12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина48
Россия, Рязанская обл., пронск

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!

В. Берестов

Читать я научилась рано, в четыре года. Моя бабушка тогда работала в районной библиотеке, и я часто подолгу засиживалась за книгами в читальном зале. Все книги дома давно прочитаны, в библиотеке закончился уже не один формуляр, и какую прочитать следующую книгу, я не знала. Однажды мой учитель мне подсказал: «А ты прочитай «Ваньку» Чехова». «Ванька», наверно это книга про какого – нибудь шалунишку, вредного и непослушного мальчика. Я подумала, что если бы он был положительным героем, то автор наверняка назвал бы произведение иначе: «Ванечка» или «Ваня». С этой мыслью я пришла в библиотеку, взяла книгу и… прочитала этот рассказ прямо там, в читальном зале. Придя домой, я рассказала маме прочитанную историю деревенского мальчишки и заплакала. Вечером я ещё раз перечитала рассказ. Ванька – мой ровесник, который жил более ста лет назад.

В рождественскую ночь девятилетний Ванька Жуков, переехавший три месяца назад в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина, пишет письмо своему дедушке. Жизнь мальчика не похожа на детскую, он работает не покладая рук. Всё, что у него есть, - мечта о переезде в деревню к дедушке. Он живёт этой мечтой. Его часто бьют, ругают, наказывают, но он ни на кого не жалуется и никого не обвиняет. Во всём рассказе я не прочитала ни одного оскорбительного слова в адрес хозяев. Это история о нелёгкой судьбе мальчика, ставшего сиротой. Всё вроде у него было неплохо: дедушка Константин Макарыч, любящая мама и добрая барыня Ольга Игнатьевна, которая научила Ваньку читать и писать, а ещё танцевать кадриль. Всё изменилось в один миг. Душа Ваньки наивна и чиста, добра и открыта всему миру, и очень жаль, что всем окружающим эта доброта стала безразлична. Ванька пишет письмо у окна, рядом горит свеча. Я сразу представила себе Ваньку, как он смотрит в окно, а за окном он (да и я тоже) увидел своего деда, деревенскую церковь. Очень мне захотелось, чтобы они встретились. Ему так хочется увидеть родное лицо, лицо любимого дедушки.

Он несколько раз прерывает письмо описанием того, как к нему относятся. Грустно было читать строки письма: «Подмастерья надо мной насмехаются…, хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой…, спать мне велят в сенях».

Детей отдавали в город, в услужение к богатым господам не от хорошей жизни. Я поняла, что нищета заставляла родителей отдавать детей на различные тяжелые работы далеко от дома, только бы ребёнок был накормлен. А Ванька – сирота, ему приходилось ещё тяжелее. Читая рассказ, понимаешь, что добрее этого мальчишки нет. Он, Ванька, раскрывает нам происходящее своими добрыми глазами, глазами ребёнка. Удалось это автору только потому, что сам Антон Павлович Чехов, в душе остался ребёнком, хотя давно вырос. Он описал картинку так ярко, что с первых строк оказываешься там «внутри рассказа». Всё видишь, чувствуешь и понимаешь… «Заснеженная Москва, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьёй мальчик и пишет…»

Я догадалась почему не Ванечка и не Ваня назвал автор главного героя. Чехов даже самим названием показал неравенство между людьми: богатыми и бедными, «большими» и «маленькими». Ванька- потому, что бедный, сирота, никому не нужный… Мне очень стало интересно, получит ли дедушка его письмо? Судя по адресу, нет. Но ведь не зря автор подчёркивает, что Ванька пишет письмо в рождественскую ночь, в очень важную ночь для верующих людей. Я сразу обратила на это внимание. Автор оставил нам право выбора для продолжения истории. Мне очень хочется, чтобы так и случилось: Ванька обязательно увидел своего любимого дедушку и на его пути встретился человек, который бы ему помог. Какие трудности испытывал этот маленький мальчик, а ведь ему было почти столько же лет, сколько и мне.

В библиотеке я взяла ещё несколько рассказов Чехова. Оказалось, что «Ванька» не единственный рассказ о детях. Детство Антона Павловича было тяжёлым. «Детства у меня не было», - говорил А.П.Чехов.

Семья Чеховых была очень талантлива. Его брат Николай был известным художником. У него есть картина «Крестьянский мальчик», которую он написал раньше, чем его брат рассказ. Но на картине – то изображён «Ванька». Может, писали они про себя, про своё детство… Хотя рассказ у Чехова называется детским, прочитать его, я считаю, нужно и взрослым. Прошло уже очень много лет, и давно нет крестьян и барынь, но остались дети, дети – сироты, которым тяжело и которым необходимо протянуть руку помощи, улыбнуться и обратить внимание на то, куда смотрят их широко открытые глаза.

Автор материала: А. Малахова (2 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.