Педагогический совет по теме «Модель педагога инновационного типа в ДОУ и работа методической службы по формированию педагога инновационного типа»
Автор публикации: Н. Мукомолов, воспитанник 17 группы
Педагогический совет по теме
«Модель педагога инновационного типа в ДОУ и работа методической службы по формированию педагога инновационного типа»
Цель: сконцентрировать внимание педагогического коллектива на проблеме реализации инновационной деятельности воспитателя.
Задачи:
информационная – осветить теоретические аспекты модели педагога инновационного типа в ДОУ;
диагностическая - определить готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности путем анализа данных анкетирования;
аналитическая – оценить состояние инновационной деятельности
педагогов ДОУ (реальность, перспективы развития, возможности трансляции результатов инновационной деятельности);
обобщить результаты работы педагогического коллектива, определить пути дальнейшего совершенствования инновационной деятельности педагогов.
Выступление
Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.
Изменения охватили и систему российского образования. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей. Каждый педагог может способствовать совершенствованию процессов обучения и воспитания дошкольников, эффективно осуществляя свою профессиональную деятельность.
Вот только что означает «ЭФФЕКТИВНО ВЫПОЛНЯЯ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»?
Выслушать мнение педсовета
Воспитатели всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.
Сегодня видна тенденция вызревания нового образа педагога.
Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой, и профессионально владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Педагог – профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность.
Новое ДОУ - это новые воспитатели, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития дошкольников. Задача воспитателя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам дошкольников, открытые ко всему новому воспитатели - ключевая особенность ДОУ будущего.
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога.
Без творчества нет педагога-мастера!
Ценность человека определяется его уникальностью, творческостью.
Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению.
Человек творческий проявляет себя не только в реальной деятельности, но и в потенциальном проектировании, которое обеспечивает прогнозирование, предвидение развития личности. Иными словами, речь идет о проявлении педагогами креативности в своей профессиональной деятельности, о «чувствовании» необходимости совершенствовать свою профессиональную деятельность путем знакомства и реализации современных и эффективных способов, методов, технологий работы с детьми и их родителями, о готовности педагога к реализации инновационной деятельности.
Инновационная деятельность педагога в современном образовании выступает важнейшей составляющей образовательного процесса.
Что же она из себя представляет?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие:
это что-то новое по сравнению с предыдущим, и
это новое направлено на повышение качества образования.
В целом суть определения обозначена достаточно верно.
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Как вы понимаете, что же такое ТВОРЧЕСТВО?
Что такое КРЕАТИВНОСТЬ?
В широком смысле творчество
– это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой создаются новые результаты (материальные продукты, знания, методы и др.).
Эти результаты могут быть новыми только для этого человека или же иметь значение новшества для многих (в пределе всех) людей. Творчество педагога начинается с усвоения того, что уже накоплено другими (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), но в своих развитых формах это процесс преобразования сложившейся практики.
Творческое отношение к своему делу – важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.
В комплекс, применяемый в исследовании творческой личности педагога, входят такие понятия, как:
творчество,
индивидуально-творческий подход,
творческий стиль деятельности,
креативность и особенности ее проявления в деятельности,
диагностика креативности,
условия и технология творческого развития,
готовность к творческой деятельности.
Вернёмся еще раз к понятию «инновационная деятельность».
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия.
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
Авторы работ по педагогической инноватике понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.
Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?
И простой, и сложный вопрос одновременно.
С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях.
С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
Понятие «педагог инновационного типа» подразумевает открытость педагога экспериментам, инновациям и изменениям в педагогическом процессе. Педагог должен воспринимать различные точки зрения, не изменяя собственное видение проблемы. Такой педагог ориентирован на настоящее и будущее, но не на прошлое. Он преодолевает созданные жизнью препятствия, планирует будущее, все свои действия и достижения. Ему присуще чувство справедливости и он видит высокую ценность обучения и образования.
Педагог инновационного типа - это творческая личность, которая сама компонент инновационного процесса в педагогике.
Современное общество, его развитие, требует от педагога инновационного поведения. Это значит активное и систематическое творчество при осуществлении педагогической деятельности. Постоянное изучение и впитывание опыта коллег, но при этом не терять собственный уровень креативности и таким образом входить в педагогическое сообщество.
2. На каком уровне развития инновационного потенциала состоит педагогический коллектив -
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
1. Нужны ли инновации, если они не способствуют повышению качества обученности студентов?
2. Иногда я сомневаюсь, так ли нужна инновационная деятельность. Ведь предыдущие поколения, обучавшиеся по традиционной системе обучения, обладают более глубокими знаниями, чем современные ученики. В чем же заключается «плюс» инновационной деятельности в сравнении с традиционным обучением?
ДОУ должно быть единым организмом, внедрением нового должен заниматься весь педагогический коллектив.
Инновационный процесс должно осуществляться не стихийно, а быть управляемым. Иметь четкие цели, задачи, формы и методы реализации, план реализации и ожидаемые конечные результаты.
Любой инновационный процесс требует длительной систематической работы администрации ДОУ по повышению методического мастерства педагогов ДОУ.
Решение педагогического совета:
Признать инновационную деятельность педагогического коллектива удовлетворительной;
Принять выработанные педагогическим коллективом направления инновационной деятельности за основу;
Заместителю директора по обобщить опыт инновационной деятельности учителей
Разместить материалы сборника по инновационной деятельности на сайте ДОУ в разделе «Инновационная деятельность»;
Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности дошкольников.
Предоставить методические разработки НОД с использованием современных педагогических технологий;
Хочу закончить наш педсовет словами известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью. Так давайте идти в ногу со временем!
6