Влияние пропаганды на взгляды современного общества
Автор публикации: А. Попов, ученик 11А класса
| | |
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ
“Влияние пропаганды на взгляды современного общества”
Выполнил:
Попов Артём Максимович
МБОУ СОШ №111
Руководитель проекта:
Филиппенко Ирина Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
Пропаганда - один из наиболее эффективных методов управления общественным мнением в современном мире. Она активно используется в бизнесе, политике, образовании, здравоохранении и во многих других сферах. И основной ее целью является донесение определенных идей и смыслов до широких масс за счет использования специальных техник. Несмотря на то, что слово “Пропаганда” чаще всего воспринимается с негативным подтекстом, она также часто используется для донесения созидательных идей, которые объединяют и двигают человечество к прогрессу.
В последнее время можно часто встретить утверждение о том, что наши мысли на самом деле не наши, а являются лишь продуктом влияния внешнего мира. Мы выросли в определенной среде, культуре, которая сформировала наше мышление и сделала нас тем человеком, которым мы являемся. Если бы мы росли в другой стране, то вероятней всего думали бы сейчас иначе и придерживались бы других взглядов на многие вещи. Большую роль в формировании этого мышления играет пропаганда.
Невозможно полностью скрыться от ее влияния, но можно научиться распознавать, когда нашим мнением манипулируют и какую идею хотят навязать. Понимая это, будет значительно проще выбирать, какая из транслируемых идей будет для нас полезна и достойна того, чтобы занимать место в нашей голове.
Цель: понять, как работает пропаганда
узнать способы её влияния на человека
Задачи: изучить способы влияния пропаганды на человека, узнать цели и аудиторию, на которую пропаганда рассчитана
Пропаганду можно разделить на два типа позитивная и негативная
Позитивная пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей. Тем не менее в силу того, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели «конструктивной» пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.
Негативная пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевёрнутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.
На кого нацелена пропаганда
как таковой целевой аудитории у пропагандистов нет, каждый человек может попасть под влияние пропаганды т. к. пропагандисты преследуют разные цели. Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Реклама по сравнению с пропагандой ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных — составляет объявление. Когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии, реклама приобретает наибольшую эффективность. Реклама, призывающая к конкретным политическим действиям, превращается в агитацию. Даже если агитационная реклама стремится вызвать больше коллективное, чем индивидуальное действие, она остаётся агитационной рекламой. В отличие от рекламы, пропаганда не ограничена жёсткими временными рамками и её непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной. Пропаганда должна внушить человеку идею чтобы человек думал, что это его собственное мнение и к нему он пришёл сам
Политическая пропаганда включает в себя технологии влияния, используемые правительством, партией, администрацией с намерением изменить поведение общества. Контекст и цели подобной пропаганды носят политический характер. Цели определяются правительством, партией, администрацией или группой давления. Методы политической пропаганды ориентированы на конкретный результат. Существуют две формы политической пропаганды: тактическая и стратегическая. Тактическая пропаганда направлена на получение немедленных результатов в рамках короткого периода. Стратегическая политическая пропаганда устанавливает общую линию и порядок организации кампаний. В качестве примера можно привести Сталинистскую и Гитлеровскую пропаганду.
Социологическая
Радиус влияния социологической пропаганды гораздо шире, чем политической пропаганды. Также данный вид пропаганды менее осязаемый. Эта пропаганда направлена на то, чтобы повлиять на как можно большее количество личностей и навязать им свой образ жизни. Эта пропаганда формирует не мнение и поведение, а стремится к изменению модели культуры и созданию нового образа жизни и обычаев. ввиду своей неосязаемости она не производит впечатления пропаганды. Среди носителей социологической пропаганды можно выделить медиа, рекламу, кино, технологии и образование. социологической пропаганды больше всего преуспели США и Китай. Положительное отображение американского образа жизни в популярных американских фильмах формирует убежденность в преимуществах американской системы.
Так же можно привезти пример культа тела
Вертикальная-Горизонтальная Вертикальная пропаганда — классический тип пропаганды, где есть «верхушка», которая распространяет пропаганду сверху вниз через средства массовой информации. Горизонтальная пропаганда реализуется в группе, здесь нет движения «сверху вниз» и все участники группы равны друг перед другом. Есть определённое сходство между политической-социологической и вертикальной- горизонтальной пропагандой. Но в первом разделении акцент делается на типах медиа, когда за них берутся также институты общества. Во втором разделении акцентируется направление движения коммуникации, в которой возникает иерархичность.
Рациональная-Иррациональная
Иррациональная пропаганда направлена на эмоциональное давление на индивида: его чувства и эмоции. Но в то же время есть и рациональная пропаганда, которая основывается на конкретных фактах, графиках, видео и т. д. и направлена на убеждение. Обычно пропаганда сочетает в себе рациональное и иррациональное. Современному индивиду, чтобы оправдать свое поведение, важно знать, что, когда он действует, он повинуется разумным доводам. Вызов заключается в том, чтобы создать иррациональный отклик на основе рациональных и фактических элементов, который будет резонировать в течение долгого времени уже после того, как факты были забыты.
Агитационная-ИнтеграционнаяАгитационная пропаганда — видимая пропаганда, которая направлена на побуждение к действию в данный момент. Она эффективная, но краткосрочная. Примером является пропаганда оппозиционной партии против существующей власти, где партия пользуется чувством ненависти к нынешнему строю. Также примером является революционная пропаганда. Если революционеры пришли к власти, их агитационная пропаганда сменяется интеграционной пропагандой. Эта пропаганда создает общий настрой, направлена на вовлечение человека в систему. Такой тип пропаганды наблюдается в развитых странах, где от гражданина требуется не просто проголосовать за кого-либо, а принять модели поведения. В то время как агитационная пропаганда деструктивна, пропаганда интеграции направлена на стабилизацию социальной системы.
Примеры пропаганды
Советская пропаганда — пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни
Пропаганда в СССР проводилась целенаправленно и централизованно под руководством ВКП (в дальнейшем КПСС) и официально называлась идеологической работой, просвещением масс и тому подобным.
В основе советской пропаганды лежала идеология марксизма-ленинизма. Она имела важнейшее значение с самого начала существования советского коммунистического режима. Характер пропаганды менялся по мере исторического развития СССР. Пропаганда велась через средства массовой информации, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительного искусства. Она оставила после себя соответствующее советское культурное наследие.
Государственная сеть газет стала основным рупором агитации и пропаганды социалистических ценностей, а также инструментом партийного контроля повседневной жизни населения. Одной из основных стратегий распространения идей стало многократное их повторение: одни и те же материалы последовательно дублировались центральной, областной и районной прессой. Пропаганда в СССР использовалась как инструмент в решении социально-экономических проблем страны, для насаждения определённых ценностей, борьбы с чуждыми обществу взглядами и идеями. Так как одной из первых задач нового руководства страны являлось просвещение населения и распространение марксистско-ленинской идеологии, одним из первых лозунгов стал «Каждый большевик— агитатор». Позднее на базе региональных школ была создана система начального политпросвещения. К примеру, за 1930—1939 годы количество таких учреждений выросло с 59 школ политграмоты сокращённого типа до 1200 кружков по изучению марксизма-ленинизма. Одновременно единые отделы пропаганды и агитации были созданы во всех горкомах и райкомах партии.
Влияние советской пропаганды можно заметить до сих пор, огромное количество людей, верят в советскую систему и желают вернуть ее
Пропаганда в нынешнее время
для каждой страны, пропаганда будет работать по-разному, и пропагандировать разные вещи и ценности. так мы можем заметить что в России и Китае сейчас проводиться агитация за военные действия, любовь к родине, культуре это делается для объединения и поддержки народа в не легкие моменты. Страны, которые не имеют военных проблем такие как США, Англия, пропагандируют права человека, и равенство граждан
не считая стран, пропаганда исходит и от независимых сми, корпораций и маркетологов
Заключение
пропаганда включает в себя множество способов манипуляции над человеком, визуальные и слуховые способы информации
и может работать над разумом человека с самого малого возраста, избавиться от ее влияния нельзя, но можно постараться не воспринимать зловредную информацию
| | |