Учитель...Какой он на страницах художественной литературы
Автор публикации: А. Колосок, ученица 10А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.В. Суворова п. Новостройка района имени Лазо Хабаровского края
Литература
Исследовательская работа
ТЕМА: Учитель...Какой он на страницах художественной литературы
Автор работы:
Колосок Алена
Владимировна, 10 класс
Руководитель:
Баева Екатерина
Александровна, учитель
Русского языка и литературы
п.Новостройка
2021
Содержание
Введение...............................................................................................................3
1.Исторически образ учителя..........................................................................5 1.1.Духовные традиции русского учительства……………………………...5
1.2.Отношение к учителю в прошлом...……………………………………..9
2.Образ учителя на страницах художественной литературы………….13
2.1 Образ учителя в произведении Ю.Нагибина «Зимний Дуб» ...................13
2.2 Образ учителя в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского».13
2.3 Образ учителя в произведении В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» ....................................................................................................................14
2.4 Образ учителя в произведении Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» …………………………………………………………………………….15
2.5 Образ учителя в произведении А.Чехова «Учитель словесности» …….16
2.6 Образ учителя в произведении В.Железникова «Чучело»……………...17
2.7 Образ учителя в произведении А.Аверченко «Учитель Бельмесов»…..17
2.8 Образ учителя в произведении Ю.Бондарева «Простите меня»……….17
2.9 Образ учителя в произведении Е.Гришковича «Начальник»…………..18
3. Практическая часть……………………………………………………… 19
4. Заключение......................................................................................................20
Список литературы............................................................................................21
Приложение…………………………………………………………………...22
Введение
В связи с пандемией 2020 года мы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. В связи с этим я задалась вопросом, действительно ли новые альтернативные источники знаний способны заменить нам реальных учителей. Мы решили провести анкетирование, чтобы выяснить как относятся к замене учителей альтернативными источниками знаний ученики моей школы.
Приходя каждый день в школу, мы с вами даже не думаем, какую роль в нашей жизни играет учитель. Мы даже не представляем сколько сил, терпения, труда вкладывают учителя, чтобы мы стали образованными, и успешными людьми.
Эта профессия является одной из древнейших, и учитель управляет одним из самых сложных процессов – процессом формирования личности человека. Следует сказать, что умение передавать свои знания и умения, свой опыт молодым – это умеет далеко не каждый. Профессия учителя трудная и ответственная, ведь от него отчасти зависит будущее нашей жизни. Естественно, что не каждого учителя можно назвать настоящим, ведь для этого нужно много работать и заниматься саморазвитием, постоянно пополнять свои знания, чтобы можно было потом поделиться ими со своими учениками. Учителя зачастую представляют, как человека с высокими моральными качествами, считают его воспитателем, авторитетом старшего поколения.
Многие писатели обращаются к теме произведений, описывающих школьную жизнь и в своих произведениях показывают нам отношения учеников и учителей. Учителя в произведениях часто представляют нам как старшего друга своих учеников.
Идеальный образ настоящего учителя у каждого ученика формируется свой. В этой работе я постараюсь показать какой учитель на страницах отечественной литературы. Отсюда можно выразить актуальность исследования. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.
Цель работы: выяснить, соответствует ли образ учителя в художественной литературе представлениям об учителе в современном обществе.
Задачи:
1. Проанализировать художественную и педагогическую литературу по теме
«Современный учитель»;
2. Провести анкетирование «Учитель в моей жизни» среди учащихся;
3. Сопоставить результаты анкетирования и анализа
художественных произведений.
Предмет изучения: личностные качества учителя
Объект изучения: Учащиеся МБОУ СОШ имени А. В. Суворова. русская художественная литература XIX, XX, XXI веков (рассказы)
Методы исследования:
1.Обзор художественной литературы.
2.Теоретические (систематизация материала).
3.Практические (опрос).
Исторический образ учителя
Учитель – это тот, кто наставляет, обучает, передает знания своим ученикам. Уже в древности роль учителя могла являться задачей только наиболее мудрого, опытного представителя племени. С этого времени создается представление о учителе. Этому человеку предъявляются особые требования, он наделяется особыми качествами. В первую очередь учитель является духовным наставником, он дает молодому поколению новые знания.
Вообще изначально появилось слово педагог, от греческого «педагогос», где («пейда» - ребенок, а «гогос» - вести). В Древней Греции педагогами называли рабов, которые должны были смотреть за детьми и только позднее главными функциями педагога стали воспитание и обучение подрастающего поколения.
Слово учитель появилось тогда, когда человечество осознало, что необходима специальная организация деятельности детей. Направленная на приобретение знаний и умений, то есть обучение.
В Древнем Вавилоне, Сирии, Египте учителями были жрецы, в Древнем Риме вообще учителей назначал сам император. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать мудрейшие представители общества.
В России, роль учителя была велика с самого начала; В Киевской Руси учителей называли мастерами подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.
Духовные традиции русского учительства
Первые учителя занимались «детовождением» ко Христу. Сформировывались качества, характеризующие духовное состояние учителя это были: любовь, душевная теплота, мягкость, радость, терпеливость, кроткость. Духовное состояние учителя выражалось во «внутренней устроенности», следованию христианским идеалам. Важнейшими качествами учителя стали являться – доброта, любовь к ближнему, смирение. Развитие этих качеств помогло учителю вести своих учеников по правильному пути жизни. И одновременно учителя должны были избавляться от своих недостатков и вредных привычек, среди которых были: лень, грубость, лживость. Эти качества считались самыми недостойными для учителей.
В формирующемся образе учителя – любовь, милосердие, терпение, ответственность и другие положительные качества, играли особую роль, они являлись духовными и приобретали значение профессиональных качеств. Отметим, что глубина и устойчивость представлений об учителе, его труда в историческом времени определяется преемственностью в осмыслении сущности учительского труда и требований к педагогу. Формирование русского типа образованности определялось, прежде всего государственными и общественными интересами, обратившимся к «духовному, мирскому и семейному устроению», которое было невозможно без воспитания и духовной общности.
В XIII–XV вв. в деятельность учителя входили задачи формирования и укрепления у учеников добродетелей. В этот период «мирное устройство души» было самым важным условием для профессиональной деятельности учителя.
В XVI веке представление о внутреннем, духовном состоянии учителя становятся более ясными. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся документов. Так в уставе «Луцкой школы» были зафиксированы следующие требования к учителю: он должен «быть благочестив», рассудителен, смиренномудр, кроток, сдержан, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собой образец «благих дел». В этом перечне были указаны духовно – нравственные качества личности педагога.
В XVII веке свое влияние на развитие отечественного образования оказало научное значение. Оно обусловило расширение круга «внешних» наук в отечественном образовании, но, благодаря пониманию образовательных смыслов русским учителем особому состоянию его внутреннего мира, ведущей функцией образования оставалась передача социокультурного наследия.
Начало XVIII века – это время переоценки всех традиционных ценностей в отечественном образовании. Научные знания стали более важными по сравнению с воспитательной составляющей образования, стержнем которой было духовное возрастание. Вместе с тем укорененность национальных традиций в просвещении, мировоззренческие позиции и духовное состояние учителя не позволяли в этот период утвердиться методам воспитания «новой породы людей». Духовное состояние педагога характеризовалось «любовью» к своему делу и непрерывным духовным возрастанием.
Следование народным традициям в образовании сохраняло его смыслы и содержание учительского труда. Деятели просвещения XIX века выступали за сохранение основных целей воспитания. А.С. Пушкин призывал «защитить новое, возрастающее поколение от влияния чужеземного».
Одновременно усиливающееся влияние западного образования привело к появлению «многих печальных фактов». Ошибки, совершенные в то время в воспитании целого поколения свидетельствовали об опасности «импорта» иноземных воспитательных концепций, о чем предупреждали отечественные педагоги и ученые. «Педагогика, как медицина, одна и та же в своих высших основаниях, на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна педагогическая метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую…», – писал В. Ф. Одоевский, выступая за национальные основы образования в школе.
Деятельность русского педагога К.Р.Ушинского способствовала развитию и распространению педагогических метод. В своих трудах он трудах он объяснял необходимость сохранения традиции отечественной школы, важной составляющей которой являлась работа о духовном развитии воспитанника. Это было возможно, если учитель находится в мирном, спокойном состоянии души. Отсюда можно сказать, что неумение педагога сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть его из списка воспитателей. Духовные качества личности педагога такие как: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души, способствуют особенной теплоте и задушевности отношений.
Классик русской педагогики в качестве приоритетной определял религиозно-нравственную (духовно-нравственную) задачу школы, движение к достижению которой создавало надежную основу для реализации «земных» задач. Постижение «внутренней науки» духовного совершенствования оставалось ведущим требованием для воспитателя: «кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей», – подчеркивал К.Д. Ушинский.
Педагогическое наследие первых десятилетий XX века сохранило лучшие идеи отечественной православной образовательной традиции.
Смысл учительского труда, по словам В.В. Зеньковского, состоял в «раскрытии образа Божия в детях, раскрытии пути вечной жизни, приобщении к вечной жизни в жизни эмпирической». Такая целевая установка определяла образ учителя, в центре которого – любовь и вера: «Подойдите к дитяти с любовью, отдайтесь непосредственному чувству, и вы переживете всю реальность и всю неисследимость индивидуальности, поймете и то, что жизнь души есть тайна, поймете мистический характер педагогического воздействия» – писал русский философ и педагог В. В. Зеньковский.
«Великой национальной задачей русского учителя» назвал И.А. Ильин задачу пробуждения и укрепления духовного начала в человеке.
Такая высокая задача, названная свт. Феофаном (Затворником) «из всех святых дел самой святой», устанавливала, что «воспитателями, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых». Идеальный образ русского учителя, задаваемый словами святителя, является той высотой, достичь которую должен стремиться педагог. Вспомним: Святая Русь так зовется не потому, что здесь все святые, а потому что русский человек во все века стремился к уподоблению Творцу. В отечественной традиции важнейшим профессиональным качеством русского учителя является любовь – к детям, к профессии, к миру. Ее приумножение не могло быть достигнуто без труда учителя над возрастанием добродетелей и искоренением недостатков.
Как свидетельствует история, отечественные педагогические традиции понимания просвещения и роли учителя восходят к христианским православным истокам, залогом неиссякаемости которых является Любовь. Именно она во все века была основой образа русского учителя, именно она была сутью воспитательного труда педагога.
1.2. Отношение к учителю в прошлом
Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза нашего исследования: все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.
Вопросам динамики личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом в контексте исторической действительности посвятил свою работу «Всегда ли прав учитель?» В.И.Лещинский. Некоторых аспектов данных проблем касались известные педагоги А.С.Макаренко, Р.Амонашвили и др.
Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.
Должность учителя представляла собой низкий чин.
Любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались.
В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».
Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.
В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем. Свободное общение и диспуты, совместная работа учеников и администрации, даже некоторая подчас анархическая вольница среди учеников– всё это способствовало демократизации школьной жизни.
В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подготовкой которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы.
Тем не менее, главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.
В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…». Однако в этих условиях отмечается подъем сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.
По всей вероятности, причина перемен заключается в подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.
Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.
Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
2. Образ учителя на страницах художественной литературы
2.1 Образ учителя в произведении Ю. Нагибина «Зимний дуб»
Рассказ был написан в 1955г. Главным героем является учительница Анна Васильевна. Её качества характера: добрая, справедливая, у неё всегда было ответственное отношение к уроку, было желание заинтересовать. Она была не равнодушна к своим ученикам. Ученики её уважают, любят, ценят. Открыто отвечают на все её вопросы.
Необычайная красота зимнего леса совершенно меняет настроение учительницы, она вдруг по - иному увидела и окружающую действительность, и своего ученика
Образ учителя в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского».
Рассказ «Уроки французского» посвящен педагогу Анастасии Прокопьевне Копыловой, а в ее лице всем учителям. Это автобиографический рассказ о школе и школьных проблемах. Повествование ведется от первого лица. Мальчик рассказывает, как жили люди в колхозах в тяжелые послевоенные годы, о трудной жизни подростка. Мальчик любил учиться, но, чтобы продолжить учебу в пятом классе, он был вынужден уехать в райцентр. На новом месте героя ждали серьезные испытания: он тосковал по дому, по деревне и страшно голодал. Чтобы прокормить себя, герой вынужден играть в «чику» – азартную игру на деньги. За участие в азартных играх в то время исключали из школы. Об этом стало известно учительнице французского, Лидии Михайловне. Лидия Михайловна пытается помочь своему ученику: она занимается с ним дополнительно, старается накормить мальчика, но тот не принимает помощь. Чтобы спасти ребенка от голода, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок – предлагает своему ученику игру на деньги. Это был не просто поступок, это был подвиг – ее могли уволить с работы, а может быть, наказать и более сурово. Так оно впоследствии и случилось. Но Лидия Михайловна не выдала мальчика, она опять спасла его.
«Уроки французского» – это рассказ о высочайшем проявлении любви человека к человеку, об умении понять, помочь, «разбить» пучину одиночества. Без такого проявления добра и любви жизнь не просто оскудела бы, она прекратилась бы вовсе. За внешней сюжетной канвой рассказа читатель «слышит» глубокие мысли автора о том, какие главные уроки призваны давать школа и учитель.
Образ учителя в произведении В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
«Фотография, на которой меня нет» — глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов. В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.
Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки. Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию. В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду». Люди благодарили за это как могли: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.
Еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.
И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» — уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде.
И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.
Образ учителя в произведении Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Произведение было написано в 1964г. Главным героем произведения является Учитель Харлампий Диагенович. Харлампий Диагенович – учитель математики. Он не отчитывает учеников, не читает им нотаций, не выгоняет из класса. Вместо этого преподаватель использует беспроигрышный вариант – поднимает провинившихся учеников на смех перед всем классом. А выглядеть смешным никому не хочется. Ученик, нарушивший дисциплину, понимает, насколько он смешон, и дальше уже старается не попадаться на «ловушку». Свой метод учитель применил и к герою, от лица которого ведётся повествование. Мальчик не сумел решить домашнее задание, а, придя в школу за час до начала занятий, играл в футбол, вместо того чтобы спросить у отличников, как решается задача. Когда начался урок, в класс по ошибке заглянули доктор и медсестра. Ученик решил воспользоваться случаем, и убедил врача, что сначала прививку надо делать именно их классу. После того, как все были привиты, Харлампий Диагенович, как обычно делал перед звонком, начал рассказ о древнегреческом герое. Но оказалось, что учитель повествует о том, как один молодой человек попытался совершить тринадцатый подвиг Геракла, да не от храбрости, а от трусости. Вскоре стало ясно, что речь идёт о рассказчике. Учитель вызвал его к доске. Над мальчиком смеялся весь класс. И с тех пор он стал серьёзно относиться к выполнению домашних заданий.
Мне кажется, отчество учителя выбрано не просто так. Диоген – это древнегреческий философ. Отчество «Диагенович» указывает на мудрость его владельца. Действительно, Харлампий Диагенович – мудрый учитель, который использует смех в воспитательных целях. Благодаря его методу, у учеников укрепляется характер, дети учатся относиться к себе с юмором. Я думаю, что Харлампий Диагенович, как настоящий педагог, воспитал в своих учениках самое ценное – привычку к честному исполнению взятых на себя обязательств и здоровое чувство юмора.
Образ учителя в произведении А. Чехова «Учитель словесности»
Никитин, 27-летний учитель русской литературы в провинциальной гимназии увлекается Машей Шелестовой, 18-летней дочерью местного помещика. Счастливый человек, он восхищается домом Шелестова, и даже готов терпеть огромное количество кошек и собак. Он женится на Маше, и их идиллия продолжается и в загородном доме.
Однажды вечером Никитин возвращается домой из клуба, где он играл в карты. Он потерял 12 рублей, но ещё больше его расстроили слова одного человека, который отметил, что теперь, когда он женился на дочери богатого человека, он получил «бешеные деньги». Странное чувство закрадывается в душу Никитина. Он начинает понимать, что на самом деле попал в ловушку и застрял теперь навсегда в мире, где все и всё обстоит неверно и неглубоко. Никитин вдруг осознаёт, что он не любит ни школу, ни всех окружающих его людей. Свою жену он теперь считает глупым, пошлым существом, и видит, что «…иллюзия иссякла и уже начиналась новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!», ― так пишет он в своём дневнике и с этими словами рассказ заканчивается. Черты характера Никитина: нерешительный, непонимающий, слишком требовательный. Ученики не боялись, не воспринимали его, как строгого учителя, занимались ерундой на уроках.
Образ учителя в произведении В. Железникова «Чучело»
Классная руководительница 6 “А” Маргарита Ивановна по характеру рассеянная, строгая. События происходят накануне её свадьбы, думая о личной жизни она не замечала проблемы в своём классе. Её ученики льстили ей, но не уважали. Её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.
Образ учителя в произведении А. Аверченко «Учитель Бельмесов»
Рассказ был написан в 1925г. Иван Демьяныч Бельмесов был придирчивым, непонимающим, слишком требовательным к ученикам. Иван Демьяныч всегда слишком глобально действовал, спрашивал у учеников то, что им не под силу знать. Ученики его побаивались, постоянно были расстроенными после ответа у доски.
Образ учителя в произведении Ю. Бондарева «Простите нас»
Рассказ был написан в 1985г. Мария Петровна мягкая, доброжелательная, скромная первая учительница Георгия Георгиевича, который после отдыха в Крыму решил навестить город, в котором вырос. Она всегда гордится своими учениками, радуется, что хотя бы один её ученик сказал, что в его успехах есть заслуга учителя. Её ученики никогда не навещали, и лишь только Григорий Георгиевич, проведав её, потом отправил Мирие Петровне телеграмму «Простите нас».
Образ учителя в произведении Е. Гришковица «Начальник»
Центральным героем становится Владимир Лаврентьевич преподаватель фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берёт не каждого, а детей с определёнными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть.
Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение и право называться «дядей»:
Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.
3. Практическая часть
Для написания практической части я провела анкетирование учеников своей школы (40 человек). Участники опроса были совершенно разных возрастов (учащиеся 6-10 классов)
Я решила провести этот опрос, чтобы узнать отношение учеников к профессии учителя.
3.1 Анкетирование. Результаты исследования
Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя пользуется или не пользуется уважением?
Престижна ли в современном мире профессия учителя?
Одни считают, что учителя должны заниматься только преподаванием. Другие считают, что учителя должны заниматься воспитанием учеников. Какая точка зрения вам ближе?
На ваш взгляд, между учителем и учениками должны быть дружеские, неформальные отношения?
Были получены следующие результаты.
Большинство учеников (96%) ответили, что профессия учителя пользуется уважением. 81% считают профессию учителя престижной, а 19% ответили обратное. 20% учащихся считают, что учителя помимо преподавания должны заниматься воспитанием учеников. 75% подростков ответили, что между учеником и учителем, должны быть дружеские, неформальные отношения, а 15% считают, что учителям следует “держать дистанцию”.
4. Заключение
Таким образом, отметим, что в литературе ХХ века образу учителя уделялось должное внимание. В литературе было написано не мало произведений о школе, об учителе и его взаимоотношениях с его учениками. (Ю. Нагибин рассказ «Зимний дуб»; В. Распутин «Уроки французского»; В. Астафьев «Фотография на которой меня нет»; Ф. Искандер «тринадцатый подвиг Геракла»; А. Чехов «Учитель словесности») и др.
Задачей литературы является передача опыта, который копился очень долгое время, следующим поколениям, с целью передачи накопленного опыта следующим поколениям. Проблема взаимодействия педагога с учениками до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.
5. Список литературы
Аверченко А.Т.Рассказы о старой школе/ А.Т. Аверченко//Кривые углы: рассказы/А . Аверченко.-М.,1989.-с.13-36
Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет/ В.П.Астафьев//Конь с розовой гривой/-М.,1988.-с.231-255
Бондарев Ю. «Простите нас»/Ю.Бондарев//Всем, что имею, обязан…/Ю. Бондарев.-М.,1985.-с.353-366
Гришковец Е. Начальник/ Е. Гришковец //Следы на мне: рассказы/Е.Гришковец.-М.2007.-с.164-203
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя -М., Издательский центр «Академия.-2002, с.56
Искандер Ф.Тринадцатый подвиг Геракла/Ф.Искандер//Первое дело: рассказы и повесть/Ф.Искандер.-М.,1978 .- с.22-36
Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета.-М.:Знание,1988 г.,стр.25
Нагибин Ю.Зимний дуб: рассказы/Ю.Нагибин.-Иркутск,1986.-96 с.
Распутин В.Г.Уроки французского/В.Г.Распутин//Роман-газета для юношества.-1989.-№1.-288 с.
Чехов А.П.Учитель словесности: рассказы//А.П.Чехов.-М.,Дет.лит.,1987.-191 с.
Список литературы
6. Приложение
Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя пользуется уважением?
Престижна ли в современном мире профессия учителя?
3) Одни считают, что учителя должны заниматься только преподаванием, другие считают, что воспитанием учеников. Какая точка зрения вам ближе?
4) На ваш взгляд, между учителем и учеником должны быть дружеские, неформальные отношения?