Урок краеведения «Мое село. Название моего села. Наше село на карте края и страны»

10
0
Материал опубликован 11 April 2017

Тема: Мое село. Название моего села . Наше село на карте края и страны.

Цели: 1. Познакомить с историей названия родного села, улиц., местонахождения нашего села на карте.

Задачи:1.Формировать Умение работать с картой, находить свою страну,

край, село.

2.Развивать историческое мышление, память, внимание, речь.

3.Воспитывать интерес к предмету, любовь к своему краю

Оборудование: местный краеведческий материал, фотографии, видеосюжет, карта Забайкальского края, карта России

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Формирование новых знаний, умений.

Вводная беседа.

- Где вы живете?

- А еще какие населенные пункты вы знаете?

- У каждого населенного пункта есть свое название. А вы знаете, как появилось название населенных пунктов?

- Оказывается, некоторые получили свое название по имени их основателей. Одним из первых построил дом Семен, и эта деревня может так и называться деревня Семенова или Семеновка или деревня Семена.

- А есть названия. В основу которых, положены признаки самого объекта, его величина, форма (Верхняя, Косой переулок)

- Многие названия связаны с географическим положением населенного пункта. Например, село Заречное, Болотная улица.

- И у нас Зарека, Луг, Центральная улица.

- Городам давали название по имени князя его основавшего – Ярославль, Владимир, а если город стоял на реке, то часто он и получал одноименное название: Томск – на реке Томь, Донецк – на реке Донец, Волгоград – на реке Волга.

Название нашего села.

( Читает учитель)

В Забайкалье много сел красивых,

Уголков , которых нет родней,

Утонувши в позолотах нивы

В красоте цветных своих полей.

На реке Унде стоит Поселье,

Кружева черемухи надев.

Знают цену здесь работе и веселью

А какой пекут душистый хлеб!

Извиваясь речка серебрится

Рыбаки заняли берега

Ребятишкам дома не сидится

Брызгами встречает их вода.

Отчий дом – село наше родное

В ширь расти, но только не старей.

В это время – трудное такое

Силу всем нам дай и обогрей! ( М.М. Носкова)

- А откуда же пошло название нашего села?

- Оказывается возникло наше село очень давно в начале 18 века. И называлось оно Ундинское - Поселье – это одно из старейших сел. Называлось оно так, потому, что стоит на реке Унда.

- Одна из версий происхождения села в том, что с. Ундино-Поселье возникло на соляной дороги из г. Нерчинска к Борзинским соляным озерам. Жизнь первых поселенцев была очень тяжелой. Надо было строиться, корчевать деревья, обрабатывать земли. В 19 в. Ундинское интенсивно заселялось людьми, отбывали срок каторги каторжане. Среди поселенцев было много татар, украинцев, белорусов, европейцев, поляков. Поэтому у нас много разных интересных названий мест.

- Вот такая краткая история нашего села.

( Читают дети)

Мое любимое Поселье

Стоит на взгорье как гранит,

Унда, покинувши ущелье,

В село как девушка спешит.

И детство с грустью вспоминаешь,

Когда въезжаешь в бушулей,

А улетая, провожаешь

Гольцы, Кулинду и Балей.

Поселье – уголок России

От Зареки до Боробы,

Делами славно трудовыми,

Неповторимостью судьбы.

И отмечают дни рождений

И Новый Луг, и Карабах.

Огни кошар и новоселий,

И свежесть улицы в садах.

Цвети в веках, мое Поселье,

В труде и в радости живи,

В аккордах музыки, веселья,

В свершенья сельских и в любви. ( В. Стуков)

3. Значение названий географических объектов.

- А зачем же нам нужны эти названия?

- А вот вы представьте, что все названия исчезнут с карты, что произойдет?

- Мы не сможем определить где находимся, остановится транспорт, не сможет работать телеграф и почта.

- Но названия имеют еще и другую ценность. Они могут рассказать нам много интересного о жизни наших предков, как они осваивали земли, чем занимались.

4.Просмотр видеосюжета « Село Ундино-Поселье»

5. Работа по карте – практическая работа в парах

Определение местонахождения своего села на карте Забайкальского края

6.Обобщение.

- Подводя итог мы можем сказать, что название географических объектов необходимы так же как и имя человеку.

Рефлексия: У каждого из вас на столах лежат необычные воздушные шарики с изображениями лица, только нет ротика.

Дорисуйте ротик и покажите, какое у вас сейчас настроение.

Если радостное – урок понравился, если грустное - не понравился, если ротик – прямая черточка – значит – не очень понравился.

 

 

 

7.Итог урока

 

 Домашнее задание - написать сочинение на тему : «Мое село- мое Поселье…»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.