Видовой состав птиц нашего села
Автор публикации: Е. Ульрих, ученик 3А класса
КРАЕВАЯ ИТОГОВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ
«БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»
Видовой состав птиц нашего села
Россия, Алтайский край, село Кулунда
Ульрих Егор Николаевич, 3 «А» класс МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов
ОГЛАВЛЕНИ
Видовой состав птиц нашего села 1
Россия, Алтайский край, село Кулунда 1
Ульрих Егор Николаевич, 3 «А» класс МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1» 1
Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов 1
Общая характеристика зимующих птиц. 5
1.1 Подробные характеристики зимующих птиц. 5
Общая характеристика зимующих птиц 4
1.1 Подробные характеристики зимующих птиц. 4
2.2 Наблюдение за особенностями поведения птиц. 8
Актуальность темы исследования. С раннего возраста я увлекаюсь чтением литературы о природе, птицах и животных. С раннего возраста у меня появился интерес к жизни птиц: как они живут, чем питаются, как выживают в разное время года. Когда я пошёл в школу, то мы с классом очень часто стали выезжать на экскурсии, где у меня появилась ещё одна возможность понаблюдать за природой. Наблюдая из года в год за птицами, я стал замечать, что наиболее часто к кормушке они прилетают именно зимой. И мне стало интересно узнать, а что же движет птицами, почему именно зимой большее количество птиц прилетают за дополнительным кормом? ( Приложение 1).
Гипотеза. В зимние месяцы видовое многообразие меняется по годам.
Цель. Изучить видовой состав птиц, зимующих на территории нашего села.
Задачи:
провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке;
подсчитать число птиц в период с 3 по 7 января 2018-2021 годов;
изучить предпочтение кормов различными видами птиц;
изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой;
Провести мероприятие по охране птиц и животных в своём классе.
Методы исследования:
Теоретический (сбор информации, работа в сети «Интернет», изучение материалов энциклопедий).
Практический (наблюдение, статистический учёт, анкетирование).
Исследования проводились во второй половине дня, в частном секторе, раз в два дня. Пополнение корма происходило ежедневно. Ассортимент менялся раз в неделю. Анкетирование проведено среди учащихся 3 А класса МБОУ КСОШ №1 в количестве 22 учащихся. Результаты проанализированы и представлены в таблице. ( Приложение 10) так же результаты предпочтения корма для разного вида птиц занесены в таблицу ( приложение 5)
Предмет исследования. Факторы, влияющие на многообразие( температура воздуха, корм)
Объект исследования. Зимующие птицы.
Практическая значимость. Результаты исследования позволят расширить кругозор учащихся о зимующих птицах нашего села и необходимости подкормки птиц в зимний период.
Личный вклад автора. Мы проводили опыты и наблюдения, их описание, анкетирование. Нами проведена обработка и обобщение полученных данных.
Общая характеристика зимующих птиц.Разные книги и авторы по-разному отвечают на вопрос, кто такие зимующие птицы. Зимующие птицы - это такие птицы оседлые. Под оседлыми птицами понимаются птицы, не совершающие сезонных перелетов или кочевок. В свою очередь, кочевые – птицы, не проживающие постоянно на одном месте, переходящие с места на место.
Учёные полагают, что перелёты птиц связаны с давно установившимися сезонными чередованиями условий существования. Сезонные перелёты - это одно из инстинктивных действий птиц, и возникли они несколько миллионов лет назад под влиянием смены сезонов. Немаловажную роль так же играет терморегуляция, защитные условия и неприспособленность к условиям той или иной жизни.
Поползень или ямщик – небольшая птица из семейства поползневых, широко распространённая в Европе, Азии и Северной Африке. Обычен как в средней полосе России, так и в Сибири, где гнездится в лиственных, хвойных и смешанных лесах, а также садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами. Питается как животной, так и растительной пищей. В сезон размножения рацион состоит главным образом из беспозвоночных животных: жуков, клопов, пилильщиков и прочих. В конце лета, когда созревают растения, птицы переориентируются на семена и плоды. Охотно употребляют в пищу семена шишек, жёлуди и орехи, продалбливая в скорлупе отверстия. При случае также не брезгуют семенами подсолнуха.
Синица. В странах Европы и части Азии синица самая крупная птица — размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина 13—17 см, масса 14—21 г, размах крыльев 22—26 см. У неё довольно яркое оперение среди других птиц, выделяясь прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком» — широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы птицы, имеет шапочку чёрного цвета с синим металлическим блеском. Щёки по бокам белые. На затылке имеется желтовато-белое пятно. Вокруг шеи идет чёрная полоса-ошейник, горло и грудь чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто-зелёная либо голубовато-серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватые. На трёх крайних рулевых имеются белые вершины, вместе образующие поперечную светлую полоску. На крыльях также заметна тонкая белая поперечная полоса. . Всего известно около 65 видов синиц. Самая маленькая из них весит менее 10 граммов, самая большая - около 20 граммов. Своё название синицы получили не за синий цвет, а за издаваемые ими звуки «сии-сии». Вес насекомых, которых съедает синица за 1 день, равняется её весу.
Воробей – широко распространенная в городах птица небольшого размера. Вес воробья всего от 20 до 35 граммов. Между тем, воробей принадлежит к отряду воробьинообразных, в который помимо него входят более 5000 видов птиц. Самым крупным представителем отряда является ворон (его масса около полутора килограмм), самым маленьким – королек (масса до 10 граммов). Свое название воробей получил в глубокой древности и связано оно с повадками этих птиц делать налеты на фермерские угодья. Гоняя птичек, люди кричали «Вора бей!».
Но справедливости ради стоит отметить, что налеты на поля совершали не всегда только воробьи, а и другие представители отряда.
В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.
Интересные факты о воробьях: строение глаз воробья таково, что птицы видят мир в розоватом цвете. Сердце воробья делает до 850 ударов в минуту в состоянии покоя, а во время полета до 1000 ударов в минуту. При этом, сильный испуг чреват для птицы даже смертельным исходом, так как существенно повышает кровяное давление. Температура тела воробья около 40 градусов. Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток.
Снегирь. Птица крупнее воробья, очень плотного телосложения, голубовато-серая сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные (на Кавказе и большей части лесной зоны) или красно-розовые (у птиц из Магаданской области, с Камчатки и Северных Курил); у самок и молодых птиц — буровато-серые. Весит 32—34 г.
Живёт снегирь в лесах, с густым подлеском, избегает чаще чистые сосняки, также его можно встретить в садах и парках городов (особенно во время перелетов, кочевок). Птица распространена по всей лесной зоне России, кроме юга Дальнего Востока. Они могут быть оседлыми и кочующими. Питаются преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедают из них семена, а мякоть плодов выбрасывают.
По роду своего питания снегири не приносят существенной пользы или вреда, но для ягодных садов налеты их, конечно, нежелательны. Снегирь - малоподвижная и не очень уживчивая птица. Особенно “сварливы” самки - снегарки. Хотя снегири и держатся всю осень и зиму стайками, но ссоры у них нередки. И всегда зачинщицами являются самки.
Сорока – группа птиц из семейства врановых, включающая в себя представителей 9 родов. Несмотря на то, что систематически эти роды не всегда близкородственны друг другу, все виды сорок имеют схожее внешнее строение, поэтому объединены под одним названием. Всего существует около 30 видов этих птиц. Наиболее близки к ним сойки и ворóны. Сорока хорошо известная птица, имеющая яркую черно-белую раскраску и длинный ступенчатый хвост, во время полета принимающий веерообразный вид. Размером она примерно с галку, весит 160—260 г. Оперение мягкое, густое, черного цвета с белым брюхом, белыми плечами и белыми пятнами на крыльях. Распространена по всей Европе, в Азии, исключая север, Центральную Азию и Индию, в Северо-Западной Африке и западных областях Северной Америки. На большей части ареала сорока — оседлая птица и лишь в зимнее время совершает небольшие местные кочевки. Однако местами из северных районов она предпринимает значительные перемещения к югу.
Ворона – это дикая птица. Средой ее обитания, является дикая природа. Хотя эту птицу можно также заметить в городах и селах, что случается довольно редко. В населенные пункты, вороны прилетают только в целях поиска пищи.
Взрослые особи достигают до 20 см в высоту, учитывая длину лап и 30 см в длину, учитывая длину хвоста. Вороны обладают прекрасным обонянием и отличным зрением. На высоте полета им совсем не сложно заметить подходящую для них еду и почувствовать ее запах. В питание вороны вовсе не придирчивы, они всеядны. Они могут употреблять в пищу: траву, овощи, фрукты, мясо, а также продукты, которые приготовлены человеком.
Все ранее описанные нами птицы являются постоянными жителями Сибири в общем, и села Кулунда в частности. Зимой этим птицам нелегко справляться как с холодом, там и с голодом. Нами были изучены и обобщены способы и виды подкормки зимующих птиц.
Правила подкормки птиц.
Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них).
Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности.
Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм.
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки).
Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице).
По возможности корм должен быть защищён от непогоды.
Кормушку необходимо регулярно чистить.
В самом начале своего исследование я провёл анкетирование среди учащихся 3-х классов. ( Приложение 2). Обобщив данные, я получил следующие результаты:
Чаще всего (исходя из наблюдений учащихся) встречаются:
летом: сороки, вороны, воробьиные;
зимой: снегири и синицы, поползень, сороки, вороны, воробьиные;
осенью и весной: воробьиные, сороки, вороны, грачи.
Их численность по сезонам изменяется.
По мнению ребят, разное количество птиц связано с количеством корма и климатическими условиями.
Данные анкетирования я представил в виде диаграммы. (Приложение 3). Проанализировав данные анкетирования, я увидел, что сезонные изменения касаются таких видов птиц, как снегири, синицы, грачи. А некоторые птицы, напротив, радуют жителей Кулунды круглый год.
Вывод. Постоянно проживающими в нашей местности являются воробьи, сороки, вороны. Кочуют в разное время года синицы, снегири. Такой перелёт называется сезонным.
Я решил понаблюдать за птицами, используя разные виды подкормки, чтобы посмотреть, какие же всё- таки птицы прилетают к нам зимой и какой корм они предпочитают. (Приложение 4).
1неделя. Я сыпал только давленые семечки и ягоды.
2 неделя. Я клал несолёное сало.
3 неделя. Я смешивал разный корм.
4 неделя. Я чередовал дозу корма от малого и увеличивал его ежедневно.
Наблюдая за птицами в течение трёх лет в общем, и четыре недели с учетом их вкусовых предпочтений, я выяснил, какие птицы чаще всего встречаются у кормушки и какому виду корма они склоняются. По итогам наблюдений я сделал следующие выводы:
1. В начале октября прилетели снегири, а 17 октября - синицы. Этих птиц очень много..
2. Когда я сыпал в кормушку давленые семечки или ягоды, то на кормушке было больше снегирей. Значит, снегири любят ягоды и давленые семечки.
3. Когда я клал сало несолёное, то частыми гостями были синички.
4. Когда я смешивал разный корм, то птицы выбирали лишь тот, который им приходился по вкусу. Птицы привыкают к определённому виду корма и при наличие разных видов кормов, они разгребают его в поисках привычного корма. Когда я увеличивал количество корма, то в конце дня он не был весь съеден. Отсюда я сделал ещё один вывод: когда еды достаточно для птиц, тогда они выбирают корм и иногда даже оставляют его не до конца съеденным. Виды корма, который предпочитают птицы, представлены в таблице (Приложение 5.)
5. В зимнем сезоне 2020-2021 годов снегирей больше, чем в прошлом и они гораздо упитаннее, чем в прошлом и позапрошлом годах. Это тоже говорит о том, что пищи для перелётных птиц достаточно. ( Приложение 6)
6. За период наблюдения я подсчитывал количество птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдая за птицами, установил, что птиц больше прилетает на кормушку ни в том случае, когда очень холодно, а когда выпало большое количество снега. ( Приложение 7). Из своих наблюдений я заметил, что больше всего птиц было с ноября 2019 по январь 2021 года, так как высота снежного покрова была больше. Значит, птицам сложнее было добыть естественный корм, и они в большом количестве прилетали к кормушке.
Подводя итог, я могу сказать, что птиц нужно обязательно зимой подкармливать. Я решил в своём классе провести мероприятие на тему « Поможем птицам!». Мы провели конкурс рисунков на тему: « Берегите птиц!». Я рассказал ребятам о зимующих птицах на территории нашего села. В конце данного мероприятия каждая группа ребят записала на плакате, приготовленном мною заранее, что, по их мнению, они считают нужно сделать для того, чтобы помочь птицам и зимой. Правила нашего класса выглядят так:
Вешать кормушки для птиц и постоянно наполнять их кормом.
Не пугать птиц.
Не стрелять в них из рогатки.
Не устраивать пожары.
Не ловить и не забирать домой ради забавы. (Приложение 8).
Затем мы выяснили, у кого из ребят дома есть кормушки. Из 22 человек нашего класса кормушки есть у 12 ребят. ( Приложение 9)
Чтобы понять необходимость проделанной мною работы я провёл рефлексию в своём классе. В рефлексии принимали участие 22 одноклассника.
Рефлексия:
Считаете ли вы, что эта тема важна? (Да, нет).
Узнали ли вы что-то новое по данной теме? (Да, нет).
Оцениваете ли вы данную работу на «отлично»? (Да, нет).
Результат я занёс в таблицу. ( Приложение 10).
Проанализировав свои наблюдения, я сделал такой вывод:
Перелёт птиц на территорию нашего села связан с:
1. достаточным количеством пищи на данной территории;
2. изменением климатических условий.
3.Проведено наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке и иучено предпочтение кормов различными видами птиц.
4. Были изготовлены кормушки у учащихся класса и велось подкармливание птиц.
5. Ежегодно в классе проводились мероприятия по охране птиц и их подкормке особенно в зимнее время.
Рекомендации. Для того, чтобы птицам не было голодно зимой, необходимо изготавливать и развешивать кормушки, подкармливать птиц зимой.
Еще не скоро растает снег. Его нынче много, метровый слой плотно укрывает землю. Будем надеяться, что к маю снежный покров сойдет и земля откроется. А пока, друзья, не поленитесь, подкормите птиц.
Бабенко, В. Г. Атлас птиц / В. Г. Бабенко. – Москва: РОСМЭН – ПРЕСС, 2005. – 63 с.
Гудков, В. М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. М: Вече, 2008. – 592 с.
Иванов, А. И. Каталог птиц СССР. Ленинград.: Наука, 1976. – 276 с.
Коблик, Е. А. Список птиц Российской Федерации. / Е.А. Коблик, Я. А. Редькин, В. Ю. Архипов. Москва: Товарищество научных изданий КМК. 2006. - 256 с.
Птицы России и сопредельных регионов: Совообразные, Козодоеобразные, Стрижеобразные, Ракшеобразные, Удодообразные, Дятлообразные / В. Т. Бутьев, Н. И. Зубков, В. П. Иванчев. Москва: Т-во научных изданий КМК. 2005. – 487 с.
Птицы. Энциклопедия природы России / Р. Л. Беме, В, Л. Динец, В. Е. Флинт, А. Е. Черенков. Москва: ABF,1998. – 432 с.
Шнайдер, В. Б. Птицы в доме: справочник / Б. В. Шнайдер. В. А.Гринев. – Москва: Росагропромиздат, 1991. – 156 с..
Энциклопедия для детей. Птицы и звери / глав. ред. В. Володин. – М.: Аванта+, 2004. – 448 с.
Энциклопедия знаешь ли ты? Птицы. – М.: МАХАОН, 2013. – 208 с.
Я познаю мир. Птицы / В. В. Иваницкий. – Москва: Астрель, 2002. – 397 с.
П
риложение 1.
Приложение 2.
Анкетирование по теме «Информация о видах птиц на территории села Кулунда». Содержание анкеты:
1. Какие птицы встречались вам на территории нашего села?
2. Как вы думаете, изменяется ли их численность по сезонам года?
3. С чем, по вашему мнению, связан перелёт птиц?
Приложение 3.
Изменение численности птиц в селе Кулунда по временам года.
П риложение 4.
Приложение 5.
Таблица соотношения предпочтения вида корма различными видами птиц.
Корм | Виды птиц |
Нежареные семена подсолнуха и тыквы, семечки, ягоды | Синицы, снегири |
Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые) | Воробьи, вороны, сороки |
Крошки чёрствого пшеничного хлеба | Синицы, воробьи, |
Кусочки несолёного сала, мяса и жира | Синицы |
П риложение 6.
Приложение 7.
Дневник наблюдений за птицами.
| Год | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 |
Дата | Вид | Коли чество | Коли чество | Коли чество |
3 января | Синица | 10 | 8 | 14 |
Воробей | 12 | 7 | 14 | |
Поползень | 3 | 1 | - | |
Снегирь | 10 | 8 | 11 | |
4 января | Синица | 13 | 11 | 14 |
Снегирь | 9 | 5 | 12 | |
Воробей | 11 | 10 | 13 | |
Поползень | 3 | 2 | - | |
5 января | Синица | 9 | 7 | 12 |
Снегирь | 8 | 5 | 11 | |
Воробей | 10 | 8 | 11 | |
Поползень | 3 | 1 | - | |
6 января | Синица | 9 | 7 | 12 |
Снегирь | 10 | 8 | 11 | |
Воробей | 8 | 7 | 9 | |
Поползень | 3 | 1 | 1 | |
7 января | Синица | 9 | 7 | 11 |
Снегирь | 8 | 5 | 12 | |
Воробей | 12 | 9 | 11 | |
Поползень | 1 | 2 | 1 |
П
риложение 8.
П риложение 9.
Приложение 10.
Рефлексия.
| Да | нет | |
Считаете ли вы, что эта тема важна | 20 | 2 | |
Узнали ли вы что-то новое по данной теме | 22 | 0 | |
Оцениваете ли вы данную работу на «отлично» | 20 | 2 |