта
На выходе проекта получился увлекательный видеоролик. Его суть заключается в том, что на большом листе-основе постепенно, по очереди, выкладываются элементы, созданные детьми. Каждый «кусочек» тайги – будь то извилистый ручей, старые коряги, могучие деревья, грациозная тигрица с тигрятами Ригмой и ее братом, юркая белка или тревожный огонь – появляется на экране именно в тот момент, когда за кадром звучат соответствующие отрывки из книги Всеволода Сысоева «Золотая Ригма», которые читают сами ученики.
В конечном итоге, все эти разрозненные элементы сливаются в единую, живую, яркую и детализированную картину, воссоздающую мир уссурийской тайги глазами второклассников. Этот видеоролик является не просто презентацией аппликации, а цельным творческим произведением, синтезирующим литературу, изобразительное искусство и современные технологии, позволяя зрителям не только увидеть, но и услышать историю, «прожить» ее вместе с юными исследователями.
Руководители проекта:
Селедцова Евгения Александровна, учитель начальных классов;
Перегоедова Татьяна Васильевна, педагог-библиотекарь.
Участники проекта
Ученики 2Г класса МОУ гимназии №45 г. Комсомольска-на-Амуре:
Генцель Арина, Данилова Кристина, Ломако Полина, Минин Кирилл, Петров Виктор, Старовойтова Лидия
Фотоотчет проекта
Ход работы
|
Кадры из фильма
|
https://disk.yandex.ru/i/XDZxBX5zkURjPg



Куликова Ирина Геннадьевна
Селедцова Евгения Александровна
Елена Алексеевна
Селедцова Евгения Александровна