12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эктова Светлана Александровна127

ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»





Индивидуальный проект по биологии

на тему:

«Влияние цвета на настроение человека»












Выполнили:

обучающиеся гр. 14/1

Чудакова Виктория, Шувалова Анастасия

Руководитель:

Эктова С.А.



















Рязань,2022

Оглавление

Цель исследования: изучить сферу цветовой гаммы, на эмоциональное состояние человека 3

Задачи: 3

Актуальность:  3

История цвета 4

Символика цвета 5

Характеристика цветов и их влияние на человека. 7

Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета 7

В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый. 7

Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента 7

Практическая часть 11

Заключение 12

Источники информации 13

Введение


Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека также, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.


Для человека информация – это его знания, ощущения и накопленный опыт. Человек получает информацию о внешнем мире с помощью пяти органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения , примерно 9% – при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).


Очень большое значение в восприятии играет цвет. Понимание значения цвета и умение его использовать имеет огромное значение на восприятие учебной информации., поскольку цвет и цветовые сочетания помогают передать правильный тон сообщения, его суть, а также вызвать нужную реакцию на текст , схему, рисунок или любую другую печатную или электронную учебную информацию. На уроках физики мы изучаем физические характеристики цвета, на уроках информатики изучаем виды цветовых схем, на уроках биологии человека изучаем строение глаза, но ни на одном из этих предметов не изучаем, какое влияние оказывает цвет на восприятие учебной информации, а мне интересна эта тема.


Цель исследования: изучить сферу цветовой гаммы, на эмоциональное состояние человека


Задачи:

Познакомиться с историей открытия цвета;

Выяснить значение цвета в жизни человека;

Найти связь между цветом и влиянием его на восприятие информации.

Сделать вывод

Актуальность: 

Как ученики, так и учителя проводят большую часть своего времени в учебных заведениях, поэтому хочется, чтобы цветовая гамма кабинетов помогала поддерживать хорошее настроение.



История цвета

Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения – Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Он установил, что многообразие цвета, открытое ещё древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов – 6: белый, жёлтый, зелёный, синий, красный и чёрный».

Полтора века спустя, в 1666 году, 23-х летний английский учёный Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла переломил солнечный свет и получил радугу (спектр). Учёный пропустил солнечный луч через призму. Свет, который прошел через призму, распался на пучки всех цветов радуги. Так Исаак Ньютон открыл, что белый свет состоит из многих цветов, смешанных друг с другом. Причем все цвета идут в определенном порядке.

В то время, как Ньютон был заинтересован в научном объяснении цвета, то немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Вольфганг фон Гёте посвятил свою книгу «Теория цвета» (1810г.) человекоориентированному анализу восприятия цвета. Проведя серию экспериментов, в которых он измерял реакцию глаза на определенный цвет, Гёте создал, пожалуй, самый известный цветовой круг.

Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, жёлтые, жёлто – зелёные цвета, а во вторую половину – голубые, синие, фиолетовые цвета. Цвета первой половины круга называются тёплыми и вызывают у человека ощущение тепла, уюта, покоя, комфорта. Цвета второй половины цветового круга называются холодными и вызывают у окружающих людей чувство закрытости, отстраненности.

Цвет подсознательно влияет на поведение и настроение человека, у него возникает та или иная реакция на цвет. В 1949 году швейцарский психотерапевт Макс Люшер опубликовал оригинальный цветовой тест, направленный на исследование личности. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны 8 цветов (синий, красный, фиолетовый, серый, зелёный, жёлтый, коричневый, чёрный). По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.



Символика цвета

Как правило, каждый цвет вызывает определенные ощущения и с чем – то ассоциируется. Правда, у каждого народа имеются свои представления о значении цветов.

Во многих странах белый обозначает чистоту, невинность, безгрешность, торжественность, однако на Востоке он символизирует траур, печаль, болезни. Многие жители Китая, Индии, Японии не понимают, почему европейки на такое радостное событие, как свадьба, выбирают белые подвенечные наряды.

В то же время чёрный цвет на Востоке имеет только положительное значение, он олицетворяет любовь, счастливый брак и семейное счастье, здоровый сон и спокойствие. В Америке и Европе именно этот цвет считается траурным и символизирует скорбь, беды, зло, разрушения и смерть.

Для народов Дальнего Востока красный цвет – это символ любви, возвышенных чувств, рождения и жизни. Во Франции красный – это цвет аристократов, чему очень удивляются египтяне, так как у них он ассоциируется с трауром. В Японии и в США, красный цвет символизирует опасность, угрозу, чего никак не могут понять китайцы, ведь для них это цвет счастья. В Японии красный цвет является символом гнева и ярости.

В Америке жёлтый цвет олицетворяет трусость и малодушие, в то же время в Китае, Индии и Японии его связывают со всем самым положительным, так как он напоминает жителям этих стран солнце и золото. В Японии жёлтый – символ изящества и грации, в Индии – цвет удачи, а у китайцев – цвет богатства и счастья. Жёлтый цвет у славянских народов считается цветом ревности и измены.

Интересно, что в Америке безопасность символизирует зелёный цвет, с чем абсолютно не согласны французы, для который этот цвет неразрывно связан с преступностью.

Розовый цвет почти во всех странах ассоциируется с романтикой и нежными чувствами. У корейцев розовый вместе с другими пастельными цветами обозначает также добро, доверие и стабильность.

У американцев голубой цвет ассоциируется с мужественностью, стабильностью, а в Японии он обозначает подлость и мошенничество. В Египте этот цвет олицетворяет истину и добродетельностью, а у славян он служит символом печали.





Характеристика цветов и их влияние на человека.

Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета

В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый.

Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждый из этих цветов имеет свое значение, символику и вызывает у человека различные эмоции. Разберем их по-порядку.

Красный

Физиология: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, помогает при апатии, депрессии. Он побеждает страх, неуверенности в себе, устраняет упадок сил, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне

обладает согревающим эффектом, помогает при простуде и насморке
•стимулирует мозговую деятельность и снимает сонливость
• убивает вирусы, нейтрализует некоторые воспалительные процессы (хотя красный цвет противопоказан при угревой сыпи)
• в больших количествах усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение
•активизирует сексуальность и помогает при бесплодии
• расширяет сосуды, активизирует кровообращения, повышает давление, учащает пульс и дыхание
• стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, нормализует обмен веществ и повышает аппетит.

Психология: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.





Оранжевый

Физиология: находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.

Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

Желтый

Физиология: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Поможет быстрее осмелится на жизненные перемены и серьезные шаги
• освобождает от негатива, помогает при депрессии, повышает самооценку избавляет от пессимизма
• способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию, улучшает память
• очищает организм от токсинов, контролирует вес, помогает при диабете
• положительно влияет на весь пищеварительный тракт, помогает при заболеваниях печени, запорах
• лечит некоторые кожные заболевания

Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.

Зеленый

Физиология: помогает при негативных состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.  Порождает чувство любви, помогает быть ближе друг к другу, создает ощущение гармонии как внутри человека, так и в его отношениях с окружающими.
• поддерживает равновесие физического и психологического состояния человека
• мобилизует мышцы и повышает работоспособность, помогает при неуравновешенности, злобе, грубости, эмоциональном возбуждении
• избавляет от клаустрофобии, зрительно расширяя пространство оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие
• очень благотворно влияет на беременных, делая их более спокойными
• помогает при заболеваниях сердца, болезнях легких и гриппе

Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.

Голубой

Физиология: 

снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу,  так как действует расслабляюще.
• способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуицию
• в больших количествах вызывает сонливость и грусть
• помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности
• сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами.
• Усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах
• уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть

Психология: помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

Синий

Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему.

снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу,  так как действует расслабляюще.
• способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуицию
• в больших количествах вызывает сонливость и грусть
• помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности
• сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами.
• Усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах
• уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть

Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция).

Фиолетовый

Физиология: лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.





Практическая часть

Мы решили выявить, какой цвет одежды носят мои одногруппники. Для этого мы провели опрос.

В опросе участвовало 10 цветов черный, голубой, белый,розовый, оранжевый, желтый, синий, коричневый, зеленый, красный.

Результаты опроса вы можете увидеть на диаграмме

t1653542485aa.gif

Как мы видим 61% учащихся носят в течение недели черный цвет, 30% учащихся носят голубой цвет, 13% учащихся носят в течение недели белый цвет и 9% учащихся розовый цвет.







Заключение


Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Нами установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

вызывают разную реакцию:

подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.

Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.



Источники информации


https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/proekt_po_biologii_vliianie_tsveta_na_nastroenie_cheloveka


https://infourok.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-vliyanie-cveta-na-nastroenie-cheloveka-5147839.html


https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2019/01/17/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-tsveta-na


https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-tema-vliianie-tsveta-na-n.html


13


Авторы материала: В. Чудакова (1 курс), А. Шувалова (1 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.