Учитель...Какой он на страницах художественной литературы

3
0
Материал опубликован 22 November 2023

Автор публикации: А. Колосок, ученица 10А класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.В. Суворова п. Новостройка района имени Лазо Хабаровского края








Литература

Исследовательская работа

ТЕМА: Учитель...Какой он на страницах художественной литературы






Автор работы:

Колосок Алена

Владимировна, 10 класс


Руководитель:

Баева Екатерина

Александровна, учитель

Русского языка и литературы




п.Новостройка

2021

Содержание


Введение...............................................................................................................3

1.Исторически образ учителя..........................................................................5 1.1.Духовные традиции русского учительства……………………………...5
1.2.Отношение к учителю в прошлом...……………………………………..9

2.Образ учителя на страницах художественной литературы………….13

2.1 Образ учителя в произведении Ю.Нагибина «Зимний Дуб» ...................13

2.2 Образ учителя в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского».13

2.3 Образ учителя в произведении В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» ....................................................................................................................14

2.4 Образ учителя в произведении Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» …………………………………………………………………………….15

2.5 Образ учителя в произведении А.Чехова «Учитель словесности» …….16

2.6 Образ учителя в произведении В.Железникова «Чучело»……………...17

2.7 Образ учителя в произведении А.Аверченко «Учитель Бельмесов»…..17

2.8 Образ учителя в произведении Ю.Бондарева «Простите меня»……….17

2.9 Образ учителя в произведении Е.Гришковича «Начальник»…………..18

3. Практическая часть……………………………………………………… 19

4. Заключение......................................................................................................20

Список литературы............................................................................................21

Приложение…………………………………………………………………...22










Введение

В связи с пандемией 2020 года мы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. В связи с этим я задалась вопросом, действительно ли новые альтернативные источники знаний способны заменить нам реальных учителей. Мы решили провести анкетирование, чтобы выяснить как относятся к замене учителей альтернативными источниками знаний ученики моей школы.

Приходя каждый день в школу, мы с вами даже не думаем, какую роль в нашей жизни играет учитель. Мы даже не представляем сколько сил, терпения, труда вкладывают учителя, чтобы мы стали образованными, и успешными людьми.

Эта профессия является одной из древнейших, и учитель управляет одним из самых сложных процессов – процессом формирования личности человека. Следует сказать, что умение передавать свои знания и умения, свой опыт молодым – это умеет далеко не каждый. Профессия учителя трудная и ответственная, ведь от него отчасти зависит будущее нашей жизни. Естественно, что не каждого учителя можно назвать настоящим, ведь для этого нужно много работать и заниматься саморазвитием, постоянно пополнять свои знания, чтобы можно было потом поделиться ими со своими учениками. Учителя зачастую представляют, как человека с высокими моральными качествами, считают его воспитателем, авторитетом старшего поколения.

Многие писатели обращаются к теме произведений, описывающих школьную жизнь и в своих произведениях показывают нам отношения учеников и учителей. Учителя в произведениях часто представляют нам как старшего друга своих учеников.

Идеальный образ настоящего учителя у каждого ученика формируется свой. В этой работе я постараюсь показать какой учитель на страницах отечественной литературы. Отсюда можно выразить актуальность исследования. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.

Цель работы: выяснить, соответствует ли образ учителя в художественной литературе представлениям об учителе в современном обществе.


Задачи:

1. Проанализировать художественную и педагогическую литературу по теме

«Современный учитель»;

2. Провести анкетирование «Учитель в моей жизни» среди учащихся;

3. Сопоставить результаты анкетирования и анализа

художественных произведений.


Предмет изучения: личностные качества учителя


Объект изучения: Учащиеся МБОУ СОШ имени А. В. Суворова. русская художественная литература XIX, XX, XXI веков (рассказы)

Методы исследования:

1.Обзор художественной литературы.

2.Теоретические (систематизация материала).

3.Практические (опрос).














Исторический образ учителя

Учитель – это тот, кто наставляет, обучает, передает знания своим ученикам. Уже в древности роль учителя могла являться задачей только наиболее мудрого, опытного представителя племени. С этого времени создается представление о учителе. Этому человеку предъявляются особые требования, он наделяется особыми качествами. В первую очередь учитель является духовным наставником, он дает молодому поколению новые знания.

Вообще изначально появилось слово педагог, от греческого «педагогос», где («пейда» - ребенок, а «гогос» - вести). В Древней Греции педагогами называли рабов, которые должны были смотреть за детьми и только позднее главными функциями педагога стали воспитание и обучение подрастающего поколения.

Слово учитель появилось тогда, когда человечество осознало, что необходима специальная организация деятельности детей. Направленная на приобретение знаний и умений, то есть обучение.

В Древнем Вавилоне, Сирии, Египте учителями были жрецы, в Древнем Риме вообще учителей назначал сам император. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать мудрейшие представители общества.

В России, роль учителя была велика с самого начала; В Киевской Руси учителей называли мастерами подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.


Духовные традиции русского учительства

Первые учителя занимались «детовождением» ко Христу. Сформировывались качества, характеризующие духовное состояние учителя это были: любовь, душевная теплота, мягкость, радость, терпеливость, кроткость. Духовное состояние учителя выражалось во «внутренней устроенности», следованию христианским идеалам. Важнейшими качествами учителя стали являться – доброта, любовь к ближнему, смирение. Развитие этих качеств помогло учителю вести своих учеников по правильному пути жизни. И одновременно учителя должны были избавляться от своих недостатков и вредных привычек, среди которых были: лень, грубость, лживость. Эти качества считались самыми недостойными для учителей.

В формирующемся образе учителя – любовь, милосердие, терпение, ответственность и другие положительные качества, играли особую роль, они являлись духовными и приобретали значение профессиональных качеств. Отметим, что глубина и устойчивость представлений об учителе, его труда в историческом времени определяется преемственностью в осмыслении сущности учительского труда и требований к педагогу. Формирование русского типа образованности определялось, прежде всего государственными и общественными интересами, обратившимся к «духовному, мирскому и семейному устроению», которое было невозможно без воспитания и духовной общности.

В XIII–XV вв. в деятельность учителя входили задачи формирования и укрепления у учеников добродетелей. В этот период «мирное устройство души» было самым важным условием для профессиональной деятельности учителя.
     В XVI веке представление о внутреннем, духовном состоянии учителя становятся более ясными. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся документов. Так в уставе «Луцкой школы» были зафиксированы следующие требования к учителю: он должен «быть благочестив», рассудителен, смиренномудр, кроток, сдержан, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собой образец «благих дел». В этом перечне были указаны духовно – нравственные качества личности педагога.

В XVII веке свое влияние на развитие отечественного образования оказало научное значение. Оно обусловило расширение круга «внешних» наук в отечественном образовании, но, благодаря пониманию образовательных смыслов русским учителем особому состоянию его внутреннего мира, ведущей функцией образования оставалась передача социокультурного наследия.
     Начало XVIII века – это время переоценки всех традиционных ценностей в отечественном образовании. Научные знания стали более важными по сравнению с воспитательной составляющей образования, стержнем которой было духовное возрастание. Вместе с тем укорененность национальных традиций в просвещении, мировоззренческие позиции и духовное состояние учителя не позволяли в этот период утвердиться методам воспитания «новой породы людей». Духовное состояние педагога характеризовалось «любовью» к своему делу и непрерывным духовным возрастанием.

Следование народным традициям в образовании сохраняло его смыслы и содержание учительского труда. Деятели просвещения XIX века выступали за сохранение основных целей воспитания. А.С. Пушкин призывал «защитить новое, возрастающее поколение от влияния чужеземного».

Одновременно усиливающееся влияние западного образования привело к появлению «многих печальных фактов». Ошибки, совершенные в то время в воспитании целого поколения свидетельствовали об опасности «импорта» иноземных воспитательных концепций, о чем предупреждали отечественные педагоги и ученые. «Педагогика, как медицина, одна и та же в своих высших основаниях, на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна педагогическая метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую…», – писал В. Ф. Одоевский, выступая за национальные основы образования в школе.

Деятельность русского педагога К.Р.Ушинского способствовала развитию и распространению педагогических метод. В своих трудах он трудах он объяснял необходимость сохранения традиции отечественной школы, важной составляющей которой являлась работа о духовном развитии воспитанника. Это было возможно, если учитель находится в мирном, спокойном состоянии души. Отсюда можно сказать, что неумение педагога сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть его из списка воспитателей. Духовные качества личности педагога такие как: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души, способствуют особенной теплоте и задушевности отношений.

Классик русской педагогики в качестве приоритетной определял религиозно-нравственную (духовно-нравственную) задачу школы, движение к достижению которой создавало надежную основу для реализации «земных» задач. Постижение «внутренней науки» духовного совершенствования оставалось ведущим требованием для воспитателя: «кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей», – подчеркивал К.Д. Ушинский.

Педагогическое наследие первых десятилетий XX века сохранило лучшие идеи отечественной православной образовательной традиции.

Смысл учительского труда, по словам В.В. Зеньковского, состоял в «раскрытии образа Божия в детях, раскрытии пути вечной жизни, приобщении к вечной жизни в жизни эмпирической». Такая целевая установка определяла образ учителя, в центре которого – любовь и вера: «Подойдите к дитяти с любовью, отдайтесь непосредственному чувству, и вы переживете всю реальность и всю неисследимость индивидуальности, поймете и то, что жизнь души есть тайна, поймете мистический характер педагогического воздействия» – писал русский философ и педагог В. В. Зеньковский.

 «Великой национальной задачей русского учителя» назвал И.А. Ильин задачу пробуждения и укрепления духовного начала в человеке. 
Такая высокая задача, названная свт. Феофаном (Затворником) «из всех святых дел самой святой», устанавливала, что «воспитателями, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых». Идеальный образ русского учителя, задаваемый словами святителя, является той высотой, достичь которую должен стремиться педагог. Вспомним: Святая Русь так зовется не потому, что здесь все святые, а потому что русский человек во все века стремился к уподоблению Творцу. В отечественной традиции важнейшим профессиональным качеством русского учителя является любовь – к детям, к профессии, к миру. Ее приумножение не могло быть достигнуто без труда учителя над возрастанием добродетелей и искоренением недостатков.
Как свидетельствует история, отечественные педагогические традиции понимания просвещения и роли учителя восходят к христианским православным истокам, залогом неиссякаемости которых является Любовь. Именно она во все века была основой образа русского учителя, именно она была сутью воспитательного труда педагога.

1.2. Отношение к учителю в прошлом

Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
     Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
     Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
     Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза нашего исследования: все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.
     Вопросам динамики личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом в контексте исторической действительности посвятил свою работу «Всегда ли прав учитель?» В.И.Лещинский. Некоторых аспектов данных проблем касались известные педагоги А.С.Макаренко, Р.Амонашвили и др.
     Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.

Должность учителя представляла собой низкий чин.

Любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались.

В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».

  Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.

В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем. Свободное общение и диспуты, совместная работа учеников и администрации, даже некоторая подчас анархическая вольница среди учеников– всё это способствовало демократизации школьной жизни.

В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подготовкой которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы.

Тем не менее, главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.

В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…».  Однако в этих условиях отмечается подъем сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.

Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.

По всей вероятности, причина перемен заключается в   подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера.  В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.

Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.

Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.








2. Образ учителя на страницах художественной литературы

2.1 Образ учителя в произведении Ю. Нагибина «Зимний дуб»

Рассказ был написан в 1955г. Главным героем является учительница Анна Васильевна. Её качества характера: добрая, справедливая, у неё всегда было ответственное отношение к уроку, было желание заинтересовать. Она была не равнодушна к своим ученикам. Ученики её уважают, любят, ценят. Открыто отвечают на все её вопросы.

Необычайная красота зимнего леса совершенно меняет настроение учительницы, она вдруг по - иному увидела и окружающую действительность, и своего ученика

Образ учителя в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского».

Рассказ «Уроки французского» посвящен педагогу Анастасии Прокопьевне Копыловой, а в ее лице всем учителям. Это автобиографический рассказ о школе и школьных проблемах. Повествование ведется от первого лица. Мальчик рассказывает, как жили люди в колхозах в тяжелые послевоенные годы, о трудной жизни подростка. Мальчик любил учиться, но, чтобы продолжить учебу в пятом классе, он был вынужден уехать в райцентр. На новом месте героя ждали серьезные испытания: он тосковал по дому, по деревне и страшно голодал. Чтобы прокормить себя, герой вынужден играть в «чику» – азартную игру на деньги. За участие в азартных играх в то время исключали из школы. Об этом стало известно учительнице французского, Лидии Михайловне. Лидия Михайловна пытается помочь своему ученику: она занимается с ним дополнительно, старается накормить мальчика, но тот не принимает помощь. Чтобы спасти ребенка от голода, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок – предлагает своему ученику игру на деньги. Это был не просто поступок, это был подвиг – ее могли уволить с работы, а может быть, наказать и более сурово. Так оно впоследствии и случилось. Но Лидия Михайловна не выдала мальчика, она опять спасла его.

«Уроки французского» – это рассказ о высочайшем проявлении любви человека к человеку, об умении понять, помочь, «разбить» пучину одиночества. Без такого проявления добра и любви жизнь не просто оскудела бы, она прекратилась бы вовсе. За внешней сюжетной канвой рассказа читатель «слышит» глубокие мысли автора о том, какие главные уроки призваны давать школа и учитель.


Образ учителя в произведении В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

«Фотография, на которой меня нет» — глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов. В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.

Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки. Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию. В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду». Люди благодарили за это как могли: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.

Еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.

И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» — уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде.

И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.


Образ учителя в произведении Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Произведение было написано в 1964г. Главным героем произведения является Учитель Харлампий Диагенович. Харлампий Диагенович – учитель математики. Он не отчитывает учеников, не читает им нотаций, не выгоняет из класса. Вместо этого преподаватель использует беспроигрышный вариант – поднимает провинившихся учеников на смех перед всем классом. А выглядеть смешным никому не хочется. Ученик, нарушивший дисциплину, понимает, насколько он смешон, и дальше уже старается не попадаться на «ловушку». Свой метод учитель применил и к герою, от лица которого ведётся повествование. Мальчик не сумел решить домашнее задание, а, придя в школу за час до начала занятий, играл в футбол, вместо того чтобы спросить у отличников, как решается задача. Когда начался урок, в класс по ошибке заглянули доктор и медсестра. Ученик решил воспользоваться случаем, и убедил врача, что сначала прививку надо делать именно их классу. После того, как все были привиты, Харлампий Диагенович, как обычно делал перед звонком, начал рассказ о древнегреческом герое. Но оказалось, что учитель повествует о том, как один молодой человек попытался совершить тринадцатый подвиг Геракла, да не от храбрости, а от трусости. Вскоре стало ясно, что речь идёт о рассказчике. Учитель вызвал его к доске. Над мальчиком смеялся весь класс. И с тех пор он стал серьёзно относиться к выполнению домашних заданий.

Мне кажется, отчество учителя выбрано не просто так. Диоген – это древнегреческий философ. Отчество «Диагенович» указывает на мудрость его владельца. Действительно, Харлампий Диагенович – мудрый учитель, который использует смех в воспитательных целях. Благодаря его методу, у учеников укрепляется характер, дети учатся относиться к себе с юмором. Я думаю, что Харлампий Диагенович, как настоящий педагог, воспитал в своих учениках самое ценное – привычку к честному исполнению взятых на себя обязательств и здоровое чувство юмора.


Образ учителя в произведении А. Чехова «Учитель словесности»

Никитин, 27-летний учитель русской литературы в провинциальной гимназии увлекается Машей Шелестовой, 18-летней дочерью местного помещика. Счастливый человек, он восхищается домом Шелестова, и даже готов терпеть огромное количество кошек и собак. Он женится на Маше, и их идиллия продолжается и в загородном доме.

Однажды вечером Никитин возвращается домой из клуба, где он играл в карты. Он потерял 12 рублей, но ещё больше его расстроили слова одного человека, который отметил, что теперь, когда он женился на дочери богатого человека, он получил «бешеные деньги». Странное чувство закрадывается в душу Никитина. Он начинает понимать, что на самом деле попал в ловушку и застрял теперь навсегда в мире, где все и всё обстоит неверно и неглубоко. Никитин вдруг осознаёт, что он не любит ни школу, ни всех окружающих его людей. Свою жену он теперь считает глупым, пошлым существом, и видит, что «…иллюзия иссякла и уже начиналась новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!», ― так пишет он в своём дневнике и с этими словами рассказ заканчивается. Черты характера Никитина: нерешительный, непонимающий, слишком требовательный. Ученики не боялись, не воспринимали его, как строгого учителя, занимались ерундой на уроках.

Образ учителя в произведении В. Железникова «Чучело»

Классная руководительница 6 “А” Маргарита Ивановна по характеру рассеянная, строгая. События происходят накануне её свадьбы, думая о личной жизни она не замечала проблемы в своём классе. Её ученики льстили ей, но не уважали. Её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.


Образ учителя в произведении А. Аверченко «Учитель Бельмесов»

Рассказ был написан в 1925г. Иван Демьяныч Бельмесов был придирчивым, непонимающим, слишком требовательным к ученикам. Иван Демьяныч всегда слишком глобально действовал, спрашивал у учеников то, что им не под силу знать. Ученики его побаивались, постоянно были расстроенными после ответа у доски.


Образ учителя в произведении Ю. Бондарева «Простите нас»

Рассказ был написан в 1985г. Мария Петровна мягкая, доброжелательная, скромная первая учительница Георгия Георгиевича, который после отдыха в Крыму решил навестить город, в котором вырос. Она всегда гордится своими учениками, радуется, что хотя бы один её ученик сказал, что в его успехах есть заслуга учителя. Её ученики никогда не навещали, и лишь только Григорий Георгиевич, проведав её, потом отправил Мирие Петровне телеграмму «Простите нас».


Образ учителя в произведении Е. Гришковица «Начальник»

Центральным героем становится Владимир Лаврентьевич преподаватель фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берёт не каждого, а детей с определёнными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть.

       Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник».  Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение и право называться «дядей»:

    Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.






















3. Практическая часть

Для написания практической части я провела анкетирование учеников своей школы (40 человек). Участники опроса были совершенно разных возрастов (учащиеся 6-10 классов)

Я решила провести этот опрос, чтобы узнать отношение учеников к профессии учителя.

3.1 Анкетирование. Результаты исследования

Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя пользуется или не пользуется уважением?

Престижна ли в современном мире профессия учителя?

Одни считают, что учителя должны заниматься только преподаванием. Другие считают, что учителя должны заниматься воспитанием учеников. Какая точка зрения вам ближе?

На ваш взгляд, между учителем и учениками должны быть дружеские, неформальные отношения?

Были получены следующие результаты.

Большинство учеников (96%) ответили, что профессия учителя пользуется уважением. 81% считают профессию учителя престижной, а 19% ответили обратное. 20% учащихся считают, что учителя помимо преподавания должны заниматься воспитанием учеников. 75% подростков ответили, что между учеником и учителем, должны быть дружеские, неформальные отношения, а 15% считают, что учителям следует “держать дистанцию”.










4. Заключение

Таким образом, отметим, что в литературе ХХ века образу учителя уделялось должное внимание. В литературе было написано не мало произведений о школе, об учителе и его взаимоотношениях с его учениками. (Ю. Нагибин рассказ «Зимний дуб»; В. Распутин «Уроки французского»; В. Астафьев «Фотография на которой меня нет»; Ф. Искандер «тринадцатый подвиг Геракла»; А. Чехов «Учитель словесности») и др.

Задачей литературы является передача опыта, который копился очень долгое время, следующим поколениям, с целью передачи накопленного опыта следующим поколениям. Проблема взаимодействия педагога с учениками до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.


















5. Список литературы

Аверченко А.Т.Рассказы о старой школе/ А.Т. Аверченко//Кривые углы: рассказы/А . Аверченко.-М.,1989.-с.13-36

Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет/ В.П.Астафьев//Конь с розовой гривой/-М.,1988.-с.231-255

Бондарев Ю. «Простите нас»/Ю.Бондарев//Всем, что имею, обязан…/Ю. Бондарев.-М.,1985.-с.353-366

Гришковец Е. Начальник/ Е. Гришковец //Следы на мне: рассказы/Е.Гришковец.-М.2007.-с.164-203

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя -М., Издательский центр «Академия.-2002, с.56

Искандер Ф.Тринадцатый подвиг Геракла/Ф.Искандер//Первое дело: рассказы и повесть/Ф.Искандер.-М.,1978 .- с.22-36

Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета.-М.:Знание,1988 г.,стр.25

Нагибин Ю.Зимний дуб: рассказы/Ю.Нагибин.-Иркутск,1986.-96 с.

Распутин В.Г.Уроки французского/В.Г.Распутин//Роман-газета для юношества.-1989.-№1.-288 с.

Чехов А.П.Учитель словесности: рассказы//А.П.Чехов.-М.,Дет.лит.,1987.-191 с.

Список литературы












6. Приложение


Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя пользуется уважением?


t1700613366aa.gif


Престижна ли в современном мире профессия учителя?

t1700613366ab.gif

3) Одни считают, что учителя должны заниматься только преподаванием, другие считают, что воспитанием учеников. Какая точка зрения вам ближе?


t1700613366ac.gif

4) На ваш взгляд, между учителем и учеником должны быть дружеские, неформальные отношения?


t1700613366ad.gif


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации