Волшебство в музыкальном языке Анатолия Константиновича Лядова» на примере двух симфонических миниатюр “Баба- Яга” и “Кикимора”
Автор публикации: В. Фокина, ученица 8 класса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования сферы культуры
«Детская музыкальная школа №1»
Камчатский край, г. Вилючинск
Итоговая выпускная работа по музыкальной литературе на тему: «Волшебство и сказка в музыкальном языке Анатолия Константиновича Лядова» на примере двух симфонических миниатюр “Баба -Яга” и “Кикимора”
Выполнила: Фокина Виолетта
Ученица 8 класса ДОПП 8(9) летнего курса обучения
по классу «Фортепиано»
Преподаватель: зав. ТО, ВКФ Сартакова Е.В.
2024г.
г. Вилючинск
«Волшебство в музыкальном языке Анатолия Константиновича Лядова» на примере двух симфонических миниатюр “Баба- Яга” и “Кикимора”
Добрый день, уважаемые члены экзаменационной комиссии!
Тема моей работы звучит так: «Волшебство и сказка в музыкальном языке Анатолия Константиновича Лядова» на примере двух симфонических миниатюр “Баба -Яга” и “Кикимора”. (слайд 1)
Вы спросите меня: почему я выбрала именно эту тему?
Отвечу: выбрала такую тему, потому что тема сказки и волшебства очень близки и интересны мне с детства. Сказки дарят приятные ностальгические воспоминания о прошлом. (слайд 2)
Волшебство и сказка. Что же это? Это важная часть русской культуры, которая олицетворяет магию, фантазию и удивительные приключения.
Волшебство - это таинственная сила, которая позволяет людям делать удивительные вещи, преодолевать трудности, и создавать невероятные моменты радости и восторга. Оно может проявляться через заклинания, магические предметы, или просто через силу веры и желания.
Сказка - это литературный жанр, который передает нам удивительные истории о героях, волшебных существах, и приключениях, полных тайны и волшебства. Сказки часто служат уроками о доброте, справедливости, и мудрости, и помогают нам увидеть мир в новом свете, расширить свое воображение и поверить в чудеса.
В моем понимании, волшебство и сказка являются неотъемлемой частью нашей культуры и наследия, и они способны вдохновлять, укреплять наши верования и приносить радость в нашу жизнь.
Волшебство- это чудеса создаваемые волшебниками или колдунами, что -то не от мира сего…
А сказка?
Сказка - это один из жанров фольклора или художественной литературы, это первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. А также, какой- либо рассказ о вымышленных событиях, героях.
И сейчас, я раскрою эту тему на примере двух симфонических миниатюр Анатолия Лядова. Но для начала окунемся в биографические и творческие сведение о русском композиторе…
Краткое представление Анатолия Константиновича Лядова и его вклада в музыкальное искусство. (слайд 3)
Анатолий Константинович Лядов (1855-1914, прожил всего 59 лет), был выдающимся русским композитором, дирижером и педагогом. Ученик Николая Андреевича Римского-Корсакова. Являлся одним из основоположников русской национальной музыкальной школы и оставил значительный след в истории русской музыки. Анатолий Лядов также был известен как автор множества музыкальных миниатюр и сказок для детской аудитории.
В своих произведениях Лядов стремился передать образы и настроения русской природы, а также создавал музыку, которая отражала волшебство и фантастические элементы. Его творчество сильно повлияло на развитие русской музыкальной культуры в конце 19-го и начале 20-го веков.
Большая часть сочинений написана композитором для фортепиано. Среди них:
«Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы.
Композитор был великолепным мастером жанра симфонической миниатюры.
Что же такое симфоническая миниатюра?
Общая характеристика симфонической миниатюры. Определение жанра. (слайд 4)
Симфоническая миниатюра - это жанр художественной музыки, который представляет собой короткую и компактную музыкальную форму, обладающую симфоническим звучанием и оркестровым размахом. Миниатюра обычно имеет более компактные размеры и представляет собой небольшую музыкальную гармонию.
Симфоническая миниатюра часто выполняется оркестром и использует богатые симфонические ресурсы для достижения эффектного звучания. Этот жанр считается важным элементом симфонической музыкальной традиции и часто используется композиторами для создания ярких, мелодичных и памятных музыкальных произведений.
Почему Анатолий Лядов обратился к этому жанру? (слайд 5)
Анатолий Лядов обращался к жанру симфонической миниатюры, поскольку этот жанр позволял ему создавать компактные и красочные музыкальные произведения, которые были востребованы в его времени. Симфоническая миниатюра давала ему возможность раскрыть свой талант в создании небольших, но выразительных произведений, которые могли быть легко исполнены оркестром и вызывали интерес у слушателей.
Также, симфоническая миниатюра предоставляла Лядову возможность экспериментировать с различными музыкальными формами и идеями, не ограничиваясь формальными требованиями более крупных симфонических жанров. Это позволило ему развивать свой собственный стиль и выражать свое художественное видение через эти короткие, но замечательно проникновенные музыкальные произведения.
Таким образом, обращение Лядова к жанру симфонической миниатюры позволило ему проявить свою индивидуальность и творческое мастерство, создавая произведения, которые продолжают восхищать и вдохновлять слушателей по сей день.
Две симфонические миниатюры “Баба-Яга” и “Кикимора” созданные с разрывом во времени в пять лет. Симфоническая миниатюра “Баба-Яга” была написана Лядовым в 49 лет, а симфоническая миниатюра “Кикимора” была создана в его 54 года, то есть в зрелый период творчества. Оба этих два сказочных образа вышли из славянского фольклора.
Сказочный образ кикиморы (слайд 6)
Давайте рассмотрим образ Кикиморы.
Кикимора — это существо из славянского фольклора, которое обладает своими уникальными чертами и символизирует различные аспекты человеческой жизни. Кикимора обычно представляется как коварное и капризное существо, способное на призрачные обманы и шалости. В фольклоре она часто ассоциируется с домашним хаосом и не упорядоченностью, а также относится к злым богам.
Кикимору описывали как низенькую скрюченную и безобразную старуху, длинноносую девушку или женщину.
Согласно различным другим описаниям, кикимора может быть очень мала и тонка, с большой головой, длинными руками, короткими ногами, у неё выпученные глаза, мохнатые лапы, есть рожки, хвост, она покрыта перьями или шерстью.
«Кикимора»- симфоническая миниатюра (слайд 7)
Двухчастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году, пполучила авторское обозначение фантастическое скерцо op. 63.
Премьера скерцо состоялась 12 декабря 1909 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга. Литературным источником для картины послужила книга Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа» – труд по русскому народоведению, включающий в себя сказания о народно чернокнижии, ворожбе и гадании, описания русских народных игр, примет и обрядов.
В «Кикиморе» музыкальная драматургия дополнена литературной программой. Перед пьесой помещен такой фольклорный текст:
«Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах…От утра до вечера
тешит Кикимору кот-баюн, говорит ей сказки заморские про несь род человечь. Со полуночи до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке.
Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, черешенька та
Кикимора; а голова-то у ней малым-малёшенька со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной.
…Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; всё бы ей губить, да крушить, всё бы ей назло идти, всё бы миром мутить…»
О музыке… (слайд 8)
Медленное вступление рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами (от лат. глухой-приспособление, применяемое на некоторых музыкальных инструментах для ослабления громкости и изменения тембра звучания), глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета.
(слайд 9)
Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев (аудио: до 0.46, с 5.38 и до конца) в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.
Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт.
Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега.
Так же “зловещий” образ и юмор Кикиморы передают широкие интервалы с форшлагами, хроматические короткие темы, альтерированные, диссонирующие гармонии, увеличенные трезвучия и чёткая ритмическая пульсация.
Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.
(слайд 10)
Необычно окончание этой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает визгливый форшлаг флейты-пикколо.
Заканчивается она мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Сказочный образ Кикиморы ярко представлен Анатолием Лядовым при помощи средств музыкальной выразительности: динамическими нарастаниями и спадами, форшлагами, резкими акцентами, высоким регистром. Все это отличительные черты музыкального языка Лядова.
Вспыльчивость и резкость Кикиморы представлена одним из приемов музыкального развития - контрастом. Сначала музыка тихая, убаюкивающая, затем резкая, громкая, а потом она вновь затихает и исчезает.
Перейдем к сказочному образу Бабы -Яги (слайд 11)
Баба -Яга — одно из самых известных существ в славянском фольклоре. Она часто описывается как жуткая старуха с костлявым носом, кривыми зубами и волосами, выступающими из подшивала. У неё обычно одна нога, а иногда еще и палка-ножка.
Баба-Яга живет в избушке, которая стоит на курьих ножках и может поворачиваться вокруг своей оси, что делает её недосягаемой для посторонних. Кроме того, перед домом Бабы -Яги зачастую висят черепа.
Символически Баба -Яга представляет собой мудрое и могущественное женское начало, которое может быть, как благожелательным, так и опасным. Она полна загадок и тайн, и встреча с ней часто становится испытанием для героев русских сказок.
Симфонческая картина «Баба -Яга» (слайд 12)
Баба-Яга — симфоническая картина написана композитором Анатолием Константиновичем Лядовым в 1904 году. Произведение посвящено Владимиру Васильевичу Стасову — художественному и музыкальному критику.
«...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели...»
По сюжету произведение представляет собой полет Бабы-Яги, данный в непрерывном ритмическом движении и постепенно набирающим силу. Гротесковость и ирреальность придает музыке низкий тембр фагота, сменяемый звучанием бас-кларнета, а струнные словно подхлестывают этот полет.
Эта симфоническая картина невелика по размерам имеет всего лишь 412 тактов и при этом идет в очень быстром темпе (Presto). Она словно «проносится мимо как, должно быть, проносится сказочная ведьма в своей ступе.
(слайд 13)
Эта симфоническая картина открывается ярким тембровым эффектом унисоном деревянных духовых, который напоминает свист.
Остается тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела.
Сама же картина полета передается ритмическим движением в трехдольном размере с паузами на вторую долю. Угловатую мелодию с резкими акцентами таинственно интонирует фагот, затем бас-кларнет.
Струнные инструменты передают взмахи помелом, также слышаться треск деревьев и хруст листьев.
Господствует причудливая тема Бабы-Яги в окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком.
Развитие происходит волнами, которые воспринимаются как единый поток.
(слайд 14)
Ярко солирует ксилофон со своим характерным тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Последние восходящие аккорды флейт на фоне тремоло скрипок тают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре. И вот все рассеивается и затихает: Баба-Яга пронеслась и исчезла.
Музыка А. Лядова полностью демонстрирует образ Бабы-Яги. Фантастичность звучания получились у Лядова с помощью свистящих в унисон струнных и деревянно-духовых инструментов, динамики которая то нарастает до фортиссимо, то затихает до пианиссимо. Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности.
Заключение (слайд 15)
Теперь мы можем сказать, что Анатолий Лядов мастерски пользуется ползучими и хроматическими гаммами, стонущими колыбельными припевами, уколами и прыжками, шуршанием и присвистом, чтобы показать образы Кикиморы и Бабы-Яги – одних из самых запоминающихся и волшебных образов русской мифологии.
Музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.
Спасибо за внимание!
Ирина Владимировна Казарцева