Автор публикации: Е. Григоренко, ученица 11 класса
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ОСТРОТУ ЗРЕНИЯ
Работу выполнила:
Григоренко Екатерина Валерьевна,
Ученица 11 класса, ГОУ ЛНР «Стахановская многопрофильная гимназия № 15 В.А.Сухомлинского»
Научный руководитель:
Гришковец Елена Анатольевна,
Учитель физики ГОУ ЛНР «Стахановская многопрофильная гимназия № 15 В.А.Сухомлинского»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 5 |
1.1. Виды глазных заболеваний | 5 |
1.2. Способы лечения зрения | 5 |
1.3.Глазные заболевания ,связанные с использование гаджетов | 6 |
1.4. Интересные факты о зрении | 7 |
II.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | 9 |
III.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГАДЖЕТОВ НА ОСТРОТУ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ И РАБОТНИКОВ IT СФЕРЫ | 11 |
3.1. Экспериментальное исследование влияния гаджетов на остроту зрения у учащихся | 11 |
3.2. Экспериментальное исследование влияния гаджетов на остроту зрения у IT работников | 15 |
ВЫВОДЫ | 17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 19 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
Зрение имеет большое значение в жизни человека. 95% информации об окружающей среде человек воспринимает зрительно. Люди, которые по каким-либо причинам слепы, являются инвалидами, так как зрение обеспечивает трудовую и творческую деятельность человека. В наше время снижение остроты зрения у населения колоссально, так как развитие современного мира прочно связано с IT сферой и цифровыми технологиями. Человечество беспрерывно взаимодействуют с гаджетами, что пагубно сказывается на зрении.
Вопрос снижения остроты зрения у учащихся является актуальным, ведь в связи с эпидемиологической обстановкой, а именно пандемией коронавирусной инфекции, а также в связи с началом специальной военной операции на Донбассе ученики нашего города уже несколько лет обучаются в дистанционном формате, используя телефоны, компьютеры и другие гаджеты. Согласно статистике Рособрнадзора от 30 до 50% школьников в России имеют ту или иную степень близорукости. Во время занятий дети часто жалуются на сухость глаз и расплывчатое изображение предметов. А врачи-офтальмологи бьют тревогу, считая, что совсем скоро близоруким будет каждый второй ребенок, а острое зрение у школьника станет исключением [13]. Кроме зрительных нагрузок, на органы зрения влияют такие факторы как возраст, наследственность, стресс, экология, питание и многое другое.
Объект исследования: зрение учащихся гимназии и работников IT сферы.
Предмет исследования: уровень остроты зрения учащихся гимназии и работников IT сферы.
Проблема нашего исследования: установить влияние гаджетов при их систематическом использовании на остроту зрения у человека.
Гипотеза: острота зрения учащихся снижается в связи с неправильным использованием гаджетов и отсутствием профилактики глазных заболеваний.
Цель: исследовать проблему снижения остроты зрения у учеников гимназии и работников в сфере IT, разработать практические рекомендации для предотвращения снижения остроты зрения.
Задачи исследования:
изучить заболевания глаз и способы их лечения;
провести экспериментальное исследование влияния гаджетов на остроту зрения у учащихся;
провести экспериментальное исследование влияния гаджетов на остроту зрения у работников IT сферы;
разработать практические рекомендации для предотвращения снижения остроты зрения у учеников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение литературы по теме исследования, систематизация материала, сравнительный анализ.
2. Эмпирические методы: опрос и анкетирование, проведение диагностики остроты зрения, сравнение, построение таблиц, диаграмм.
Работа состоит из введения, трех разделов, выводов, заключения и приложения. В первом разделе автором работы изучен теоретический материал по теме исследования: виды заболеваний глаз, способы их лечения, исследования российских и зарубежных ученых, приведены интересные факты о зрении человека. Во втором разделе разработана методология проведения исследования. В третьем разделе описано проведение исследования, выполнена обработка результатов анкетирования, проведена диагностика остроты зрения у учеников и работников IT сферы, проведен сравнительный анализ остроты зрения школьников и работников IT сферы. В приложении представлены разработанные нами практические рекомендации для предотвращения снижения остроты зрения.
Новизна работы заключается в том, что мы получили статистические показатели влияния гаджетов на остроту зрения обучающихся при их неправильном использовании и показали, что при соблюдении санитарно-гигиенических требований гаджеты могут быть вполне безопасными. Также нами предложен апробированный комплекс мероприятий, направленный на профилактику снижения остроты зрения у детей.
Исследования, проведенные в данной работе, могут быть полезны людям, которые столкнулись с ухудшением зрения и следящими за своим здоровьем. Ученикам и учителям будут полезны памятки с комплексом упражнений для глаз, который можно проводить на уроках во время физминуток. Материалы работы могут быть использованы социальными педагогами и классными руководителями для проведения профилактических бесед по безопасности жизнедеятельности с учениками.
Научно-исследовательская работа «Влияние гаджетов на остроту зрения» была представлена на 48 весенней открытой научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А.Жданова в г. Ростове-на-Дону в очном формате, где заняла 2 место. Также работа принимала участие в IV межрегиональном открытом конкурсе исследовательских работ и проектов естественно-научной направленности им. П.А. Мантейфеля в г. Красноярске, где стала лауреатом конкурса.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗРЕНИЯ
1.1. Виды глазных заболеваний
Глаза - это орган, который подвержен, как внутреннему, так и внешнему воздействию. При внешнем воздействии можно повредить сам глаз, что и повлияет на зрение. По предоставленным сведениям от "Медицинского центра имени Святослава Федора" [12] при внутреннем воздействии, можно выявить такие формы глазных заболеваний:
конъюнктивит; кератит;
дистрофия сетчатки;
иридоциклит;
деструкция стекловидного тела;
отслоение сетчатки;
опухоли слезных желез;
близорукость и дальнозоркость;
блефарит;
ячмень;
пингвекула глаза, катаракта, глаукома и другие возрастные патологии.
Но самыми актуальными и распространенными заболеваниями зрения являются дальнозоркость и близорукость.
Среди основных расстройств зрения следует отметить близорукость и дальнозоркость. При близорукости глазное яблоко несколько вытягивается и изображение от отдалённых объектов не фокусируется на сетчатке, оказываясь как бы перед ней. При дальнозоркости изображение предмета оказывается за сетчаткой. Но в обоих случаях изображение объектов будет нечётким. Близорукие люди плохо видят удалённые предметы, хорошо различая всё, что расположено рядом. Дальнозоркие люди, наоборот, хорошо видят на далёкие расстояния, но чтение книги, лежащей перед ними, вызывает у них затруднение [1,16].
Способы лечения зрения
При выявлении проблем со зрением не стоит медлить и отчаиваться раньше времени, так как в современном мире уже смогли придумать множество методов лечения зрения.
Офтальмология - это раздел медицины, в которой врачи борются за зрение других людей и дают им возможность видеть различными методами. Рассмотрим пять основных методов лечения заболеваний глаз от «EUROMED CLINIC» - многопрофильного медицинского центра [5].
Капли и мази. Самый распространенный способ лечения в офтальмологии — это капли и мази. Лекарство проникает в глаз через роговицу. Концентрация лекарства во внутренних оболочках глаза не может быть высокой из-за гематоофтальмического барьера. Поэтому капли и мази оказывают в основном местное действие. Однако действующее вещество все-таки проникает в кровь через сосуды конъюнктивы и радужки, а также слизистую носа, и в этом случае возможны, в том числе, системные воздействия или побочные эффекты
Инъекции в глаз. Чтобы попасть напрямую в глазное яблоко или стекловидное тело, а также за глазное яблоко, иногда приходится вводить в глаз препараты с помощью уколов. Данная процедура достаточно болезненная, поэтому проводится предварительное местное обезболивание при помощи капель. Инъекции используются при лечении заболеваний и травм склеры, роговицы, зрачка, различных невритах и других патологиях.
Очки и линзы. Это самый традиционный способ коррекции зрения. Этот метод позволяет добиться большой надежности и точности зрения. Очки и линзы разделяются на множество видов. Например, очки для дали и очки для чтения, очки для дальтоников, электронные очки для тренировки бинокулярного зрения (например, при амблиопии и косоглазии).
Современные линзы позволяют корректировать не только близорукость, но и более сложные дефекты, а линзы, предназначенные для постоянно ношения, стабильно фиксируются на глазном яблоке [6].
Операции. Появление и развитие лазерной коррекции сделало многие операции на глазах более безопасными, даже обыденными, так что теперь они менее рисковые, чем раньше. Эксимерный лазер позволяет сохранить целостность глазного яблока и биомеханику глаза, устраняя многие ранее неизлечимые заболевания.
Недавно был придуман метод по восстановлению зрения у некоторых полностью ослепших людей: вернуть им зрение поможет бионическая сетчатка, которую научились имплантировать. Микроскопический прибор, состоящий из камеры, процессора, приемника, проводов и микрочипов, вживляется непосредственно в сетчатку человека и передает изображение в мозг по зрительному нерву.
Аппаратное лечение. Аппаратное лечение позволяет улучшать зрение с помощью воздействия на глаза приборами с разными принципами действия. Есть несколько методов аппаратного лечения:
магнитотерапия применяется при воспалениях, отеках и кровоизлияниях различного происхождения, неврите зрительного нерва, аномалиях аккомодации.
лазеростимуляция и электростимуляция, помогают повысить проводимость импульсов в зрительном нерве и улучшить питание глаза.
Это далеко не полный перечень способов лечения глазных заболеваний. Современная медицина имеет большой арсенал средств и способов помочь человеку восстановить зрение. Но главной задачей любого человека является бережное отношение к своему зрению и профилактика заболеваний, о которой мы зачастую забываем.
Влияние гаджетов на зрение человека является актуальной темой среди исследователей и также вызывает заботу среди общества. Гаджеты, такие как смартфоны, планшеты и компьютеры, уже давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. Однако, продолжительное использование этих устройств может оказывать отрицательное влияние на зрение.
Глазные заболевания, связанные с использование гаджетов
Один из основных негативных факторов, связанных с гаджетами, - это эффект синего света. Восприимчивость к синему свету, который испускают экраны гаджетов, может приводить к усталости глаз, сухости и раздражению. В итоге может возникнуть синдром компьютерного зрения, характеризующийся такими проявлениями как головная боль, покраснение глаз, размытость зрения и чувство напряжения глазных мышц.
В статье российских специалистов Института возрастной психологии РАО [10] среди исследований, подтверждающих влияние гаджетов на зрение, отмечена работа Пухс (Pouh-Weiler) и соавторов, выполненная в 2019 году. В исследовании приняли участие более 2000 детей в возрасте от 6 до 13 лет. Результаты исследования показали связь между увеличением времени использования гаджетов и ухудшением зрения у детей.
Другие исследования также обращают внимание на угрозу развития близорукости (миопии) из-за продолжительного использования гаджетов. Например, специалисты Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства в 2020 году рассмотрели влияние использования гаджетов на развитие близорукости у подростков и пришли к выводу, что частое и длительное использование устройств значительно увеличивает риск развития данного заболевания [17].
Корейские ученые [19] в 2018 году провели исследование, в котором изучили влияние гаджетов на зрение взрослых людей. Результаты этого исследования также подтвердили отрицательное воздействие гаджетов на зрение, причиной которого, судя по данным, является сухость глаз и нездоровый образ жизни.
В целом, проведенные исследования подтверждают, что продолжительное использование гаджетов может негативно сказываться на зрении человека. Для предотвращения негативных последствий, рекомендуется правильно организовывать время использования гаджетов, регулярно отдыхать от них, а также применять специальные защитные меры (например, использование фильтров синего света или очков). Также было бы полезно проводить дополнительные исследования для более глубокого понимания механизмов воздействия гаджетов на зрение.
Интересные факты о зрении
Чтобы лучше знать о своем зрении следует понимать, что глаза - это организм, а значит, не предсказуемая живая частичка. Нам стоит поближе познакомиться с интересными фактами о зрении, чтобы предостеречь себя хотя бы на какой-то процент от глазных заболеваний и сберечь столь уникальный дар природы. На сайте «ОПТИОЛ» мы нашли следующую информацию [14]:
Человек моргает около 14 000 раз в сутки.
Глаз быстро заживает — ему потребуется всего около 48 часов, чтобы справиться с царапиной роговицы.
Новорожденные плачут без слез — слезы появляются у них в возрасте 4-13 недель.
Глазные яблоки остаются одного размера с рождения до смерти.
Глаз состоит из более чем 2 миллионов «рабочих деталей».
80% наших воспоминаний определяется тем, что мы видим.
Отпечаток пальца имеет 40 уникальных характеристик, но у радужной оболочки глаза их 256, поэтому сканирование сетчатки все чаще используется в целях безопасности.
«Красные глаза» появляются на фотографиях, когда свет от вспышки «отскакивает» от задней части глаза.
Глазные мышцы - самые быстрые в теле. Не зря говорят «в мгновение ока»!
Человек видит мозгом, а не глазами. Глаза функционируют как камера, захватывая свет и отправляя данные в мозг.
Скорость чтения с экрана обычно на 25% медленнее, чем с бумаги.
Человеческий глаз может видеть 500 оттенков серого цвета.
Роговица — единственная ткань в организме человека, которая не содержит кровеносных сосудов.
Человеческий глаз видит только три цвета: красный, синий и зеленый. Все остальные цвета являются их комбинацией.
Глаза являются вторым наиболее сложным органом после мозга.
Трансплантация глаз в настоящее время невозможна из-за чувствительности зрительного нерва.
У каждого человека один глаз видит лучше другого.
Функция слез заключается в том, чтобы содержать глаз в чистоте, но ученые до сих пор не понимают, почему мы плачем, когда расстроены.
Когда человек смотрит на того, кого любит, зрачки его глаз расширяются на 45%.
Если вы заботитесь о своем зрении, то необходимо регулярно (не реже одного раза в год) посещать офтальмолога. Это поможет выявить ряд глазных заболеваний на ранних стадиях. Многие состояния, такие как диабетическая болезнь глаз, возрастная макулярная дегенерация и глаукома, могут протекать бессимптомно в начальной стадии. Всестороннее обследование является единственно надежным способом обнаружить эти заболевания и сохранить зрение.
II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановская многопрофильная гимназия № 15 имени В.А. Сухомлинского».
Для проведения исследования использовались теоретические методы, такие как изучение литературы по теме исследования, систематизация материала, сравнительный анализ [7, 8]
Изучение литературы по теме исследования - метод, основанный на анализе и обзоре существующих научных исследований, статей, книг и других публикаций по данной теме. Он позволяет углубить знания о предмете исследования, выявить основные подходы и теоретические обоснования, на основе которых может быть проведено дальнейшее исследование.
Систематизация материала - метод, направленный на организацию и структурирование полученной информации. Он включает в себя классификацию, группировку или создание иерархии данных, чтобы сделать их более легкими для анализа и интерпретации. Такой подход позволяет систематизировать и упорядочить знания, полученные из литературного обзора.
Сравнительный анализ - метод, который позволяет сопоставить и проанализировать различные объекты, явления или показатели с целью выявления сходств или различий между ними. Сравнение может проводиться на основе различных параметров или характеристик, и это позволяет получить более полное представление о предмете исследования.
Для подтверждения гипотезы нашей работы были использованы эмпирические методы: опрос и анкетирование, проведение диагностики остроты зрения, сравнение, построение таблиц, диаграмм [3, 18].
Опрос и анкетирование - методы, основанные на сборе информации путем задания вопросов участникам исследования. Они позволяют получить непосредственные ответы, мнения и предпочтения исследуемых лиц и использовать эти данные для анализа и извлечения выводов.
Проведение диагностики остроты зрения - метод, применяемый для определения уровня зрительной функции у исследуемых. Он включает в себя различные процедуры, такие как чтение графиков, определение четкости изображений и тестирование зрительных навыков. Этот метод позволяет получить количественные данные о состоянии зрительной системы и использовать их для дальнейшего анализа.
Сравнение, построение таблиц, диаграмм - методы, которые используются для визуализации и анализа данных. Сравнение позволяет выявить различия или сходства между объектами или показателями. Построение таблиц и диаграмм позволяет структурировать информацию и представить ее в удобной форме, что упрощает анализ и интерпретацию полученных результатов.
На основе анализа литературы по организации и проведению экспериментального исследования [4] выделили два его этапа: теоретический и практический. В таблице 2.1. представлены этапы экспериментальной работы, задачи, которые включает в себя каждый из этапов и методы.
Этапы выполнения работы были взаимосвязаны и подчинены цели эксперимента, но каждый из них характеризовался собственными задачами и методами.
Таблица 2.1. Этапы экспериментальной работы
Этап | Задачи | Методы |
Теоретический | Изучить заболевания глаз и способы их лечения | Изучение литературы по теме исследования, систематизация материала, сравнительный анализ |
Практический | Провести экспериментальное исследование влияния гаджетов на остроту зрения у учащихся и работников IT сферы; обработать, систематизировать и оформить полученные результаты; разработать практические рекомендации для предотвращения снижения остроты зрения у учеников | Опрос и анкетирование, проведение диагностики остроты зрения, сравнение, построение таблиц, диаграмм |
Ниже представлена общая характеристика проводимого нами эксперимента:
по цели исследования - констатирующий: проводится с целью проверки предположений, связей, полученных в ходе теоретического исследования;
по форме (условиям) проведения эксперимента – естественный: проводится в обычных условиях;
Объекты исследования: ученики 10 класса. В исследовании принимало участие 16 обучающихся.
III. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГАДЖЕТОВ В ОСТРОТУ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ И РАБОТНИКОВ IT СФЕРЫ
3.1. Экспериментальное исследование влияния гаджетов на остроту зрения у учащихся
Современный мир – это мир гаджетов! Начиная с телефонов, заканчивая телевизором. В нашем телефоне есть все, вся наша жизнь. Поэтому современные люди не выпускают свой мобильный телефон из рук. Даже маленькие дети умеют пользоваться телефоном. Естественно, это пагубно сказывается на нашем зрении. После продолжительного периода дистанционного обучения я разговаривала с одноклассниками и друзьями и узнала, что у многих из них возникли проблемы со зрением. Нами было принято решение провести исследование среди своих одноклассников, учеников 10 класса, определить качество их зрения и сравнить динамику изменения зрения учеников и работников IT сферы.
Цель исследования: определить остроту зрения у обучающихся до начала дистанционного обучения и спустя 2 года дистанционного обучения и установить влияние гаджетов на снижение остроты зрения.
Цель исследования определяет следующие задачи:
Провести опрос учеников 10 класса по вопросам разработанной нами анкеты.
На основании медицинских карт установить уровень остроты зрения обучающихся в 2020 году - до начала дистанционного обучения.
Проверить качество зрения обучающихся при помощи таблицы Сивцева-Головина по состоянию на февраль 2023 года.
Установить наличие или отсутствие изменений остроты зрения у работников IT сферы.
Проанализировать полученные результаты.
Для проведения опроса учеников 10 класса нами были подготовлены вопросы анкеты:
Какое количество времени в сутки вы проводите с гаджетами?
Сколько времени из указанного вами вы тратите на учебу, компьютерные игры, развлечения и отдых (просмотр соцсетей, фильмов и т.д.)?
Выполняете ли вы специальные упражнения для глаз во время работы с гаджетами?
Используете ли вы при работе с гаджетами специальное освещение?
Соблюдаете ли вы при работе с гаджетами зрительный режим (отдых для глаз, смена деятельности)?
С согласия учеников 10 класса и их родителей мы провели изучение медицинских карт, по которым установили качество зрения детей в 2020 году при прохождении планового медицинского осмотра. Чтобы установить качество зрения учеников 10 класса в настоящее время, мы определили остроту их зрения при помощи оптометрической таблицы Сивцева-Головина (фото 2.1, фото 2.2.). Это нам помогло проанализировать скачки ухудшения или улучшения зрения детей на период с 2020 года - начала дистанционного обучения, по 2023 год. Все полученные нами данные мы систематизировали в таблицы.
Фото 3.1. Проверка остроты зрения при помощи таблицы Сивцева-Головина
Фото 3.2. Проверка остроты зрения при помощи таблицы Сивцева-Головина
В таблице 2.1 показаны результаты нашего исследования остроты зрения учеников 10 класса до начала дистанционного обучения и после двух лет дистанционного обучения. В этой же таблице мы поместили ответы учеников на третий, четвертый и пятый вопросы анкеты.
В 2020 году 9 учеников класса имели 100% зрение, это 56 % всех обучающихся. В 2023 году 100% зрение имеют только 5 учеников, это 31% обучающихся. Зрение ухудшилось у 25 % обучающихся. Острота зрения менее 100% в 2020 году была у 7 учеников, это 44 % всех участников эксперимента. В 2023 году у 6 из них острота зрения стала еще меньше. По результатам сравнения экспериментальных данных мы можем констатировать значительное ухудшение зрения у большинства учащихся за период дистанционного обучения. По результатам опроса мы можем сделать вывод, что наибольшее снижение остроты зрения произошло у учеников, которые не соблюдали зрительный режим и работали с гаджетами в комнате с недостаточным освещением. Специальные упражнения для глаз выполняют 7 учеников, у четырех из них острота зрения за 3 года не изменилась.
Таблица 3.1. Острота зрения до и после дистанционного обучения у учащихся 10 класса.
Имена учеников | 2020г. | 2023г. | Изменение остроты зрения | Зарядка для глаз | Освещение в вашей комнате | Зрительный режим |
Алиса | 100% | 70% | Ухудшилось | Нет | Есть | Да |
Алина | 100% | 100% | Не изменилось | Да | Есть | Да |
Марк | 100% | 100% | Не изменилось | Да | Есть | Да |
Павел | 70% | 30% | Ухудшилось | Нет | Есть | Да |
Влада | 50% | 10% | Ухудшилось | Да | Нет | Нет |
Екатерина | 30% | 20% | Ухудшилось | Да | Нет | Нет |
Ксения | 40% | 20% | Ухудшилось | Нет | Нет | Да |
Анна | 60% | 10% | Ухудшилось | Нет | Нет | Нет |
Карина | 100% | 20% | Ухудшилось | Нет | Есть | Да |
Артем | 100% | 50% | Ухудшилось | Нет | Есть | Нет |
Егор | 70% | 50% | Ухудшилось | Да | Нет | Нет |
Дмитрий | 100% | 80% | Ухудшилось | Нет | Нет | Нет |
Амира | 30% | 30% | Не изменилось | Да | Есть | Да |
Надежда | 100% | 100% | Не изменилось | Нет | Есть | Да |
Владимир | 100% | 100% | Не изменилось | Нет | Есть | Да |
Владислав | 100% | 100% | Не изменилось | Да | Есть | Нет |
Нельзя, конечно, считать, что снижение остроты зрения у учеников произошло только из-за использования гаджетов, здесь следует учесть и наследственность, и стрессовые ситуации, но большинство учеников имеют проблемы со зрением именно из-за несоблюдения элементарных правил профилактики заболеваний глаз. Таким образом, для профилактики снижения остроты зрения необходимо выполнять комплекс мер, включающий соблюдение зрительного режима, правильное освещение и выполнение специальных упражнений.
Ответы на первый и второй вопросы анкеты мы разместили в таблице 2.2. Используя таблицу, мы можем увидеть, что учащиеся действительно много времени проводят с гаджетами: от 8 до 16 часов. Причем большую часть времени дети используют для обучения- это онлайн-уроки, поиск информации в сети Интернет, работа с ГДЗ, подготовка докладов, просмотр видеоуроков.
Таблица 3.2. Количество времени, которое ученики проводят с гаджетами в сутки, чем именно занимаются.
ФИО | Количество часов в сутки | Учеба | Игры | Просмотр соцсетей, фильмов и т.д. |
Алиса | 12 | 8 | 1 | 3 |
Алина | 9 | 5 | 2 | 2 |
Марк | 14 | 7 | 5 | 2 |
Павел | 10 | 5 | 5 | 0 |
Влада | 13 | 6 | 2 | 5 |
Екатерина | 12 | 9 | 0 | 3 |
Ксения | 12 | 4 | 4 | 4 |
Анна | 8 | 3 | 2 | 3 |
Александра | 9 | 6 | 1 | 2 |
Карина | 14 | 8 | 2 | 4 |
Артем | 11 | 6 | 5 | 0 |
Егор | 14 | 6 | 6 | 2 |
Дмитрий | 16 | 6 | 5 | 5 |
Амира | 13 | 3 | 5 | 5 |
Надежда | 14 | 4 | 4 | 6 |
Владимир | 12 | 7 | 3 | 2 |
Владислав | 14 | 9 | 5 | 0 |
Для большей наглядности нами составлена диаграмма (рис. 3.1), демонстрирующая распределение времени работы учеников с гаджетами. По результатам нашего исследования получается, что почти половина детей сидят в гаджетах сутками. Но что же занимает у них там столько времени?
Рисунок 3.1. Распределение общего времени работы учеников с гаджетами.
Для ответа на этот вопрос мы проанализировали ответы детей и построили диаграмму, представленную на рисунке 3.2. Теперь нам стало ясно, что использование гаджетов для учебы занимает у 54% учащихся от 5 до 7 часов и у 23 % обучающихся более 7 часов ежедневно.
Рисунок 3.2. Время работы с гаджетами, затраченное на учебу.
Наше исследование показало, что ученики тратят от 8 до 16 часов в сутки на работу с гаджетами, и только половина этого времени используется на обучение. По результатам проведенного исследования, можно увидеть снижение остроты зрения 9 учащихся 10 класса, что составляет 56% от всех учеников класса. И большинство из них не выполняют самые простые требования профилактики при работе с гаджетами. В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что острота зрения учащихся снижается в связи с неправильным использованием гаджетов и отсутствием профилактики глазных заболеваний. Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу.
3.2. Экспериментальное исследование влияния гаджетов на остроту зрения у IT работников
Современные люди не выпускают свой мобильный телефон из рук. Это приводит к развитию передовых технологий, а значит и работников в этой сфере становится все больше. Наверное, самыми знаменитыми из них являются: Игорь Анатольевич Данилов (создатель антивируса Dr.Web), Евгений Валентинович Касперский (глава АО «Лаборатория Касперского»), Дмитрий Витальевич Крюков (автор поисковой системы «Rambler»).
После того как мы провели опрос учеников 10 класса и обнаружили, что практически у всех за три года непрерывной работы с гаджетами существенно снизилось зрение, мы заинтересовались, какое же влияние оказывает на работников IT сферы их ежедневная связь с гаджетами. Поэтому мы решили узнать влияние их вида деятельности на остроту зрения до и после начала работы и опросили людей, работа которых связана с IТ сферой - это профессиональные программисты и веб-дизайнеры. В таблице 3.3 представлены результаты опроса работников IT сферы до и после начала работы в сфере компьютерных технологий.
По результатам опроса, можно сделать вывод, что у работников IТ сферы нет явных ухудшений в остроте зрения. Кроме того, зрение отдельных респондентов стало лучше. Вероятно, это связано с возрастными изменениями. Постоянство остроты зрения говорит о том, что работники IT сферы придерживаются определенных правил, которые помогаю им сохранить зрение при работе с гаджетами.
Таблица 3.3. Острота зрения до и после начала работы у работников ITсферы.
Фамилия, имя | До поступления на работу | В настоящее время | Стаж работы | Изменение остроты зрения |
Исакин Сергей | 100% | 100% | Более 10 лет | Не изменилось |
Оборин Даниил | 90% | 100% | Более 10 лет | Улучшилось |
Воронцов Алексей | 100% | 90% | Более 10 лет | Ухудшилось |
Овчаренко Дмитрий | 80% | 100% | Более 10 лет | Улучшилось |
Мы знаем, что специально для программистов были созданы профессиональные мониторы, которые не вредят зрению. Выбор монитора для программиста осуществляется по ряду ключевых параметров: диагональ экрана, поддерживаемое разрешение и частота смены кадров, уровень яркости и контрастности, эргономика корпуса и его дизайн, наличие необходимых портов для подключения, а также ряд других.
Далее представлен рейтинг лучших мониторов, в который вошли исключительно надёжные модели, безопасные для глаз и имеющие оптимальные технические характеристики [11]:
ASUS VA24DQSB
MSI Modern MD271QP
BenQ GW2785TC
ASUS BE24EQSK
HP Z24f G3
ASUS ProArt PA24AC
Philips 240B9
DELL U2421E
HP E24i G4
Для работы с гаджетами существуют специальные очки, которые так же защищают зрение работников IT сферы. Специальные очки блокируют излучение ПК, улучшают кровообращение в глазных тканях, купируют раздражение, слезоточивость, жжение и предотвращают развитие офтальмологических заболеваний [15]. Мы подобрали наиболее надежных производителей таких очков, по результатам опроса профессиональных программистов:
SPG SKILL
COMFORT
SPG LUXURY AF034
GUNNAR PRG DESIGNED BY RAZER ONYX AMBER
XIAOMI ROIDMI QUKAN W1
AROZZI VISION VX-500
XIAOMI TUROK STEINHARDT
XIAOMI ROIDMI B1
Один офисный работник проводит за компьютером в среднем 7 часов в день, 35 часов в неделю, 1820 часов в год. А придя домой с работы, использует смартфоны и телевизоры, планшеты и ноутбуки. То есть в среднем такой человек смотрит на экран 12 часов в день, 4380 часов в год. И при этом эти люди сохраняют свое зрение [2].
В настоящее время для всех пользователей гаджетов разработаны базовые рекомендации, которые нужно пытаться соблюдать, чтобы сохранить здоровье и зрение. Работники IT сферы яркое тому подтверждение.
ВЫВОДЫ
Рассмотрев влияние гаджетов на остроту зрения человека, можно отметить, что компьютер, телефон, телевизор и т. д. хоть и облегчают жизнь человека, но так же вызывают серьезную зависимость и оказывают негативное влияние на зрение. Целью нашей работы было исследовать проблему снижения остроты зрения у учеников гимназии и работников в сфере IT, разработать практические рекомендации для предотвращения снижения остроты зрения. Мы считаем, что цель нашей работы достигнута.
Заболевания глаз могут иметь различные причины, включая длительное использование гаджетов. Поэтому необходимо обратить внимание на правильное использование гаджетов и соблюдение режима работы.
Экспериментальные исследования показали, что длительное использование гаджетов может негативно сказываться на остроте зрения у учащихся. Постоянное напряжение глаз и монотонное воздействие света экрана могут приводить к ослаблению зрительной функции.
Проведя опрос и экспериментальное исследование, можно сделать вывод, что большинство учеников моего класса не осведомлены о разных методах сохранения зрительного анализатора и поэтому теряют свое зрение в короткий срок. Анализируя результаты анкетирования, мы установили, что наибольшее снижение остроты зрения произошло у учеников, которые не соблюдали зрительный режим и работали с гаджетами в комнате с недостаточным освещением.
Наше исследование показало, что ученики тратят от 8 до 16 часов в сутки на работу с гаджетами, и только половина этого времени используется на обучение. По результатам проведенного исследования отмечено снижение остроты зрения 9 учащихся 10 класса, что составляет 56% от всех учеников класса.
Для предотвращения снижения остроты зрения учеников необходимо применять следующие рекомендации:
- соблюдать режим работы и отдыха при использовании гаджетов.
- ограничить время, проводимое перед экраном, особенно вечером и перед сном.
- поддерживать оптимальную яркость и контрастность экрана.
- проводить гимнастику для глаз, включающую упражнения на снятие напряжения и укрепление глазных мышц.
- регулярно проходить профилактические осмотры у офтальмолога.
Разработанные нами комплекс упражнений для глаз и рекомендации представлены в приложении.
В настоящее время для всех пользователей гаджетов разработаны базовые рекомендации, которые нужно пытаться соблюдать, чтобы сохранить здоровье и зрение. Работники IT сферы яркое тому подтверждение, так как у работников IT сферы резкого снижения остроты зрения не обнаружено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что острота зрения учащихся снижается в связи с неправильным использованием гаджетов и отсутствием профилактики глазных заболеваний. Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу.
С целью профилактики снижения остроты зрения мы предлагаем ежедневно выполнять комплекс профилактической гимнастики для глаз. Разработанная нами памятка о полезных привычках также будет полезна всем, кто заинтересован в сохранении зрения.
Работа имеет практическое значение. Полученные в результате исследования факты снижения остроты зрения быть использованы социальными педагогами и классными руководителями для проведения профилактических бесед по безопасности жизнедеятельности с учениками.
Предложенный нами комплекс упражнений для глаз действительно позволяет стабилизировать близорукость. Если вы заботитесь о своем зрении, то необходимо регулярно посещать офтальмолога. Это поможет выявить ряд глазных заболеваний на ранних стадиях. Всестороннее обследование является единственно надежным способом обнаружить эти заболевания и сохранить зрение.
С целью профилактики заболеваний глаз и снижения остроты зрения необходимо систематически проводить информационные кампании среди учащихся с привлечением работников IT сферы о вреде длительного использования гаджетов для зрения и практических методах его сохранения.
Соблюдение рекомендаций по использованию гаджетов и профилактические меры, включая регулярный осмотр у офтальмолога, помогут предотвратить снижение остроты зрения у учеников и работников IT сферы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Биология 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией профессора В. В. Пасечника. – М.: «Просвещение», 2010.- 220 с.
Блог компании Клиника офтальмологии доктора Шиловой . Зрение ИТ-специалиста: что нужно знать лично вам 2022 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/ru/company/klinika_shilovoy/blog/402463/
Гурова Е. В. Исследования в социальной работе: методология, методика, измерения. - М.: Юрайт, 2019.
Загвязинский В. И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. —208 с.
«EUROMEDCLINICмногопрофильный медицинский центр / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://euromed.ru/news/7-metodov-uluchshayushhih-zrenie/
EducationEcosystemBlog/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://educationecosystem.com/blog/top-russian-programmers/
Керси В., Морган Э. Планирование, осуществление и оценка медицинских исследований. - М.: Пресс Европа, 2001.
Кравченко И. И. Методы исследования в психологии и педагогике. - М.: Издательский Дом "Педагогическое общество России", 2010.
«Комплекс упражнений для глаз» Медицинского центра ООО «Офтальмак»91055, Луганская Народная Республика / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://glaz.center/
Лукьянец Г.Н. Влияние гаджетов на развитие детей / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-detey/viewer
9 Лучших мониторов для программиста — рейтинг 2022 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ratingpc.ru/luchshih-monitorov-dlya-programmista-reyting
Медицинский центр имени Святослава Федора» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fedorovmedcenter.ru/stati/oft-bolezni-glaz/
«ОПТИНОЛ» 30 интересных фактов о глазах и зрении человека/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://optinol.ru/poleznaya-informatsiya/30-interesnykh-faktov-o-glazakh-i-zrenii-cheloveka
Рейтинг лучших очков для компьютера/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://expertology.ru/8-luchshikh-ochkov-dlya-kompyutera/#q-product-1
Рубан Э.Д. Глазные болезни: Учебник – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 467 с.
MK.RU.В школах началась «эпидемия» близорукости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2022/09/16/v-shkolakh-nachalas-epidemiya-blizorukosti.html
Филькина О.М. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dlitelnost-ispolzovaniya-tsifrovyh-ustroystv-kak-odin-iz-faktorov-riska-razvitiya-miopii-u-shkolnikov/viewer
Фишер К., Уорнер Р. Г. Социальные исследования: методология, методы, проектирование. - М.: Академический Проект, 2002.
Чон Хо Ча,Ён-Джин Чой,Сурак Рю,Джин-Хва Мун. Связь между использованием смартфонов и состоянием здоровья подростков: анализ склонности с использованием опроса о рискованном поведении молодежи Кореи/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0294553
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СНИЖЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ
1. Комплекс упражнений для глаз от Медицинского центра ООО «Офтальмак»
Посещая Медицинский центр ООО «Офтальмак», я обратила внимание на памятку, разработанную этим центром для профилактики зрения [9]. После общения с врачом-офтальмологом, я решила на себе проверить данный комплекс упражнений. Комплекс действительно работает. Упражнения позволяют снять зрительную нагрузку, укрепить мышцы век, улучшить кровоснабжение глаз. Систематические выполнение упражнений может помочь остановить прогрессирующее снижение остроты зрения.
Зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения и расслабляет мышцы глаз.
Быстро моргать на протяжении 1-2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
Смотреть вдаль 2-3 секунды. Поставить палец правой руки по средней линии напротив переносицы на расстоянии 25-30 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него двумя глазами 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Закрыть веки, проводить массаж век с помощью круговых движений пальцами на протяжении 1 минуты. Упражнение снимает спазм глазных мышц и улучшает кровоснабжение.
Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Закрыть ладонью левой руки, левый глаз на 3-5 сек. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Потом аналогичное упражнение выполняется при фиксации пальца левой руки с прикрытием правого глаза. Повторить 5-6 раз. Упражнение способствует работе обоих глаз.
Голова неподвижна. Отвести правую полусогнутую руку в сторону. Медленно двигать палец справа налево, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия совершенствует их координацию.
Одновременно тремя пальцами левой руки легко нажать на верхнее веко левого глаза и тремя пальцами правой руки – на верхнее веко правого глаза. Через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Смотреть вдаль 2-3 сек. Затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близком расстоянии.
Голова неподвижна. Поднять правую полусогнутую руку вверх. Медленно двигать палец сверху вниз и следить за ним глазами. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз вертикального действия и совершенствует их координацию.
Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо. Выполнить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом за кончиками пальцев. Выполнить это упражнение левой рукой, осуществляя круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз. Упражнение развивает координацию движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата.
Голова неподвижна. Поднять глаза вверху, опустить вниз. Посмотреть вправо, потом влево. Повторить 6-8 раз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз.
Голова неподвижна. Поднять глаза вверх. Выполнить ими круговые движения по часовой стрелке, против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз. Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярной реакции.
Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить вниз. Повернуть вправо потом влево. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.
Ноги, поставить на ширине плеч. Голову опустить, посмотреть на носок левой ноги (зафиксировать точку). Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты. Опустить голову, посмотреть на носок правой ноги. Поднять голову, посмотреть в верхний левой угол комнаты. Повторить 3-6 раз. Упражнение способствует улучшению координации движения глаз и головы.
Вытянуть руки перед собой на ширину плеч на уровне глаз. Посмотреть в правый верхний угол комнаты. Перевести взгляд на кончики пальцев левой руки. Посмотреть в верхний левый угол комнаты. Перевести взгляд на кончики пальцев правой руки. Повторить 3-4 раз. Упражнение развивает сложные координационные движения глаз.
Стать перед окном. На расстоянии 25 см на уровне глаз на окне прикрепить метку (диаметр 2-3 см). Поочередно фиксировать то метку, и какой-либо объект за окном, который находится на уровне этой метки на расстоянии не менее 1 метров. Первые 3 дна упражнение выполнять 3 минуты, потом 3 дня – 5 минут и 7 минут каждый следующий день. Упражнение развивает способность оценивать расстояние и координирует работу внутренних и внешних мышц глаз.
Примечание: упражнения 1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13 выполняют сидя, а упражнения 3, 5, 6, 9, 11, 14, 15, 16 – стоя. Если пациенту назначено ношение очков постоянно, то все упражнения кроме 4 и 7 выполняют в очках.
2. Памятка «Девять самых полезных продуктов для глаз»
Морковь- одержит бета каротин , витамин А, который препятствует дегенерации сетчатки глаза и развитию катаракты. Кроме того, благодаря ему вырабатывается родопсин — зрительный пигмент, который позволяет видеть при плохом освещении. Его недостаток приводит к потере способности видеть в темное время суток.
Черника, благодаря витаминам В1 и С, а также пигменту лютеину, помогает поддержать остроту зрения и уменьшить усталость глаз. Надо сказать, что черника сохраняет свои свойства и в замороженном виде, и даже если приготовить из нее варенье.
Черный шоколад. Этот продукт защищает кровеносные сосуды глаз благодаря содержащимся в нем флавоноидам, укрепляющим роговую оболочку. Но будьте внимательны: речь идет о черном шоколаде без добавок и примесей.
Шпинат принадлежит к тем овощам, которые богаты противостоящим катаракте лютеином. Поэтому, введя его в свой рацион, вы сможете снизить риск возникновения заболевания глаз до 10%
Творог содержит витамин В2, или рибофлафин, стимулирует и поддерживает обмен веществ в роговице и хрусталике, а витамин В12, или цианокобаламин, улучшает кровоснабжение глаз и оказывает поддерживающий эффект.
Тыква. Помимо того, что в состав тыквы входят лютеин и зеаксантин, она богата витаминами С, А, В1, В2 и цинком, сохраняющими свои свойства и при термообработке.
Брокколи.Еще один продукт, поддерживающий зрение благодаря содержанию важных для правильной работы хрусталика лютеина и зеаксантина, а также каротина, позволяющего защитить клетки глаз от свободных радикалов.
Рыба и рыбий жир. Это источники жирных кислот омега-3, необходимых для хорошего зрения. Наиболее богат ими лосось, но не менее полезными оказываются и сардины, и селедь, и скумбрия. Употребление рыбьего жира предотвратит дегенерацию желтого пятна.
Фрукты. Поддерживает весь наш организм, и в том числе оказывает положительное влияние на здоровье глаз. Киви, виноград, апельсины, персики, папайя… Особенно полезны для глаз фрукты зеленого и оранжевого цветов.
Планируйте свой день
Ради своего же здоровья, попытайтесь ограничить собственное время просмотра гаджетов. Изначально проанализируйте, сколько времени вы проводите в телефоне или в другом устройстве. Это вам поможет понять и спланировать свой распорядок дня, а также сократить взаимодействие с гаджетами.
Есть множество других развивающих вещей, которыми можно заняться, поэтому не ленитесь и составьте список дел на день с минимальным взаимодействием с гаджетами.
При работе используйте специальное оборудование: очки, мониторы.
Не забывайте о правильном освещении, гимнастике для глаз и смене видов деятельности
Отсортируйте все ненужные оповещения и очистите свой рабочий стол от лишнего.
Не совмещайте прием пищи с гаджетами и оставляйте их в другой комнате.
Установите лимиты по пользованию гаджетами.
Составьте список развлечений на случай, если вы заскучаете.
24